РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС
рабочая программа по литературе (5 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СОДЕРЖАНИЕ

КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5_klassy.docx239.29 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса  составлена  в соответствии с ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями приказ от 31.12.2015 г. № 1577), основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ № 17 с УИОП ЩМР МО. Содержание реализуется с помощью учебника «Литература» для 5 класса в 2-х частях, авторы:

В.Я Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  «Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.». -М.: Просвещение,2018г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 5 классе.

Личностные результаты обучения литературе:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к само развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты обучения литературе:

•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• смысловое чтение;

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Предметные результаты освоения учебного предмета.

Устное народное творчество

Обучающиеся научатся:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
  • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
  • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
  • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Обучающиеся научатся:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,
  •  на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).

Содержание учебного предмета

  Раздел №1. Введение. (2 часа)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

 Раздел №2. Устное народное творчество. (7 часов)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

 Раздел №3.  Из древнерусской литературы. (2 часа)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

 Раздел №4.  Из литературы XVIII века. (1 час)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

  Раздел №5.  Из литературы XIX века. (45 часов)

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица»,  «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

 Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

 «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

 Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»; А.Н. Майков «Ласточки»;  И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

 Раздел №6.  Из литературы XX века. (31 час)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

  Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

 Раздел № 7 . Из зарубежной литературы. (11 часов)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо» (отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

 Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера» (отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

 Раздел №8 . Повторение изученного (6 часов)

Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья…». Няне.

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)

 А.А. Фет. Весенний дождь.

М.Ю. Лермонтов. Бородино.

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

   

Календарно - тематическое планирование 105 часов в год.

№ урока

Наименования разделов и тем

Сроки

прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение (2 часа)

1.

Роль книги в жизни человека.

03.09- 07.09

2.

Р/Р Проверка техники   чтения учащихся и литературного развития.

03.09- 07.09

Устное народное творчество (7 часов)

3.

УНТ. Жанры фольклора.

03.09- 07.09

4.

Русские народные сказки. Виды сказок.

10.09-14.09

5.

Сказка «Царевна-лягушка» - волшебная сказка.

10.09-14.09

6.

Герои и мораль сказки «Царевна- лягушка».

10.09-14.09

7.

Жанр героической сказки. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Особенности сюжета сказки. Добро и зло.

17.09-21.09

8.

Нравственное превосходство главного героя. Добро и зло в сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».

17.09-21.09

9.

Сказки о животных. Социально-бытовые сказки.

17.09-21.09

Древнерусская литература (2 часа)

10.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

24.09-28.09

11.

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев).

24.09-28.09

Русская литература 18 века (1 час)

12.

М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру…». Роды и жанры литературы.

24.09-28.09

Русская литература 19 века (45 часов)

13.

Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (ЭзопЛафонтен, русские баснописцы XVIII века). И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности.

01.10-05.10

14.

Басня как литературный жанр. И.А. Крылов. Слово о писателе.

01.10-05.10

15.

И.А. Крылов. Слово о писателе.

Басня «Волк на псарне».

01.10-05.10

16.

И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

08.10-12.10

17.

Аллегория и мораль в баснях И. Крылова.

В/Ч Басни И.А. Крылова.

08.10-12.10

18.

Р/Р Письменный анализ басен И.А. Крылова

08.10-12.10

19.

В.А. Жуковский «Кубок». Знакомство с жанром баллады.

15.10-19.10

20.

В.А. Жуковский. Сюжет и герои сказки «Спящая царевна».

15.10-19.10

21.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

15.10-19.10

22.

А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Няня».

22.10-26.10

23.

Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

22.10-26.10

24.

Основные образы в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.

22.10-26.10

25.

Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. Борьба  добрых и злых сил.

05.11-09.11

26.

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки А.С. Пушкин.

05.11-09.11

27

 «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» . Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

05.11-09.11

28.

Р/Р Обучение домашнему сочинению по сказкам Пушкина и Жуковского( «Добро и зло в сказке…»).

12.11-16.11

29.

В\Ч Мои любимые сказки А.С. Пушкина.

12.11-16.11

30.

Нравоучительное содержание сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

12.11-16.11

31.

Фантастическое и реальное в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

19.11-23.11

32.

М.Лермонтов «Бородино». Патриотизм произведения.

19.11-23.11

33.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении М. Лермонтова «Бородино»

19.11-23.11

34.

Р/Р Сочинение «Письмо участника бородинской битвы».

26.11-30.11

35.

Н.В.Гоголь. Реального и фантастического в повести «Заколдованное место».

26.11-30.1

36.

В\Ч  Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Знакомство со сборником.

26.11-30.1

37.

Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

03.12-07.12

38.

Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, красный нос». Образ русской женщины.

03.12-07.12

39.

Н.А. Некрасов. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

03.12-07.12

40.

Контрольная работа № 1по произведениям  1-ой  половины 19 века.

10.12-14.12

41.

И.С. Тургенев «Муму». Знакомство с героями.

10.12-14.12

42.

Герасим и Татьяна. История любви.

10.12-14.12

43.

Герасим и Муму.

