Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа по литературе для 5 класса к УМК под редакцией Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_literatura.doc | 290.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе для 5 класса
Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МОИН РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
- Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) \ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П.-М.: Просвещение,2010). Программа ориентирована на УМК: «Литература 5 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2012 под редакцией В. Я. Коровиной.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОИН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015-2016 уч. год от 08.06.2015 пр. №579.
- Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7»
- Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Программа рассчитана на 105 часа в год, 3 часа в неделю. Рабочая программа составлена с учетом изучения литературы в объеме 3 часов в неделю, 105 часов в год. Из них: 4 часа внеклассного чтения. Программой предусмотрено 13 уроков развития речи, 4 зачетных работы.
Требования к результатам изучения предмета «Литература» в основной школе
Предметные результаты
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
• выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
• пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства;
• определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Планируемые результаты
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
• пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• работать с разными источниками информации и владеть основными
способами ее обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой
природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
Количество учебных часов в соответствии с учебным планом:
I четверть | 27 часов |
II четверть | 21 часов |
III четверть | 30 часов |
IV четверть | 27 часов |
Всего | 105 часов |
Контроль уровня обученности
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
23 | Контрольный тест за I четверть | Текущий | Тест |
42-43 | Р/Р Сочинение по произведению И. С. Тургенева «Муму». «Чему посвящен рассказ Муму?» | Текущий | Сочинение |
60-61 | Р/Р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением | Текущий | Сочинение |
79 | Итоговый тест за III четверть. | Текущий | Тест |
81-82 | Р.р.Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)» | Текущий | Сочинение |
93 | К.Р. Итоговый урок по теме «Русская литература XIX-XX в.в.» Тестирование. | Текущий | Тест |
102 | Итоговый тест за год | Итоговый | Тест |
Содержание курса литературы ( 5класс)
Введение. (1ч.)
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество. (7ч.)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое , полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты- вот духовные данные Василисы Премудрой..»(М.Горький). Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается.
«Иван - крестьянский сын и чудо -юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»-народные представ
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола(начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок(начальные представления)Сравнение.
Из древнерусской литературы.(3ч.)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.(обзор)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.(начальные представления)
Из литературы XVIII века. (2ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя(детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы( начальные представления).
Из русской литературы XIX века. (38+5)
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А.П.Сумароков, И.И.Дмитриев)(обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце(детство, начало литературной деятельности)
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И.А.Крылова.
Теория литературы. Басня(развитие представлений), аллегории(начальные представления).я, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.(детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и народной сказки.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко.
Русская литературная сказка ХIХ века
Антоний Погорельский.
«Черная курица, или Подземные жители». Сказочно- условное, фантастическое и достоверно – реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Пётр Павлович Ершов.»Конёк-Горбунок».(для внеклассного чтения).Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка(начальные представления).Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. (Детство, начало литературной деятельности, интерес к истории России.)
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет(развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация.(начальные представления)
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. (Детство, годы учения, начало литературной деятельности)
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством»(для внеклассного чтения)Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья).Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.( развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.(Детство и начало литературной деятельности)
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.(для внеклассного чтения)
«Есть женщины в русских селеньях…»(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)
«Муму» -Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. (Детство и начало литературной деятельности)
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор. Речевая характеристика персонажей .Речь героев как средство создания комической ситуации
Поэты XIX века о Родине и родной природе.(обзор)
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений.
Образы природы в произведениях адыгейских писателей
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века. (30+6ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник» (для внеклассного чтения).Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого ,сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте.(детство, юность, начало творческого пути).
Стихотворения «Я покинул родимый дом..» и «Низкий дом с голубыми ставнями..» - поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А.Есенина.
Поэтический образ Родины в творчестве адыгейских поэтов
Русская литературная сказка ХХ века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки Маршака.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в ХХ веке. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.(детство, начало литературной деятельности)
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Мир и человек в лирических произведениях адыгских поэтов
Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе. «Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы. (12+2ч.)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя(смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды.(цветы, ворон, олень,Маленькая разбойница)Снежная королева и Герда-противопоставление красоты внутренней и внешней.Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь .
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория(иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание |
Введение | |||||
1 | Писатели о роли книги в жизни человека и общества | 1 | Вопросы и задания(с. 5-6 | ||
Устное народное творчество | |||||
2. | Фольклор -коллективное устное народное творчество | 1 | Придумать поговорку, считалку, загадку | ||
3. | Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. | 1 | Вопросы и задания (с.10-11) | ||
4. | «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. | 1 | Чтение сказки «Царевна-лягушка». | ||
5. | «Царевна-лягушка». Художественный мир сказок | 1 | Вопросы и задания 5-7 (с. 25), чтение статей учебника (с. 26-28) | ||
6 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания | 1 | Вопросы и задания 7-8 (с. 37) | ||
7 | Ум и смекалка главного героя Ивана. | 1 | Художественный пересказ эпизодов сказки | ||
8 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | 1 | Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л.Толстой, В.Аникин) | ||
Из древнерусской литературы. | |||||
9 | Общее представление о древнерусской литературе | 1 | |||
10 | Русское летописание «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка | ||
11. | Отзвуки фольклора в летописи. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | Проект – составление электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей» | ||
Из русской литературы 18 века | |||||
12 | М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество | 1 | Составить проект – электронный | ||
13 | «Случились вместе два М.В. Ломоносов. Астронома в пиру…» | 1 | Подготовить выразительное чтение стихотворения | ||
Из литературы 19 века | |||||
14 | Басня как литературный жанр | 1 | Подготовить рассказ о И.А.Крылове; читать басни. | ||
15 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне». | ||
16 | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. | ||
17 | Художественно-изобразительные средства в басне. | 1 | Вопросы учебника | ||
18 | Р/Р Басенный мир Ивана Андреевича Крылова Защита проектов | 1 | Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль» | ||
19 | В.А.Жуковский – сказочник. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | Выразительное чтение сказки «Спящая царевна». | ||
20 | Нравственная проблематика сказки «Спящая царевна» | 1 | Вопросы учебника | ||
21 | Баллада В.А. Жуковского «Кубок» | 1 | Подготовить выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок». | ||
22 | А.С.Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне» | 1 | Пересказ жизни и творчества | ||
23 | Контрольный тест за I четверть | 1 | Задания 2 (с. 89), 3 (с. 92), | ||
24 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов. | 1 | Чтение «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина | ||
25 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки. | 1 | Вопросы и задания рубрики «Живопись, музыка, кино, театр» (с. 110-111), выразительное чтение сказки | ||
26 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной сказки и сказки народной | 1 | Сочинение на тему «История сказочного героя» | ||
27 | Стихи и проза. Рифма и ритм | 1 | Задание 3 (с. 114), сочинение стихотворения | ||
28 | Вн./чт. Мои любимые сказки А.С. Пушкина | 1 | Чтение сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» | ||
29 | Антоний Погорельский Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок его особенно его беспокоил..» | ||
30 | А. Погорельский.Мир детсва в сказке «Черная курица или подземные жители» | 1 | Дочитать сказку. Подготовить проект. | ||
31 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино» | 1 | Вопросы и задания 1—2 (с. 165), 1-7 | ||
32 | Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен | 1 | Выразительное чтение наизусть | ||
33 | Н.В. Гоголь. Повесть «Заколдованное место» | 1 | Вопросы и задания 2 (с. 174), 3-4 (с. 184) | ||
34 | Своеобразие повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» | 1 | Чтение и пересказ одной из повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» | ||
35 | НА. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» - поэтический образ русской женщины. | 1 | Выразительное чтение отрывка наизусть | ||
36 | Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети» | 1 | Чтение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», вопросы и задания (с. 205-206) | ||
37 | Вн. чт. Н.А. Некрасов. Стихотворение «На Волге» | 1 | Чтение рассказа И.С. Тургенева «Муму» | ||
38 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями | 1 | |||
39 | Герасим и его окружение | 1 | Составление плана фрагмента «История Муму» (с. 222-235) | ||
40 | Нравственное преображение Герасима. Немота – символ немого протеста крепостных. | 1 | |||
41 | Смысл финала рассказа | 1 | Письменный ответ-рассуждение на вопрос «Почему Герасим ушел в деревню» | ||
42-43 | Р/Р Сочинение по произведению И. С. Тургенева «Муму». «Чему посвящен рассказ Муму?» | 2 | Дописать сочинение | ||
44 | «Чудные картины» А.А. Фета | 1 | Выразительное чтение одного из стихотворений А.А. Фета наизусть. | ||
45 | Бессмысленность и жестокость национальной вражды в рассказе «Кавказский пленник» | 1 | Вопросы и задания 4-6 (с. 275), 3 (с. 276) | ||
46 | Жилин и Костылин. Жилин и Дина. | 1 | Устное сочинение на тему «Жилин и Костыли в полену», «Жилин и Дина» | ||
47 | Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» | 1 | Написать сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы» | ||
48 | Вн.чт. Рассказы о Кавказской войне | Пересказ | |||
49 | А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа | 1 | Выразительное чтение рассказа «Хирургия» | ||
50 | Рассказы Антоши Чехонте Юмор ситуации. | 1 | Устное сочинение «Мой любимый рассказ А.П.Чехова» | ||
51 | Речь персонажей как средство их характеристики | Пересказ | |||
52 | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А..Плещеев. | 1 | Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о весне или о лете. | ||
53 | Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. | 1 | Наизусть стихотворения ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» | ||
54 | Образы природы в лирике поэтов 20 века | 1 | Выразительное чтение стихотворения | ||
