Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)

Качанова Оксана Владимировна

Рабочая программа по литературе для 5 класса к УМК под редакцией Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_literatura.doc290.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая  программа  по литературе  предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ.

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МОИН РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
  2. Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) \ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П.-М.: Просвещение,2010). Программа ориентирована на УМК: «Литература 5 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2012 под редакцией В. Я. Коровиной.
  3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОИН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015-2016 уч. год от 08.06.2015 пр. №579.
  4. Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского         района «Средняя общеобразовательная школа № 7»
  5. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского         района «Средняя общеобразовательная школа № 7»

 Программа рассчитана на 105 часа в год, 3 часа в неделю. Рабочая программа составлена с учетом изучения литературы в объеме 3 часов в неделю, 105 часов в год. Из них: 4 часа внеклассного чтения. Программой предусмотрено 13 уроков развития речи, 4 зачетных работы.

Требования к результатам  изучения предмета «Литература» в основной школе

Предметные результаты

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

•        выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования                 представлений о русском национальном характере;

•        видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

•        выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

•        использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

•        выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

•        пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

•        выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от     фольклорной;

•         осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

•         адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

•        воспринимать художественный текст как произведение искусства;

•        определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

•        выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

•        определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

•        создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

•        сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Планируемые результаты

 Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;

• пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на  этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять  актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• работать  с разными источниками информации и владеть основными

способами ее обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой

природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их

художественную и смысловую функцию;

Количество учебных часов в соответствии с учебным планом:

I четверть

27 часов

II четверть

21 часов

III четверть

30 часов

IV четверть

27 часов

Всего

105 часов

Контроль уровня обученности

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

23

Контрольный тест за I четверть

Текущий

Тест

42-43

Р/Р Сочинение по произведению И. С. Тургенева «Муму». «Чему посвящен рассказ Муму?»

Текущий

Сочинение

60-61

Р/Р  Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

Текущий

Сочинение

79

Итоговый тест за III четверть.

Текущий

Тест

81-82

Р.р.Сочинение

« Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»

Текущий

Сочинение

93

К.Р. Итоговый урок по теме «Русская литература XIX-XX в.в.» Тестирование.

Текущий

Тест

102

Итоговый тест за год

Итоговый

Тест

Содержание  курса  литературы ( 5класс)

Введение. (1ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество. (7ч.)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре.

 Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

 «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. «Величественная простота, презрение  к позе, мягкая гордость собою, недюжинный  ум и глубокое , полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать  собою  ради торжества своей мечты- вот духовные данные Василисы Премудрой..»(М.Горький).   Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир  волшебной сказки. Народная мораль  в сказке: добро торжествует, зло наказывается.

«Иван - крестьянский сын и чудо -юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки  в оценке  автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»-народные представ

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола(начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок(начальные представления)Сравнение.

Из древнерусской литературы.(3ч.)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.(обзор)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.(начальные представления)

Из литературы XVIII века. (2ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя(детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы( начальные представления).

Из  русской  литературы XIX века. (38+5)

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А.П.Сумароков, И.И.Дмитриев)(обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце(детство, начало литературной деятельности)

 «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство  раскрытия определённых  свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие  языка  басен И.А.Крылова.

Теория литературы. Басня(развитие представлений), аллегории(начальные представления).я, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.(детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной  и народной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко.

Русская литературная сказка ХIХ века

Антоний Погорельский.

«Черная курица, или Подземные жители». Сказочно- условное, фантастическое и достоверно – реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Пётр Павлович Ершов.»Конёк-Горбунок».(для внеклассного чтения).Соединение  сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин  народного быта,  народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка(начальные представления).Стихотворная  и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. (Детство, начало литературной деятельности, интерес  к истории России.)

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет(развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация.(начальные представления)

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ   о писателе. (Детство, годы учения, начало литературной деятельности)

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством»(для внеклассного чтения)Поэтические картины  народной жизни (праздники, обряды, гулянья).Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов  героев. Изображение  конфликта тёмных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.( развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.(Детство и начало литературной деятельности)

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.(для  внеклассного чтения)

«Есть женщины в русских селеньях…»(отрывок  из  поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«Муму» -Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

 «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор. Речевая характеристика персонажей .Речь героев как средство  создания комической ситуации

Поэты XIX века о Родине и родной природе.(обзор)

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений.

Образы природы в произведениях адыгейских писателей

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века. (30+6ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«Косцы». Восприятие прекрасного.  Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ  «Подснежник» (для внеклассного чтения).Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого ,сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте.(детство, юность, начало творческого пути).

 Стихотворения  «Я покинул родимый дом..» и  «Низкий  дом  с голубыми ставнями..» - поэтизация   картин малой родины как исток художественного  образа  России. Особенности  поэтического языка  С.А.Есенина.

