Конспект к уроку литературы 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Конспект к уроку литературы по творчеству А.К. Тостого. Анализ стихотворения А.К. Толстого "Где гнутся над омутом лозы..". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stihotvoreniya_a.k._tolstogo_6_klass.docx58.22 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс                                                                Тема: А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»

Задачи деятельности учителя: - создать условия для ознакомления с фактами из биографии поэта А. Толстого,

- организация и проведение работы учениками над проектом и его защитой;

- способствовать формированию представления о поэзии XIX века.

 Цели:  владеть знаниями о жизни и творчестве русского поэта XIX века А. Толстого; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; делать устный и письменный анализ стихотворения; видеть разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике; понимать настроения, чувства поэтов; определять способы создания образов;

ХОД УРОКА

                           Следы прекрасного художник повсюду видит и – творит... Я. П. Полонский

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.  Проверка домашнего задания.
  3. Мотивация учебной деятельности.

- Знакомо ли вам имя писателя А.К.Толстой?   (ответы учеников)

- Какие произведения вы можете назвать?        (ответы учеников)

- Дайте определению термину «пейзаж»?         (ответы учеников)

       1. Обучающиеся определяют тему и цели  урока совместно с учителем.

Слово учителя: Сегодня у нас час творчества, на котором предстоит познакомиться с замечательным поэтом XIX века, певцом родной природы А. К. Толстым.

2. Учитель знакомит ребят с творчеством А.К.Толстого.

                                                                     Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября) 1817 года в

  Потомок известных родов              Санкт-Петербурге.

http://lit-classic.ru/images/biography_aktolstoy_0.jpg
Портрет Алексея Толстого в юности, художник - К.П.Брюллов.

    Будущий писатель родился в семье графа Константина Петровича Толстого, банковского советника и Анны Алексеевны урождённой Перовской, побочной дочери графа Алексея Кирилловича Разумовского. Отец добился для неё и братьев дворянского титула и фамилии «Перовские», а также дал основательное образование.

    Дядей со стороны отца был известный скульптор и вице-президент Академии художеств – граф Фёдор Петрович Толстой.

    Дяди со стороны матери – известный в те времена писатель Алексей Алексеевич Перовский (известный нам под псевдонимом Антон Погорельский), а также ставший позднее министров внутренних дел Лев Алексеевич Перовский и будущий генерал-губернатор Оренбурга – Василий Алексеевич Перовский.

    Когда мальчику было всего 6 недель, брак его родителей распался, и Анна Алексеевна увезла сына на Украину в имение своего брата Алексея. Практически, дядя стал главным воспитателем Алексея Константиновича.    

    Поскольку сам он был известным беллетристом, то и в племяннике с ранних лет сумел воспитать любовь к книгам и литературному творчеству. Именно Алексей Алексеевич послужил впоследствии для Льва Толстого прототипом для создания образа Пьера Безухова в романе «Война и мир».

    В 1810 году Перовский привозит сестру и племянника в Петербург. Здесь в течение десяти лет он поддерживает дружеские связи с известными литераторами: А.С.Пушкиным, В.А.Жуковским, К.Ф.Рылеевым и другими. К литературным обсуждениям с интересом прислушивается и племянник.

    Вскоре после приезда стараниями Жуковского Алексея приводят товарищем для игр будущему российскому императору Александру II, которому на то время было тоже восемь лет. Мальчики сошлись характерами и сохранили добрые отношения на всю жизнь. Впоследствии супруга императора также ценила личность и талант Толстого.

     В 1827 году Алексей Константинович вместе с мамой и дядей отправляются в Германию, где посещают Гёте. Свои детские впечатления и подарок великого писателя (обломок бивня мамонта) Толстой сохранит на долгие годы.

     В 1831 году по «коммерческим» делам Перовский едет в Италию, куда также берёт сестру с племянником. Алексей настолько «влюбляется» в эту страну, её произведения искусства и исторические памятники, что при возвращении в Россию долгое время тоскует о великих итальянских городах. В это время в своих дневниках он называет Италию «потерянным раем».

  3. Работа с учебником.  Учитель прочитывает стихотворение «Где гнутся над омутом лозы…», затем ученик читает его вслух.

  4. Анализ стихотворения

«Где гнутся над омутом лозы…» — небольшая баллада графа Алексея Константиновича Толстого, датированная 1840-ми годами. Стихотворение Алексея Толстого представляет собой небольшую балладу. Интересно, что изначально поэт создал балладу, навеянную «Лесным царём» Гёте. Однако Алексей Константинович сократил свою балладу вдвое, сделав финал открытым. Получилась некая зарисовка со сказочными мотивами.  Ее сюжет легко умещается в пару строк.

 Итак, в балладе описывается прекрасный летний день. Мать с ребёнком пришли на берег омута… Важно, что это не озеро, не пруд, а именно омут, который всегда в народном сознании связан с нечистой силой. Да и в действительности, это очень опасное место – глубокое, часто с водоворотами. Солнце печёт – мать разморило, она заснула на берегу, оставив ребенка без присмотра. Наверняка, ей казалось, что вокруг всё спокойно, а о том, что они пришли именно на омут, она могла и не знать.

Здесь стрекозы пляшут. Казалось бы, что это поэтическое сравнение, но не только… Стрекозы одушевлены, ведь они заговаривают с ребенком, они могут специально водить хороводы. Или ему это лишь слышится?

 Будто прекрасные русалки, которые больше подходят для соблазнения юношей, стрекозы манят дитя в воду. Точней, они обещают, что научат летать его, пока мать спит.