Из литературы XX века | |||||
55 | Внеклассное чтение. И.А.Бунин. Рассказ о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе. | 1 | Эссе «В чём была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов?» | ||
56 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Автобиографичность повести. | 1 | Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца. Подготовить рассказ о писателе. | ||
57 | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | 1 | Выполнить письменно задание 5 (с. 49 учебника). | ||
58 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. | 1 | Составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке; | ||
59 | Путь Васи к правде и добру. | Подробный пересказ. | |||
60-61 | Р/Р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением | 2 | Индивидуальные задания о жизни С. А. Есенина. | ||
62 | С. А. Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина | 1 | Выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…» | ||
63 | Поэтический образ Родины в лирике русских поэтов | 1 | Подготовить понравившийся стих наизусть | ||
64 | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки | 1 | Подготовить выразительное чтение сказа «Мед-ной горы Хозяйка». Выполнить 6-е задание (с. 68) | ||
65 | Язык сказа. | 1 | Вопрос 2, стр. 69 (письменно) | ||
66 | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова | 1 | Читать сказы П.П.Бажова | ||
67 | Реальность и фантастика в сказе П.П. Бажова | 1 | Сообщения, фоторепортажи | ||
68 | К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». | 1 | Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой» | ||
69 | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки | 1 | Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату | ||
70 | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения. | 1 | Отметить в тексте рас-сказа «Заячьи лапы» строк» | ||
71 | Жанровые особенности рассказа «Заячьи лапы» | 1 | Ответы на вопросы учебника | ||
72 | ВТМ А.Куприн «Чудесный доктор». Встреча Мерцалова и врача в парке. Гуманность – главная составляющая деятельности Н.И.Пирогова. | 1 | |||
73 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | Повторить роды литературы. | ||
74 | Положительные и отрицательные герои. | 1 | Выразительное чтение своей роли и рассказ о «своем» персонаже | ||
75 | Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» | 1 | Составить план рассказа. Подготовить подробный пересказ | ||
76 | А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Единство героя с природой. | 1 | Прочитать рассказ Платонова «Никита» | ||
77 | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» | 1 | Вопрос 4, стр. 122 (письменно) | ||
78 | Сюжет и герои рассказа «Васюткино озеро». | 1 | Анализ эпизода | ||
79 | Итоговый тест | 1 | Подготовить ответы на 1 - 7-й вопросы (с. 146-147 | ||
80 | Человек и природа в рассказе | 1 | Подготовиться к сочинению | ||
81-82 | Р.р.Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)» | 2 | Прочитать рассказы В.П.Астафьева «Зачем я убил коро-стеля?», «Бе-логрудка» | ||
83 | Вн/чт. В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Бе-логрудка» | 1 | Подготовить художественный пересказ | ||
84 | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть | ||
85 | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста» | 1 | Подготовить выразительное чтение стихотворения К.М.Симонова | ||
86 | ВТМ Л.Н.Толстой «Война и мир» (отрывок о Пете Ростове). Подросток на войне | 1 | Вопросы учебника | ||
87 | Образ пленного мальчика-француза. | 1 | Стих наизусть. | ||
88 | Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы» | 1 | Вопросы учебника | ||
89 | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» | 1 | Наизусть стихотворения И.А.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…» | ||
90 | Р/Р Мир и человек в лирических произведениях поэтов 20 века | 1 | |||
91 | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | 1 | Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников…) | ||
92 | Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений-шуток | ||
93 | К.Р. «Русская литература XIX-XX в.в.» Тестирование. | 1 | |||
Из зарубежной литературы | |||||
94 | Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. | 1 | Выразительное чтение баллады. | ||
95 | Д.Дефо. Слово о писателе. «Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя. | 1 | Письменное рассуждение: «О чём свидетельствует дневник героя?» | ||
96 | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. | 1 | Подготовить краткий пересказ сказки «Снежная королева» | ||
97 | Сказка «Снежная королева». Тема и проблема | 1 | Сочинить небылицу | ||
98 | Вн. чт. Ж.Санд: «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном | 1 | Подготовить творческое выступление | ||
99 | Р/Р Творческое выступление «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)» | 1 | Прочитать «Приключения Тома Сойера» М.Твена | ||
100 | Марк Твен. Слово о писателе. Жизнь и заботы Тома Сойера | 1 | Подготовить сообщение «Том и его друзья». | ||
101 | Том Сойер и его друзья | 1 | Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том | ||
102 | Итоговый тест за год | 1 | Повторение | ||
103 | ВТМ О.Уайльд «Мальчик- звезда». Тема сострадания в сказке. | 1 | Художественный пересказ отрывка | ||
104 | Урок игра «Что, где, когда» | 1 | |||
105 | Читаем летом | 1 |
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе:
Для учащихся:
- Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2012.
- Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.
- Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
- Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 2013.
Для учителя:
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 2013.
- Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2012.
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2013.
- Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
- Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. – М.: Просвещение, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....
Комментарии
Рабочие программы
Данная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС
Рабочие программы
Данная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС