Урок литературы в 9-м классе. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. Понятие о сентиментализме
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Оборудование: компьютер; презентация, раздаточный материал (Приложение 1), картины В. Боровиковского и О. Кипренского, иллюстрации учащихся, мультфильм «Бедная Лиза»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_9m_klasse.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9-м классе.
Н.М. Карамзин. "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме
Цели урока:
Образовательные: Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина, дать предать представление о сентиментализме как литературном направлении.
Развивающие: Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма
Воспитательные: Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Оборудование: компьютер; презентация, раздаточный материал (Приложение 1), картины В. Боровиковского и О. Кипренского, иллюстрации учащихся, мультфильм «Бедная Лиза»
Эпиграф к уроку:
К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.
(В.Г.Белинский)
Ход урока
1. Организационный момент.
П. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово учителя.
- Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин.
II. Запись темы, эпиграфа .
III. Изучение нового материала.
1).Рассказ учителя о Н.М.Карамзине.
- Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара - Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.
Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав/ и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.
Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.
Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”.
После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.
2). Учитель. На сегодняшний урок вы приготовили литературные визитки о жизни и творчестве Н.М. Карамзина. Пожалуйста, дополните мое сообщение о писателе. (Учащиеся дополняют рассказ учителя, опираясь на дополнительный материал)
Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе .
- Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.
- Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.
Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина.
3). Введение понятия “сентиментализм” .
- Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм.
Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Вспомните, что такое литературное направление. (Можно проверить по последнему слайду презентации). Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.
Друг А.С.Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”.
Учитель. 1.Как вы понимаете слова: “изящное”, “основное и повседневное”?
2. Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? (Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).
3. Запишите в литературоведческий словарь термин «Сентиментализм»
4). Самостоятельная работа. Работа в парах. Составление сводной таблицы .
Учитель. Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII века, я предлагаю вам заполнить таблицу. Перед вами образцы таблицы. Заполните пустые графы. Дополнительный материал о сентиментализме, какие-то важные особенности этого направления, которые мы не отметили, вы можете найти в текстах, лежащих у вас на партах.
Классицизм | Линия сравнения | Сентиментализм |
Воспитание человека в духе верности государству, культ разума | Основная идея | Стремление представить человеческую личность в движениях души |
Гражданская , общественная | Основная тематика | Любовная |
Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность | Герои и характеры | Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям |
Вспомогательная, условная | Роль пейзажа | Средство психологической характеристики героев |
Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира | Основные жанры | Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия |
Время для выполнения этого задания – 3 минуты. (После выполнения задания слушаем ответы 2 - 3 учеников и сверяем с таблицей ).
5. Беседа о повести “Бедная Лиза”, прочитанной дома.
Учитель. Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”.
1). О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3 предложениях его содержание.
2).От какого лица ведётся повествование?
3). Какова роль пейзажа в произведении?
4). Какими вы увидели главных героев? (обращение внимания на таблицу со сравнительными чертами классицизма и сентиментализма, а также учащиеся показывают свои иллюстрации к повести, комментируя свой выбор)
5). Как к ним относится автор? (работа по иллюстрациям к повести)
6). Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?(Учащиеся называют отличия, используя свои таблицы)
V. Подведение итогов урока. Беседа с учащимися. Прием «Свободный Микрофон»
o Почему повесть Карамзина стала открытием для его современников?
o Начало какой традиции русской литературы положено Карамзиным?
Оценивание учащихся.
У. Домашнее задание.
1.Подготовить ответ на вопрос: «Интересна ли повесть «Бедная Лиза» современному читателю? Чем?
2. Ответ на вопрос 1 с 104.
Откроем словарь литературоведческих терминов. «Сентиментализм – непродуктивный творческий метод и литературное направление эпохи Просвещения, котором вместо классицистического культа разума утверждался культ чувства». Само название «сентиментализм» (от англ. SENTIMENTAL – чувствительный, фр. SENTIMENT – чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.
Друг Пушкина, поэт П.А.Вяземский определил сентиментализм как «изящное изображение основного и повседневного». Сентименталисты, в отличие от классицистов, воспевали простого человека, с его богатым внутренним миром, переживаниями, чувством собственного достоинства.
Автор сочувствует своим героям, его задача – заставить читателя сопереживать, вызвать сострадание, слёзы умиления. Отсюда и эмоциональный характер повествования в этих произведениях.
Для сентименталистов характерно стремление представить человеческую личность изнутри, в движениях души, изменениях чувств и настроений. Они не делят, как классицисты, героев на положительных и отрицательных; важно, что герой осознаёт свои недостатки и старается их исправить, страдает от своих дурных поступков. В обрисовке характеров героев и их оценке нет прямолинейности, однозначности.
Одной из характерных черт русского сентиментализма является идиллическое изображение мирной жизни простого человека на лоне природы. В связи с этим особую роль в произведениях сентиментализма играет пейзаж, который выступает как средство психологической характеристики героев, отражения их душевного состояния.
Литература сентиментализма обращена к повседневности, к частной жизни людей. Поэтому жанры, характерные для сентиментализма - элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), дневник, путешествие, повесть, - во многом имитируют непосредственные переживания человека, записи, продиктованные непосредственным движением сердца. Основная тема таких произведений – любовь и связанные с ней чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Сентиментализм. Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"
Конспект урока литературы для 9 класса по программе Коровиной В.Я.....
Литература. Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" (9 класс)
Три варианта данной работы позволяют полностью охватить материал, изученный по произведению. В каждом варианте три вопроса, тесно связанных не только с повестью, но и с современной действительностью....
Тема урока: Сентиментализм как литературное направление (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»). 8 класс
Урок с использованием проблемно-диалогического обучения....
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.
Анализ произведения Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме....
Конспект открытого урока по литературе в 10 классе "Понятие сентиментализма. Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели урока:Образовательные:· Кратко ознакомить у...
Презентация к уроку литературы по теме "Понятие сентиментализма. Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"
Основная тематика – любовнаяИдейная основа – протест против испорченности аристократического общества.Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувства...
Сентиментализм как направление в литературе на примере повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"
Рассмотреть направление сентиментализма в литературе на примере повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Выявить признаки сентиментализма в повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"...