Урок литературы «Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях Я.П.Полонского»(с презентацией )
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Куликова Наталья Петровна

Разработка урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polonskiy.pptx2.48 МБ
Файл urok_konspekt.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антонио Вивальди Пётр Ильич Чайковский

Слайд 2

Исаак Ильич Левитан Игорь Прищепа

Слайд 3

Иван Иванович Шишкин Алексей Кондратьевич Саврасов

Слайд 4

Ф.И.Тютчев А.А.Фет Е.А.Баратынский

Слайд 5

Яков Петрович Полонский 1819-1898

Слайд 6

Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях Я.П.Полонского

Слайд 7

Изобразительно-выразительные средства языка Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. Эпи́тет - определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным. Аллитерация – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи.

Слайд 8

Ракиты – ивы. В тесном сóнме сизых туч – туч на небе много, они сизого цвета и теснят одна другую. Фосфорúческий свой луч – луч месяца освещает все таким светом, каким светится в темноте фосфор: чуть зеленоватым, неярким, загадочным.

Слайд 9

Гийом Аполлинер « Каллиграммы »

Слайд 10

«Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна. Свет небес высоких. И блестящий снег. И саней далеких. Одинокий бег…» А.А.Фет Текст-арт

Слайд 11

1.Прочитайте внимательно текст художественного произведения. 2.Определите ключевой образ произведения. 3.Подумайте над графическим образом, сделайте наброски карандашом. 4. «Нарисуйте» полученный образ словами, то есть создайте графический дубликат словесного образа. 5. Объясните идею своей графической творческой работы. Алгоритм действий



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе на тему

«Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях Я.П.Полонского».

Здравствуйте, ребята. Посмотрите в окно и скажите, что вы чувствуете, когда видите такой великолепный день? Действительно, часто наше настроение зависит от состояния природы : солнечный, яркий день и настроение хорошее, а если за окном пасмурная погода, то и настроение грустное. Поделитесь своим настроением. Улыбнитесь.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала творческих людей к созданию своих произведений искусства. Послушайте, как композиторы  изображали природу в своем творчестве.  

Чайковский.

Какое настроение создает композитор? (Время зимних забав.)

Послушайте еще одну композицию.

Вивльди.

Что вы почувствовали? (Тревогу, беспокойство).

 Итальянский композитор Антонио Вивальди так изобразил «Летнюю грозу».

При помощи чего еще можно изобразить природу?  (ответы )

Я предлагаю посетить небольшую картинную галерею.

Что вы видите на картинах? Какое настроение создается у вас?

Пройдёмте еще в один зал.

Посмотрите на эти картины. Какое настроение?

Несмотря на противоречивые ощущения после посещения выставки, с огласитесь, что пейзажи великолепны.

У природы, как и у человека, могут быть разные состояния, разные настроения. И природа неразрывно связана с человеком.

Кроме музыки, живописи, что еще может помочь изобразить природу? (Слово).

Кто им пользуется?( Поэты)

Вы знакомы со многими поэтами, и сейчас я предлагаю вам  небольшое задание. На партах лежат у вас стихотворения, но строки их рассыпались, перепутались. Поработайте в парах и соберите стихотворение. Обращайте внимание на рифму.

Прочтите отрывки стихотворений. Продолжите. Кто автор?

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой...

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

*****************

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

********************

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. , Евгений Абрамович Баратынский . Их много, назовите. Сегодня у меня есть замечательная возможность познакомить вас с талантливым человеком, поэтом, в творчестве которого тема природы занимает важное место – Яковом Петровичем Полонским.

Современник  Николая Алексеевича Некрасова ,друг Ивана Сергеевича Тургенева и  А.А.Фета. В своих стихотворениях поэт сближает образ природы с состояниями души человека.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться со стихотворениями Полонского и разобраться, как ему удалось изобразить переживания, чувства, ощущения человека в своем творчестве.

Тема: Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях Я.П.Полонского.

Чем мы будем заниматься? Что в конце концов должны узнать, в чём разобраться?

На примере стихотворений Полонского рассмотреть внутреннее состояние человеческой души.

Мы с вами познакомимся с двумя стихотворениями Я.П.Полонского.

 Я предлагаю вам прослушать стихотворение

«По горам две хмурых тучки…»

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись — не уступили

Той скалы друг другу даром,

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром — по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

    Улеглись и обомлели

Ребята, прочтите это стихотворение еще раз самостоятельно.

- Что вы себе представили, читая это стихотворение? (Летний горный пейзаж,… действия происходят ночью, тучи ..)

- Назовите основные образы. (Тучи, скала)

Сейчас нам предстоит работа над стихотворением, будем искать средства выразительности, которые использует автор. Давайте повторим определение  некоторых изобразительно-выразительных средств языка.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Эпи́тет - определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным.

Аллитерация – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи.

Найдите олицетворения.

