Статья "Интерактивные игры на уроках литературы"
статья по литературе

Рапопорт Вероника Леонидовна

Статья "Интерактивные игры на уроках литературы" поможет учителю в организации уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_igry_na_urokah_literatury.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные игры на уроках литературы

Игра, как известно, является самой интересной и привлекательной деятельностью.

В игре наиболее полно проявляются индивидуальные особенности, интеллектуальные возможности, склонности, способности детей.

Игра относится к традиционным и признанным методам обучения и воспитания дошкольников, младших школьников и подростков. Ценность этого метода заключается в том, что в игровой деятельности образовательные, развивающие и воспитательные функции действуют в тесной взаимосвязи. Игра как метод обучения организует, развивает учащихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность.

Интерактивные игры - это необходимое направление в изучении такого сложного и интересного предмета, как «Литература». Ведь нестандартные формы и методы деятельности позволяют учителю эффективно использовать «избыточную» активность учащихся, направляя ее в полезное русло. Они формируют у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми, умение четко формулировать и обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию и находить компромиссные варианты. А значит, на таких уроках дети готовятся к самостоятельной жизни.

«Продолжение предложения»

После ознакомления с биографией писателя учитель предлагает ученикам продолжить предложение типа:

Я знаю про Марка Твена, что он ...

Больше всего меня поразило то, что Марк Твен ...

Выдающейся датой биографии О. Генри я считаю ...

Счастливый период в жизни Гоголя, по моему мнению, ...

Кто желает продолжить предложение, поднимает руку. Наивысшую оценку получает ученик, который последним дополнит предложения, то есть имеет самый полный багаж информации.

«Аукцион»

Предварительная подготовка: учащиеся (10 класс) получают задание детально ознакомиться с биографией писателя, воспользоваться дополнительной литературой, подготовить интересные сообщения по лотам аукциона.

Например, при изучении биографии Л. Н. Толстого, предлагаем следующие «лоты»:

Детские годы в Ясной Поляне;

«Университеты» Толстого;

Участие в Крымской войне;

Начало творческой деятельности;

Реформаторская деятельность в Ясной Поляне;

Лучшие произведения Толстого;

Мировоззрение Толстого, отношение к церкви, религии;

Последние годы жизни.

Наивысший балл получают учащиеся, которые подготовили полные и интересные сообщения и «выкупили» несколько лотов.

«Ты мне - я тебе»

Работа в группах. Группы получают задание подготовить вопросы по содержанию литературного произведения. Ученики обмениваются вопросами, получают исчерпывающие ответы, сами выставляют оценки членам группы оппонентов.

 «Если бы животные умели говорить»

Ученикам предлагается задача рассказать о проблемах животных - литературных персонажей - от первого лица.

«Письмо литературному персонажу»

Ученики должны написать «письмо» литературному персонажу, в котором поддержать его или, наоборот, осудить, помочь советом, выразить свое отношение к его поступкам.

Например: при изучении романа М. Сервантеса «Приключения Дон Кихота» учащиеся пишут письма поддержки Дон Кихоту, при изучении трагедии Шекспира «Гамлет» помогают решить Гамлету его проблему «Быть или не быть».

«Помоги героям»

Учитель предлагает ученикам вмешаться в сюжет и помочь героям в сложных ситуациях, разработать для них план действий.

 «Цепочка»

Ученики по очереди характеризуют какого литературного героя. Каждый говорит одно предложение.

«Коллективный рассказ»

Учитель предлагает ученикам составить коллективно рассказ на заданную тему. Каждый говорит одно предложение, связывая его с предыдущим.

Например, при изучении темы «Сказки» в 5 классе учащиеся сочиняют коллективно сказку о приключениях героя в фантастическом мире по заданным началам: «Не за синими морями, не за высокими горами, а в нашем ...»

«Литературный турнир»

Ученик вызывает к себе другого ученика, ставит какой-то вопрос по литературным произведением. Если ответ правильный, вызванный ученик вызывает следующего и вопрос ставится ему.

Например, при изучении темы «Героический эпос» проводится литературный турнир, определяющий лучшего знатока национальных разных стран.

«Таинственный чемодан»

Работа в группах. Учитель предлагает группам угадать, какому литературному герою принадлежит чемодан, называя вещи, которые в ней лежат.

