«Я. Полонский. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе»
план-конспект урока литературы (6 класс) на тему
Данный урок литературы проводится в 6 классе при изучении раздела « Русская природа в стихотворениях русских поэтов XIXвека» с опорой на ранее изученные стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Урок способствует развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтом, даёт детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово. Учащиеся повторяют понятия образ-настроение, лирический герой, образ-переживание. На примере стихотворного текста рассматривается внутреннее состояние человеческой души: смятение, беспокойство, томление. Чтение стихотворений позволяет отрабатывать навык выразительного чтения.
К сожалению, презентация немного изменилась после сжатия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakov_polonskiy.doc | 45.5 КБ |
yakov_polonskiy.ppt | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы в 6 классе.
Тема урока: «Я. Полонский. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе»
УМК В. Я. Коровиной
Цель урока: способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтом.
Задачи урока:
- Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово.
- Повторить понятия образ-настроение, лирический герой, образ-переживание.
- На примере стихотворного текста рассмотреть внутреннее состояние человеческой души: смятение, беспокойство, томление.
- Отрабатывать навык выразительного чтения.
Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, выборочный анализ стихотворений.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Используемая литература:
- Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия под ред.
В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2006.
2. Русские поэты XIX века (вторая половина). – М.: Просвещение, 1989.
3. Смолякова Н. В. Русская литература XIX века. – М.: Издат-Школа 2000.
4. Турьянская Б. И. Литература в 6 классе: Урок за уроком. М.: Русское слово, 2000.
5. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс. – М.: Экзамен,2006.
Ход урока.
- Сообщение темы и целей урока. (слайд1: задачи урока)
Сегодня мы продолжаем цикл уроков, посвящённых пейзажной лирике.
II. Повторение изученного материала. (слайд 2: вопросы к беседе)
- Каких поэтов, чьи произведения раскрывают образы родной природы, вы знаете?
- Кто из поэтов 19 века «часто изображал природу в её промежуточных состояниях»? (Тютчев)
- Какой автор считает, что «вечны на этой земле… боль и страдания, скорбь и потери»? (Фет)
Яков Полонский продолжает тему природы. Его произведения дают возможность почувствовать красоту родного края через поэтическое слово. (слайд 3: портрет Полонского)
III. Изучение нового материала.
- Сведения о жизни Я. Полонского. (слайд 4, 5, 6: информация о жизни и творчестве)
Я. П. Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился и вырос в Рязани. Небогатая дворянская семья. Двадцати лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает в Университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать хлеб насущный. Но в душе – поэт. Среди его друзей – Афанасий Фет.
Пять лет живёт в Грузии. Грузия – источник новых тем и сюжетов. Позже переезжает в Петербург. Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Мой костёр в тумане светит…», «Вечерний звон».
Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его оценили по достоинству и Тургенев, и Некрасов, он с горечью говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».
2. Подготовка к восприятию.
Пейзажная лирика Полонского наполнена восхищением и какой-то неземной печалью. Особое внимание поэт уделял деталям, точно подмечая неуловимые черты сходства природы и состояния человеческой души. Природа у Полонского одухотворена, жива. Особенность лучших стихов поэта в глубине и искренности чувства, в проникновенном лиризме. Это неуловимая грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений. Светлая часть года не интересна поэту. Лирический герой Полонского, печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами.
Во многих стихотворениях поэта звучит мотив неясной надежды, и это сближает образ природы с человеческими переживаниями, с состоянием души человека.
3.Первичное чтение стихотворений учителем.
Обратите внимание на типичные черты лирики Полонского. (слайд 7)
- Пейзаж – ночь, глухая осень, беззвёздное небо, пасмурный призрак луны, костёр в ночи.
- Лирический герой – печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами.
- Мотив неясной надежды.
Послушайте стихотворения поэта и определите, нашли отражения эти черты в данных стихотворениях: «По горам две хмурых тучи…» и «Посмотри – какая мгла…».
4. Проверка восприятия.
- Чтение стихотворения лучшими учениками и анализ.
«По горам две хмурых тучи…».
- Какая картина предстаёт перед вами? (слайд 8)
- Каким настроением проникнуто это стихотворение? (слайд 9)
- Какие чувства испытывает лирический герой в этом произведении?
(слайд 10)
- Вспомним стихотворение Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…» (чтение подготовленным учеником)
- Сравните изображение грозы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…» с образом грозы в стихотворении Полонского.
Какой художественный приём позволяет зримо представить эту картину? (слайд 11)
«Посмотри – какая мгла…»
- Какие две картины можно выделить в этом стихотворении? (слайд 12)
- Какие слова передают мглу долин? (слайд 13)
- Какое чувство передаётся в первой части стихотворении? (слайд 14)
- Объясните выражение «В тесном сонме сизых туч». (слайд 15)
- О чём говорит выражение «Фосфорический свой луч». (слайд 16)
- Какие изобразительно-выразительные средства помогают создать картину? (слайд 11)
- Итог урока.
Совпадают ли ваши представления с теми чертами лирики, которые были обозначены в начале урока?
V. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворений Полонского; сделать иллюстрации к ним.
Комментарии к уроку.
Данный урок литературы проводится в 6 классе при изучении раздела « Русская природа в стихотворениях русских поэтов XIX века» с опорой на ранее изученные стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
Урок способствует развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтом, даёт детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово. Учащиеся повторяют понятия образ-настроение, лирический герой, образ-переживание.
На примере стихотворного текста рассматривается внутреннее состояние человеческой души: смятение, беспокойство, томление.
Чтение стихотворений позволяет отрабатывать навык выразительного чтения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Край ты мой, родимый край..." Стихотворения о родной природе.
Развёрнутый конспект по литературе на тему: "Край ты мой, родимый край..." Стихотворения русских поэтов о родной природе....
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.
В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык. ...
Раздаточные материалы для урока-мастерской по стихотворениям о родной природе поэтов 20 века (6 класс)
Материалы, помеченные цифрой 1, предназначены для более сильных групп учащихся, цифрой 2 - для тех, кто послабее...
Урок-творческая мастерская на тему: «Край ты мой, родимый край»: стихотворения о родной природе в 6 классе
Цели урока: познакомить со стихотворениями разных авторов о природе, проанализировать их; развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь;способствовать воспитанию ...
Урок литературы «Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях Я.П.Полонского»(с презентацией )
Разработка урока и презентация...
Тема урока: "Тихая моя Родина..."(Стихотворения о родной природе).
Тема урока: "Тихая моя Родина..."(Стихотворения о родной природе)....
Тема урока: "Тихая моя Родина..."(Стихотворения о родной природе).
Тема урока: "Тихая моя Родина..."(Стихотворения о родной природе)....