Поэтический образ Родины в творчестве адыгейских поэтов

Русская литературная сказка ХХ века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки  Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в ХХ веке. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.(детство, начало литературной деятельности)

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

 К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения   о Родине, родной природе как выражение  поэтического восприятия  окружающего мира  и осмысление  собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России. Сближение образов  волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Мир и человек в лирических произведениях адыгских поэтов

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.    «Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы. (12+2ч.)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя(смелость, мужество, находчивость,  несгибаемость  перед жизненными  обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды.(цветы, ворон, олень,Маленькая разбойница)Снежная королева и Герда-противопоставление красоты  внутренней и внешней.Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь .

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория(иносказание) в повествовательной  литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание  реальных жизненных  проблем и игровых  приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение  сделать  окружающий мир  интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

                                                   

                                                     

                                                 

                                               

                                               Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее

задание

Введение

1

Писатели о роли книги в жизни человека и общества

1

Вопросы и задания(с. 5-6

Устное народное творчество

2.

Фольклор -коллективное устное народное творчество

1

Придумать поговорку, считалку, загадку

3.

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы.

1

Вопросы и задания (с.10-11)

4.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

1

Чтение сказки «Царевна-лягушка».

5.

«Царевна-лягушка». Художественный мир сказок

1

Вопросы и задания 5-7 (с. 25), чтение статей учебника (с. 26-28)

6

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания

1

Вопросы и задания 7-8 (с. 37)

7

Ум и смекалка главного героя Ивана.

1

Художественный пересказ эпизодов сказки

8

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

1

Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л.Толстой, В.Аникин)

Из древнерусской литературы.

9

Общее представление о древнерусской литературе

1

10

Русское летописание «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка

11.

Отзвуки фольклора в летописи. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

Проект – составление электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей»

Из русской литературы 18 века

12

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество

1

Составить проект – электронный

13

«Случились вместе два М.В. Ломоносов. Астронома в пиру…»

1

Подготовить выразительное чтение стихотворения

Из литературы 19 века

14

 Басня как литературный жанр

1

Подготовить рассказ о И.А.Крылове; читать басни.

15

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

1

Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне».

16

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

1

Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен.

17

Художественно-изобразительные средства в басне.

1

Вопросы учебника

18

Р/Р Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

Защита проектов

1

Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль»

19

В.А.Жуковский – сказочник. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

1

Выразительное чтение сказки «Спящая царевна».

20

Нравственная проблематика сказки «Спящая царевна»

1

Вопросы учебника

21

Баллада В.А. Жуковского «Кубок»

1

Подготовить выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок».

22

А.С.Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне»

1

Пересказ жизни и творчества

23

Контрольный тест за I четверть

1

Задания 2 (с. 89), 3 (с. 92),

24

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов.

1

Чтение «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

25

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки.

1

Вопросы и задания рубрики «Живопись, музыка, кино, театр» (с. 110-111), выразительное чтение сказки

26

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

1

Сочинение на тему «История сказочного героя»

27

Стихи и проза. Рифма и ритм

1

Задание 3 (с. 114), сочинение стихотворения

28

Вн./чт. Мои любимые сказки А.С. Пушкина

1

Чтение сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

29

Антоний Погорельский Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

1

Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок его особенно его беспокоил..»

30

А. Погорельский.Мир детсва в сказке «Черная курица или подземные жители»

1

Дочитать сказку. Подготовить проект.

31

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

1

Вопросы и задания 1—2 (с. 165), 1-7

32

Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен

1

Выразительное чтение наизусть

33

Н.В. Гоголь. Повесть «Заколдованное место»

1

Вопросы

и задания 2 (с. 174), 3-4 (с. 184)

34

Своеобразие повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»

1

Чтение и пересказ одной из повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»

35

НА. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» - поэтический образ русской женщины.

1

Выразительное чтение отрывка наизусть

36

Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети»

1

Чтение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», вопросы и задания (с. 205-206)

37

Вн. чт.  Н.А. Некрасов. Стихотворение «На Волге»

1

Чтение рассказа И.С. Тургенева «Муму»

38

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями

1

39

Герасим и его окружение

1

Составление плана фрагмента «История Муму» (с. 222-235)

40

Нравственное преображение Герасима. Немота – символ немого протеста крепостных.

1

41

Смысл финала рассказа

1

Письменный ответ-рассуждение  на вопрос «Почему Герасим ушел в деревню»

42-43

Р/Р Сочинение по произведению И. С. Тургенева «Муму». «Чему посвящен рассказ Муму?»

2

Дописать сочинение

44

«Чудные картины» А.А. Фета

1

Выразительное чтение одного из стихотворений А.А. Фета наизусть.

45

 Бессмысленность и жестокость национальной вражды в рассказе «Кавказский пленник»

1

Вопросы и задания 4-6 (с. 275), 3 (с. 276)

46

Жилин и Костылин. Жилин и Дина.

