«Я. Полонский. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе»
план-конспект урока литературы (6 класс) на тему

Данный урок литературы проводится в 6 классе при изучении раздела « Русская природа в стихотворениях русских поэтов XIXвека» с опорой на ранее изученные стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Урок способствует развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтом, даёт детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово. Учащиеся повторяют понятия образ-настроение, лирический герой, образ-переживание. На примере стихотворного текста рассматривается внутреннее состояние человеческой души: смятение, беспокойство, томление. Чтение стихотворений позволяет отрабатывать навык выразительного чтения.

К сожалению, презентация немного изменилась после сжатия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yakov_polonskiy.doc45.5 КБ
Office presentation icon yakov_polonskiy.ppt3 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в 6 классе.

Тема урока: «Я. Полонский. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе»

УМК В. Я. Коровиной

Цель урока: способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтом.

Задачи урока:

  1. Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово.
  2. Повторить понятия образ-настроение, лирический герой, образ-переживание.
  3. На примере стихотворного текста рассмотреть внутреннее состояние человеческой души: смятение, беспокойство, томление.
  4. Отрабатывать навык выразительного чтения.

Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, выборочный анализ стихотворений.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Используемая литература:

  1. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия под ред.

В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2006.

2.   Русские поэты XIX века (вторая половина). – М.: Просвещение, 1989.

3.    Смолякова Н. В. Русская литература XIX века. – М.: Издат-Школа 2000.

4.     Турьянская Б. И. Литература в 6 классе: Урок за уроком. М.: Русское слово, 2000.

5.      Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс. – М.: Экзамен,2006.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и целей урока. (слайд1: задачи урока)

Сегодня мы продолжаем цикл уроков, посвящённых пейзажной лирике.

II. Повторение изученного материала. (слайд 2: вопросы к беседе)

  1. Каких поэтов, чьи произведения раскрывают образы родной природы, вы знаете?
  2. Кто из поэтов 19 века «часто изображал природу в её промежуточных состояниях»? (Тютчев)
  3. Какой автор считает, что «вечны на этой земле… боль и страдания, скорбь и потери»? (Фет)

Яков Полонский продолжает тему природы. Его произведения дают возможность почувствовать красоту родного края через поэтическое слово. (слайд 3: портрет Полонского)

III. Изучение нового материала.

  1. Сведения о жизни Я. Полонского. (слайд  4, 5, 6: информация о жизни и творчестве)

 Я. П. Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился и вырос в Рязани. Небогатая дворянская семья. Двадцати лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает в Университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать хлеб насущный. Но в душе – поэт. Среди его друзей – Афанасий Фет.

Пять лет живёт в Грузии. Грузия – источник новых тем и сюжетов. Позже переезжает в Петербург. Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Мой костёр в тумане светит…», «Вечерний звон».

Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его оценили по достоинству и Тургенев, и Некрасов, он с горечью говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».

2. Подготовка к восприятию.

Пейзажная лирика Полонского наполнена восхищением и какой-то неземной печалью. Особое внимание поэт уделял деталям, точно подмечая неуловимые черты сходства природы и состояния человеческой души. Природа у Полонского одухотворена, жива. Особенность лучших стихов поэта в глубине и искренности чувства, в проникновенном лиризме. Это неуловимая грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений. Светлая часть года не интересна поэту. Лирический герой Полонского, печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами.

Во многих стихотворениях поэта звучит мотив неясной надежды, и это сближает образ природы с человеческими переживаниями, с состоянием души человека.

3.Первичное чтение стихотворений учителем.

Обратите внимание на типичные черты лирики Полонского. (слайд 7)

 

  1. Пейзаж – ночь, глухая осень, беззвёздное небо, пасмурный призрак луны, костёр в ночи.
  2. Лирический герой – печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами.
  3. Мотив неясной надежды.

    Послушайте стихотворения поэта и определите, нашли отражения эти черты в данных стихотворениях: «По горам две хмурых тучи…» и «Посмотри – какая мгла…».

4. Проверка восприятия.

  1. Чтение стихотворения лучшими учениками и анализ.

«По горам две хмурых тучи…».

  1. Какая картина предстаёт перед вами? (слайд 8)
  2. Каким настроением проникнуто это стихотворение? (слайд 9)
  3. Какие чувства испытывает лирический герой в этом произведении? 