Например, изучая тему «Приключенческие романы», находим, кому принадлежат чемоданы с вещами:

компас, карта морей и океанов, учебники по океанографии (Дик)

лупа, засушенные насекомые, очки (кузен Бенедикт)

вырванный зуб, засушенная крыса, огрызок яблока, нитки черные и белые (Том Сойер)

«Таинственный герой»

Можно применить при проведении итоговых уроков. Учитель предлагает ученикам узнать литературного героя по его личным приметам.

Например, при проведении зачетного занятия по теме «Драматургия 19 века» учащиеся узнают героев по характеристикам.

 «Соедините сердца влюбленных»

Работа в группах. Учащиеся получают карточки в виде сердечек, на которых написаны имена героев. Задача - объединить тех героев, которые по сюжету произведений любят друг друга.

Например, при изучении темы «Мифы» учащиеся получают сердечки с такими именами: Парис, Озирис, Ярило, Елена, Мать Сыра Земля, Персефона, Аид, Яма, Ями,  Менелай.

«Распределите героев за их произведениями»

Работа в группах. Учащиеся получают карточки с именами героев разных произведений данной темы. Задача - объединить героев по произведениям.

Например: при изучении темы «Литературные сказки» ученики распределяют героев по их сказкам:

Золушка, Синяя Борода, Госпожа Метелица, Принц, лесничий, падчерица, волшебный ключик, хрустальный башмачок, Фея, мачеха, молодая жена и др..

«Продолжение сюжетной линии»

Учитель предлагает ученикам придумать свое продолжение сюжетных линий, пофантазировать, как сложились дальнейшие судьбы главных и второстепенных героев.

Например, при изучении повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» учащиеся составляют рассказ о судьбе матери после смерти ее сыновей - Остапа и Андрия.

Фантазируют, станут ли в будущем Том Сойер и Гек Финн разбойниками, как они мечтают.

«Узнайте книгу»

Учитель рассказывает об истории создания книги, интересные данные об авторе и другие подробности, предлагая отгадать ее название.

Например, «Ревизор» Гоголя:

«Сюжет для этого произведения подсказал Пушкин, в основе его лежит забавный случай, который произошел с ним в одном из провинциальных городов. На премьере присутствовал сам царь, который дал такую оценку: «Всем досталось, а мне больше всех».

«Встреча литературных героев»

Ученики называют своих любимых литературных героев, представляют их встречу, о чем бы они говорили, какие советы дали бы друг другу.

Например, о чем бы говорили при встрече Том Сойер и Пеппи Длинный чулок, Гобсек и Плюшкин, Наташа Ростова и Татьяна Ларина?

 «Символ произведения»

Используя цветные карандаши или фломастеры, выполните следующие задачи:

- нарисуйте предмет, который символизировал бы произведение, был бы символом литературного героя.

(роза - символ сказки Андерсена «Снежная королева»; засушенные цветы - символ Сони из романа «Война и мир» Л. Толстого)

- определите цвет настроения отрывка поэзии;

- нарисуйте иллюстрацию к произведению, допустив ошибку в изображаемом и предложите своим товарищам найти эту ошибку;

- создайте диафильм по сюжету произведения (работа в группах).

«Киносценарий»

На уроках развития связной речи, объединившись в группы, составляем киносценарий фильмов по изученным произведениям или документальных фильмов по жизненному и творческому пути писателей. Выбираем режиссера, оператора, художника-костюмера, известных актеров на главные роли и др.; придумываем название фильма, страну, где будут проводиться съемки. Каждая группа представляет свой проект киносценария, среди которых выбираем лучший.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра для уроков литературы "Найди ИВС".

"Найди ИВС" - игра для уроков литературы в технологии популярной игры "Кто хочет стать миллионером".  Очень любима моими учениками, так как вопросы и варианты ответов по готовому шаблону дети сос...

Учебно-педагогическая игра на уроке литературы

Представлен сценарий урока – игры по роману А.С.Пушкина «Дубровский» в 7 классе. Урок проводится в качестве урока – обобщения полученных знаний. Все задания сопровождаются слайдовой презентацией...

Интеллектуальные игры на уроках литературы

Статья дает направление учителям- словесникам  в работе с учащимися на уроках литературы . Умению правильно читать и использовать свои знания  научит  ученика только учитель. Учитель до...

игра к уроку литературы 6 класс

игра по произведению ЦБ Бадмаев "Сережын Будамшуугай орон нютагаар аяншалга"...

играем на уроке литературы

Игра "Счастливый случай" по творчеству Пушкина и Байрона...

Ролевые игры на уроках литературы

Ролевые игры на уроках литературы...