1

Устное сочинение на тему «Жилин и Костыли в полену», «Жилин и Дина»

47

Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

1

Написать сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы»

48

Вн.чт. Рассказы о Кавказской войне

Пересказ

49

А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа

1

Выразительное чтение рассказа «Хирургия»

50

Рассказы Антоши Чехонте Юмор ситуации.

1

Устное сочинение «Мой любимый рассказ А.П.Чехова»

51

Речь персонажей как средство их характеристики

Пересказ

52

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А..Плещеев.

1

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о весне или о лете.

53

Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков.

1

Наизусть стихотворения ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

54

 Образы природы в лирике поэтов 20 века

1

Выразительное чтение стихотворения

Из литературы XX  века

55

Внеклассное чтение. И.А.Бунин. Рассказ о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе.

1

Эссе «В чём была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов?»

56

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Автобиографичность повести.

1

Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца. Подготовить рассказ о писателе.

57

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

1

Выполнить письменно задание 5 (с. 49 учебника).

58

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

1

Составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке;

59

Путь Васи к правде и добру.

Подробный пересказ.

60-61

Р/Р  Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

2

Индивидуальные задания о жизни С. А. Есенина.

62

С. А. Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

1

Выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…»

63

Поэтический образ Родины в лирике русских поэтов

1

Подготовить понравившийся стих наизусть

64

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки

1

Подготовить выразительное чтение сказа «Мед-ной горы Хозяйка». Выполнить 6-е задание (с. 68)

65

Язык сказа.

1

Вопрос 2, стр. 69 (письменно)

66

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

1

Читать сказы П.П.Бажова

67

 Реальность и фантастика в сказе П.П. Бажова

1

Сообщения, фоторепортажи

68

К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб».

1

Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой»

69

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки

1

Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату

70

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».  Тема и проблема произведения.

1

Отметить в тексте рас-сказа «Заячьи лапы» строк»

71

 Жанровые особенности рассказа «Заячьи лапы»

1

Ответы на вопросы учебника

72

ВТМ А.Куприн «Чудесный доктор». Встреча Мерцалова и врача в парке. Гуманность – главная составляющая деятельности Н.И.Пирогова.

1

73

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

1

Повторить роды литературы.

74

Положительные и отрицательные герои.

1

Выразительное чтение своей роли и рассказ о «своем» персонаже

75

Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»

1

Составить план рассказа. Подготовить подробный пересказ

76

А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Единство героя с природой.

1

Прочитать рассказ Платонова «Никита»

77

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро»

1

Вопрос 4, стр. 122 (письменно)

78

Сюжет и герои рассказа «Васюткино  озеро».

1

Анализ эпизода

79

Итоговый тест

1

Подготовить ответы на 1 - 7-й вопросы (с. 146-147

80

Человек и природа в рассказе

1

Подготовиться к сочинению

81-82

Р.р.Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»

2

Прочитать рассказы В.П.Астафьева «Зачем я убил коро-стеля?», «Бе-логрудка»

83

Вн/чт. В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Бе-логрудка»

1

Подготовить художественный пересказ

84

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.

1

Подготовить выразительное чтение наизусть

85

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста»

1

Подготовить выразительное чтение стихотворения К.М.Симонова

86

ВТМ Л.Н.Толстой «Война и мир» (отрывок о Пете Ростове). Подросток на войне

1

Вопросы учебника

87

Образ пленного мальчика-француза.

1

Стих наизусть.

88

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»

1

Вопросы учебника

89

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

1

Наизусть стихотворения И.А.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…»

90

 Р/Р Мир и человек в лирических произведениях поэтов 20 века

1

91

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

1

Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников…)

92

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

1

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений-шуток

93

К.Р. «Русская литература XIX-XX в.в.» Тестирование.

1

Из зарубежной литературы

94

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.

1

Выразительное чтение баллады.

95

Д.Дефо. Слово о писателе. «Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя.

1

Письменное рассуждение: «О чём свидетельствует дневник героя?»

96

Х.К.Андерсен и его сказочный мир.

1

Подготовить краткий пересказ сказки «Снежная королева»

97

Сказка «Снежная королева». Тема и проблема

1

Сочинить небылицу

98

Вн. чт. Ж.Санд: «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1

Подготовить творческое выступление

99

Р/Р Творческое выступление «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»

1

Прочитать «Приключения Тома Сойера» М.Твена

100

Марк Твен. Слово о писателе. Жизнь и заботы Тома Сойера

1

Подготовить сообщение «Том и его друзья».

101

Том Сойер и его друзья

1

Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том

102

Итоговый тест за год

1

Повторение

103

ВТМ О.Уайльд «Мальчик- звезда». Тема сострадания в сказке.

1

Художественный пересказ отрывка

104

Урок игра «Что, где, когда»

1

105

Читаем летом

1

                     

                     

     

 Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе:

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
  4. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 2013.

Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 2013.
  2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2012.
  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2013.
  4. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
  5. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. – М.: Просвещение, 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....


 

Комментарии

Качанова Оксана Владимировна

Данная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС

Качанова Оксана Владимировна

Данная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС