Урок литературы 6 апреля П.П. Бажов "Медной горы хозяйка"
учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Представлен материал для урока по изучению творчества П.П. Бажова
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы познакомитесь с творчеством П.П. Бажова.
Откройте тетради, запишите число и тему урока:
П.П. Бажов "Медной горы хозяйка"
Запишите план урока:
1. Биография писателя.
2 .Просмотр видео на РЭШ
3. Работа с терминами "сказ" и "сказка", выполнение задания № 7 на стр. 68 учебника
4. Д. з.: прочитать сказ "Медной горы хозяйа" и ответить на вопросы.
Прочитайте биографию писателя.
О П.П. Бажове.
Павел Петрович Бажов, а раньше эта фамилия писалась Бажёв, родился 28 января 1879 года в Сысертском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Фамилия происходит от слова «бажить» – ворожить, колдовать. Город Сысерть находился недалеко от Екатеринбурга.
Детство своё он впоследствии описал в автобиографической книге «Зелёная кобылка», в которой рассказывал о своём отце.
Его отец, Петр Васильевич Бажов, был горным мастером, работал на заводе в Сысерти. Мама, Августа Степановна, вела домашнее хозяйство, занималась художественным рукодельем на заказ, была искусной кружевницей.
С 1886 по 1889 годы Бажов учился в земской школе в Сысерти, в ней был «настоящий учитель» – Александр Осипович Машуков. Александра Осиповича Бажов вспоминал с благодарностью, так как именно он привил ученику любовь к Пушкину и русской словесности. Трепетное отношение к поэзии Пушкина Павел Петрович описал в своих воспоминаниях – «Через всю жизнь».
Когда была закончена земская школа в Сысерти, которая готовила священников, друзья семьи советовали отправить Павла учиться дальше, потому что он проявлял способности в учении, но у родителей на гимназию не было средств. Было решено отвезти его в Екатеринбург, где можно было учиться бесплатно в духовном училище с общежитием. Учёба давалась десятилетнему Павлу легко. После блестящего окончания училища в 1893 году его направили в Пермскую духовную семинарию, которую он заканчивает в 1899 году в числе лучших учеников. Впереди ждала духовная академия в Киеве, большая церковная служба.
Но вместо академии Бажов хотел поступить в университет города Томска, но не получилось. В это время умер отец. Надо было помогать слепнущей матери. И он становится учителем.
Профессиональная деятельность Павла Петровича, как учителя, началась в стенах его родного духовного училища в Екатеринбурге, куда он поступил учителем русского языка в сентябре 1899 года, после попытки устройства на работу в глухой уральской деревне Шайдурихе, где ему пытались навязать преподавание Закона Божьего, он не согласился и вынужден был уволиться.
Учителем Бажов проработал 18 лет. За время преподавания учил воспитанников русскому языку, литературе, чистописанию, церковно-славянскому языку, арифметике и черчению. В свободное от занятий время Павел Петрович любил путешествовать, но где бы он ни был, милее родного края ничего для него не существовало.
В женском епархиальном училище, где Павел Петрович преподавал, он и встретил свою будущую жену Валентину Александровну. Рождались дети, нужно было строить свой дом. Дом был построен, и Бажов прожил в нём 36 лет, но случились события: Первая мировая война, революция и Гражданская война. Бажовы были вынуждены уехать в 1914 году к родственникам в Камышлов, где их и застала революция.
Было несколько тяжёлых и трудных моментов в жизни семьи и Павла Петровича во время этих событий, но всё удалось пережить, и после Гражданской войны он снова возвращается на Урал в свой родной дом. В 1923-1930 годах Павел Петрович сотрудничает в уральских газетах и журналах.
