Учебно-педагогическая игра на уроке литературы
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Представлен сценарий урока – игры по роману А.С.Пушкина «Дубровский» в 7 классе. Урок проводится в качестве урока – обобщения полученных знаний. Все задания сопровождаются слайдовой презентацией, к созданию которой можно привлечь учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin_dubrovskiy.doc | 501 КБ |
burceva_e.v._dubrovskiy.ppt | 746 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-педагогическая игра на уроке литературы
Бурцева Елена Валерьевна,
учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ№8, г.Томск
Представлен сценарий урока – игры по роману А.С.Пушкина «Дубровский» в 7 классе. Урок проводится в качестве урока – обобщения полученных знаний. Все задания сопровождаются слайдовой презентацией, к созданию которой можно привлечь учащихся.
Психологи Л.С.Выготский, В.М.Теплов, Л.И.Рувинский утверждают, что применение дидактических игр в обучении обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь. Дидактические игры позволяют, кроме того, отрабатывать практические умения и навыки, что очень важно при обучении анализу художественного текста на уроке литературы. В процессе ролевой игры идёт активное «примеривание на себя» иной социальной роли, вхождение в чужую судьбу, при этом ребята «проживают» в воображении то, чего, может быть, не испытают в жизни. Всё это является основой нравственного воспитания личности на уроке литературы.
При всех очевидных достоинствах игровая методика не занимает ещё подобающего места в школьной практике. Одна из причин этого – неразработанность путей и способов применения игровых методов в обучении и воспитании школьников, хотя в педагогике имеются прекрасные традиции использования игры, заложенные С.Т.Шацким, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, М.А.Рыбниковой. Но в сегодняшней методике литературы нет даже описания (не говоря уже о классификации, обобщении опыта) путей и способов применения дидактических игр на уроке.
Мне хотелось бы описать и осмыслить многолетний опыт использования дидактических игр на уроках литературы. В основу классификации положена типология игровых действий, описанная Ю.А.Левадой. Он различает «целевые» (спорт) и «ролевые» (театр) типы игр.
Суть первых – в соревновании, достижении победы над соперником, а вторых – в исполнении ролей, достижении некоторого научного или учебного результата за счёт «надевания» различных социальных масок. Наш опыт показывает, что введение даже элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения. Если на уроке коллективный реферат защищается всей группой, которая его готовила, если ученик вытянул себе билетик с именем литературного героя, над образом которого он должен работать (составлять психологическую характеристику или писать дневник от его имени), если прежде, чем попасть к учителю на проверку, работа одного ученика рецензируется другим, если при изучении романа Л.Толстого «Война и мир» мальчики получают задание сделать схему Шенграбенского сражения (объёмную, с передвижением солдат, пушек и прочего), ребята берутся за работу с удовольствием и делают её всегда отлично.
Игры-соревнования, не требующие вхождения в роль, мы применяем на уроке литературы для проверки и актуализации знаний учеников. Опрос, проводимый в виде викторины, аукциона, конкурса «знатоков», гораздо интереснее школьникам, особенно если вопросы придумывает одна команда, а отвечает на них другая.
Предлагаем вашему вниманию сценарий урока – игры по роману А.С.Пушкина «Дубровский» в 7 классе. Урок проводится в качестве урока – обобщения полученных знаний. Все задания сопровождаются слайдовой презентацией, к созданию которой можно привлечь учащихся. Для проведения урока класс необходимо разделить на группы по 5-6 человек. Игра идёт командная. В качестве жюри можно пригласить старшеклассников или других педагогов. При оценке заданий учитывается скорость и правильность выполнения.