(слайд 10)

  1. Вспомним стихотворение Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…» (чтение подготовленным учеником)
  2. Сравните изображение грозы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…» с образом грозы в стихотворении Полонского.

Какой художественный приём позволяет зримо представить эту картину? (слайд 11)

«Посмотри – какая мгла…»

  1. Какие две картины можно выделить в этом стихотворении? (слайд 12)
  2. Какие слова передают мглу долин? (слайд 13)
  3. Какое чувство передаётся в первой части стихотворении? (слайд 14)
  4. Объясните выражение «В тесном сонме сизых туч». (слайд 15)
  5. О чём говорит выражение «Фосфорический свой луч». (слайд 16)
  6. Какие изобразительно-выразительные средства помогают создать картину? (слайд 11)

  1. Итог урока.

Совпадают ли ваши представления с теми чертами лирики, которые были обозначены в начале урока?

V. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворений Полонского; сделать иллюстрации к ним.

Комментарии к уроку.

Данный урок литературы проводится в 6 классе при изучении раздела « Русская природа в стихотворениях русских поэтов XIX века» с опорой на ранее изученные стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Урок способствует развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтом, даёт детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово. Учащиеся повторяют понятия образ-настроение, лирический герой, образ-переживание.

На примере стихотворного текста рассматривается внутреннее состояние человеческой души: смятение, беспокойство, томление.

Чтение стихотворений позволяет отрабатывать навык выразительного чтения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи урока: Повторить понятия образ-настроение, лирический герой, образ-переживание. На примере стихотворного текста рассмотреть внутреннее состояние человеческой души : смятение, беспокойство, томление. Отрабатывать навык выразительного чтения.

Слайд 2

Вспомним изученное. Каких поэтов, чьи произведения посвящены пейзажной лирике, вы знаете? Кто из поэтов 19 века « часто изображал природу в её промежуточных состояниях»? Какой автор считает , что «вечны на этой земле… боль и страдания, скорбь и потери»?

Слайд 3

Яков Полонский. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. 1

Слайд 4

Сведения о жизни Я. П. Полонского Я. П. Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился и вырос в Рязани. Небогатая дворянская семья. Двадцати лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает в Университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать хлеб насущный. Но в душе – поэт.

Слайд 5

Среди его друзей – Афанасий Фет. Пять лет живёт в Грузии. Грузия – источник новых тем и сюжетов. Позже переезжает в Петербург. Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Мой костёр в тумане светит…», «Вечерний звон». Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его оценили по достоинству и Тургенев, и Некрасов, он с горечью говорил:»Не велика моя нива, не весела моя жатва».

Слайд 6

Типичные черты лирики. Пейзаж – ночь, глухая осень, беззвёздное небо, пасмурный призрак луны, костёр в ночи. Лирический герой – печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами. Мотив неясной надежды.

Слайд 7

Какая картина предстаёт перед вами?

Слайд 8

Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Слайд 9

Какие чувства испытывает лирический герой в этом произведении?

Слайд 10

Теория литературы Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Слайд 11

Какие две картины можно выделить в этом стихотворении?

Слайд 12

Какие слова передают мглу долин?

Слайд 13

Какое чувство передаётся в первой части стихотворении?

Слайд 14

Объясните выражение «В тесном сонме сизых туч».

Слайд 15

О чём говорит выражение «Фосфорический свой луч».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Край ты мой, родимый край..." Стихотворения о родной природе.

Развёрнутый конспект по литературе на тему: "Край ты мой, родимый край..." Стихотворения русских поэтов о родной природе....

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.

В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык.                                    ...

Раздаточные материалы для урока-мастерской по стихотворениям о родной природе поэтов 20 века (6 класс)

Материалы, помеченные цифрой 1, предназначены для более сильных групп учащихся, цифрой 2 - для тех, кто послабее...

Урок-творческая мастерская на тему: «Край ты мой, родимый край»: стихотворения о родной природе в 6 классе

Цели урока: познакомить со стихотворениями разных авторов о природе, проанализировать их; развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь;способствовать воспитанию ...

Тема урока: "Тихая моя Родина..."(Стихотворения о родной природе).

Тема урока: "Тихая моя Родина..."(Стихотворения о родной природе)....

Тема урока: "Тихая моя Родина..."(Стихотворения о родной природе).

Тема урока: "Тихая моя Родина..."(Стихотворения о родной природе)....