Блок-урок. 1: «Кому на Руси жить хорошо». Спор о счастье – главы «Поп» и «Сельская ярмонка». 2: Крестьяне в поэме.
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА: 1 Блок: Спор о счастье – главы «Поп» и «Сельская ярмонка». 2 Блок: Крестьяне в поэме: Яким Нагой, Савелий, богатырь святорусский, Матрена Тимофеевна, Кудрияр, холоп Яков, Клим Лавин, Агап Петров.
ТИП УРОКА: комбинированный урок.
ВИД УРОКА: традиционный, двухчастный (блочный)
ЦЕЛИ:
1. Дидактическая
Проанализировать главы «Поп» и «Сельская ярмонка»; проанализировать крестьян в поэме.
2. Развивающие
Развивать умение целостного анализа произведения;
Развитие умения готовить сообщения и представлять их перед аудиторией одноклассников;
Развивать умения видеть авторское мировоззрение на примере конкретных произведений.
3. Воспитательные
Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе, родине;
Воспитание гуманизма и любви к прекрасному.
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
Учить комплексному анализу героя;
Учить определять способы воссоздания основных образов произведения, способы выражения авторской позиции;
Формирования умений применять полученные знания на практике.
2. Развивающие:
Развивать умения связного выступления по теме с опорой на текст произведения;
Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы;
Развитие мышления, элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки), навыков самостоятельной работы;
Развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа).
3. Воспитательные:
Воспитание творческой, ответственной личности, стремящейся к самоорганизации и субъектности на всех этапах обучения.
Воспитание у учащихся уважительного отношения к точке зрения своих товарищей, навык активного слушания и корректного участия в учебном диалоге;
Воспитывать чувство уважения к автору.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
- становление внутр. позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения литературы;
- развитие интереса к чтению и читательской деятельности;
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств.
Метапредметные
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов; передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией с сообщениями;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные
- видеть черты русского национального характера в героях произведения;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней.
ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, групповая, индивидуальная.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: • для учителя: презентация;
Золтарёва И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. Вторая половина XIX века. 10 класс, в 2-х частях. – М.: ВАКО, 2009.
Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методич. рекомендации для учителя и учеников. 10-11 кл. – М., 2000.
Миронова Н.А. Литература в таблицах. 5-11 класс. Справочный материалы. – М.: «Астрель», 2005
Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2009
• для учащихся – тетрадь, учебник (В.И.Сахаров, С.А.Зинин. Литература. 10 класс Учебник для ОУ в 2-х частях. М. «Русское слово», 2013г.),
ПОДГОТОВКА К УРОКУ: вынесение на доску даты, темы 1 блока, подготовка интерактивных средств обучения.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ:
Первый блок | ||
1 | Самоопределение к учебной деятельности | 2 минуты |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений | 3 минуты |
3 | Постановка проблемы | 4 минуты |
4 | Проектирование и фиксация нового знания | 18 минут (9+9) |
5 | Первичное закрепление нового материала. | 18 минут (9+9) |
Второй блок | ||
6 | Проектирование и фиксация нового знания | 35 минут (по 7 на группу) |
7 | Первичное закрепление нового материала. | 4 минуты |
8 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | 6 минут |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1. 5 | Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте сверим отсутствующих: сегодня отсутствуют ... Все ли готовы к уроку? | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Формирование УУД: (Р)волевая саморегуляция | |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: 1) Актуализировать знания о Некрасове; 2) Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. | Анализ полученной информации, предварительная оценка героев | 1) Задает вопрос. 2) Актуализирует знания, которые учащиеся получили при выполнении домашнего задания. 3) Побуждает учащихся определить позицию к героям | 1) Отвечают на вопросы учителя. 2) Высказывают свою позицию. | Фронт. Индив. | Формирование УУД: (Р) самоконтроль: осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
