«Общечеловеческие проблемы в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Ориентируясь на новые образоватльные стандарты, старалась использовать принципы системно-деятельностного подхода. принцип деятельности: ученик получает знания не в готовом виде, а старается добывать их сам, причем делает это осознанно; принцип непрерывности-преемственности между этапами обучения; принцип психологической комфортности: снятие стрессовых факторов учебного процесса, создание доброжелательной обстановки на занятии, развитие диалоговых форм обучения; принцип творчества: приобретение учащимися собственного опыта. Планируемые результаты: личностные,метапредметные,предметные - по мере возможности решались.Прослеживалась связь изучаемого материала с раннее изученным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 104.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Фатежская средняя общеобразовательная школа №2»
Фатежского района Курской области
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 В классе
ТЕМА УРОКА:
«Общечеловеческие проблемы в трагедии
А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»
(Учебник литературы.9 класс.Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин)
Дата проведения 27.11.2018 г.
Учитель русского языка и литературы
Кононова Олеся Олеговна
Тема урока: Общечеловеческие проблемы в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».
Целеполагание ученика:
-уметь определять тематику и проблематику маленькой трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»;
-уметь анализировать текст, отбирать главное, сопоставлять произведения разных видов искусств, объединённых одной темой;
-уметь работать с опорными схемами;
-осознать, что зависть – отрицательное чувство, которому следует противостоять.
Целеполагание учителя:
-совершенствовать навыки учащихся анализа текста, научить приёмам работы с текстом;
-способствовать развитию творческих способностей учащихся и познавательного интереса к литературе, используя межпредметные связи;
-формировать умение у школьников работать с опорной схемой (составлять схему, на основе схемы строить связный рассказ);
-воспитывать нравственную позицию, заложить основы нравственного поведения, раскрыв понятия «зависть», «искусство», «ремесло», «коварство», «гениальность», «гармония» и др.
-развивать сопереживание, сочувствие,
-развивать речь.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методические особенности: используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, кинофрагменты; используются разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Проектный метод сочетался с традиционными методами обучения, в качестве дополняющего её элемента в организации самостоятельной работы ученика. Работая в составе группы, ученик самостоятельно и охотно приобретает недостающие знания из разных источников, учится пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и образовательных задач, приобретает коммуникативные умения, развивает у себя исследовательские умения, развивает системное мышление.
Ход урока
1.Организационный момент, приветствие. (Оформление рабочих карточек)
Слайд 1.Портрет А.С. Пушкина. Вступительное слово учителя.
Пушкин приходил к нам с детства, а мы приходили к Пушкину, став значительно взрослее. В судьбе и поэзии Пушкина современных читателей прежде всего поражает, насколько произведения великого русского писателя, поэта, драматурга актуальны и в наши дни. Предлагаю для сегодняшнего урока (обсуждения) такую тему (слайд 2)
Общечеловеческие проблемы в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт разговор?
-Как вы понимаете словосочетание «общечеловеческие проблемы»?
На сегодняшнем уроке мы обратимся к одной из маленьких трагедий – «Моцарт и Сальери». Но давайте с вами условимся, чтобы не совершить несправедливости. Анализируя поступки героев трагедии А.С.Пушкина, опираемся на литературный материал, вымысел, сюжет литературного произведения. Итак, имена главных героев трагедии – Моцарт и Сальери, а имена известных композиторов - Вофганг Амадей Моцарт, немецкий композитор, и Антонио Сальери, итальянский композитор. Конечно, без реальных биографических фактов нам не обойтись. Но…Обо всём по порядку.
-Когда были написаны «Маленькие трагедии»?
2.Сообщение ученика о пребывании А.С.Пушкина в Болдино в 1830 году (индивидуальное задание)+задания в группах выполняются после сообщения, 1-2 мин.
Слайд «Особенности цикла» Маленькие трагедии»
Доказать верность утверждения конкретными примерами, основанными на тексте трагедии «Моцарт и Сальери». 1-я группа -1)небольшой объём, малое количество сцен, героев; 2)быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, т.е. столкновение различных жизненных позиций; 3)глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью.
Делаем вывод: «Маленькие трагедии» очень похоже изображают жизнь. Это реалистические произведения.
3.Тема трагедии «Моцарт и Сальери»
-Какая же тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»? (раскрылась губительная сила зависти)
-Знаете ли вы, что такое зависть? Обратимся к словарной статье (читает ученик). А когда возникает это чувство? Слайд «проявление зависти». Я не спрашиваю у присутствующих, знакомы ли ситуации, отображённые на экране, но уверена, есть над чем задуматься…
-Обратимся к 1-ому монологу Сальери и проследим, как зависть поселилась в сердце музыканта (читает ученик со слов: «Усильным, напряжённым постоянством…» до слов : «О Моцарт, Моцарт!»
-Какие этапы в свой жизни выделяет Сальери:
«Я слушал и заслушивался..»
«Я сделался ремесленник..»
«..я ныне стал завистник»
………………………….?
А чем завершился этот путь? (Сальери стал убийцей)
Слайд с определением слова «ремесленник».