В третьей строфе описание прекрасных стрекоз: крылышки, как стекло, бирюзовые спины... И сами стрекозы хвастаются, мол, посмотри, ребенок, как мы хороши. Не очень скромные насекомые продолжают себя нахваливать: и песен знают много… И вообще, они давно любят именно этого ребенка. Они подчеркивают, что берег пологий, дно песчаное, дескать, бояться нечего. Сделает ли ребенок шаг (и к чему именно?) остаётся вопросом.

Финал произведения остается открытым. Неизвестно, отправился ли ребенок вслед за насекомыми и погиб или мать успела вовремя проснуться.

По мнению поэта и критика Иннокентия  Анненского, все, что слышит мальчик от стрекоз, — исключительно плоды его воображения. Поэтому у Толстого получается лучший вид баллады — сказочное предстает перед читателями практически в качестве реальности, а демонстрируется оно посредством описания фантазий героя. Самым прекрасным моментом произведения Анненский считает приманчивую песню стрекоз. 

Но Алексей Толстой известен и как автор страшных сказок, поэтому ничего удивительного, что в изъятом окончании баллады всё не так радужно. Дно становится практически зыбучим песком, здесь ил, тина, болото. На уже, видимо, захлебнувшегося ребенка нападают со страшными клешнями черные раки, утаскивают тело малыша на дно. И дно смыкается над ним. Завершает полную балладу опять картина прекрасного дня, где стрекозы манят неразумных детей. Урок легкомысленным детям, а также сонным матерям.

 Описание стрекоз показывает их привлекательность, веселость, умение позвать. Они обещают мальчику невозможное: научить его летать. Они рассказывают мальчику какие они хорошие и как у них все хорошо. Пока мать спит, они решили обмануть мальчика.
Главная строчка в стихотворении - это последняя.
Именно эта строчка показывает зачем они привлекают мальчика к себе.
Возможно, Толстой хотел этим стихотворением показать какую-то жизненную ситуацию, где человека тоже завлекли на гибель.

    5. Физминутка

   6. Учитель: продолжаем анализ. Какие художественные приемы использует автор?

Художественные приемы, создающие ощущение колыбельной песни: повторы, олицетворение (стрекозы поют), обращения, эпитеты (бирюзовые спинки), сравнения (крылышки точно стекло), ассонанс (приём звуковой организации стихотворного текста: повторение гласных звуков), анафора (повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф), ритм. Стихотворный размер-амфибрахий. Рифма-перекрестная.

Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!

   Учитель: В стихотворении поэт рисует образ русской природы. Тональность стихотворения определяется национальным характером и национальной судьбой.
   Интересно, что в процессе работы над «Где гнутся над омутом лозы…» Толстой решился на существенные сокращения текста. Первоначальный вариант сочинения был в два раза больше. Ни о каком открытом финале там и речи не шло. Ребенок проворно бежал на зов коварных стрекоз и в итоге оказывался на дне водоема, став добычей черных раков. После этого насекомые продолжали летать, плясать, петь и звать за собой «неразумных детей». Каким бы легким ни казалось произведение Толстого, есть и в нем мрачные ноты.

........................................

 Дитя побежало проворно 
 На 
голос манящих стрекоз. 
 Там ил был глубокий и черный
 И тиною омут порос.

 Стрекозы на пир поскорее

 Приятелей черных зовут,
 Из нор своих черные раки 
 С клещами к добыче ползут,

 Впилися в ребенка и тащат
 И тащат на черное дно,
 Болото под ним расступилось
 И вновь затянулось оно.

 И вновь, где нагнулися лозы
 От солнца палящих лучей, 
 Летают и пляшут стрекозы, 
 Зовут неразумных детей.

7.Проверочная работа на внимательность. Вопросы в виде теста.

1. В каком году было написано стихотворение "Где гнутся над омутом лозы"?

а). 1811

б). 1832

в). 1840

г). 1848

 2. Из скольких частей оно состоит?

а) из двух

б) из трех

в) из четырех

г) композиция цельная

3. Как называлось периодическое издание, где его напечатали? 

а)"Северные цветы"

б)"Современник"

в)"Русский вестник"

г)"Правда"

4. В каком году было напечатано стихотворение?  

а)1811

б)1832

в)1840

г)1856

5. Какова основная тема стихотворения? 

а) пробуждение природы и души человека ,

б) размышления о природе веры

в) прощание с прошедшим днем 

г) хрупкость человеческой жизни 

6. Назовите жанр стихотворения?

а) пейзажно-философская лирика

б)философская лирика 

в)баллада

г) ода

7. Каким размером оно написано?

а) четырехстопным ямбом 

б)амфибрахием

в)трехстопным ямбом

г)дольником

8. Подведем итоги:

1. чем овладели на уроке (мы овладели  знаниями о жизни и творчестве русского поэта XIX века А. Толстого);

2. чему научились при работе с текстом (стихотворением) (научились  выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; научились  делать устный и письменный анализ стихотворения; видеть разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике; понимать настроения, чувства поэтов);

3. что показалось сложным

9.  Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А.К.Толстого, сделать иллюстрацию к стихотворению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

Конспект вводного урока литературы в 10 классе с использованием технологий здоровьесбережения и проблемного обучения

Вводный урок литературы в 10 классе. Тема: "Русская литература 19 века. Основные этапы развития  России и русской классической литературы"....

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

Конспект открытого урока литературы "Очарованье русского романса" в 8 классе

Конспект урока литературы в 8 классеТема урока: «Очарованье русского романса»Учителя русского языка и литературы МОУ ООШ с.Талалихино Гешко Е.В. Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особе...

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...