Современные методы контроля и оценки результатов обучения на уроках литературы
учебно-методический материал по литературе

Фролова Дарья
1. Теоретические основы контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся
1.1. Сущность контроля, оценки и проверки как элементов учебного процесса
1.2. Функции контроля и оценки
1.3. Виды контроля и оценки
1.4. Формы контроля и оценки
2. Методы контроля и оценки результатов обучения у обучающихся средней школы на уроках литературы
2.1. Основные методы контроля и оценки результатов обучения у обучающихся в средней школе
2.2. Специфические методы контроля и оценки результатов обучения на уроках литературы в средней школе
2.3. Особенности осуществления контроля и оценки результатов обучения на уроках литературы в средней школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные методы контроля и оценки результатов обучения на уроках литературы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся

  1. Сущность контроля, оценки и проверки как элементов учебного процесса
  2. Функции контроля и оценки
  3. Виды контроля и оценки
  4. Формы контроля и оценки

2. Методы контроля и оценки результатов обучения у обучающихся средней школы на уроках литературы

2.1. Основные методы контроля и оценки результатов обучения у обучающихся в средней школе

2.2. Специфические методы контроля и оценки результатов обучения на уроках литературы в средней школе

2.3. Особенности осуществления контроля и оценки результатов обучения на уроках литературы в средней школе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Брянск 2016 г.


Введение

В современной дидактике контроль и оценка - это крайне важные элементы педагогического процесса. Их следует проводить в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности. Так, например, один из главных компонентов Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (далее ФГОС) – это ориентация на результаты и итоги образования.

Основываясь на ФГОС, можно выделить три группы результатов, которые должны быть достигнуты в процессе работы педагога. Это такие результаты как личностные, представляющие собой ценностные отношения к объектам, субъектам и предметам образования. Также можно выделить и метапредметные результаты – освоенные обучающимися навыки, способы деятельности и поведения, необходимые для решения многоплановых задач в реальной жизни. Но мы остановимся более всего на предметных результатах – то есть на конкретных знаниях, умениях и навыках (далее ЗУНах), касающихся такой дисциплины, как литература в средней школе.

В педагогической сфере наблюдаются значительные успехи в плане достижения направленности обучения и воспитания на практику. Благодаря этому увеличилась сфера приложения контроля и оценки ЗУНов, появились условия рационального рассмотрения их как важных компонентов образовательного процесса, возникли возможности для большего положительного влияния этих компонентов на педагогический процесс в целом.

Но, несмотря на то, что сейчас проводится достаточное количество исследований и работ о контроле и оценке результатов обучения, проблема организации контрольно-оценочных мероприятий, соотношения основных и специфических методов является до конца не решенной. Отношение к исследуемым процедурам не однозначно. Можно придерживаться различного взгляда не смысл этих элементов: они и помогают сделать выводы о качестве работы педагога, и увидеть уровень подготовки обучающихся; но также можно относиться к ним только как к формальному процессу, что является неверной позицией и приводит к ухудшению качества образования в целом. Чтобы исключить данную ситуацию, необходимо изучить способы контроля и оценки предметных результатов как базовых. И только затем на них можно опираться при построении программы действий по достижению метапредметных и личностных результатов, диктуемых ФГОС.

В текущих условиях школьного образования, где происходит постоянное развитие информационной среды, традиционные способы контроля и оценки не всегда удовлетворяют требованиям к результатам обучения в соответствии с ФГОС. Через использование только традиционных способов, на которые, несомненно, нужно базироваться каждому педагогу, невозможно построить эффективный образовательный процесс в современном мире. Учитель, который не учитывает изменения в своей профессиональной среде, не может обеспечить целостное и полное развитие обучающегося, не может помочь ему получить все актуальные ЗУНы. Здесь нетрадиционные способы выступают как неотъемлемый элемент всего педагогического процесса. Именно результаты, выявленные инновационными  способами, помогают понять педагогу, эффективна ли его деятельность, достигнуты ли цели и задачи, оправданы ли используемые методы в настоящей учебной ситуации.

Проблема контроля и оценки ЗУНов рассматривалась в ряде исследований психологов и педагогов. Так, из наиболее ранних фундаментальных трудов можно отметить работы Е.И. Перовского. Он рассматривает ключевые методы советской модели контроля и оценки: устная проверка и экзамен. Я. А. Коменский в «Великой дидактике» отмечал, что определенную часть урока нужно оставить на опрос обучающихся. А. В. Дистервег обращал внимание на качество усвоения материала обучающимися. Например, показателем этого качества выступает способность точно воспроизвести сущность изучаемого. Он формулирует следующий тезис для педагога: «Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!». Важно, как отмечает Дистерверг, чтобы контроль результатов был систематичным.  М. Г. Дайр отмечает, что верно исполненная текущая проверка - это один из способов повышения качества знаний. Она и помогает проанализировать достигнутые результатов, и является средством организации усвоения ЗУНов. К. Д. Ушинский сформулировал общие идеи контроля. Пробелы в знаниях трактуются им как следствие неправильного преподавания, а также отсутствия у педагога умения анализировать ошибки свои и обучающихся. М. Н. Покровский подчеркивает, что при адекватных ситуации контроле и оценке ЗУНов педагог работает со всем классом. Контроль выступает как вид повторения, уточнения знаний, активизации для восприятия нового. Ш. А. Амонашвили отмечал такие функции оценки, как воспитательную и образовательную, и предложил преобразовать оценочные процедуры. Н. И. Пирогов указывал на важность заботы педагога о результатах обучения воспитанников. Решение о переводе в другой класс, как отмечает Пирогов, должно выноситься по результатам итогового контроля.

Важнейшая задача современного педагога – поиск адекватных учебной ситуации форм контроля и оценки ЗУНов. Так, перед учителем появляется целый круг вопросов, которые нужно решить заранее, еще до проведения уроков. Грамотным педагогом обозначается, как именно необходимо проконтролировать и оценить конкретных обучающихся в конкретное время. Также немаловажной задачей является выбор занятия для незадействованных обучающихся. И, в конце концов, эти процедуры должны сочетаться с целями деятельности конкретного ученика, должны пониматься им как необходимый этап работы. Через контроль ученик понимает, насколько приобретенные им ЗУНы соответствуют программным стандартам. Таким образом, педагогический контроль реализуется через самоконтроль обучающегося.

Среди прочих дисциплин литература занимает особую позицию. Прежде всего, следует отметить, что литература как предмет заключает свое содержание прежде всего в вербальные формы. Она гораздо шире других дисциплин по социальному и нравственному наполнению. Это дает возможность связывать материал с жизнью, выбирая методы, связанные с остросоциальными или личностно важными вопросами.


 1. Теоретические основы контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся

  1. Сущность контроля, оценки и проверки как элементов учебного процесса

В дидактике приняты следующие понятия:

Контроль — это выявление и последующее измерение ЗУНов. Он выступает как один из действенных способов получения объективной информации о качественном состоянии текущего учебного процесса. Он также выявляет степень соответствия решений педагога фактическим итогам, следующим за выполнением этого решения [19, с. 311].

Проверка выступает составным элементом контроля. Функция ее — установка обратной связи в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии, получение информации об уровне освоения учебного материала [19, с. 311].

Оценивание выступает как процесс проверки, а оценка — как непосредственно результат этого процесса. Оценка понимается как определенный качественный показатель. Отметка же будет являться условным обозначением этого показателя [19, с. 314].

Контроль ЗУНов конкретного обучающегося – это проверка результатов обучения, предусматривающая оценку по результатам личной учебной деятельности. Он выступает одним из элементов личностно-ориентированного подхода к обучению [19, с. 311].

Оценка ЗУНов конкретного обучающегося – это процесс сопоставления достигнутого данным учеником уровня с эталоном, предстающим в учебной программе.

Цели же оценки ЗУНов понимаются как:

- диагностика, коррекция ЗУНов обучающихся;

- учет результатов на текущем этапе учебного процесса;

- выявление итоговых результатов обучения [19, с. 314].

В современных исследованиях контролю и оценке в работе учителя отводится очень большое внимание. Так, Н. К. Крупская справедливо отмечала, что умением правильно организовывать процедуры контроля и оценки должен владеть каждый педагог, но крайне необходимо стараться избегать неоправданного формализма [3, с. 633]. Касаясь вопроса о частных методиках, она говорит, что очень важно использовать систему разнообразных методов контроля и проверки [9, с. 427].

Учебно-познавательная деятельность по существующим классификациям распадается на несколько составляющих элементов. Это действия ориентировочные, которые позволяют установить цель и путь ее достижения; исполнительские, заключающиеся в выполнении намеченного ранее плана; контрольные, которые осуществляют проверку первых двух этапов, то есть оценивают результат деятельности [8, с. 67]. Очевидно, что без овладения каждым элементом, в том числе и последним, невозможно говорить о компетентном педагоге, адекватно осуществляющем свою работу. Без обоснованных и разумных контроля и оценки невозможно осуществить управление развитием личности, что, как нам известно, является главной целью образования в соответствии с действующими федеральными стандартами. Е. И. Перовский отмечает, что адекватно учебной ситуации организованный контроль способствует улучшению памяти, мышления, воли, настойчивости, помогает развитию самооценки и планированию своей деятельности [13, с. 84]. А Н. Ф. Талызина говорит, что контрольно-оценочные процедуры помогают в укреплении «обратной связи» и развитии мотивации, если они проводятся с учётом учебных потребностей обучающегося и если контроль разумен и объективен [18, с. 303].

Основываясь на приведенных во введении трактовках терминов, можно сделать такой вывод: контроль в текущий момент понимается как процесс, состоящий из нескольких элементов. Выявление и измерение ЗУНов в соответствии с государственными стандартами, или получение данных об уровне и качестве обученности субъекта педагогического процесса, – это процесс проверки, также снабжающий учителя данными о состоянии всего учебного процесса. Функциональная сфера проверки как элемента контроля заключена в том, что, помимо предоставления информации, она позволяет обеспечить «обратную связь». В свою очередь, эта «связь» как продукт всестороннего, полного анализа и рефлексии, осуществляемой на регулярной основе, информирует о том, насколько соответствует фактическое усвоение материала ожидаемому и какие наблюдаются недостатки в работе. Компетентный педагог, основываясь на результатах проверки, своевременно и правильно принимает необходимые меры для создания условий, способствующих более эффективному проведению учебного процесса.

Процесс выявления степени соответствия наблюдаемого явления стандарту называется оцениванием. Результатом этого процесса считают оценку. Как конечный элемент контроля она представляет собой выделение конкретных показателей фактического состояния объектов и субъектов педагогического процесса. Различают количественную оценку, в современной российской школе представленную как балл, и качественную, что выносится педагогом в словесной форме как оценочное суждение или заключение. В первом варианте происходит фиксация оценки в виде отметок в официальных документах (листах успеваемости, классных журналах, базах данных и пр.), и наличествующих на уровне конкретного образовательного учреждения, и передаваемых в вышестоящие контролирующие органы.

Так, итоги контроля в конкретных показателях, то есть качественной и количественной оценке, являются показателем как уровня конкретного обучающегося, класса, школы, или же уровня педагога, коллектива образовательного учреждения, так и показателем эффективности работы учреждения, региона или принятой системы образования. В нашей работе целесообразно затронуть следующие моменты. Прежде всего, мы будем подразумевать под контролем и оценкой эффективный и гибкий инструмент, который позволяет получить необходимую информацию о наличном состоянии учеников в сфере их обучения, воспитания и развития. Мы считаем, чтобы полученная своевременно информация позволяла принять все необходимые меры для устранения недостатков и использования достоинств, педагогу необходимо иметь целостное представление о процессе контроля и оценки, его видах и формах, функциях, об условиях, повышающих эффективность использования каких-либо методов, средств. Также мы остановимся более конкретно на методах контроля и оценки, использующихся на уроках литературы, затронем вопрос особенностей данной дисциплины в области контроля, способы наиболее успешной организации работы и сотрудничества педагога и обучающегося при проведении оценочной деятельности.

  1. Функции контроля и оценки

В современной дидактике важность контроля и оценки в учебно-педагогическом процессе аргументируется тем, что они выполняют несколько важных для образования функций. Рассмотрим последовательно каждую функцию. Р.Ф. Кривошапова и О.Ф. Силютина [8, с. 63] выделяют такие из них: контролирующую, обучающую, диагностическую, ориентирующую, развивающую, воспитывающую и управляющую.

Непосредственно контролирующая выступает в том, что педагог в ходе контроля и оценки результатов, выявленных за определенный период обучения, определяется состояние обучающихся по нескольким параметрам. В ходе сопоставления реальных показателей, наблюдаемых у обучающегося или класса, с теми, которые закреплены в образовательном стандарте, выявляется общий уровень развитости, овладения системой ЗУНов, уровня освоения приемов деятельности, разнообразие навыков эргономичность в целом в организации труда. Это делает возможным целостный анализ готовности обучающихся к продвижению в изучении дисциплины.

Обучающая функция выражается в следующем. В процессе проверки обучающиеся повторяют и закрепляют то, к чему непосредственно приложены контроль и оценка. Это помогает систематизации и совершенствовании ЗУНов (или иных сфер, перечисленных ранее). Т. И. Ильина в отношении этой функции отмечает, что, когда класс активно слушает и дополняет отвечающего, он повторяет и закрепляет материал. [7, с. 44.] То же происходит и при работе над ошибками, где обучающийся с помощью консультации получает возможность обнаружить свои собственные «пробелы» в знаниях, провести рефлексию, закрепить материал. А если педагог, соответственно заранее обозначенным целям, привносит элемент соревновательности, то контроль и оценки выступают целостным процессом, в котором заложена личностная мотивация к приобретению новых ЗУНов.

