Урок литературы в 9-м классе. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. Понятие о сентиментализме
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Дюмина Марина Павловна

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Оборудование: компьютер; презентация, раздаточный материал (Приложение 1), картины В. Боровиковского и О. Кипренского, иллюстрации учащихся, мультфильм «Бедная Лиза»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9m_klasse.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9-м классе.

Н.М. Карамзин. "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме


Цели урока:

Образовательные: Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина, дать предать представление о сентиментализме как литературном направлении.

Развивающие: Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма

Воспитательные: Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Оборудование: компьютер; презентация, раздаточный материал (Приложение 1), картины В. Боровиковского и О. Кипренского, иллюстрации учащихся, мультфильм «Бедная Лиза»

Эпиграф к уроку:

К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

(В.Г.Белинский)

Ход урока

1. Организационный момент.

П. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

- Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин.

II. Запись темы, эпиграфа .

III. Изучение нового материала.

1).Рассказ учителя о Н.М.Карамзине.

Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара - Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав/ и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”.

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

2). Учитель. На сегодняшний урок вы приготовили литературные визитки о жизни и творчестве Н.М. Карамзина. Пожалуйста, дополните мое сообщение о писателе. (Учащиеся дополняют рассказ учителя, опираясь на дополнительный материал)

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе .

- Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

- Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.

Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина.

3). Введение понятия “сентиментализм” .

- Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм.

Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Вспомните, что такое литературное направление. (Можно проверить по последнему слайду презентации). Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.

Друг А.С.Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”.

Учитель. 1.Как вы понимаете слова: “изящное”, “основное и повседневное”?

2. Чего вы ждёте от произведений сентиментализма(Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).

3. Запишите в литературоведческий словарь термин «Сентиментализм»

4). Самостоятельная работа. Работа в парах. Составление сводной таблицы .

Учитель. Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII века, я предлагаю вам заполнить таблицу. Перед вами образцы таблицы. Заполните пустые графы. Дополнительный материал о сентиментализме, какие-то важные особенности этого направления, которые мы не отметили, вы можете найти в текстах, лежащих у вас на партах.

Классицизм

Линия сравнения

Сентиментализм

Воспитание человека в духе верности государству, культ разума

Основная идея

Стремление представить человеческую личность в движениях души

Гражданская , общественная

Основная тематика

Любовная

Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность

Герои и

характеры

Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

Вспомогательная, условная

Роль пейзажа

Средство психологической характеристики героев

Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира

Основные жанры

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Время для выполнения этого задания – 3 минуты. (После выполнения задания слушаем ответы 2 - 3 учеников и сверяем с таблицей ).

5. Беседа о повести “Бедная Лиза”, прочитанной дома.

Учитель. Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”.

1). О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3 предложениях его содержание.

2).От какого лица ведётся повествование?

3). Какова роль пейзажа в произведении?

4). Какими вы увидели главных героев? (обращение внимания на таблицу со сравнительными чертами классицизма и сентиментализма, а также учащиеся показывают свои иллюстрации к повести, комментируя свой выбор)

5). Как к ним относится автор? (работа по иллюстрациям к повести)

6). Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?(Учащиеся называют отличия, используя свои таблицы)

V. Подведение итогов урока. Беседа с учащимися. Прием «Свободный Микрофон»

o Почему повесть Карамзина стала открытием для его современников?

o Начало какой традиции русской литературы положено Карамзиным?

Оценивание учащихся.

У. Домашнее задание.

1.Подготовить ответ на вопрос: «Интересна ли повесть «Бедная Лиза» современному читателю? Чем?

2. Ответ на вопрос 1 с 104.

Откроем словарь литературоведческих терминов. «Сентиментализм – непродуктивный творческий метод и литературное направление эпохи Просвещения, котором вместо классицистического культа разума утверждался культ чувства». Само название «сентиментализм» (от англ. SENTIMENTAL – чувствительный, фр. SENTIMENT – чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.

Друг Пушкина, поэт П.А.Вяземский определил сентиментализм как «изящное изображение основного и повседневного». Сентименталисты, в отличие от классицистов, воспевали простого человека, с его богатым внутренним миром, переживаниями, чувством собственного достоинства.

Автор сочувствует своим героям, его задача – заставить читателя сопереживать, вызвать сострадание, слёзы умиления. Отсюда и эмоциональный характер повествования в этих произведениях.

Для сентименталистов характерно стремление представить человеческую личность изнутри, в движениях души, изменениях чувств и настроений. Они не делят, как классицисты, героев на положительных и отрицательных; важно, что герой осознаёт свои недостатки и старается их исправить, страдает от своих дурных поступков. В обрисовке характеров героев и их оценке нет прямолинейности, однозначности.

Одной из характерных черт русского сентиментализма является идиллическое изображение мирной жизни простого человека на лоне природы. В связи с этим особую роль в произведениях сентиментализма играет пейзаж, который выступает как средство психологической характеристики героев, отражения их душевного состояния.

Литература сентиментализма обращена к повседневности, к частной жизни людей. Поэтому жанры, характерные для сентиментализма - элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), дневник, путешествие, повесть, - во многом имитируют непосредственные переживания человека, записи, продиктованные непосредственным движением сердца. Основная тема таких произведений – любовь и связанные с ней чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Сентиментализм. Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"

Конспект урока литературы для 9 класса  по программе Коровиной В.Я.....

Литература. Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" (9 класс)

Три варианта данной работы позволяют полностью охватить материал, изученный по произведению. В каждом варианте три вопроса, тесно связанных не только с повестью, но и с современной действительностью....

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.

Анализ произведения Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме....

Конспект открытого урока по литературе в 10 классе "Понятие сентиментализма. Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели урока:Образовательные:·               Кратко ознакомить у...

Презентация к уроку литературы по теме "Понятие сентиментализма. Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"

Основная тематика – любовнаяИдейная основа – протест против испорченности аристократического общества.Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувства...

Сентиментализм как направление в литературе на примере повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"

Рассмотреть направление сентиментализма в литературе на примере повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Выявить признаки сентиментализма в повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"...