Разработка урока литературы для учащихся 7 класса по теме: "Совершенство сонета. И.А.Бунин "Мира". Истолкование. Восприятие"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Семенова  Ирина Вениаминовна

Разработка  урока литературы для учащихся 7 класса  по теме:  "И.А.Бунин.  Сонет "Мира".  Разработка содержит  тезисный план урока,  предполагаемые ответы учеников,  возможные пояснения учителя, материалы для   интерпретации  лирического текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Разработка   урока  литературы

                      для  учащихся  7 класса

                    Тема  урока:  «Совершенство  сонета.

                                            Сонет  И.А.Бунина  «Мира».

                                            Истолкование. Восприятие»

                      Автор  урока:  учитель русского языка  и литературы

                                                  Семёнова  И.В.

Тема урока:  «Совершенство  сонета. Сонет  И.А.Бунина  «Мира».

                        Истолкование. Восприятие»

Тип урока:   комбинированный урок

Цель урока:   формировать  представление о жанровой природе  сонета;  воспитывать

                         уважение к памятникам  русской культуры, чувство  восхищения  

                         Прекрасным;   развивать образное и абстрактное мышление и воображение,

                         совершенствовать языковой вкус.

Задачи урока:  

  • обучение выразительному чтению сонета;
  • обучение интерпретации лирического текста;
  • развитие навыков  определения темы и основной мысли текста;
  • развитие эмоциональной сферы  учащихся;
  • развитие способности выражать себя через восприятие искусства;
  • развитие монологической речи;
  • развитие эстетического восприятия произведений искусства.

Виды  учебной деятельности:

                              декламация поэтического текста;  истолкование текста;  анализ  

                              изобразительно-выразительных средств  текста;

                              сопоставление;  пополнение  и активизация словаря;  обобщение.

Методы работы:   проблемный,   эвристический.

Необходимое оборудование и материалы:    компьютер;

                                                                             экран для    проецирования.

На  экране  тема  урока:

              «Совершенство  сонета.

                 Сонет  И.А.Бунина  «Мира».

                      Истолкование. Восприятие»

Эпиграф  на   экране:

                               Хочешь оценить  драгоценности  -  

                                стань  ювелиром.

                                                 Суфийская  притча

                                                    Хочешь  оценить  совершенство

                                                      сонета  -     ?  

Учитель  рассказывает притчу:  - У древних  мудрецов-суфиев есть такая притча.

                         …Один  молодой человек пришёл к мудрецу и сказал, что последователи его

                            учения  неправы.  Мудрец, не сказав ни слова, снял с пальца кольцо  и

                           протянул ему со словами:  «Отнеси это кольцо к рыночным торговцам и

                          посмотри, сможешь ли ты получить за него  золотой».

                          И никто на всём рынке не предложил ему за кольцо больше одной

                         серебряной  монеты.

                 -      А теперь, - сказал великий мудрец, - отнеси его к настоящему ювелиру и

                        посмотри, сколько он за него заплатит.

                         И ювелир предложил за кольцо тысячу золотых.

                         Молодой человек был поражён.

               -      Сейчас твои знания об учении, - сказал ему мудрец, -  так же велики, как

                      знания торговцев о ювелирных изделиях.  Если  ты хочешь оценить

                      драгоценности, стань ювелиром.

Учитель:   -  Помогите завершить эпиграф. Предложите продолжение  

                      строки  эпиграфа.

                                       (Ответ:               стань наблюдателем,

                                                                         исследователем  лирического текста)

  Задачи  урока:

  • учимся  восхищаться  совершенством формы  и содержания сонета;
  • учимся  интерпретировать  лирический  текст.

  Изучаем литературный памятник –

         

                торжественный  сонет И.А.Бунина «Мира».

Учитель:  -  Название кажется таинственным. Объясните смысл названия

                 произведения.

                     (Мира  - латинское  «удивительная».  Это  долгопериодическая  переменная

                      звезда, красный гигант.

                     Мира – первая звезда, у которой была обнаружена переменность блеска: она  

                     то становилась невидимой, то вспыхивала вновь. Её яркость менялась  из-за

                     колебания размеров.  Это пульсирующая  звезда.)

   

                    Выразительное чтение сонета.

                  Иван  Бунин

                                Мира

    Тебя  зовут божественною,  Мира,

    Царицею  в созвездии  Кита.

    Таинственна,  как талисманы  Пирра,

    Твоей недолгой жизни красота.

    Ты, как слеза,  прозрачна и чиста,

    Ты, как  рубин, блестишь  среди  эфира,

    Но  не за блеск и дивные  цвета

    Тебя зовут  божественною,  Мира.

     Ты  в сонме  звёзд, среди ночных  огней,

     Нежнее  всех.  Не ты  одна играешь,

     Как  самоцвет:  есть  ярче  и пышней.

     Но  ты  живёшь. Ты  меркнешь, умираешь  -

     И  вновь горишь. Как феникс древних дней,

     Чтоб возродиться к жизни  -  ты сгораешь.

Учитель:  -  Учёные отмечают ясность языка сонетов Бунина, а также безукоризненную

                     чёткость мысли, отточенность  синтаксиса.

                 -    Докажите, что это сонет, а не другой лирический жанр.

              -    Чем  знаменит  сонет  как  лирический  жанр?

     (Ответ:  - Этот  жанр лирики считается   одним из  интеллектуальных

                       видов  искусства)

Учитель:  -  Как  строится  сонет  «Мира»?

