Учебно-педагогическая игра на уроке литературы
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Бурцева Елена Валерьевна

 

Представлен сценарий урока – игры по роману А.С.Пушкина «Дубровский» в 7 классе. Урок проводится в качестве урока – обобщения полученных знаний. Все задания сопровождаются слайдовой презентацией, к созданию которой можно привлечь учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkin_dubrovskiy.doc501 КБ
Office presentation icon burceva_e.v._dubrovskiy.ppt746 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-педагогическая игра на уроке литературы

Бурцева Елена Валерьевна,

учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ№8, г.Томск

Представлен сценарий урока – игры по роману А.С.Пушкина «Дубровский» в 7 классе. Урок проводится в качестве урока – обобщения полученных знаний. Все задания сопровождаются слайдовой презентацией, к созданию которой можно привлечь учащихся.

Психологи Л.С.Выготский, В.М.Теплов, Л.И.Рувинский утверждают, что применение дидактических игр в обучении обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь. Дидактические игры позволяют, кроме того, отрабатывать практические умения и навыки, что очень важно при обучении анализу художественного текста на уроке литературы. В процессе ролевой игры идёт активное «примеривание на себя» иной социальной роли, вхождение в чужую судьбу, при этом ребята «проживают» в воображении то, чего, может быть, не испытают в жизни. Всё это является основой нравственного воспитания личности на уроке литературы.

При всех очевидных достоинствах игровая методика не занимает ещё подобающего места в школьной практике. Одна из причин этого – неразработанность путей и способов применения игровых методов в обучении и воспитании школьников, хотя в педагогике имеются прекрасные традиции использования игры, заложенные С.Т.Шацким, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, М.А.Рыбниковой. Но в сегодняшней методике литературы нет даже описания (не говоря уже о классификации, обобщении опыта) путей и способов применения дидактических игр на уроке.

Мне хотелось бы описать и осмыслить многолетний опыт использования дидактических игр на уроках литературы. В основу классификации положена типология игровых действий, описанная Ю.А.Левадой. Он различает «целевые» (спорт) и «ролевые» (театр) типы игр.

Суть первых – в соревновании, достижении победы над соперником, а вторых – в исполнении ролей, достижении некоторого научного или учебного результата за счёт «надевания» различных социальных масок. Наш опыт показывает, что введение даже элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения. Если на уроке коллективный реферат защищается всей группой, которая его готовила, если ученик вытянул себе билетик с именем литературного героя, над образом которого он должен работать (составлять психологическую характеристику или писать дневник от его имени), если прежде, чем попасть к учителю на проверку, работа одного ученика рецензируется другим, если при изучении романа Л.Толстого «Война и мир» мальчики получают задание сделать схему Шенграбенского сражения (объёмную, с передвижением солдат, пушек и прочего), ребята берутся за работу с удовольствием и делают её всегда отлично.

Игры-соревнования, не требующие вхождения в роль, мы применяем на уроке литературы для проверки и актуализации знаний учеников. Опрос, проводимый в виде викторины, аукциона, конкурса «знатоков», гораздо интереснее школьникам, особенно если вопросы придумывает одна команда, а отвечает на них другая.

Предлагаем вашему вниманию сценарий урока – игры по роману А.С.Пушкина «Дубровский» в 7 классе. Урок проводится в качестве урока – обобщения полученных знаний. Все задания сопровождаются слайдовой презентацией, к созданию которой можно привлечь учащихся. Для проведения урока класс необходимо разделить на группы по 5-6 человек. Игра идёт командная. В качестве жюри можно пригласить старшеклассников или других педагогов. При оценке заданий учитывается скорость и правильность выполнения.