17.12-21.12

44.

Характер Герасима, его духовные и нравственные качества.

17.12-21.12

45.

Урок- обобщение по произведению И.С. Тургенева «Муму». Тест.

17.12-21.12

46.

Р/р Сочинение по иллюстрации «Последний обед Муму».

24.12-28.12

47.

А. Фет.  Природа и человек в стихотворениях поэта.

24.12-28.12

48.

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Сюжет рассказа

24.12-28.12

49.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

14.01-18.01

50.

Странная дружба Жилина и Дины.

14.01-18.01

51.

Обобщение по рассказу Л. Толстого «Кавказский пленник». Утверждение гуманистических идеалов. Тест.

14.01-18.01

52.

Р\Р Работа над домашним сочинением Жилин и Костылин: разные судьбы.

21.01-25.01

53.

А.Чехов Рассказ «Хирургия». Юмор в рассказе.

21.01-25.01

54.

В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

21.01-25.01

55.

Образы природы в русской поэзии.

Образ  весны.    Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды». А. Н. Плещеев. «Весна».

Образ лета. И. С. Никитин. «Утро». Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»

28.01-01.02

56.

Образ осени. Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А. Н. Майков. «Ласточки».

Образ зимы. И.С.Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И.З.Суриков. «Зима».

28.01-01.02

57.

Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения.

28.01-01.02

Русская литература 20 века (31 час)

58.

Бунин. «Косцы». Анализ произведения.

04.02-08.02

59.

В. Короленко «В дурном обществе». Сюжет и композиция.

04.02-08.02

60.

Вася, Валек, Маруся. Портрет - средство изображения героев.

04.02-08.02

61

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

11.02-15.02

62.

Путь Васи к правде и добру.

11.02-15.02

63.

Урок- обобщение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

11.02-15.02

64.

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению.

18.02-22.02

65.

Стихотворения С.Есенина о родной природе.

18.02-22.02

66.

Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства».

18.02-22.02

67.

П.П. Бажов « Медной горы Хозяйка». Знакомство со сказом. Герои сказа.

25.02-01.03

68.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе П. Бажова «Медной горы Хозяйка».

25.02-01.03

69.

В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П. Бажова. Язык сказа. Реальность и фантастика.

25.02-01.03

70.

К. Паустовский «Теплый хлеб» Герои, поступки.

04.03-07.03

71.

Нравственные проблемы произведения Паустовского «Теплый хлеб».

04.03-07.03

72.

Сказочное и реальное в произведении Паустовского «Теплый хлеб». Смысл названия.

04.03-07.03

73.

К.Г. Паустовский « Заячьи лапы».

11.03-15.03

74.

Р/р Умение К.  Паустовского видеть необычное в обычном. Р/р Творческая работа.

11.03-15.03

75.

С.Я. Маршак Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» Сюжет и композиция. Художественные особенности пьесы-сказки.

11.03-15.03

76.

Положительные и отрицательные герои сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».

18.03-22.03

77.

Мир героя в рассказе А. Платонова «Никита».

18.03-22.03

78.

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

18.03-22.03

79.

В.А. Астафьев

 «Васюткино озеро». Знакомство с главным героем.

01.04-05.04

80.

Человек и природа в рассказе.

01.04-05.04

81.

Обобщение по произведению. Смысл названия.

01.04-05.04

82.

Р\Р Подготовка к сочинению: «Тайга хлипких не любит» (составление плана)

08.04-12.04

83.

Русские поэты 20 в. о Родине и родной природе.

08.04-12.04

84.

Картина В.М. Васнецова «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б. Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»)

08.04-12.04

85.

Р/Р Письменный анализ лирического произведения.

15.04-19.04

86.

С. Черный. Юмористические рассказы.

15.04-19.04

87.

Поэты о войне.

15.04-19.04

88.

Контрольная работа по произведениям литературы 20 века.

22.04-26.04

Зарубежная литература (11 часов)

89.

Р. Стивенсон. «Вересковый мед». Героизм героев

22.04-26.04

90.

Д. Дефо «Робинзон Крузо». Характер героя.

22.04-26.04

91.

Х. Андерсен. «Снежная королева». Кай и Герда.

29.04-30.04

92.

Внутренняя красота Герды.

29.04-30.04

93.

Р\Р Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Андерсена.

06.05-08.05

94.

В/Ч  Писатели-сказочники и их герои.

06.05-08.05

95.

КВН по сказкам.

06.05-08.05

96.

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Характер Тома.

13.05-17.05

97.

Том Сойер и его друзья.

13.05-17.05

98.

Дж. Лондон « Сказание о Кише». Характер героя.

13.05-17.05

99.

Контрольная работа по произведениям зарубежной литературы.

20.05-24.05

Повторение (6 часов)

100.

Обобщение и повторение пройденного материала.

20.05-24.05

101.

Игра «Веселое путешествие по Литературии».

20.05-24.05

102.

Итоговый урок.

27.05-31.05

103.

Итоговый тест.

27.05-31.05

104.

Повторение изученного.

27.05-31.05

105.

Повторение изученного.

27.05-31.05

Итого: 105 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....