-Одно или оба определения подходят Сальери? Обсудите это в своих группах и ответьте на вопрос: «Почему именно так называет себя Сальери?» Подтверждение текстом обязательно. Когда кто-то отвечает, остальные делают опорные записи в тетради.
-Итак, 1-й монолог Сальери – это завязка трагедии. Но он же является кульминацией терзаний Сальери.
-Прошу вас сейчас приготовиться не только прослушать фрагмент трагедии, но и обратить внимание на работу художника-мультипликатора. Какой приём он использует, чтобы показать волшебную силу музыки Моцарта? (Свет. Музыка преображает всё вокруг, освещает…метафора )
Видеофрагмент из мультфильма (Моцарт исполняет фрагмент своего произведения, сочинённого ночью. Сальери признаёт гений композитора. Моцарт легкомысленно говорит о себе)
-Осознаёт ли Сальери гениальность Моцарта? Найдите подтверждение в тексте.
(Слова Сальери перед последним монологом. Последний монолог из 1-й сцены).
Прокомментируйте строки последнего монолога со слов «Нет! Не могу противиться я доле..» до слов «Так улетай же!..»
4.Проблемы «Гений и злодейство», «Что такое гармония?»
-Какая фраза, по вашему мнению, является ключевой во 2-й сцене? Обоснуйте свой ответ.
(«Гений и злодейство – две вещи несовместные»)
5.Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери по предложенной опорной схеме. Работа в группах, индивидуально, парно (по выбору)? 10 мин (5+5)
1-я группа даёт характеристику Моцарту, 2-я группа Сальери, 3-я группа отмечает сходство и различие героев.
-В чём главное отличие Моцарта от Сальери?
Какие взгляды Моцарта Сальери не может принять? (взгляды на искусство, это подтверждается сценой со слепым музыкантом). Как относятся к музыканту Моцарт и Сальери?
Слайд «Искусство», определение.
-Сформулируйте мнение Моцарта об искусстве (Каким оно должно быть?(оно должно дарить радость людям, нести добро, должно быть доступным?)
Слайд «Сопоставление фрагментов ремесло – искусство».
-Отметьте важные, на ваш взгляд, слова, выражения. Каким героям принадлежат они?
Аудио (фрагмент «Слушай мой реквием..»)
-Какой двойной смысл приобретают слова Моцарта « мой Реквием»?
Задание по группам:
-Приготовьте ответ по схемам. Прокомментируйте по одному эпизоду.
1.Проблема зависти :
Зависть—(приводит к духовному обницанию)
2.Проблема гения и злодейства:
Гений и злодейство—(«Две вещи несовместные»)
3.Проблема взаимоотношения ремесла и искусства:
Проблема гармонии—(должны существовать и ремесло, и искусство)
Сегодня на уроке нам помогали произведения искусства. Какие?
(литература, музыка, живопись (гравюра). Об особенностях гравюр-иллюстраций к трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» приглашаю рассказать Фёдора Беленкова (интервью с учеником об истории возникновения гравюры как демократичного вида искусства, об особенностях конкретных иллюстраций Ф.Д.Константинова и В.А.Фаворского).
(В гравюре обычно используются два цвета: чёрный и белый. При этом мастерство художника не ограничивается этими цветами. Ему становятся подвластны полутона, оттенки. Поэтому гравюра такая выразительная.Она позволяет сконцентрироваться на самом главном: на выражении лица героя, его фигуре, движении. С помощью контрастных сочетаний гравюра прекрасно передаёт характеры героев).
Итоги
-Назовите общечеловеческие проблемы в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», которые нам сегодня удалось выявить?
-Что особенно запомнилось вам сегодня на уроке?
*-Хотелось бы услышать ваши советы, помогающие противостоять зависти, ненависти, злодейству
*Продолжите фразу
Человек обращается к искусству, когда….
Домашнее задание:
Письменный ответ на вопрос: «Какие жизненные уроки даёт нам трагедия А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»? Ваши ответы, рабочие схемы войдут в один общий проект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Преступление и наказание" Ф.М.Достоевский и "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкин
Целью данной работы является: 1.показать преемственность русской литературы 2.выявить пушкинские традиции в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" 3.обучить методике сравнит...
Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...
Нравственные проблемы маленькой трагедии "Моцарт и Сальери"
приложение к уроку "Гений и злодейство - две вещи несовместные"...
Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему " Проблема "гения и злодейства" в трагедии А.С. Пушкина "МОЦАРТ И САЛЬЕРИ"
Урок литературы в 9 классе. Тема урока: А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери". Проблема "гения и злодейства". Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Цель урока: познакомить с новыми страницам...
А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»
Конспект интегрированного урока литературы и МХК в 9 классе на тему " А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»" с презентацией....
Презентация к уроку литературы на тему "А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»".
Презентация к уроку литературы на тему "А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»" помогает познакомить учащихся с трагедией А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», совершенствовать...
Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».
Урок литературы в 9 классеТема: Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»Цели урока. Воспитывать любовь к творчеству А. ...