Диагностическая функция представляется нам существенной и для педагога, и для обучающегося. Здесь контроль и оценка с помощью специальных диагностических методов информируют о разного рода недочетах, появляющихся вследствие наличия пробелов в знаниях, и позволяют провести их корректировку [8, с. 65]. Также выявляются причины отклонений, например, пропуски занятий, недостаточное усвоение предыдущей темы, нехватка времени, личные отрицательные мотивы поведения и т. д. Задача педагога в этом случае своевременно и адекватно отреагировать на них и организовать педагогический процесс таким образом, чтобы все обнаруженные проблемы были эффективно устранены. Обучающийся же, анализируя полученную информацию о собственных ошибках, организует процесс саморегуляции своей деятельности, движется по пути исправления проблем и достижения более высоких результатов в будущем.

Выполняя ориентирующую функцию, контроль и оценка служат своеобразными «информаторами» о реальном состоянии учебного процесса, о предполагаемом результате обучения на определенном отрезке времени. А зная тот результат, который по текущему состоянию класса наиболее вероятен, можно своевременно и эффективно участвовать в деятельности по изменению педагогического процесса, направленную на достижение другого, более высокого показателя. Педагог определяет ту «опору», уже существующую в области ЗУНов и прочих достижений обучающихся, которая будет важна для успешной организации дальнейшего усвоения материала.

Развивающая функция близка к обучающей, но заключается главным образом в воздействии на обучающихся посредством стимулирования к полезной деятельности. Так, контроль и оценка косвенно служит средством развития активности личности, творческих и психических способностей, помогает выявлению склонностей, потребностей и интересов. Совершенствуя себя в сфере определенной дисциплины, обучающийся достигает важных метапредметных результатов, определенных современным государственным стандартом. Это определяет уровень развитости личности и приспособленности к жизни в современных условиях.

Воспитывающая функция заключает в себе сочетание контроля и оценки с воспитанием ответственного отношения к обучению в целом, уважение к конкретному предмету, аккуратность, честность. Также отметим, что адекватно ситуации выстроенные контрольно-оценкочные мероприятия помогают формированию мотивации располагают к самоконтролю. Задача педагога – так организовать процесс, чтобы не наблюдалось страха предстоящих процедур, чтобы всем классом были поняты цели работы, чтобы постепенно развивалась самостоятельность и активность [2, с. 54]. Т. И. Ильина отмечает, что так прививается дисциплина, также обучающиеся получают навык систематической работы, развивается их волевая и мотивационная сфера, появляется адекватная самооценка и ощущение собственного достоинства [7, с. 44.]. В разных формах, видах и методах контроля и оценки воспитание осуществляется в различных модификациях. Мы исходим из позиции, что обучение и воспитание слиты воедино в образовании и существовать раздельно в нынешней школе не могут.

Управляющая функция проявляется в том, что контрольные процедуры через «обратную связь» предоставляют данные для анализа о ходе и итогах учебного процесса. Через анализ наличествующей ситуации становится возможной корректировка используемых форм и методов. Управляющая функция направлена и непосредственно на сферу руководства как работой педагога или обучающегося, и на работу всего учебного заведения или современной системы образования.

  1. Виды контроля и оценки

В дидактике контроль и оценка подразделяется на различные виды.

Текущий представляет собой процесс выявления необходимых параметров на каждом уроке, где педагог может делать предварительные выводы о степени усвоения системы ЗУНов обучающимися. Он представляется нам очень гибким инструментом, позволяющим педагогу анализировать ход работы и ее восприятие как каждым учеником конкретно, так и классом. Например, если более половины класса не могут дать ответ на вопрос, изученный ранее, то это свидетельствует о недостаточном закреплении материала и о необходимости возврата к нему. Выявляя причины недочетов, талантливый педагог даже в рамках того урока, на котором осуществлялся текущий контроль, способен принять все меры для устранения «пробелов в знаниях» [6, с 76].

Тематические контроль и оценка проводятся тогда, когда необходимо оценить глубину и степень полученных ЗУНов по крупной теме. Оценка фиксирует достигнутый обучающимся результат. Отличие его от текущего - то, что ученик получает время для подготовки, обычно соответствующее одному уроку. В некоторых случаях позволительна попытка исправления оценки на положительную. Педагог во время тематического контроля не ориентируется на средний балл, составленный из совокупности оценок текущего контроля. То есть положительная «тематическая» оценка может «закрыть» несколько отрицательных оценок «текущих», так как она будет свидетельствовать об исправлении ошибок, усвоении не освоенного ранее материала, о работе над собой и самоконтроле обучающегося. Так появляется совокупность положительных мотивов, которые стимулируют желание улучшать результаты и повышают  интерес к учебному процессу в образовательном учреждении и вне его [7, с.13].

Итоговые контроль и оценка проводится для выявления результатов обучения за значительный промежуток времени, соответствующий временной единице, принятой в образовательном учреждении, – это четверть или триместр, год, несколько годов. Охватывается большое по объему количество материала, и если ученик показывает положительный результат, то это свидетельствует о глубоком усвоении предметных и межпредметных связей. Часто результаты итоговых контроля и оценки сравниваются с показателем, достижение которого необходимо для перевода на следующий год обучения. В этом случае контроль станет основательной многоплановой процедурой, что позволяет воспитывать у обучающихся чувство ответственности, аккуратность, точность, скорость врабатываемости и другие показатели.

  1. Формы контроля и оценки

Выделяют несколько форм контроля и оценки, используемых педагогом.

Фронтальная форма является часто применимой во время текущих контроля и оценки, принимая вид беседы. Она не используется для выявления глубины понимания материала у обучающихся, но полезна для анализа процесса усвоения материала и готовности к переходу к следующей теме. Чтобы эта форма была наиболее эффективна, необходимо заранее продумывать систему вопросов, сделать их наиболее ясными и простыми, не содержащими подсказок и двусмысленности. При включении в систему вопросов, которые ориентированы на усвоение межпредметных связей в материале, контроль и оценки приобретают особую значимость для обучающегося и в целом учебно-педагогического процесса.

Групповая форма применяется в виде выставления вопроса перед определенной частью класса, но зачастую в разрешении этого вопроса могут принять участие и другие ученики. Чтобы эта форма была эффективна, необходимо продумать систему контрольно-оценочных процедур так, чтобы занята была и выбранная педагогом группа, и вся остальная часть класса. Можно предложить обучающимся либо оценить своих товарищей по составленным заранее критериям, либо принять участие в разработке ответа, чтобы затем выразить свое согласие или несогласие с вынесенным решением.

Индивидуальные контроль и оценка применяются для выявления степени усвоения программы конкретным учеником. Для сильного обучающегося это будет также являться возможностью продемонстрировать свои методы работы для всего класса, помочь товарищам найти наиболее рациональный путь для решения учебной задачи. Слабый же обучающийся получит возможность практики и закрепления знаний. Задача педагога здесь также продумать работу для всего класса. В случае с сильным обучающимся будет продуктивно наблюдение за его работой и анализ результатов, а со слабым возможно организовать контрольно-оценочные процедуры через товарищей. Здесь мы преследуем воспитывающую функцию, потому что в ходе контроля и оценки через класс развиваются многие важные нравственные качества: справедливость, ответственность и другие.