I.        Восстановите последовательность эпизодов в романе:

Обед у Троекурова

Первое свидание Маши и Дубровского

Троекуровы в гостях у князя Верейского

Письмо Маши князю Верейскому

Саша прячет кольцо в дупле

Дубровский останавливает карету князя Верейского

Ссора Дубровского и Троекурова

Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского

Суд

Возвращение В.Дубровского в родную Кистенёвку

Похороны Андрея Гавриловича Дубровского

Пожар

Правильный вариант:

  1. Ссора Дубровского и Троекурова
  2. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского
  3. Суд
  4. Возвращение В.Дубровского в родную Кистенёвку
  5. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского
  6. Пожар
  7. Обед у Троекурова
  8. Первое свидание Маши и Дубровского
  9. Троекуровы в гостях у князя Верейского
  10. Письмо Маши князю Верейскому
  11. Саша прячет кольцо в дупле
  12. Дубровский останавливает карету князя Верейского

II.        К приведённым ниже иллюстрациям подберите цитаты из текста, соответствующие содержанию:

III.        О ком из героев идёт речь?

«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; он принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».

(Троекуров Кирила Петрович)

«Прошло несколько времени, а здоровье его всё еще было плохо; правда, припадки сумасшествия уже не возобновлялись, но силы его приметно ослабевали. Он забывал свои прежние занятия, редко выходил из своей комнаты и задумывался по целым суткам. Егоровна, добрая старуха, некогда ходившая за его сыном, теперь сделалась и его нянькою. Она смотрела за ним, как за ребенком, напоминала ему о времени пищи и сна, кормила его, укладывала спать. Он тихо повиновался ей и, кроме ее, не имел ни с кем сношения».

(Дубровский Андрей Гаврилович)

«Он воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».

(Дубровский Владимир)

«Между тем положенный срок прошел, и апелляция не была подана. Кистеневка принадлежала Троекурову. Он явился к нему с поклонами и поздравлениями и просьбою назначить, когда угодно будет его высокопревосходительству вступить во владение новоприобретенным имением – самому или кому изволит он дать на то доверенность».

(Шабашкин)

«Он смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, – и победа не радовала его сердце. Он грозно взглянул на Шабашкина, ища к чему привязаться, чтоб его выбранить, но не нашел достаточного к тому предлога, сказал ему сердито: «Пошел вон, не до тебя».

(Троекуров Кирила Петрович)

«Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною. Она не заметила и впечатления, ею произведенного на него, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса. Несколько дней кряду потом она встречала его довольно часто, не удостоивая большей внимательности. Неожиданным образом получила она о нем совершенно новое понятие».

(Дефорж)

«Один только человек не участвовал в общей радости: сидел пасмурен и молчалив на своем месте, ел рассеянно и казался чрезвычайно беспокоен. Разговоры о разбойниках взволновали его воображение.

Он, призывая господа в свидетели в том, что красная шкатулка его была пуста, не лгал и не согрешал: красная шкатулка точно была пуста, деньги, некогда в ней хранимые, перешли в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой. Сею только предосторожностию успокоивал он свою недоверчивость ко всем и вечную боязнь».

(Антон Пафнутьич)

«Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал».

(Верейский)

IV.        Найди соответствие «Второстепенные персонажи»

Род занятий

персонаж, задание

правильный вариант

Камердинер Дубровского

Парамошка

Гриша

Штаб-лекарь в лазарете больных собак Троекурова

Антон

Тимошка

Крепостная няня, ухаживавшая за Дубровским и написавшая письмо Владимиру

Агафья

Орина Егоровна Бузырёва

Кузнец

Харитон

Архип

Псарь Троекурова

Гриша

Парамошка

Повар, единственный кистенёвский грамотей

Архип

Харитон

Кучер Дубровского

Тимошка

Антон

Птичница

Орина Егоровна Бузырёва

Агафья

V.        Напишите сочинение - миниатюру по выбранному вопросу от лица Дефоржа, присутствующего на праздничном обеде у Троекурова:

  1. Что мог думать и чувствовать Дубровский при появлении Спицына?
  2. Как Владимир относится к рассказу Глобовой?

(варианты работ зачитываются в классе и оцениваются учащимися).

