Разработка урока литературы для учащихся 7 класса по теме: "Совершенство сонета. И.А.Бунин "Мира". Истолкование. Восприятие"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Разработка урока литературы для учащихся 7 класса по теме: "И.А.Бунин. Сонет "Мира". Разработка содержит тезисный план урока, предполагаемые ответы учеников, возможные пояснения учителя, материалы для интерпретации лирического текста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы
для учащихся 7 класса
Тема урока: «Совершенство сонета.
Сонет И.А.Бунина «Мира».
Истолкование. Восприятие»
Автор урока: учитель русского языка и литературы
Семёнова И.В.
Тема урока: «Совершенство сонета. Сонет И.А.Бунина «Мира».
Истолкование. Восприятие»
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: формировать представление о жанровой природе сонета; воспитывать
уважение к памятникам русской культуры, чувство восхищения
Прекрасным; развивать образное и абстрактное мышление и воображение,
совершенствовать языковой вкус.
Задачи урока:
- обучение выразительному чтению сонета;
- обучение интерпретации лирического текста;
- развитие навыков определения темы и основной мысли текста;
- развитие эмоциональной сферы учащихся;
- развитие способности выражать себя через восприятие искусства;
- развитие монологической речи;
- развитие эстетического восприятия произведений искусства.
Виды учебной деятельности:
декламация поэтического текста; истолкование текста; анализ
изобразительно-выразительных средств текста;
сопоставление; пополнение и активизация словаря; обобщение.
Методы работы: проблемный, эвристический.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер;
экран для проецирования.
На экране тема урока:
«Совершенство сонета.
Сонет И.А.Бунина «Мира».
Истолкование. Восприятие»
Эпиграф на экране:
Хочешь оценить драгоценности -
стань ювелиром.
Суфийская притча
Хочешь оценить совершенство
сонета - ? …
Учитель рассказывает притчу: - У древних мудрецов-суфиев есть такая притча.
…Один молодой человек пришёл к мудрецу и сказал, что последователи его
учения неправы. Мудрец, не сказав ни слова, снял с пальца кольцо и
протянул ему со словами: «Отнеси это кольцо к рыночным торговцам и
посмотри, сможешь ли ты получить за него золотой».
И никто на всём рынке не предложил ему за кольцо больше одной
серебряной монеты.
- А теперь, - сказал великий мудрец, - отнеси его к настоящему ювелиру и
посмотри, сколько он за него заплатит.
И ювелир предложил за кольцо тысячу золотых.
Молодой человек был поражён.
- Сейчас твои знания об учении, - сказал ему мудрец, - так же велики, как
знания торговцев о ювелирных изделиях. Если ты хочешь оценить
драгоценности, стань ювелиром.
Учитель: - Помогите завершить эпиграф. Предложите продолжение
строки эпиграфа.
(Ответ: стань наблюдателем,
исследователем лирического текста)
Задачи урока:
- учимся восхищаться совершенством формы и содержания сонета;
- учимся интерпретировать лирический текст.
Изучаем литературный памятник –
торжественный сонет И.А.Бунина «Мира».
Учитель: - Название кажется таинственным. Объясните смысл названия
произведения.
(Мира - латинское «удивительная». Это долгопериодическая переменная
звезда, красный гигант.
Мира – первая звезда, у которой была обнаружена переменность блеска: она
то становилась невидимой, то вспыхивала вновь. Её яркость менялась из-за
колебания размеров. Это пульсирующая звезда.)
Выразительное чтение сонета.
Иван Бунин
Мира
Тебя зовут божественною, Мира,
Царицею в созвездии Кита.
Таинственна, как талисманы Пирра,
Твоей недолгой жизни красота.
Ты, как слеза, прозрачна и чиста,
Ты, как рубин, блестишь среди эфира,
Но не за блеск и дивные цвета
Тебя зовут божественною, Мира.
Ты в сонме звёзд, среди ночных огней,
Нежнее всех. Не ты одна играешь,
Как самоцвет: есть ярче и пышней.
Но ты живёшь. Ты меркнешь, умираешь -
И вновь горишь. Как феникс древних дней,
Чтоб возродиться к жизни - ты сгораешь.
Учитель: - Учёные отмечают ясность языка сонетов Бунина, а также безукоризненную
чёткость мысли, отточенность синтаксиса.
- Докажите, что это сонет, а не другой лирический жанр.
- Чем знаменит сонет как лирический жанр?
(Ответ: - Этот жанр лирики считается одним из интеллектуальных
видов искусства)
Учитель: - Как строится сонет «Мира»?
(абаб + баба + вгв + гвг)
- Читаем первый катрен.
- Что обозначает выражение «талисманы Пирра»?
- В каком значении употреблено слово «божественная» в первом катрене?