                         (абаб  +  баба + вгв + гвг)

  -  Читаем  первый катрен.

  • Что обозначает выражение  «талисманы  Пирра»?
  • В каком значении употреблено слово «божественная»  в  первом катрене?

                      В первом  катрене формируется суждение.

                       Сформулируйте его.

                                (для большинства  людей эта звезда прекрасна и таинственна)

   -   Читаем  второй катрен.

  • Почему  лирический герой сопоставляет  Миру со слезой?
  • Почему  звезда  Мира  соотносится  с рубином?
  • Что такое  «эфир»?
  • В каком значении употреблено слово «божественная» во втором катрене?

                           («Слеза»   соотносится  с очищением;  эта звезда обладает

                                  способностью очищать пространство.

                                  Рубин -  символ мужества и благородства  (= яхонт). Считалось, что

                                  рубин обладает магическим свойством обращать души к великой цели,

                                 он сулит подвиги, любовь и счастье.

                                «Эфир»  -  самый верхний  и чистый слой воздуха;  местопребывание

                                 богов  в мифах.)

          Во второй части сонета суждение  1-го катрена подвергается сомнению.

        -  Сформулируйте основную мысль  второго катрена.

                          (Мира -  удивительная. Но не внешней красотой она привлекает

                                внимание,  а таинственной способностью:  она  обладает качествами

                                божества.)

         

             -  Читаем терцеты.

  • Каково значение слова «сонм»?
  • В каком значении  употреблено слово «нежнее»?
  • Каково значение выражения «феникс  древних дней»?

                   («Сонм» -  множество   ангелов, мучеников  или  чувств.

                          Феникс  - мифическая птица;  соотносится с образом периодического

                          разрушения и возрождения.)

   -  Найдите  антонимы в тексте.

       Каково художественное значение    антитезы в сонете?

  (меркнешь – горишь

                   умираешь  - живёшь

                             (чтобы) возродиться  -  сгораешь)

-  Как  лирический герой понимает  слово  «живёшь»?

          В терцетах  - поворот темы и синтез суждений. Следует  обобщение и

          вывод.  Сформулируйте  основную мысль  терцетов.

                     (Мира удивительна потому, что  она «как феникс древних дней», чтоб

                         возродиться к жизни, сгорает.  

                         Способность  сгорать и возрождаться к жизни, готовность

                         к  самоотречению преображает эту звезду в божественную,  то есть

                         проявляющую качества Божества.)

-  Назовите  слова, которые соотносятся  с понятием  «горение»?

               блестишь,

                  блеск,  

                     ночные огни,

                          горишь,

                              сгораешь,

                                  рубин (пылает),

                                     самоцвет  (играет  огнями)

-  Можно ли эти слова  назвать  ключами   к образу  пульсирующей звезды  

   Миры?

                 (Самобытная природа звезды Миры выражена этими словами. Они – ключ к

                     образу Миры. Они обозначают понимание жизни как горения.

                      Горение  - 2 значения:  «излучение света, свечение»     и   «выражение  

                      сильного чувства, напряжённой мысли».  Противоположно горению -  

                      тление.)

Закончите  фразу:

       «Жизнь  звезды  Миры  подобна  

                      …?   »

                                    Горению

-  Охарактеризуйте лирического героя сонета Бунина.

                      (Лирический герой  -  поэт-мыслитель.  Он размышляет о человеческой

                           жизни.  В  представлении героя  человек тогда уподобляется Мире, когда

                           он проявляет божественные качества – готовность к самоотречению,

                            устремлённость к  свету истины.  Жизнь такого человека  -  горение.)

-  Можно ли этот сонет отнести к философской лирике? Почему?

                      (Да.  Поэт размышляет  о законах Прекрасного во вселенной.)

-    Мы  убедились, что сонет Бунина достоин   восхищения?  

-   Что  вам слышится  в звуках  этого сонета?

  • музыка  звёзд
  • ритм, дыхание моря
  • музыка  в храме

-  «Сонет»  - от слова  «звук»  -  строки его  звучат. Какова звукопись этого

   сонета?

                                               (Звукопись контрастна)

  - Мы были наблюдателями и исследователями литературного памятника.

   Пришло время запечатлеть наше восприятие лирического текста.

    Творческое    задание

 

Напишите  продолжение:

 Мира  удивительна:  она  «как феникс древних дней»,  чтоб  возродиться - …

   

           Каждый  ученик  читает своё  маленькое  эссе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 8 класса на английском языке по теме:" Английский язык - язык всего мира"

План урока предполагает раскрытие важности изучения английского языка и умения владеть в совершенстве, чтобы можно было понимать, общаться на английском языке....

И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя. (Методическая разработка урока в 8 классе. Программа под редакцией В.Я.Коровиной)

Счастье – когда тебя любит тот, кого любишь ты, а быть счастливым – значит любить и быть любимым , несмотря ни на что... Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Кавказ» и посмотрим, счастливы ли двое...

Урок Мира .Разработка урока в 6 классе

Данная разработка урока мира интересна как для 6,так и для 7 класса.Она содержательна и познавательна....

Методическая разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Данный урок позволит учащимся в полной мере освоить данный материал и даст представление о появление первых государств в древнем Двуречье....

Разработка урока для 5 класса "Путешествие по Древнему миру"

Урок "Путешествие по древнему миру" поможет повторить учебный материал в игровой соревновательной форме...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....