Олицетворения– эхо засмеялось, тучи ссорятся, скала вздохнула;

Эпитеты – яркая молния, скала горючая, хмурые тучи, дебри влажные, знойный вечер. Эти средства помогают нам понять красоту природы.

Какие звуки помогают нам услышать раскаты грома?

 (Ра, ры, ру, рю, ро, ря, ре, ри)

- Как называется такое изобразительное средство, когда сочетаются согласные звуки? (аллитерацией)

- Что вы можете сказать об отношениях туч между собой, почему они поспорили? Не поделили скалу.

-Как отозвалась скала на эту ссору? Вздохнула, застонала.

- Можно ли перенести описание явлений природы на человеческие отношения? ( да, отношение родителей и детей)

Что же мы видим: реальную природу или изображение человеческих переживаний и отношений? С помощью чего автору удалось это показать?

Он создал образы, вглядываясь в которые мы узнаем человеческие переживания.

Физминутка.

Предлагаю эмоционально прочувствовать настроение тучек.

Хмурые тучки.

Грозовые тучки.

Удивленные тучки.

Помирившиеся тучки.

Помиритесь, улыбнитесь и садитесь.

Предлагаю продолжить работу со стихотворениями Я.П.Полонского.

 «Посмотри – какая мгла». В нем тоже рождается лирический сюжет. Давайте проследим какой.

Посмотри — какая мгла

В глубине долин легла!

Под ее прозрачной дымкой

В сонном сумраке ракит

Тускло озеро блестит.

Бледный месяц невидимкой,

В тесном сонме сизых туч,

Без приюта в небе ходит

И, сквозя, на все наводит

Фосфорический свой луч.

Прочтите стихотворение.

Работа со словами.

В тесном сóнме сизых туч – туч на небе много, они сизого цвета и теснят одна другую.

Фосфорúческий свой луч – луч месяца освещает все таким светом, каким светится в темноте фосфор: чуть зеленоватым, неярким, загадочным.

Какие образы возникли у вас? Что вы представили?  

Кто может быть спрятан за образом бледного одинокого месяца, который сквозь тучи на всё наводит свой фосфорический луч.

Поэт, печальный и бесприютный, но проникающий всюду своим поэтическим воображеним и освещающий все вокруг своим творчеством.

Сейчас я хочу предложить вам очень интересную работу. Предлагаю вам порисовать словами. Такой вид работы называется текст-арт. Французский  поэт Гийом Аполлинер в начале 20 века создает «Каллиграммы» – изысканные фигурные стихотворения, Их особенность в том, что стихотворный текст образовывал рисунок – главный образ стихотворения. . Изысканные фигурные стихи позволили появиться такой творческой работе, как текст-арт. То есть нарисовать образы картины словами.

Посмотрите на пример такой картины. Главный образ стихотворения изображён на картине, а затем графически продублирован.

Попробуем? Работу нужно выполнять по алгогритму.

Алгогритм:

  1. Прочитайте внимательно текст художественного произведения.
  2. Определите ключевой образ произведения.
  3. Подумайте над графическим образом, сделайте наброски карандашом.
  4. «Нарисуйте» полученный образ словами, то есть создайте словесный дубликат словесного образа.
  5. Объясните идею своей графической творческой работы.

Располагают на доске.

Вы создали галерею своих работ, на перемене вы можете рассмотреть подробнее текст-арты ваших одноклассников, обменяться мнениями. А кто вдохновил нас на эту работу?

Действительно, Я.П.Полонский , поэт, который в своих стихотворениях сближает образ природы с человеческими переживаниями, состояниями души человека.

С помощью чего он это делает? Средства выразительности, создает образы, которые напоминают человека, его чувства, настроения.

Полонский не только замечательный поэт – он еще и талантливый художник. На многих  этюдах Я. П. Полонский изображает усадьбу своего друга И.С.Тургенева, где он был частым гостем. Особенно любил Полонский пейзажист парк вблизи усадьбы.

Почему художник любил писать эти пейзажи. А есть ли у вас любимые уголки природы?

В качестве д.з. изобразить любимый уголок природы. Сочинение, стихотворение, рисунок.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я. Полонский. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе»

Данный урок литературы проводится в 6 классе при изучении раздела « Русская природа в стихотворениях русских поэтов XIXвека» с опорой на ранее изученные стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Урок ...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября" (1825)"

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября"...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Зачем человеку небо"

Презентация для урока литературы в 10 классе по роману Л.Н,Толстого "Война и мир".  Слайды содержат следующий  материал: "Три неба" Андрея Болконского  (небо Аустерлица, небо Богуч...

Конспект урока литературы в 6 классе. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»(1865 г.). Загадка эпиграфа. Роль пейзажа в стихотворении.

Цели урока:        1. Начать знакомство со стихотворением Н.А. Некрасова «Железная дорога»; дать историко-бытовой комментарий к стихотворению, раскрыть р...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Остаться человеком..." (по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича")

Презентация к уроку литературы в 11 классе по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" - "ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ..."...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века"

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века"...