I. Восстановите последовательность эпизодов в романе:
Обед у Троекурова
Первое свидание Маши и Дубровского
Троекуровы в гостях у князя Верейского
Письмо Маши князю Верейскому
Саша прячет кольцо в дупле
Дубровский останавливает карету князя Верейского
Ссора Дубровского и Троекурова
Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского
Суд
Возвращение В.Дубровского в родную Кистенёвку
Похороны Андрея Гавриловича Дубровского
Пожар
Правильный вариант:
- Ссора Дубровского и Троекурова
- Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского
- Суд
- Возвращение В.Дубровского в родную Кистенёвку
- Похороны Андрея Гавриловича Дубровского
- Пожар
- Обед у Троекурова
- Первое свидание Маши и Дубровского
- Троекуровы в гостях у князя Верейского
- Письмо Маши князю Верейскому
- Саша прячет кольцо в дупле
- Дубровский останавливает карету князя Верейского
II. К приведённым ниже иллюстрациям подберите цитаты из текста, соответствующие содержанию:
III. О ком из героев идёт речь?
«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; он принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».
(Троекуров Кирила Петрович)
«Прошло несколько времени, а здоровье его всё еще было плохо; правда, припадки сумасшествия уже не возобновлялись, но силы его приметно ослабевали. Он забывал свои прежние занятия, редко выходил из своей комнаты и задумывался по целым суткам. Егоровна, добрая старуха, некогда ходившая за его сыном, теперь сделалась и его нянькою. Она смотрела за ним, как за ребенком, напоминала ему о времени пищи и сна, кормила его, укладывала спать. Он тихо повиновался ей и, кроме ее, не имел ни с кем сношения».
(Дубровский Андрей Гаврилович)
«Он воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».
(Дубровский Владимир)
«Между тем положенный срок прошел, и апелляция не была подана. Кистеневка принадлежала Троекурову. Он явился к нему с поклонами и поздравлениями и просьбою назначить, когда угодно будет его высокопревосходительству вступить во владение новоприобретенным имением – самому или кому изволит он дать на то доверенность».
(Шабашкин)
«Он смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, – и победа не радовала его сердце. Он грозно взглянул на Шабашкина, ища к чему привязаться, чтоб его выбранить, но не нашел достаточного к тому предлога, сказал ему сердито: «Пошел вон, не до тебя».
(Троекуров Кирила Петрович)
«Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною. Она не заметила и впечатления, ею произведенного на него, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса. Несколько дней кряду потом она встречала его довольно часто, не удостоивая большей внимательности. Неожиданным образом получила она о нем совершенно новое понятие».
(Дефорж)
«Один только человек не участвовал в общей радости: сидел пасмурен и молчалив на своем месте, ел рассеянно и казался чрезвычайно беспокоен. Разговоры о разбойниках взволновали его воображение.
Он, призывая господа в свидетели в том, что красная шкатулка его была пуста, не лгал и не согрешал: красная шкатулка точно была пуста, деньги, некогда в ней хранимые, перешли в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой. Сею только предосторожностию успокоивал он свою недоверчивость ко всем и вечную боязнь».
(Антон Пафнутьич)
«Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал».
(Верейский)
IV. Найди соответствие «Второстепенные персонажи»
Род занятий | персонаж, задание | правильный вариант |
Камердинер Дубровского | Парамошка | Гриша |
Штаб-лекарь в лазарете больных собак Троекурова | Антон | Тимошка |
Крепостная няня, ухаживавшая за Дубровским и написавшая письмо Владимиру | Агафья | Орина Егоровна Бузырёва |
Кузнец | Харитон | Архип |
Псарь Троекурова | Гриша | Парамошка |
Повар, единственный кистенёвский грамотей | Архип | Харитон |
Кучер Дубровского | Тимошка | Антон |
Птичница | Орина Егоровна Бузырёва | Агафья |
V. Напишите сочинение - миниатюру по выбранному вопросу от лица Дефоржа, присутствующего на праздничном обеде у Троекурова:
- Что мог думать и чувствовать Дубровский при появлении Спицына?
- Как Владимир относится к рассказу Глобовой?
(варианты работ зачитываются в классе и оцениваются учащимися).
VI.Домашнее задание (по выбору):
- Составить кроссворд по «Дубровский» А.С.Пушкина.
- Решить готовый кроссворд.
