Внеклассное мероприятие "В формате 3Д"
план-конспект занятия по литературе (10, 11 класс)
Данный материал - конспект с прзентацией внеклассного мероприятия, проведённого в рамках предметной недели, посвящённой Году литературы в России и юбилейным датам В.И. Даля, Ф.М. Достоевского, Г.Р. Державина. Мероприятие предполагает использование технологии "Творческая мастерская".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение с интернатом «Лицей имени Кирилла и Мефодия»
«В формате 3Д»
внеклассное мероприятие
в рамках предметной недели русского языка и литературы, посвященной юбилеям В.И. Даля и Ф.М. Достоевского
Тема: Классы: 11Б, 11Г
Учитель: Шарапова Татьяна Васильевна, СОГБОУИ «Лицей им. Кирилла и Мефодия».
Дата: 15.11.2016, 19.11.2016.
Цель:
1) приобщать учащихся к изучению литературы, русского языка,
2) совершенствовать умение обобщать и систематизировать знания,
3) развивать творческие способности учащихся,
4) пробуждать интерес к изучению неизвестных фактов прошлого,
5) воспитывать чувство уважения к историческому и литературному прошлому.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование: презентация, портреты В.И. Даля, Ф.М., Достоевского, Г.Р. Державина, С.Д. Довлатова, бумага для записей.
Ход занятия.
1. Мотивация. Актуализация познавательной и творческой деятельности.
Слайд 1.
На экран спроецирован первый слайд, на котором обозначена тема занятия. Вопросы к учащимся:
- Что я жду от темы?
- О чем пойдет речь?
- Чем мы можем заниматься? (ответы детей).
Итак, нас ожидает приключение, очень хочется, чтобы оно было интересным и помогло вам иначе взглянуть на многие реалии русской литературы, языка, культуры.
2. Работа с презентацией. Эвристическая беседа.
Слайд 2. Кто это? (Ф.М. Достоевский)
- Почему мы вспоминаем писателя? (11 ноября 2016 г. – 195 лет со дня рождения.)
Первое Д определено.
Слайд 3. Кто это? (В.И.Даль)
- Почему мы вспоминаем писателя, этнографа?(22 ноября 2016г – 215 лет со дня рождения.)
- Что знаете вы об этом удивительном человеке? (ответы учащихся).
Слайд 4. Афоризмы В.И. Даля.
Предлагаю вам познакомиться с некоторыми высказываниями В.И. Даля. Надеюсь, что благодаря этим цитатам великого исследователя русского языка вы глубже узнаете его как человека и гражданина.
Второе Д определено.
Слайд 5. Кто это? (Г. Р. Державин).
(Если ребята не узнают, кто изображен на слайде, прочитать стихотворение Г.Р. Державина «Река времен в своем теченье…» Желательно, чтобы стихотворение читал учащийся, чье имя и(или) фамилия начинаются на Д).
20 июня 2016 года - 200 лет со дня смерти поэта, государственного деятеля Г.Р. Державина.
Слайд 6. В.Г. Белинский о Г.Р. Державине.
Прочитайте высказывание о Державине критика В.Г. Белинского. Лучше, чем В.Г. Белинский, о значении Г.Р. Державина в истории русской культуры и литературы не сказал никто.
Третье Д определено.
Слайд 7. Что может их объединить?
Работа в группах: (4 группы по 4-5 человек в зависимости от количества учащихся в классе, дети выбирают группу по желанию, с кем они хотят работать).
Задание: запишите на листах, что может таких непохожих людей объединять. Постарайтесь найти как можно больше позиций, которые будут общими для юбиляров 2016 года.
Ребята, я задумала свое слово. Посмотрим, сумеете ли вы догадаться, что это за слово. Или все-таки мне удастся предложить вам иной поворот нашего разговора на занятии.
(Учитель должен тоже придумать слово на букву Д, так как в процессе разработки занятия формат 3Д «перерос» в формат 5Д, как в современном кино. На следующем слайде слово должно быть помещено последним. Мое слово – ДЕТИ)
Проверка результатов групповой работы: выслушать представителя каждой из 4 групп, проверить результаты работы по слайду 8.
Слайд 9.
(Ни в одном из моих классов одиннадцатиклассники не предложили слово ДЕТИ).
- Почему слово ДЕТИ задумано учителем? (ответ учащегося)
Четвертое Д определено.
Слайд 10. Творческая работа.
Задание: напишите сочинение-миниатюру «Державин, Достоевский, Даль», постарайтесь, чтобы в ваших текстах звучали слова, которые объединяют этих великих русских людей.
(Тема миниатюры предполагает создание стихотворного текста (фраза представляет собой четырехстопный ямб). Однако учащиеся свободны в выборе жанра. Работа может быть индивидуальной, в парах, групповой. На работу отвести 5-7 минут. Предложить прочитать тем, кто посчитает свою миниатюру удачной. У меня в обоих классах прочитали написанные тексты представители каждой группы и все, кто работал индивидуально. (Смотреть ПРИЛОЖЕНИЕ).
Слайд 12.
Как учитель, я не могу не сделать шага к тому, что вам пока, возможно, неизвестно. Лучше меня вы знаете, что современные кинотеатры предлагают фильмы в 5Д, поэтому наш разговор уже давно вышел из формата 3Д. Догадайтесь, кто на следующем слайде?
Слайд 13.
(Портрет незнаком. Учащиеся делают предположения, что фамилия этого человека начинается на Д, что в 2016 году был юбилей, что это представитель современной литературы. Лишь одна из учениц (из 47учащихся в двух классах) догадалась.
Сергей Донатович Довлатов (03.09.1941г-1990г) – 75 лет со дня рождения.
- Кто знает его книги? Читал о его судьбе? Слышал знаменитые довлатовские афоризмы? (ответы учащихся)
Слайд 14. Одно из высказываний писателя на слайде. Думаю, афоризм С.Д. Довлатова вам может пригодиться при подготовке к итоговому сочинению по литературе исходя из формулировок нескольких направлений 2016 года.
А о творчестве Сергея Довлатова мы будем говорить в этом учебном году, обязательно познакомимся с его творчеством.
Слайд 15. Итог занятия.
Продолжите фразу: «Занятие подошло к концу, и я хочу сказать…» (высказывания учащихся по желанию).
Слайд 16. Обращение учителя к ребятам.
Постараться, чтобы все слова начинались на Д.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Творческие работы учащихся 11Б, Г классов,
созданные в рамках внеклассного занятия
«В формате 3Д».
Сочинение-миниатюра
«Державин, Достоевский, Даль»
Державин, Достоевский, Даль.
Стихи, и проза, и словарь,
Отчизна, слово и эпоха.
(Зарифмовали мы неплохо).
Они давно нас воспитали,
Уроков много преподали,
Любовь к Отчизне нам привили,
Дорогу в жизнь для нас открыли.
Пусть вечно в памяти живут
И от потомков не уйдут.
(Бурмистров Владислав, Коренной Вадим, Пушанов Виктор, Цыгарев Егор, Кунцевич Виктория, 11Г)
Державин – Держава. Достоевский – Достояние. Даль – буДущее. Буква Д как символ фундамента русской поэзии и прозы, как основа творчества других поэтов. Символ России, душа народа, пример для подражания детям, движущая сила истории.
(Пиманченкова Анна, Панова Анастасия, Яскина Валерия, Базылева Яна, 11Б)
Державин, Достоевский, Даль…
Их слово в жизни словно сталь.
Их знает каждый, без сомненья,
Они же символ просвещенья.
Они – великие! А мы…
Должны хранить, беречь, ценить
Их слово важное
И за талант благодарить.
(Шалак Дарья, 11Б)
Державин, Достоевский, Даль…
Творили прошлую эпоху.
Давно ушли (нам очень жаль!),
Но вечно будем их мы помнить.
В истории их имена звучат
Для всех призывным звоном
Их чтут сегодня, как тогда,
И помнят каждое их слово.
(Дедкова Юлия, Снопков Никита, Молчанов Андрей, Васильев Сергей, 11Г)
Вы долго достойно хранили Россию
И русское слово с честью несли,
Любовь и верность народу дарили,
Свободу ценили и славили мир!
Даль, Достоевский, Державин – 3Д!
Спасибо вам скажут все дети в стране!
(Гараев Ильдар, Жбанова Юлия, Зинкевич Мария, Степаньков Дмитрий, Логутова Анастасия, 11Г)
Державин, Достоевский, Даль,
Словами вы ковали сталь.
Великий русский наш язык,
Как пламя яркое, в сердца
Людей проник.
Наследье ваше – связь поколений.
Кем были б мы без ваших учений?
(Полякова Зоя, Изотова Софья, Солдатенкова Анастасия, Крюков Егор, Скорубская Яна)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Разработка внеклассного мероприятия с презентацией в формате PowerPoint "Customs and Traditions of Great Britain. Hallowe\'en"
Данная презентация может быть использована в 7-9х классах как дополнительный материал по темам «Праздники Великобритании», «Традиции и обычаи Великобритании». Цель ресурса - расширить кругозор учащихс...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мат- не наш формат"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мат- не наш формат"...
Безопасность на дороге (интерактивная презентация по внеклассному мероприятию в формате Smart Notebook).
Безопасность на дороге (интерактивная презентация по внеклассному мероприятию в формате Smart Notebook)....
Внеклассное мероприятие в формате квиза "Классика современности и классика в современности".
Технологическая карта внеклассного мероприятия ФИО учителя: Побережных Иван Викторович, 4 курс, ОФ14-01Б, ИФиЯК СФУКласс: 7 «А»Предмет: литератураТема: Классика современности и ...
Сценарий внеклассного мероприятия в формате форсайт-сессии
Данное мероприятие классный руководитель может провести для того, чтобы мотивировать учащихся старших классов к осуществлению проектной деятельности....