Великая Отечественная война отразилась на творчестве писателя, он пишет сказы о роли немецких наёмных рабочих в истории родного края. Сказы «Про главного вора», «Иванко Крылатко», «Чугунная бабушка» и другие впервые появляются на страницах фронтовой печати и получают живой отклик читателей. На протяжении всей Великой Отечественной войны Бажов поддерживает переписку с фронтовиками: «Мы ни на минуту не забываем, – писал Павел Петрович в одном из писем, – о том, что вы там, на фронте, отстаиваете то самое великое и дорогое, без чего никому из нас нет жизни...»
В 1943 году 8 сказов, написанных после начала войны, издаются отдельным сборником под названием «Сказы о немцах».
Павел Петрович не случайно стал писать сказы. Ими он «заболел» ещё в детстве, когда вместе с ребятами в Полевском слушал рассказы старого сторожа дровяного склада – дедушки Слышко (Василия Хмелинина, дальнего родственника), который знал множество легенд, народных уральских сказов. Василий Алексеевич Хмелинин говорил: «Сказки маленьким рассказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житьё, да про земельные дела – это вот помню... Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь – сказку!» В детстве заслушивался Павел сказками, легендами, рассказами и родной бабушки Авдотьи Петровны.
2. Перейти по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/7404/ на РЭШ и посмотреть видео в основной части и вернитесь на данный сайт,нажав ввеху слева стрелку "назад". Если не удаётся зайти в РЭШ, то начинайте читать произведение самостоятельно. Обратите внимание на описание героев сказа, что необычного в облике Хозяйки (стр.58), на встречуСтепана с Хозяйкой на страницах 58 - 61 учебника (их беседа, задание, которое Хозяйка дала Степану), на страницах 62-64 представлена вторая встреча Степана с Хозяйкой и второе испытание Степана, на 64 странице - подарок Хозяйки и расставание героев, на 65 - 67 страницах говорится о том, что Степан получил вольную. женился, но не исполнил 3 наказ Хозяйки (не забыл её) и умер.
3. Отличительные особенности сказа и сказки.
Прочитайте определения сказки и сказа в учебнике на странице 68 и выпишите их в тетрадь.
4. Запишите признаки сказа:
1) отсутствие сказочного зачина,
2) герои – обыкновенные люди,
3) рассказчик – человек из народа,
4) волшебство и таинственность – неотъемлемые части повествования.
5. Докажите, опираясь на перечисленные признаки и пользуясь текстом произведения, что «Медной горы хозяйка» - сказ.
Вопросы – помощники:
- Кем являются герои повествования?
- Кто рассказчик истории?
- Что в сказе волшебное, а что реальное?
Ответ высылайте сегодня на электронную почту (можно выполнить задание письменно в тетради, сфотографировать и выслать фото):
6.Прочитайте в учебнике на 68 странице Обогащаем свою речь, выполните задания устно.
Домашнее задание: дочитать произведение «Медной горы хозяйка» и ответить на вопросы, перейдя по ссылке:
https://drive.google.com/drive/folders/1bbAkbdPtWS6qakxyJwfjmEAcIJfxhTbu
до 11. 04. 2020
Следующий урок по расписанию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме:«Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы"
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова....
Презентация к уроку литературы в 6 классе "П.Бажов. Сказ "Медной горы Хозяйка"
Презентация - сопровождение урока по сказу П.Бажова "Медной горы Хозяйка" содержит материал, позволяющий представить сборник сказов Бажова и раскрывающий особенности этого жанра, знакомящий с ил...
Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П.Бажова "Медной горы хозяйка". Урок №1
Цели урока: Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; Развивающие: развивать навыки анализа текста, выразител...
Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П. Бажова "Медной горы хозяйка". Урок №2
Цели урока: Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; проследить использование диалектизмов в сказе; Развиваю...
Урок литературы 5 класс П.П.Бажов"Медной горы хозяйка"
Урок литературы в 5 классе по теме "П.П.Бажов "Медной горы хозяйка" с презентацией. Может быть использован учителя ми при подготовке к уроку....
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»
Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.Задачи:Образовательная:познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писа...