Конспект урока по литературе в 5 классе.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Галиева Эльза Ришатовна

 

Тема: А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Основные образы сказки.

Цель:  продолжить работу над литературной сказкой, над характеристиками героев; обсудить нравственные проблемы добра и зла, поставленные в ней; развитие творческих способностей учащихся (инсценирование, выразительное чтение); обучение составлению характеристики главной героини по плану.

Оборудование: учебник-хрестоматия; рисунки учащихся; портрет А.С. Пушкина; иллюстрации Е. Пашкова, Т. Мавриной к сказке; сборник сказок Пушкина; телевизор; диск со сказкой; эпиграф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_v_5_klasse_skazka.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема: А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Основные образы сказки.

Цель:  продолжить работу над литературной сказкой, над характеристиками героев; обсудить нравственные проблемы добра и зла, поставленные в ней; развитие творческих способностей учащихся (инсценирование, выразительное чтение); обучение составлению характеристики главной героини по плану.

Оборудование: учебник-хрестоматия; рисунки учащихся; портрет А.С. Пушкина; иллюстрации Е. Пашкова, Т. Мавриной к сказке; сборник сказок Пушкина; телевизор; диск со сказкой; эпиграф.

Ход урока:                                                               

Сказка ложь, да в ней намек!

   Добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

I Слово учителя.

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло больше 150 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже и нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина еще одно слово и сказать: « Пушкин-незаходящее солнце русской поэзии.»

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Вслушаемся в строки Пушкина

- Чтение учеником наизусть «Пролога»

Это собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

- Какие народные  и литературные сказки вспоминаются нам, когда мы слушаем «Пролог»?

- Ребята, чем литературная сказка отличается от народной?

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых»- называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.

В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, в длинные зимние вечера в ветхом доме, Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено- и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.

Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился

И царица у окна

Села ждать его одна.

II Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка…»

III Анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Беседа

а)

 - Есть ли в «Сказке» зачин?

- О каких событиях узнаем в начале?

- Какой предстает родная мать царевны? (верная, любовь к мужу)

- Обратите внимание на слова «белые зори» (Даже зори выцвели, поблекли) Протекла весна ручьями, прошумело лето листвой, но царевна видит только вьюгу, снег. Почему? (Подчеркивает одиночество)

б) Сбор материала о мачехе.

- Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы и мачехи («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»)

- Как описана Пушкиным? Почему эта красота не радует окружающих? (скрывает злой, упрямый, сварливый характер)

- С кем была приветлива?

- Как отомстила царица-мачеха царевне? Что подтолкнуло ее к этому? (черная зависть)

- В чем проявляется жестокость? Как называет Пушкин  в этом эпизоде злою царевну

( «Баба гневная»)

в) Сбор материала о царевне.

- Можно ли  их сравнить?

- Почему повествование о ней поэт начинает с союза но, кому противопоставляет?

- С чем сравнивает, используя глаголы- росла, росла, поднялась- и расцвела?

Вывод: Пушкин показывает внешнюю (белолица, черноброва), так и внутреннюю красоту (тихий, спокойный, кроткий нрав)

- Какие поступки говорят о трудолюбии царевны?

- В чем проявилась ее благовоспитанность, сдержанность?

- В чем выразилось ее чувство верности жениху?

III Составление учениками таблицы на доске с помощью карточек-качеств.

Царица

Царевна

царского происхождения, умны, красивы

Злая

добрая

завистливая

бескорыстная

гордая

скромная

своенравная

кроткая

жестокосердная

добродетельная

ленивая

трудолюбивая

грубая

вежливая

надменная

простая

IV Рассказ учеников о царевне по плану.

План рассказа о царевне.

  1. Описание внешности царевны и ее внутренних качеств.
  2. Отношение к ней других персонажей сказки:

а) Чернавки;

б) пса Соколки;

в) семи богатырей;

г) королевича Елисея.

  1. Поведение царевны:

а) в тереме богатырей;

б) по отношению к окружающим ее людям.

  1. Отношение автора к героине.

Инсценирование учащимися обращений Елисея к солнцу, месяцу, ветру.

VI Вывод: чем сказка схожа с народными: добро и зло; волшебные числа 7 и 3; обращение  к силам природы; заговоренные волшебные предметы, зачин, концовка.

 VII Словарная работа. Проверка д/з. Зачитать по тетрадям найденные в тексте:

повторы

эпитеты

простонародные слова

путь-дорога

месяц ясный

правду молвить

ждет-пождет

дева красная

издалече

красавица-девица

красно солнце

тяжелешенько

нет как нет

молодцы честные

белешенька

черная зависть

спознали

люди добрые

воротился

яблочко наливное

сыскался

злая мачеха

снарядился

величать (звать)

перемолвилась

тужит

 

VIII Подведение итогов урока

а) Чему учит сказка? (обращение к эпиграфу)

  Кротость, доброта, терпение и верность вознаграждаются. Девушка становится королевой. Однако она не становится подобием злой мачехи.

б) Работа в тетрадях. Дополните записанное на доске

- Сказки Пушкина похожи на……….

- Они полны………..

- Сказки Пушкина учат нас………..

В) Подведение итогов конкурса рисунков (понравившиеся рисунки нужно было заранее отметить сердечком).

г) Выставление оценок.

Вывод:  Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш любимый, великий Пушкин!

Д/з на выбор обращение к солнцу, месяцу, ветру. (с. 89-90) наизусть.

Конспект урока по литературе в 5 классе

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Основные образы сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....