3. | Постановка проблемы. Цель: 1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. 2) Согласовать цель и тему урока. | Ответы на вопросы учителя. Формулировка темы. | Организует подводящий к теме диалог. | 1) Обозначают героев, которых будут анализировать. 2) Формулируют тему и задачи урока. | Фронт. | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
4. | Проектирование и фиксация нового знания. Цель: познакомиться с героями глав, определять их роль в произведении; определять способы воссоздания основных образов произведения, способы выражения авторской позиции | Фронтальная работа по характеристике попа и Павлуши с помощью таблицы и опроса (обмена мнениями). | 1) Организует работу с таблицей. 2) Задает вопросы.3) Контролирует, комментирует ответы. 4) Помогает в случае затруднения выйти к правильному ключу понимания текста. | 1) Работают с таблицей. 2) Отвечают на вопросы учителя. 3) Высказывают свою позицию. 4) Анализируют героев и главы. | Фронт. | Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
5. | Первичное закрепление нового материала. Цель: умений применять полученные знания на практике – определять способы воссоздания основных образов произведения, способы выражения авторской позиции | Групповая работа с карточками по заполнению пустых строк таблицы цитатами и выводами. | 1) Организует распределение по группам. 2) Сопровождает работу с карточками.3) Контролирует, комментирует ответы. 4) Помогает в случае затруднения выйти к правильному ключу понимания текста. | 1) Выступают с сообщениями. 2) Отвечают на вопросы учителя. 3) Высказывают свою позицию. 4) Анализируют героев и главы. | Фронт. Индив. | Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция |
6. | Проектирование и фиксация нового знания по теме №2. Цель: определять способы воссоздания основных образов произведения, способы выражения авторской позиции | Выступления учащихся от группы с представлением выполненного домашнего задания по характеристике героя. | 1) Организует выступление учащихмя. 2) Организует обсуждение героев.3) Организует обмен мнениями. 4) Помогает в случае затруднения выйти к правильному ключу понимания текста. | 1) Выступают с сообщениями. 2) Отвечают на вопросы учителя. 3) Высказывают свою позицию. 4) Анализируют произведения. | Фронт. Индив. | Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
7. | Первичное закрепление нового материала. Цель: умений применять полученные знания на практике | Создание вывода о крестьянах в поэме, авторской позиции о крестьянах. | Организует создание вывода и самостоятельную работу. | 1) Делают вывод о крестьянах в поэме. 2) Производят самоконтроль. | Фронт. Индив. | Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция |
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | 1) Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. 2) Фиксация нового знания во внешней речи. | 1) Задаёт вопросы о задачах урока. 2) Побуждает к высказыванию мнения: чему научились? 3) Информирует о домашнем задании, выставляет оценки, предлагает их комментировать | 1) Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2) Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили. 3)Записывают домашнее задание, дают оценку своей работе на уроке | Фронт. | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
ХОД УРОКА:
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте сверим отсутствующих: сегодня отсутствуют ... Все ли готовы к уроку?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Мы продолжаем с вами анализировать поэму «Кому на Руси жить хорошо». Дома вы дочитали главы «Поп» и «Сельская ярмонка». Скажите, как вы думаете, нашли ли в этих главах мужики того, кто счастливо живет?
Прогнозируемый ответ: нет, так как каждый встреченный герой доказал им обратное про себя.
3. Постановка проблемы
А какие герои вам встретились в тексте этих глав?
Прогнозируемый ответ: поп, Павлуша.
Как вы думаете, какая цель стоит перед работой на первом блоке?
Прогнозируемый ответ: мы проанализируем текст поэмы и докажем, что эти герои несчастны.
А не забыли ли вы о домашнем задании? Дома вы разбились на группы для анализа следующих далее героев. Значит, какой будет цель нашего сегодняшнего урока в целом?
Прогнозируемый ответ: мы должны обозначить, как в поэме решается проблема поиска счастья.
Запишите тему урока – она на доске (тема 1 блока).
4. Проектирование и фиксация нового знания.
Давайте с вами поработаем с текстом. Я предлагаю вам ответить на мои вопросы о попе с помощью цитат.
