Разработка урока литературы по теме «П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». 5 класс.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Турицина Елена Александровна

Урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29.06.2019_5_-konspekt_uroka_po_literature_5_klass.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы по теме «П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». 5 класс.

Учитель: Турицина Елена Александровна

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Технологическая карта

Тема

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка»

Цели урока

Репродуктивные: способствовать освоению  учащимися основных  жанров  литературы: сказа и сказки;

определить их сходство и различие.

Продуктивные:  на основе различных источников информации  уметь формулировать проблему и искать пути её решения;

Творческие: уметь эффективно взаимодействовать в ситуации смысловой неопределённости;

Формирование УУД

Личностные: 

1.  Совершенствование духовно – нравственных качеств личности;

2. Формирование  интереса к личности писателя, развитие у обучающихся уважительного  отношения к мастеровым людям, талантливым умельцам из простого народа;  

3. Формирование  у обучающихся  бережного и внимательного отношения к природе родного края, народным традициям;

Метапредметные: 

1.Учащиеся анализируют, делают выводы, дают оценку конкретным высказываниям;

2. Осуществляют поиск дополнительных сведений;

3. Совершенствуют навыки работы в группах, составлении синквейна, используя ресурсы  учебника, дополнительной литературы и ИКТ;

Предметные: 

  1. Умение определять жанровую принадлежность текста;
  2. Умение  формулировать тему урока;
  3. Понимание связей литературного произведения с эпохой их написания;
  4. Владение терминологией разговорных слов и оборотов;
  5. Познакомить учащихся с творчеством П.П.Бажова;
  6. Умение отличать реальные события от фантастических, описанных в сказе.

Ресурсы

Учебник «Литература» 5 класс.  Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.  Москва, «Просвещение» 2018 г.

раздаточный материал для групп, иллюстрации к книге П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка», портрет писателя, выставка рисунков учащихся, готовые изделия из природного камня, кадры из художественного фильма.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

 

 

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Создать проблемную ситуацию на уроке через  чтение эпиграфа  об Урале Л.Татьяничевой, демонстрацией кадра из фильма о Хозяйке медной горы с выходом на тему урока

Самостоятельные попытки учащихся сформулировать проблему и тему урока.

Вопросы:

Известны ли вам легенды нашего края?

Вы видели костёр? Как он разгорается?

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание,  желание больше узнать; мотивация, внутренняя позиция.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания»

Фронтальная проверка усвоения ранее изученного материала.

Помощь учащимся в составлении вывода о значении творчества П.П.Бажова.

Вспоминают, что такое сказка и сказ.

Работают по учебнику стр.68 2 ч.

Подбирают однокоренные слова к слову «сказ».

Делают вывод.

Вопросы учителя:

К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово «сказ»?

Что общего между сказкой и сказом?

В чем разница между ними?

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу. 

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Определение конкретных направлений деятельности учащихся

Организация  творческих групп на основе выполнения ими опережающего ( домашнего) задания по составлению синквейна  и работы  в группах

Распределение ролей в группе на основе полученных заданий по источнику.

Задание: работа по составлению синквейна о Хозяйке Медной горы.

Групповая работа:

  1. Раскрыть смысл слов и выражений из сказа.
  2. Количество испытаний Степана, которым он  подвергался со стороны Хозяйки.
  3. Определение реального и фантастического в тексте.

Познавательные: проявлять интерес к проблеме познания;

 Регулятивные: самопланирование целеполагания;

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование толерантности;

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

 формирование представлений о ярких страницах из жизни писателя.

 Организация  работы учащихся с источниками дополнительной литературы дома с выходом на декламацию перед классом.

Рассказ подготовленных учащихся.

Задание: рассказать биографию писателя, используя яркие страницы из его жизни.

Познавательные: видеть проблему,  делать выводы и умозаключения, воспринимать рассказ с учетом поставленной учебной задачи, находить в рассказе информацию, необходимую для ее решения;

Регулятивные: развитие саморегуляции;

Личностные: умение вести  монолог на основе равноправных отношений, взаимного уважения;

Коммуникативные: умение слушать товарища;

 рассказчику полно и точно выражать свои мысли  в соответствии задачами и условиями коммуникации, адекватно использовать речевые средства для интересной передачи информации.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания  в определении сути     (смысла) сокровищ Малахитовой шкатулки

Организация работы по закреплению полученных знаний.

Составление общего вывода.

Задания:

  1. Ответить на вопрос:

В чем суть сокровищ Малахитовой шкатулки?

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);

Коммуникативные: принятие решения и его реализация.

VI. Рефлексия.

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Создание экспертной группы для оценки результатов заданий,  выполненных на предыдущем этапе.

Составление кластера, представление своей работы другим группам, подведение учащимися вывода

Задание: создать кластер с представлением результатов деятельности своей группы.

Задания для экспертной группы: обобщение и представление результатов работы групп на уроке.

Регулятивные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с

учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и

пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

 Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные

доказательства.

VII. Домашнее задание.

Предложить детям нарисовать эпизод или героя сказа, который больше всего понравился.

Выполнение домашнего задания (индивидуально)

Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

 Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: П.П.Бажов "Медной горы Хозяйка"

План урока1.Жизнь и творчество П.П.Бажова.2.Урал – сокровищница России.3.Малахит – уральский камень.4.Произведение П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка».5.Сравнительно – сопоставительный анализ сказк...

Урок литературы 5 класс П.П.Бажов"Медной горы хозяйка"

Урок литературы в 5 классе по теме "П.П.Бажов "Медной горы хозяйка" с презентацией. Может быть использован учителя ми при подготовке к уроку....

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»

Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и  личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.Задачи:Образовательная:познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писа...

Урок литературы по теме: "П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика" (5 класс)

Цель урока: анализ сказа с целью выявления в нем черт реального и фантастического.Задачи: рассказать о жизни и творчестве П. П. Бажова, показать различия жанров сказки и сказа, развивать навыки анализ...

Урок литературы 6 апреля П.П. Бажов "Медной горы хозяйка"

Представлен материал для урока по изучению творчества П.П. БажоваЗдравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы познакомитесь с творчеством П.П. Бажова.Откройте тетради, запишите число и тему урока: П...

Технологическая карта урока литературы по сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»

Технологическая карта данного урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС с учетом специфики уроков литературы....