В первом катрене формируется суждение.
Сформулируйте его.
(для большинства людей эта звезда прекрасна и таинственна)
- Читаем второй катрен.
- Почему лирический герой сопоставляет Миру со слезой?
- Почему звезда Мира соотносится с рубином?
- Что такое «эфир»?
- В каком значении употреблено слово «божественная» во втором катрене?
(«Слеза» соотносится с очищением; эта звезда обладает
способностью очищать пространство.
Рубин - символ мужества и благородства (= яхонт). Считалось, что
рубин обладает магическим свойством обращать души к великой цели,
он сулит подвиги, любовь и счастье.
«Эфир» - самый верхний и чистый слой воздуха; местопребывание
богов в мифах.)
Во второй части сонета суждение 1-го катрена подвергается сомнению.
- Сформулируйте основную мысль второго катрена.
(Мира - удивительная. Но не внешней красотой она привлекает
внимание, а таинственной способностью: она обладает качествами
божества.)
- Читаем терцеты.
- Каково значение слова «сонм»?
- В каком значении употреблено слово «нежнее»?
- Каково значение выражения «феникс древних дней»?
(«Сонм» - множество ангелов, мучеников или чувств.
Феникс - мифическая птица; соотносится с образом периодического
разрушения и возрождения.)
- Найдите антонимы в тексте.
Каково художественное значение антитезы в сонете?
(меркнешь – горишь
умираешь - живёшь
(чтобы) возродиться - сгораешь)
- Как лирический герой понимает слово «живёшь»?
В терцетах - поворот темы и синтез суждений. Следует обобщение и
вывод. Сформулируйте основную мысль терцетов.
(Мира удивительна потому, что она «как феникс древних дней», чтоб
возродиться к жизни, сгорает.
Способность сгорать и возрождаться к жизни, готовность
к самоотречению преображает эту звезду в божественную, то есть
проявляющую качества Божества.)
- Назовите слова, которые соотносятся с понятием «горение»?
блестишь,
блеск,
ночные огни,
горишь,
сгораешь,
рубин (пылает),
самоцвет (играет огнями)
- Можно ли эти слова назвать ключами к образу пульсирующей звезды
Миры?
(Самобытная природа звезды Миры выражена этими словами. Они – ключ к
образу Миры. Они обозначают понимание жизни как горения.
Горение - 2 значения: «излучение света, свечение» и «выражение
сильного чувства, напряжённой мысли». Противоположно горению -
тление.)
Закончите фразу:
«Жизнь звезды Миры подобна
…? »
Горению
- Охарактеризуйте лирического героя сонета Бунина.
(Лирический герой - поэт-мыслитель. Он размышляет о человеческой
жизни. В представлении героя человек тогда уподобляется Мире, когда
он проявляет божественные качества – готовность к самоотречению,
устремлённость к свету истины. Жизнь такого человека - горение.)
- Можно ли этот сонет отнести к философской лирике? Почему?
(Да. Поэт размышляет о законах Прекрасного во вселенной.)
- Мы убедились, что сонет Бунина достоин восхищения?
- Что вам слышится в звуках этого сонета?
- музыка звёзд
- ритм, дыхание моря
- музыка в храме
- …
- …
- «Сонет» - от слова «звук» - строки его звучат. Какова звукопись этого
сонета?
(Звукопись контрастна)
- Мы были наблюдателями и исследователями литературного памятника.
Пришло время запечатлеть наше восприятие лирического текста.
Творческое задание
Напишите продолжение:
Мира удивительна: она «как феникс древних дней», чтоб возродиться - …
Каждый ученик читает своё маленькое эссе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока для 8 класса на английском языке по теме:" Английский язык - язык всего мира"
План урока предполагает раскрытие важности изучения английского языка и умения владеть в совершенстве, чтобы можно было понимать, общаться на английском языке....
Методическая разработка урока для 5 класса по Истории Древнего мира по теме: "Первый властелин единого Китая"
конспект урока...
И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя. (Методическая разработка урока в 8 классе. Программа под редакцией В.Я.Коровиной)
Счастье – когда тебя любит тот, кого любишь ты, а быть счастливым – значит любить и быть любимым , несмотря ни на что... Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Кавказ» и посмотрим, счастливы ли двое...
Урок Мира .Разработка урока в 6 классе
Данная разработка урока мира интересна как для 6,так и для 7 класса.Она содержательна и познавательна....
Методическая разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"
Данный урок позволит учащимся в полной мере освоить данный материал и даст представление о появление первых государств в древнем Двуречье....
Разработка урока для 5 класса "Путешествие по Древнему миру"
Урок "Путешествие по древнему миру" поможет повторить учебный материал в игровой соревновательной форме...
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....