Комбинированная форма представляет собой сочетание ранее названных форм. Она позволяет оценить большее количество обучающихся, что делает целесообразным применение ее во время тематического контроля. При этом эффективность ее будет зависеть от того, продумает ли педагог разноуровневые задания для обучающихся, что поможет более дифференцированно оценить глубину и степень усвоения материала каждым учеником в отдельности.

Самоконтроль и самооценка не являются в работе традиционного педагога основными, но представляются нам необходимым в современных условиях. Только талантливый педагог может способствовать развитию этой формы у обучающихся. Она способствует как формированию многих важных нравственных качеств, так и всеобщему развитию ученика.

Взаимоконтроль и взаимооценка также не являются основными, но приветствуются как инновационные, отвечающие изменившимся стандартам в образовании. На первый план при организации взаимоконтроля выступает его главная особенность: он помогает созданию коллектива и выполняет воспитательную функцию. Обучающиеся понимают, как быть ответственными и объективными при оценивании своих одноклассников, а также примеряют на себя и на своих сверстников роль эксперта.

Несомненно, данная форма, особенно в момент введения в педагогический процесс, должна сопровождаться дополнительным учительским контролем. Это также справедливо к формам самооценки и самоконтроля. Но по мере использования таких инновационных форм постепенно будет снижаться необходимость учительского контроля и повышаться доля объективности в контроле самих обучающихся. Задачи педагога на этапе введения таких инноваций таковы: разработать правила и методы контрольно-оценочных процедур и предъявить их обучающимся; проследить за исполнением рекомендаций; сравнить результаты анализа, полученные через учительский контроль, с результатами, полученными обучающимися; провести этап рефлексии над степенью освоения контрольно-оценочной процедуры обучающимися и принять план мер по повышению объективности в инновационных формах контроля и оценки.

2. Методы контроля и оценки результатов обучения у обучающихся средней школы на уроках литературы

2.1. Основные методы контроля и оценки результатов обучения у обучающихся в средней школе

Различают следующие базовые методы контроля и оценки в современной дидактике.

Устный опрос обычно применяется во время текущих контроля и оценки и бывает разнообразен по формам. Во время фронтального устного опроса за короткое время проверяются как усвоенные знания, так и готовность к освоению нового материала. Индивидуальный устный опрос позволяет оценить степень подготовленности конкретного обучающегося, развитие как предметной системы ЗУНов, так и межпредметной. Также выделяют комбинированный опрос, сочетающий фронтальный и индивидуальный. Стоит отметить, что при этом методе еще только определяются главные проблемные места, поэтому отметка по его результату не является обязательной. Есть несколько приемов, позволяющих более эффективно провести устный опрос. Это вопросы ко всему классу, совместное составление критериев оценки, рецензирование ответа товарища, обоснование этой рецензии, взаимо- и самопроверка. [7, с. 45]. Сочетание этих приемов, как говорит Б.И. Дегтярёв, позволяет сформировать личность, мотивы, педагогически важные привычки, такие как адекватная оценка, согласование действий с одноклассниками, оценка своих и чужих действий с точки зрения нравственности. [6, с. 2].

Письменный опрос позволяет за небольшое время охватить больше учащихся для контроля и оценки. Он ориентирован не на репродукцию материала, как в большей степени устный опрос, а на применение его в стандартных и нестандартных ситуациях. Он может быть разнообразен по исполнению: диктант, работа с карточками, проверочная, самостоятельная, домашняя и контрольная работа и другие.

Зачет применяется как составная часть итогового контроля. Педагогом разрабатывается перечень вопросов, направленных на оценку степени и глубины усвоения всего материала. Вопросы могут подразделяться на обязательные и дополнительные, а сам зачет проводиться как открытый и закрытый, когда вопросы выдаются непосредственно перед проведением зачета.

 Тест представляет собой метод контроля и оценки, где обучающиеся находятся в равных условиях, а оценка выносится посредством количественного анализа процента правильно выполненных заданий (см. приложение 1). Существуют разные модификации тестовых заданий: многовариантные и альтернативные, закрытые и открытые, перекрестного выбора и идентификационные. Недостаток теста в том, что возможен элемент угадывания варианта или ошибок из-за невнимательности, не соотносящихся с фактическим уровнем знаний обучающегося. Также необходимо соблюдать множество требований для того, чтобы тест был адекватно составлен – это такие, как однозначность, точность вопросов, логичность, ясность, простота и другие. Этой проблемой занимается наука тестология. В современной практике до 80% выполненных заданий теста оцениваются в «3» балла, до 90% - «4», выше – «5».

2.2. Специфические методы контроля и оценки результатов обучения на уроках литературы в средней школе

Специфические методы контроля и оценки в обучении представляют собой деятельность, направленную, как и основные методы, на выявление заданных педагогом или стандартом параметров и их оценку. Но в отличие от них, они представляются нам более актуальными на сегодняшний день и соответствующими современному ФГОСу. Главной целью стандарта второго поколения сегодня определена не передача суммы ЗУНов, а всеобщее и всестороннее развитие обучающегося как субъекта учебно-педагогического процесса, и достижение направленности целостного процесса обучения на социализацию. И именно поэтому нам важно узнать нетрадиционные, новые методы контроля и оценки. Они позволят нам именно развивать ребенка, так как будут направлены на развитие мотивационной, целевой, волевой сфер, на воспитание важных в социальном плане качеств.

В сфере уроков литературы нужно отметить несколько особенностей, сковывающих или наоборот, расширяющих волю педагога в выборе конкретных методов и средств. Прежде всего, следует отметить, что литература как предмет заключает свое содержание в вербальные формы. Цифры и числа здесь присутствуют чаще всего в качестве хронологических единиц или количества предметов, перечисляемых в произведениях. Поэтому организовывать задания, связанные с числовым массивом, такие как числовые игры в математике, не будет целесообразным. Также литература не представляет собой сферу точных наук и законов, какими являются, например, химия и физика, поэтому невозможно предоставить обучающимся такое тестовое задание, где необходимо было бы заполнить пробелы точными символами вроде знака объема «V» или силы «F». Но вместе с этим литература гораздо шире других предметов по социальному и нравственному наполнению. Это дает возможность связывать материал с жизнью, выбирая методы, связанные с остросоциальными или личностно важными вопросами. Поэтому специфические методы, применимые к литературе, можно условно разделить на те, которые направлены в большей степени на репродукцию материала и те, которые представляют собой направленное на решение социально-нравственных проблем действие.

