РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС
рабочая программа по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями приказ от 31.12.2015 г. № 1577), основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ № 17 с УИОП ЩМР МО. Содержание реализуется с помощью учебника «Литература» для 5 класса в 2-х частях, авторы:
В.Я Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.». -М.: Просвещение,2018г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 5 классе.
Личностные результаты обучения литературе:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к само развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
•освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты обучения литературе:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• смысловое чтение;
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Предметные результаты освоения учебного предмета.
Устное народное творчество
Обучающиеся научатся:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Обучающиеся научатся:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,
- на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).
Содержание учебного предмета
Раздел №1. Введение. (2 часа)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Раздел №2. Устное народное творчество. (7 часов)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Раздел №3. Из древнерусской литературы. (2 часа)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Раздел №4. Из литературы XVIII века. (1 час)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Раздел №5. Из литературы XIX века. (45 часов)
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Раздел №6. Из литературы XX века. (31 час)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.
И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Раздел № 7 . Из зарубежной литературы. (11 часов)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо» (отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера» (отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Раздел №8 . Повторение изученного (6 часов)
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья…». Няне.
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)
А.А. Фет. Весенний дождь.
М.Ю. Лермонтов. Бородино.
С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
Календарно - тематическое планирование 105 часов в год.
№ урока | Наименования разделов и тем | Сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Введение (2 часа) | |||
1. | Роль книги в жизни человека. | 03.09- 07.09 | |
2. | Р/Р Проверка техники чтения учащихся и литературного развития. | 03.09- 07.09 | |
Устное народное творчество (7 часов) | |||
3. | УНТ. Жанры фольклора. | 03.09- 07.09 | |
4. | Русские народные сказки. Виды сказок. | 10.09-14.09 | |
5. | Сказка «Царевна-лягушка» - волшебная сказка. | 10.09-14.09 | |
6. | Герои и мораль сказки «Царевна- лягушка». | 10.09-14.09 | |
7. | Жанр героической сказки. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Особенности сюжета сказки. Добро и зло. | 17.09-21.09 | |
8. | Нравственное превосходство главного героя. Добро и зло в сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». | 17.09-21.09 | |
9. | Сказки о животных. Социально-бытовые сказки. | 17.09-21.09 | |
Древнерусская литература (2 часа) | |||
10. | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 24.09-28.09 | |
11. | Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев). | 24.09-28.09 | |
Русская литература 18 века (1 час) | |||
12. | М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру…». Роды и жанры литературы. | 24.09-28.09 | |
Русская литература 19 века (45 часов) | |||
13. | Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности. | 01.10-05.10 | |
14. | Басня как литературный жанр. И.А. Крылов. Слово о писателе. | 01.10-05.10 | |
15. | И.А. Крылов. Слово о писателе. Басня «Волк на псарне». | 01.10-05.10 | |
16. | И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | 08.10-12.10 | |
17. | Аллегория и мораль в баснях И. Крылова. В/Ч Басни И.А. Крылова. | 08.10-12.10 | |
18. | Р/Р Письменный анализ басен И.А. Крылова | 08.10-12.10 | |
19. | В.А. Жуковский «Кубок». Знакомство с жанром баллады. | 15.10-19.10 | |
20. | В.А. Жуковский. Сюжет и герои сказки «Спящая царевна». | 15.10-19.10 | |
21. | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 15.10-19.10 | |
22. | А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Няня». | 22.10-26.10 | |
23. | Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | 22.10-26.10 | |
24. | Основные образы в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. | 22.10-26.10 | |
25. | Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. Борьба добрых и злых сил. | 05.11-09.11 | |
26. | Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки А.С. Пушкин. | 05.11-09.11 | |
27 | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» . Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 05.11-09.11 | |
28. | Р/Р Обучение домашнему сочинению по сказкам Пушкина и Жуковского( «Добро и зло в сказке…»). | 12.11-16.11 | |
29. | В\Ч Мои любимые сказки А.С. Пушкина. | 12.11-16.11 | |
30. | Нравоучительное содержание сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». | 12.11-16.11 | |
31. | Фантастическое и реальное в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». | 19.11-23.11 | |
32. | М.Лермонтов «Бородино». Патриотизм произведения. | 19.11-23.11 | |
33. | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении М. Лермонтова «Бородино» | 19.11-23.11 | |
34. | Р/Р Сочинение «Письмо участника бородинской битвы». | 26.11-30.11 | |
35. | Н.В.Гоголь. Реального и фантастического в повести «Заколдованное место». | 26.11-30.1 | |
36. | В\Ч Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Знакомство со сборником. | 26.11-30.1 | |
37. | Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. | 03.12-07.12 | |
38. | Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, красный нос». Образ русской женщины. | 03.12-07.12 | |
39. | Н.А. Некрасов. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». | 03.12-07.12 | |
40. | Контрольная работа № 1по произведениям 1-ой половины 19 века. | 10.12-14.12 | |
41. | И.С. Тургенев «Муму». Знакомство с героями. | 10.12-14.12 | |
42. | Герасим и Татьяна. История любви. | 10.12-14.12 | |
43. | Герасим и Муму. | 17.12-21.12 | |
44. | Характер Герасима, его духовные и нравственные качества. | 17.12-21.12 | |
45. | Урок- обобщение по произведению И.С. Тургенева «Муму». Тест. | 17.12-21.12 | |
46. | Р/р Сочинение по иллюстрации «Последний обед Муму». | 24.12-28.12 | |
47. | А. Фет. Природа и человек в стихотворениях поэта. | 24.12-28.12 | |
48. | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Сюжет рассказа | 24.12-28.12 | |
49. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | 14.01-18.01 | |
50. | Странная дружба Жилина и Дины. | 14.01-18.01 | |
51. | Обобщение по рассказу Л. Толстого «Кавказский пленник». Утверждение гуманистических идеалов. Тест. | 14.01-18.01 | |
52. | Р\Р Работа над домашним сочинением Жилин и Костылин: разные судьбы. | 21.01-25.01 | |
53. | А.Чехов Рассказ «Хирургия». Юмор в рассказе. | 21.01-25.01 | |
54. | В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. | 21.01-25.01 | |
55. | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды». А. Н. Плещеев. «Весна». Образ лета. И. С. Никитин. «Утро». Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...» | 28.01-01.02 | |
56. | Образ осени. Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А. Н. Майков. «Ласточки». Образ зимы. И.С.Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И.З.Суриков. «Зима». | 28.01-01.02 | |
57. | Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. | 28.01-01.02 | |
Русская литература 20 века (31 час) | |||
58. | Бунин. «Косцы». Анализ произведения. | 04.02-08.02 | |
59. | В. Короленко «В дурном обществе». Сюжет и композиция. | 04.02-08.02 | |
60. | Вася, Валек, Маруся. Портрет - средство изображения героев. | 04.02-08.02 | |
61 | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | 11.02-15.02 | |
62. | Путь Васи к правде и добру. | 11.02-15.02 | |
63. | Урок- обобщение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». | 11.02-15.02 | |
64. | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению. | 18.02-22.02 | |
65. | Стихотворения С.Есенина о родной природе. | 18.02-22.02 | |
66. | Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства». | 18.02-22.02 | |
67. | П.П. Бажов « Медной горы Хозяйка». Знакомство со сказом. Герои сказа. | 25.02-01.03 | |
68. | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе П. Бажова «Медной горы Хозяйка». | 25.02-01.03 | |
69. | В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П. Бажова. Язык сказа. Реальность и фантастика. | 25.02-01.03 | |
70. | К. Паустовский «Теплый хлеб» Герои, поступки. | 04.03-07.03 | |
71. | Нравственные проблемы произведения Паустовского «Теплый хлеб». | 04.03-07.03 | |
72. | Сказочное и реальное в произведении Паустовского «Теплый хлеб». Смысл названия. | 04.03-07.03 | |
73. | К.Г. Паустовский « Заячьи лапы». | 11.03-15.03 | |
74. | Р/р Умение К. Паустовского видеть необычное в обычном. Р/р Творческая работа. | 11.03-15.03 | |
75. | С.Я. Маршак Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» Сюжет и композиция. Художественные особенности пьесы-сказки. | 11.03-15.03 | |
76. | Положительные и отрицательные герои сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». | 18.03-22.03 | |
77. | Мир героя в рассказе А. Платонова «Никита». | 18.03-22.03 | |
78. | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 18.03-22.03 | |
79. | В.А. Астафьев «Васюткино озеро». Знакомство с главным героем. | 01.04-05.04 | |
80. | Человек и природа в рассказе. | 01.04-05.04 | |
81. | Обобщение по произведению. Смысл названия. | 01.04-05.04 | |
82. | Р\Р Подготовка к сочинению: «Тайга хлипких не любит» (составление плана) | 08.04-12.04 | |
83. | Русские поэты 20 в. о Родине и родной природе. | 08.04-12.04 | |
84. | Картина В.М. Васнецова «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б. Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..») | 08.04-12.04 | |
85. | Р/Р Письменный анализ лирического произведения. | 15.04-19.04 | |
86. | С. Черный. Юмористические рассказы. | 15.04-19.04 | |
87. | Поэты о войне. | 15.04-19.04 | |
88. | Контрольная работа по произведениям литературы 20 века. | 22.04-26.04 | |
Зарубежная литература (11 часов) | |||
89. | Р. Стивенсон. «Вересковый мед». Героизм героев | 22.04-26.04 | |
90. | Д. Дефо «Робинзон Крузо». Характер героя. | 22.04-26.04 | |
91. | Х. Андерсен. «Снежная королева». Кай и Герда. | 29.04-30.04 | |
92. | Внутренняя красота Герды. | 29.04-30.04 | |
93. | Р\Р Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Андерсена. | 06.05-08.05 | |
94. | В/Ч Писатели-сказочники и их герои. | 06.05-08.05 | |
95. | КВН по сказкам. | 06.05-08.05 | |
96. | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Характер Тома. | 13.05-17.05 | |
97. | Том Сойер и его друзья. | 13.05-17.05 | |
98. | Дж. Лондон « Сказание о Кише». Характер героя. | 13.05-17.05 | |
99. | Контрольная работа по произведениям зарубежной литературы. | 20.05-24.05 | |
Повторение (6 часов) | |||
100. | Обобщение и повторение пройденного материала. | 20.05-24.05 | |
101. | Игра «Веселое путешествие по Литературии». | 20.05-24.05 | |
102. | Итоговый урок. | 27.05-31.05 | |
103. | Итоговый тест. | 27.05-31.05 | |
104. | Повторение изученного. | 27.05-31.05 | |
105. | Повторение изученного. | 27.05-31.05 | |
Итого: 105 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....