VI.Домашнее задание (по выбору):

  1. Составить кроссворд по «Дубровский» А.С.Пушкина.
  2. Решить готовый кроссворд.

Кроссворд

по роману Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский»

По горизонтали:

1. Село, в котором жил Троекуров (Покровское).

3. Фамилия богатого князя, за которого хотели отдать замуж дочь Троекурова (Верейский).

5. Имя штаб-лекаря, который лечил больных собак (Тимошка).

7. Как называли комнатного слугу (Комердинер).

11. Роман состоит из двух … ( в им. п.) (Том).

12. Фамилия няни Дубровского младшего (Бузырёва).

13. Куда поехали Верейский и Марья Кириловна ( в им. п.) (Арбатово).

15. Месяц, в котором князь Верейский вернулся из заграницы (Май).

По вертикали:

1. Фамилия автора повести «Капитанская дочка» (Пушкин).

2. Название села, в котором жил Дубровский (Кистенёвка).

4. Младший офицерский чин в кавалерии (Корнет).

6. Любимая фраза Троекурова: « … победы раздавайся!» (Гром).

8. Место, куда младший брат Маши положил кольцо (Дупло).

9. Чувство, которое испытывал Владимир к Маше (Любовь).

10. Отношения, которые связывали двух помещиков после ссоры (Вражда).

14. Имя старой птичницы (Агафья).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Левада Ю.А. Игровые структуры в системах социального действия. Системные исследования. Методологические проблемы // Ежегодник. – М. – С.273-294.
  2. Аркин И.И. Работа над пересказом художественного текста в 6-м классе // Литература в школе. – 1960. – № 1. – С. 65-68.
  3. Богданова О.Ю. Восприятие и анализ повести Пушкина «Выстрел» // Вопросы изучения стиля писателя в школе. – М.: Просвещение, 1976. – С. 54-69.
  4. Звере Т.В. Изучение литературного пейзажа на уроках литературы в 6-м классе // Литература в средней школе. -Вып. 1: Уч. зап. – Л., 1966. – Т. 337. – С. 140-183.
  5. Кудряшев Н.И. Повесть А.С.Пушкина «Дубровский» // О преподавании литературы в 5–10-х классах. – М.: Учпедгиз, 1950. – С. 27-32.
  6. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе. На пути к А.С.Пушкину. – М.: Владос, 1999. – С. 150-237.
  7. Маранцман В.Г. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» в школьном изучении. – Л.: Просвещение, 1974. – С. 111.
  8. Пушкарева М.Д. А.С.Пушкин. «Дубровский» // Зепалова Т.С., Мещерякова Н.Я. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии Родная литература для 5-го класса. – М.: Просвещение, 1976. – С. 97-118.
  9. Снежневская М.А. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» в 6-м классе // За творческое изучение литературы в школе. – Вып. 2. – М., 1968. – С. 74-101.

Работа опубликована:

Об использовании игровой методики на уроках литературы (из опыта работы) / Материалы 3 областного научного семинара «Проектный метод на уроках русского языка и литературы»/ - Т.: ТОИПКРО.- 2010. - С.158-165.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра для уроков литературы "Найди ИВС".

"Найди ИВС" - игра для уроков литературы в технологии популярной игры "Кто хочет стать миллионером".  Очень любима моими учениками, так как вопросы и варианты ответов по готовому шаблону дети сос...

Интеллектуальные игры на уроках литературы

Статья дает направление учителям- словесникам  в работе с учащимися на уроках литературы . Умению правильно читать и использовать свои знания  научит  ученика только учитель. Учитель до...

игра к уроку литературы 6 класс

игра по произведению ЦБ Бадмаев "Сережын Будамшуугай орон нютагаар аяншалга"...

играем на уроке литературы

Игра "Счастливый случай" по творчеству Пушкина и Байрона...

Ролевые игры на уроках литературы

Ролевые игры на уроках литературы...

Интерактивная станционная игра на уроках литературы

документ включае в себя конспект урока, методический комментарий к нему...