К первой группе относится, например, кроссворд. Этот метод очень гибок, так как может быть включен во все виды контроля и оценки. Организовывая текущий контроль с помощью кроссворда, педагог составляет около 10 вопросов, и будут касаться недавно изученного произведения. В тематическом контроле уже будет около 15-20 вопросов, которые будут составлены с учетом как базового, таки дополнительно изученного материала. При итоговом контроле составляются кроссворды до 25 вопросов. Эффективность этого метода зависит от того, насколько корректно сформулированы вопросы и насколько графически верно выполнен макет кроссворда. Кроссворд является занимательным методом, повышающим интерес обучающегося к предмету. Также существует и метод ассоциативного кроссворда. В его клетках уже даны буквы, но по словам, которые могут быть составлены из этих букв, необходимо дать определение. Ценность такого кроссворда в том, что необходимо знать фактический материал, чтобы найти хотя бы одно слово (см. приложение 2).

Викторина проводится обычно как отдельный урок и также сочетается с разными видами контроля и оценки (см. приложение 3). В текущем он направлен в большей степени на актуализацию знаний, в тематическом на закрепление материала, а в итоговом на контроль его усвоения, выявление глубины и прочности предметных и межпредметных связей. Тема викторины заранее известна и у участников есть время для подготовки, но вопросы остаются неизвестными до начала проведения. Педагог составляет не менее 10 вопросов, которые направлены как на базовый, так и на дополнительный материал, и оцениваются по-разному. Например, возможна ситуация, когда дополнительный вопрос, направленный на не изученный в программе, но рассмотренный или рекомендованный к рассмотрению дополнительно материал, может оцениваться большим количеством баллов. Баллы должны суммироваться для выставления традиционной отметки. Целесообразно сочетать индивидуальную, групповую форму работы, также возможна организация «зрителей» таким образом, чтобы они принимали участие в игре определенного участника или команды. Возможно также создать базу материальных призов, которым будет оцениваться наиболее эрудированный участник помимо отметки.

Смотр знаний состоит из различных приемов работы, таких как рефераты, иллюстрации, выразительное чтение, презентация дополнительных произведений. Ввиду своей творческой направленности этот метод выходит за пределы стандартной программы, что позволяет развивать эрудицию и укреплять интерес к дисциплине.

Виртуальная экскурсия помогает педагогу в оценке обучающихся на уровне текущего и тематического контроля. Она состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов. Собирая информацию по заранее определенной теме и в соответствии с целями, обучающиеся знакомятся с разными источниками информации, получают навыки работы в ИКТ-сфере. Защищая свои экскурсии, обучающиеся получают навык работы перед публикой, повышается интерес к дисциплине. В процессе виртуальной экскурсии делается акцент на практическую направленность работы с материалом.

Эссе представляет собой сочинение со свободной композицией, направленное на представление впечатлений конкретного обучающегося и их аргументацию. Оно не должно полно и исчерпывающе трактовать вопрос, поэтому эффективнее всего применять его при текущем, реже тематическом контроле. Здесь ученик может высказать субъективную, нестандартную оценку поставленной перед ним проблеме, но должен предоставить факты или подходы, которые будут подкреплять его мысли, и сделать вывод. Эссе способствует развитию языковых навыков, также позволяет сделать вывод о глубине и широте материала, усвоенного конкретным обучающимся. Также существуют различные модификации эссе. Это домашняя работа, получасовая самостоятельная, 10-минутная для закрепления материала, 5-минутная как фиксирование мыслей по окончанию урока. Педагогу необходимо заранее проработать критерии для адекватной и объективной оценки эссе.

Исследовательская деятельность может быть представлена в различных модификациях. Это составление опорных конспектов, творческих текстов, словарей, презентаций. Она помогает развивать интерес к дисциплине и усиливать предметные и межпредметные связи и универсальные учебные действия. Целесообразно использование ее во время текущей и тематической проверки.

Игра будет уже принадлежать ко второй группе, так как она является имитационным моделированием ситуаций из реальной жизни. Она сочетает в себе и проблемность, и направленность на развитие коллектива, и связь с материалом. Целесообразно ее проводить при текущем или тематическом контроле, так как она не будет продуктивна при использовании после особо крупных блоков, которые сложно уместить в одну игру. Положительная сторона игры заключается еще в том, что она способствует целостному развитию обучающегося. Игра может проводиться в различных модификациях, например, возможна ситуация, когда сначала проводится отборочный тур, а затем участники, прошедшие его, соревнуются между собой. Группа поддержки в это время через сопереживание и стремление помочь своему участнику усваивает и прочно закрепляет материал, соотносит его с наглядными образами. Для эффективной игры необходимо предварительно вместе с классом вывести критерии оценивания участников.

Проектная деятельность способствует выявлению и закреплению собственной позиции обучающегося или класса. Она направлена на актуализацию уже изученного материала, его творческое применение и приобретение новых знаний в процессе работы над проектом. При этом проект будет выходить за рамки урока как по времени, так и по объему затрагиваемых проблем. Во время работы намечается тема и цель, выделяются ответственные группы, рассматривается план работ, сроки, выполняются важные задания, затем проект выносится на обсуждение с выявлением соответствия результата ожидаемому, производится отчетно-презентационная деятельность, по окончанию которой по проекту всем его участникам выносится оценка. Положительная сторона проекта в том, что он прививает его участникам навыки совместной деятельности, поисковой работы, взаимодействия, развивает ответственность, исследовательский интерес, волю.

Конференция будет представлять собой работу, во время которой главным является желание получить ответы на острые вопросы, привязанные к материалу, но актуальные в современной жизни. Обучающиеся проводят подготовку к конференции заранее. Конференция также служит средством развития всех перечисленных выше качеств.

2.3. Особенности осуществления контроля и оценки результатов обучения на уроках литературы в средней школе

Эффективное преподавание невозможно без соответствия всех элементов урока заранее обозначенным целям и задачам. Эти цели и задачи соотносятся с планированием, но допускается отступление от плана в соответствии с реально возникающей ситуацией на уроке. И значительную роль в выполнении планирования, то есть в проведении урока в соответствии с целями и задачами, выполняет и такой элемент, как успешно, гармонично и правильно проведенный этап контроля и оценки. Он должен отвечать главному критерию – целесообразности, и тогда он будет органично вписываться в учебный процесс.

Основная функция контроля и оценки – непосредственно контролирующая – проявляется в момент, когда нужно установить, что усвоено в соответствии с темой или разделом, затронутым на уроке. Выбор видов, форм и методов контроля и оценки должен соответствовать всему содержанию урока, а так же содержанию предыдущих и будущих уроков. Так, на разном уровне освоения темы будут использоваться разные модификации контрольно-оценочных мероприятий. Это справедливо для разных этапов обучения.

Виды, формы и методы контроля и оценки различаются по времени их осуществления и количеству материала, подвергаемого проверке. Например, написание эссе будет длиться дольше решения кроссворда, но кроссворд позволит проверить усвоение фактов, а эссе подробнее расскажет внимательному педагогу о личном восприятии материала обучающимся. Те методы, которые не занимают много времени и не охватывают весь объем материала, используются во время текущей проверки. Долговременные методы, позволяющие проверить целостность усвоения информации на определенном этапе изучения дисциплины, целесообразно использовать при итоговом индивидуальном контроле. Также целесообразно комбинирование методов – это позволяет избежать ситуации, когда поддается контролю и оценке ограниченный спектр ЗУНов. Так, сочетание игры и устного опроса позволит как проверить усвоение материала, так и установить отражение изученного литературного произведения у конкретных обучающихся в моральной сфере.