Кроссворд
по роману Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский»
По горизонтали:
1. Село, в котором жил Троекуров (Покровское).
3. Фамилия богатого князя, за которого хотели отдать замуж дочь Троекурова (Верейский).
5. Имя штаб-лекаря, который лечил больных собак (Тимошка).
7. Как называли комнатного слугу (Комердинер).
11. Роман состоит из двух … ( в им. п.) (Том).
12. Фамилия няни Дубровского младшего (Бузырёва).
13. Куда поехали Верейский и Марья Кириловна ( в им. п.) (Арбатово).
15. Месяц, в котором князь Верейский вернулся из заграницы (Май).
По вертикали:
1. Фамилия автора повести «Капитанская дочка» (Пушкин).
2. Название села, в котором жил Дубровский (Кистенёвка).
4. Младший офицерский чин в кавалерии (Корнет).
6. Любимая фраза Троекурова: « … победы раздавайся!» (Гром).
8. Место, куда младший брат Маши положил кольцо (Дупло).
9. Чувство, которое испытывал Владимир к Маше (Любовь).
10. Отношения, которые связывали двух помещиков после ссоры (Вражда).
14. Имя старой птичницы (Агафья).
ЛИТЕРАТУРА
- Левада Ю.А. Игровые структуры в системах социального действия. Системные исследования. Методологические проблемы // Ежегодник. – М. – С.273-294.
- Аркин И.И. Работа над пересказом художественного текста в 6-м классе // Литература в школе. – 1960. – № 1. – С. 65-68.
- Богданова О.Ю. Восприятие и анализ повести Пушкина «Выстрел» // Вопросы изучения стиля писателя в школе. – М.: Просвещение, 1976. – С. 54-69.
- Звере Т.В. Изучение литературного пейзажа на уроках литературы в 6-м классе // Литература в средней школе. -Вып. 1: Уч. зап. – Л., 1966. – Т. 337. – С. 140-183.
- Кудряшев Н.И. Повесть А.С.Пушкина «Дубровский» // О преподавании литературы в 5–10-х классах. – М.: Учпедгиз, 1950. – С. 27-32.
- Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе. На пути к А.С.Пушкину. – М.: Владос, 1999. – С. 150-237.
- Маранцман В.Г. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» в школьном изучении. – Л.: Просвещение, 1974. – С. 111.
- Пушкарева М.Д. А.С.Пушкин. «Дубровский» // Зепалова Т.С., Мещерякова Н.Я. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии Родная литература для 5-го класса. – М.: Просвещение, 1976. – С. 97-118.
- Снежневская М.А. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» в 6-м классе // За творческое изучение литературы в школе. – Вып. 2. – М., 1968. – С. 74-101.
Работа опубликована:
Об использовании игровой методики на уроках литературы (из опыта работы) / Материалы 3 областного научного семинара «Проектный метод на уроках русского языка и литературы»/ - Т.: ТОИПКРО.- 2010. - С.158-165.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра для уроков литературы "Найди ИВС".
"Найди ИВС" - игра для уроков литературы в технологии популярной игры "Кто хочет стать миллионером". Очень любима моими учениками, так как вопросы и варианты ответов по готовому шаблону дети сос...
Интеллектуальные игры на уроках литературы
Статья дает направление учителям- словесникам в работе с учащимися на уроках литературы . Умению правильно читать и использовать свои знания научит ученика только учитель. Учитель до...
игра к уроку литературы по теме "Ц.Б.Бадмаев "Сережын Будамшуугай орон нютагаар аяншалга"
игра составлена по принципу игры "Как стать миллионером"...
игра к уроку литературы 6 класс
игра по произведению ЦБ Бадмаев "Сережын Будамшуугай орон нютагаар аяншалга"...
играем на уроке литературы
Игра "Счастливый случай" по творчеству Пушкина и Байрона...
Ролевые игры на уроках литературы
Ролевые игры на уроках литературы...
Интерактивная станционная игра на уроках литературы
документ включае в себя конспект урока, методический комментарий к нему...