Для учителя литературы особенно важно понимать, что к предмету, который направлен на духовно-нравственное воспитание обучающихся прежде прочих дисциплин, невозможен линейный, прагматичный подход. Поэтому проблема комбинирования конкретных видов, форм и методов контроля и оценки ЗУНов встает перед учителем литературы особенно остро. Так, например, при проведении фронтального контроля можно выделить отдельных учащихся, которые будут участвовать в контроле индивидуальном. Это могут быть, например, те обучающиеся, которые имели пробелы в знаниях или не посещали уроки ранее, так как они будут нуждаться в особом подходе и в специальном проведении контрольно-оценочных мероприятий непосредственно с ними. При введении в урок самопроверки или взаимопроверки, учитель должен оставаться главным экспертом, к которому можно обратиться при возникновении спорных позиций. Значит, взаимоконтроль и самоконтроль здесь сочетается с учительским контролем.

Очевидно, что в итоговом контроле, который позволяет охватить большой объем материала и применяется, прежде всего, для получения итоговых оценок, применение таких методов как викторина, игра и т. д. (с элементами состязательности, направленные на проявление активности) не позволит объективно оценить обучающихся. Также в текущем контроле, направленном на оценку усвоения материала нескольких прошлых уроков, не будет целесообразно использование зачета. И чем более опытен педагог, тем лучше он ориентируется в видах, формах и методах контроля и оценки, комбинируя их так, чтобы достигнуть всех заранее обозначенных целей и задач.


Заключение.

Таким образом, в ходе проведенного исследования было установлено, что контроль и оценка результатов обучения у обучающихся средней школы выступает как очень важный элемент, который необходимо гармонично связывать со всем учебно-воспитательным процессом. Несомненно, обучение не может быть целостным без правильной отработки всех составляющих элементов. Педагог ориентируется в своей работе с помощью информации о наличествующем состоянии обучающихся, о количестве усвоенного материала, о наличии или отсутствии приложения этого материала к практике. Благодаря контролю и оценке устанавливается «обратная связь». Именно она обеспечивает своевременную диагностику, так как дает информацию об уровне овладения системой ЗУНов. Анализ этого показателя для талантливого педагога служит действенным инструментом коррекции учебного процесса.

На наш взгляд, контроль и оценка также позволяет педагогу повлиять на повышение эффективности своей работы. При сравнении результатов контроля со стандартом становится ясно, есть ли проблемы в обучении всего класса и конкретных обучающихся, целесообразны ли используемые конкретные виды, формы и методы преподавания. На уроке педагог использует систему контрольно-оценочных процедур, и эти процедуры обеспечивают активизацию учения, мобилизацию умственных, нравственных и физических сил обучающихся. От выбора и правильности исполнения конкретной модификации этих процедур зависит качество ЗУНов, которыми обладает обучающийся. При анализе особенностей педагогической работы в сфере контроля и оценки на уроках литературы были отмечены особенности, затрудняющие деятельность педагога: подчеркнуто гуманитарная специфика дисциплины; необходимость адекватного ситуации использования конкретных модфикаций контроля и оценки; проблема целесообразности различных методов в зависимости от доступного времени и объема материала, подлежащего проверке.

Контроль и оценка результатов обучения у обучающихся средней школы играет большую роль в познавательной деятельности и в воспитании. Если процедуры проводятся системно, функции, которые берут на себя контроль и оценка, выходят за пределы контроля как такового. Наряду с непосредственно контролирующей, можно отметить обучающую, диагностическую, ориентирующую, развивающую, воспитывающую и управляющую функции.

При выполнении работы мы описали разные аспекты контроля и оценки. Мы выделили такие виды, как текущие, тематические и итоговые контроль и оценка. Также были отмечены и формы: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная, самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка.

Особому вниманию подвергнуты методы, используемые как во всех предметах, так и конкретно в такой дисциплине, как литература. Традиционные методы таковы: устный опрос, письменный опрос, зачет, тест. Специфические же методы, целесообразные на уроках литературы в средней школе, были рассмотрены отдельно. Это такие методы, как: кроссворд, викторина, смотр знаний, виртуальная экскурсия, эссе, исследовательская деятельность, игра, проектная деятельность, конференция.

Варианты воплощения специфических методов контроля и оценки ЗУНов на уроках литературы у обучающихся средней школы представлены в нашей работе в виде приложений. Это такие методы как тест, ассоциативный кроссворд и урок-викторина.

Мы показали, что нетрадиционные методы очень целесообразно использовать, так как они могут наиболее полно отразить специфику данного предмета и помочь педагогу как получить данные об усвоении фактического материала, так и увидеть уровень морально-нравственного развития обучающихся, что представляется особенно важным в свете современных образовательных тенденций.

Отдельная часть курсовой работы посвящена особенностям осуществления контроля и оценки ЗУНов на уроках литературы в средней школе. Рассмотрена проблема комбинирования различных видов, форм и методов.

Правильно организованные контроль и оценка помогают педагогу добиться больших результатов благодаря нескольким ключевым моментам. Во-первых, у обучающихся поддерживается интерес к предмету. Разнообразие в сфере контроля не позволяет им приспособиться к какой-либо одной, типичной модификации проверки. Во-вторых, нетрадиционные методы контроля и оценки ЗУНов вызывают потребность у обучающихся в практическом приложении полученной информации, что позволяет субъективно воспринимать предмет полезным. А выработка адекватного отношения к дисциплине – важный шаг на пути к овладению ею. В-третьих, при правильном осуществлении контроль и оценкп способствуют целостному развитию обучающихся, а именно изменяются речевые, познавательные и интеллектуальные навыки. Также происходит положительная динамика в сфере морально-нравственного развития: например, систематический контроль помогает выработке ценностных ориентаций.

Следовательно, эффективность контроля и оценки находится в прямой зависимости от способности педагога адекватно учебной задаче организовать урок на этом этапе и правильно выбрать конкретную модификацию контрольно-оценочных мероприятий.

Адекватное наличной учебной задаче проведение контрольно-оценочных процедур мотивирует обучающихся непрерывно саморазвиваться. Творческая реализация методов, специфических для конкретной дисциплины, помогает более успешно решать учебные задачи и достигать особых образовательных целей, которые стоят перед современным педагогом. Мы считаем, что на уроках литературе в средней школе должны применяться все описанные в курсовой работе методы контроля и оценки результатов обучения. Это позволит обеспечить систематичность, разнообразие и глубину проверки качества успеваемости обучающихся.


Список использованной литературы

  1.  [Электронный ресурс]. http://festival.1september.ru/.(Дата обращения 02.02.2016).
  2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М.: Знание, 1980. – 96 с.
  3. Амтаниус М. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе./М. Алтаниус - М.: Изд-во МГУ, 1978, с. 184
  4. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. 6. Т. 2. — М., 1980. – 286 с.
  5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.104-110.
  6. Баранов С. П. Принципы обучения. М.: Просвещение, 1981.с.354
  7. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. – 190 с.
  8. Болдырев Н. И. Педагогика./Н. И. Болдырев - М.: Просвещение, 1968.с.147
  9. Болотина Л. Р. Педагогика./Л.Р. Болотина - М.: Просвещение, 1987 с. 261.
  10. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М.: Рассказовъ, 2002. – 360 с.
  11. Гирева Г.В. Применение нетрадиционных методов итогового контроля в учебном процессе // Педагогические новации: поиски и пути решения. Йошкар-Ола: изд-во МарГПИ, 1997. – С. 7-11.
  12. Голубков В. В.: Методика преподавания литературы. Государственное учебно-педагогическое издательство просвещения.- РСФСР Москва- 1955
  13. Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика. - М., 1957, с. 477
  14. Иванова Л. Ф. Современные подходы к контролю обученности учащихся // Дидактика. - 2002. - № 2. - С. 47-53.
  15. Королев М. Ф., Полле А. Б., Романькова Н. В. Образовательные стандарты и контрольно-оценочная деятельность./Королёв М. Ф - М., 1996.
  16. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 121 с.
  17. Мартьянов, Е.А. Педагогическая оценка: сущность, проблемы, виды в условиях реализации ФГОС НОО / Е. А. Мартьянов// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. — 2011.-№3(8). — С.76-81.
  18. Онищук В. А. Урок в современной школе./В.А. Онищук - М., 1985, с. 548
  19. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.А. Юзефавичус и др.; под ред. Крившенко Л.П. – М.: Проспект, 2011. – 429 с.
  20. Педагогический контроль знаний как условие активизации учебной деятельности / сост. В.В. Размахнина. СПб: ВИПК ПТО, 1993. – 25 с.
  21. Сапа, А. В. Система контроля и оценки достижений учащихся на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы [Текст] / А. В. Сапа // ЭКСПЕРИМЕНТ И ИННОВАЦИИ В ШКОЛЕ: журн. для учителей, педагогов, воспитателей образоват. учреждений. - 2010. - № 1. - C. 71-80
  22. Сердобинцева Е. А. Учебное портфолио как нетрадиционная форма контроля оценки литературных компетенций школьников // Сборники конференций НИЦ Социосфера — 2012. — №8 — с.186-187.
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011. – 48 с.6.
  24. Чипышева, Л.Н. Совершенствование профессиональной компетентности учителя в условиях введения в действие ФГОС НОО / Л. Н. Чипышева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. — 2011.-№3(8). — С.136-143.


Приложение

Приложение 1

Тест по новелле О’Генри «Дары волхвов» (7 класс)

Разработал учитель русского языка и литературы Олифирова Татьяна Ивановна (МБОУ СОШ № 14, г. Северодонецк Луганской области)

1. Сколько денег монетками по 1 центу было у Деллы к празднику?

А) 97 центов;

б) доллар и 87 центов;

в) 2 доллара.

2. Каким образом она скопила эту сумму?

А) откладывала каждый месяц;

б) экономила на косметике;

в) выторговывала при покупках.

3. В честь чего супруги собираются делать друг другу подарки?

А) по случаю Рождества;        

б) в честь Дня благодарения;

в) в связи с годовщиной свадьбы.

4. Что, по мнению автора, преобладает в жизни?

А) слёзы;

б) вздохи;

в) улыбки.

5. В какой меблированной квартирке жили молодые супруги?

А) восьмидолларовой;

б) десятидолларовой;

в) двадцатидолларовой.

6. Как автор оценивает обстановку в квартирке?

А) вполне приличная;

б) вопиющая нищета;

в) красноречиво молчащая бедность.

7. Какой цвет преобладает в пейзаже, который Делла наблюдает утром за окном?

А) белый;

б) серый;

в) коричневый.

8. Что являлось предметом гордости Джима?

А) золотой портсигар;

б) фамильные часы;

в) небольшой денежный капитал.

9. Каким единственным сокровищем обладала Делла?

А) обручальным кольцом;

б) фамильным медальоном на золотой цепочке;

в) роскошными волосами.

10. С чем сравнивает волосы Деллы автор?

А) водопадом;

б) шёлком;

в) плащом.

11. Из какого драгоценного металла была цепочка, купленная Деллой в подарок мужу?

А) из серебра;

б) из золота;

в) из платины.

12. Какие два качества отличали Джима и подарок, выбранный ему женой?

А) скромность и достоинство;

б) простота и изящество;

в) строгость и красота.

13. На кого стала похожа Делла после того, как подстриглась и сделала себе причёску?

А) на мальчишку, удравшего с уроков;

б) на хористку с Кони-Айленда;

в) на модную куклу с завитыми локонами.

14. О чём молит Бога Делла, ожидая мужа?

А) чтобы она не разонравилась Джиму;

б) чтобы супругу понравился подарок;

в) чтобы они хорошо провели праздник.

15. Какой подарок приготовил жене Джим?

А) кольцо с драгоценным камнем;

б) золотые серьги;

в) гребни для волос.

16. Откуда Джим взял деньги на этот подарок?

А) накопил к празднику;

б) продал часы;

в) получил наследство.

17. Как определил автор выражение лица Джима, увидевшего жену с новой причёской?

А) немое удивление;

б) странное выражение;

в) разочарование.

18. Что приготовила Делла на праздничный ужин?

А) гуся с яблоками;

б) бараньи котлеты;

в) жареную индейку.

19. С кем сравнивает автор Джима и Деллу?

А) царём Соломоном и царицей Савской;

б) Парисом и прекрасной Еленой;

в) Цезарем и Клеопатрой.

20. Рассуждая о своих героях, писатель делает вывод, что они:

А) мудрецы;

б) дети;

в) волхвы.

Ответы.1 б; 2 в; 3 а; 4 б; 5 а; 6 в; 7 б; 8 б; 9 в; 10 а, в; 11 в; 12 а; 13 а; 14 а; 15 в; 16 б; 17 б; 18 б; 19 а; 20 в.


Приложение 2

Ассоциативный кроссворд для 11 класса «Жизнь и творчество А.А. Блока»

Разработал учитель русского языка и литературы Елена Владимировна Еремеева (МОУ Лицей №110, г. Казань)

Ш

Р

О

К

А

Б

В

Ф

А

Д

Д

Е

Л

А

О

С

Р

Т

Е

О

Л

И

Е

О

Б

Ы

Х

В

С

У

Ь

К

Ы

О

Н

Л

Л

Ь

Й

М

О

И

С

К

Е

В

Х

А

Ь

М

Н

И

А

Т

Я

Ь

А

Т

О

О

В

А

А

С

К


Приложение 1

Урок-викторина по литературе для 6 класса

Разработал учитель русского языка и литературы Исакова Людмила Викторовна (МОУ «Кисловкская СОШ», дер. Кисловка, Томская обл.)

Класс делится на две команды по усмотрению учителя. Выбирается жюри. Структура баллов определяется индивидуально.

Цели и задачи: Закрепить пройденный материал, способствовать поднятию интереса к получению новых знаний. Проверить качество полученных знаний и кругозор учащихся. Способствовать сплочению коллектива, научить ребят работать в команде, нести ответственность перед всеми членами коллектива. Помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности учащихся.

Оборудование: листочки с дерева мудрости; подсказки с фамилиями, именами, отчествами и датами жизни писателей; портреты русских писателей (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, В.Г.Короленко); список произведений.

Ход игры. 1 конкурс - «Кто я?» 2 конкурс - «Галерея». 3 конкурс - «Библиотека». 4 конкурс - «Дерево мудрости». 5 конкурс - «Гуманитарная математика». 6 конкурс - «Эстрада». 7 конкурс - «Угадай-ка» (домашнее задание).

1 конкурс – «Кто я?»

Командам зачитывается по частям словесный портрет какого-либо литературного героя, которого они должны отгадать. Дается три попытки. С каждой попыткой оценка снижается.

Словесный портрет 1: «Великий русский князь, потомок Игоря, воин, удачливый полководец. Его имя было подобно грому для кочевых племен, враждовавших с Русью, хотя обозначало «святой». (5 баллов)

 «Его боялась даже могущественная Византия. Во время одного из походов этот полководец разгромил византийское войско и взял штурмом столицу, оставив свой знак на воротах города». (3 балла)

 «Полководец этот был почти непобедим, но, несмотря на это, погиб весьма нелепой смертью – его укусила змея» (1 балл)

Ответ: Олег («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин)

Словесный портрет 2: «Знаменитый русский богатырь крестьянского происхождения, уроженец лесной зоны средней полосы России. Обладал огромной силой, имел богатырского коня, местонахождение которого было указано кудесниками». (5 баллов)

 «В составе еще двух знаменитых богатырей изображен на известной картине русского художника. Стал одним из самых популярных героев былин». (3 балла)

 «33 года был частично парализован. После лечения кудесниками по дороге в столицу совершил два великих подвига: разогнал рать под Черниговом и пленил Соловья-разбойника». (1 балл)

Ответ: Илья Муромец («Русские народные былины»)

Словесный портрет 3. Он «был довольно богатый человек по тамошним местам; он жил честно, то есть ничего не делая, на доходы от своих многочисленных стад, которые пастухи-кочевники пасли в горах, перегоняя с места на место ... (5 баллов)

 «Представьте себе человека небольшого роста, но крепкого, с вьющимися черными как смоль волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета невыделанной кожи. Меткость, с которой он стрелял из ружья, была необычной даже для этого края, где столько хороших стрелков»… (3 балла)

Ему «приписывали выстрел из ружья, который постиг соперника в ту минуту, когда он брился перед зеркальцем, висевшим у окна». (1балл)

Ответ: Маттео Фальконе (герой одноименной новеллы Проспера Мериме)

2 конкурс – «Галерея»

Ведущий обращает внимание учащихся на доску, где находятся портреты знакомых им писателей. Все портреты пронумерованы. Каждая команда получает подсказку с фамилиями, именами, отчествами и датами жизни этих писателей. Задача заключается в том, чтобы правильно подписать портреты. На выполнение дается 3 минуты. Оценивается правильность и быстрота.

3 конкурс – «Библиотека»

Капитан каждой команды получает список произведений. Необходимо правильно подписать автора. Время – 3-4 минуты.

1. Автор повести «Чучело» (В.Железняков)

2. Автор стихов «Няне», «Зимнее утро» (А.С.Пушкин)

3. Автор повести «Ночь перед Рождеством» (Н.В.Гоголь)

4. Автор рассказа «Исповедь» (Ги де Мопассан)

5. Автор новеллы «Маттео Фальконе» (Проспер Мериме)

6. Автор стихотворений «Тучи», «Утес» (М.Ю.Лермонтов)

7. Автор стихотворения «Дорога» (Николай Платонович Огарев)

8. Автор рассказов «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» (А.П.Чехов)

9. Автор повести «Дети подземелья» (В.Г.Короленко)

10. Автор рассказа «Му-Му» (И.С.Тургенев)

4 конкурс – «Дерево мудрости»

Конкурс проводится в виде эстафеты. Участвуют все члены команды. На столах, у доски находятся чистые листы бумаги и ручки, разбросаны листочки с дерева мудрости, на которых написаны вопросы. По сигналу ведущего начинается конкурс. Все члены команды подходят к столу по одному, выбирают листок с вопросом. Ответ записывают на листе бумаги. Каждый имеет право сразу ответить только на один вопрос. Записав ответ, участник возвращается к команде, как эстафетную палочку, передает ручку другому. Тот также подходит к столу, отвечает на вопрос, возвращается к команде. Время – 5 минут. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

5 конкурс – «Гуманитарная математика»

Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять её замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей ответил, что у него 27 360 сундуков, полных золота. И каждый год прибавляется по 33 сундука. Василиса обещала выйти замуж за Кощея тогда, когда у него будет 30 000 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы?

Ответ: 98 лет.

6 конкурс – «Эстрада»

Команды соревнуются в знании стихотворений наизусть. Оценивается количество и качество исполнения, артистичность. За каждое стихотворение жюри присуждает по 5 баллов. Можно каждое стихотворение оценивать по пятибалльной системе, затем суммировать количество баллов.

7 конкурс - «Угадай-ка» (домашнее задание, Приложение 4)

Команды готовят дома описания главных героев каких-либо программных произведений (первая зачитывает для второй, вторая – для третьей, третья – для первой команды). Нужно назвать автора произведения, название произведения и героя. За каждое отгаданное описание команда получает по 5 баллов.

Подведение итогов игры-викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль и оценка результатов обучения в школе

В виде презентации.Актуальность темы обусловлена тем, что оценка  и проверка достижений школьников является одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя....

"Контроль и оценка результатов обучения в рамках ФГОС"

В презентации отражены общепедагогические принципы организации оценочной деятельности в свете перехода на новый образовательный Стандарт....

Использование сервисов WEB 2.0 для обучения, контроля и оценки результатов обучения.

Использование сервисов Web.2.0  для обучения, контроля и оценки результатов обучения (тестовый контроль).Описание методического маршрута:  Методический маршрут познакомит учителей с формами ...

Контроль и оценка результатов обучения

Предлагаются формы контроля и оценки результатов обучения учащихся второй и третьей ступени, учёта достижений учащихся, лист самооценки предметных результатов...

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения по географии (5-11 классы)

Формы и методы контроля и оценки результатов обученияпо географии (5-11 классы)...

Эффективные дистанционные методы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников

Презентация выступления на РМО по теме "Эффективные дистанционные методы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников" (2021 г.)...

Эффективные методы контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения

В статье рассматриваются эффективные методы контроля и оценки результатов  учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроках русского языка и чтения...