Слайд 1
О внешности попа | "...поп широкой шляпою / В лицо себе помахивал..." "...Сняв шляпу, пастырь крестится..." "...Лицо попово строгое / Явилось на бугре…" |
У попа трудная жизнь | "...В жнитво и в сенокос, / В глухую ночь осеннюю, / Зимой, в морозы лютые, / И в половодье вешнее — / Иди куда зовут!.." |
У попа болит душа за людей, которым он помогает | "...Идешь безотговорочно. / И пусть бы только косточки / Ломалися одни, — / Нет! всякий раз намается, / Переболит душа..." "...Не верьте, православные, / Привычке есть предел: / Нет сердца, выносящего / Без некоего трепета / Предсмертное хрипение, / Надгробное рыдание, / Сиротскую печаль!.." |
Поп жалуется на крестьян… | "...Теперь посмотрим, братия, / Каков попу почет?.." "...Скажите, православные, / Кого вы называете / Породой жеребячьею?.." |
Попу это неприятно… | "...Мать-попадью степенную, / Попову дочь безвинную, / Семинариста всякого — / Как чествуете вы?.." |
Последнее время поп мало зарабатывает потому, что | "...Перевелись помещики, / В усадьбах не живут они / И умирать на старости / Уже не едут к нам..." "...Никто теперь подрясника / Попу не подарит!.." "...Живи с одних крестьян <...> Крестьянин сам нуждается, / И рад бы дать, да нечего…" |
Поп - совестливый человек | "...Деревни наши бедные, / А в них крестьяне хворые < …> С таких трудов копейками / Живиться тяжело!.." "...Не брать – так нечем жить. / Да слово утешения / Замрет на языке, / И словно как обиженный / Уйдешь домой…" |
Давайте подробнее теперь разберем образ Павлуши. Как он выглядит, когда его встречают герои?
Прогнозируемый ответ: главные герои произведения встречают Павлушу Веретенникова на ярмарке в селе Кузьминском. Описание Веретенникова расплывчато: никто не знает, какого он «роду-звания», однако все зовут его барином. Павлуша носит красную рубаху, смазные сапоги и «горазд балясничать», т.е. шутить.
Подобная неопределенность позволяет говорить об образе Павлуши как об образе обобщенном, сборном – мало ли разного народу отправлялось на ярмарку – необходимом для создания фона в поэме. Но есть в его образе определенная деталь. Какая?
Прогнозируемый ответ: он «складно поет русские песни» и любит их слушать. У него с собой есть «книжечка», в которую он записывает из уст мужиков понравившиеся песни и поговорки. Его украшает его легкий нрав – народ считает его «милягой».
Веретенников – собиратель фольклора, один из многих, которые тогда странствовали по Руси. В свое время к их кругу принадлежал и сам Некрасов, проделавший перед написанием поэмы огромную работу по сбору материала. Интерес к устному народному творчеству в то время считался важным не только в научном, но и в идеологическом плане. Внимание интеллигенции к простому народу, готовность шагнуть ему навстречу само по себе уже обозначало немалые перемены. У Веретенникова были реальные прообразы, этнографы-фольклористы Павел Рыбников и Павел Якушкин. Фамилию же Веретенников Некрасов взял у журналиста, прославившегося своими отчетами о сельских ярмарках, опубликованными в «Московских ведомостях».
Каков нравственный портрет героя?
Прогнозируемый ответ: Павлуша старается как можно глубже проникнуть в жизнь народа, видит счастье и несчастье людей. Он соучастник, а не наблюдатель.
И какими же поступками Павлуши это доказывается?
Прогнозируемый ответ: появившись в поэме в первый раз, Веретенников совершает добрый поступок: вспомним эпизод с дедом Вавилой, пропившем деньги на подарок внучке. Все крестьяне сочувствуют Вавиле, но только Павлуша может ему помочь: отдав немалую для мужика сумму, он покупает козловые башмачки.
Но может ли такой герой сделать что-то еще?
Прогнозируемый ответ: конечно, в корне изменить жизнь народа Веретенников не в силах. Зато он готов выслушать простой народ, прислушаться к его мнению и согласиться с ним, если потребуется. Он искренне сокрушается о повальном пьянстве среди крестьян, ему на это «обидно поглядеть». Но после разговора с Якимом Нагим (тот оправдывает любовь к выпивке тяжелой жизнью и непрестанным трудом) не обижается на правдивые слова, а подносит ему «два шкалика». «Разумной-то головушке / Как не понять крестьянина?».
Итак, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Павлуша Веретенников становится немаловажным образом, символизирующим готовность народа к диалогу с одной стороны, и наличие заинтересованных в реформации Руси людей среди высшего сословия с другой.
5. Первичное закрепление нового материала
Спасибо. Теперь я предлагаю вам поработать в двух группах с карточками. Найдите ответы на вопросы и представьте их.
Первая группа анализирует главу «Поп».
вопрос | цитата | вывод |
В какую формулу собирает священник смутные для странников представления о счастье? Согласен ли он с крестьянами? | Покой, богатство, честь | Священник не согласен с крестьянами. Он отрицает данную формулу счастья |
Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему поп считает себя несчастливым? Так ли это? | Покой: «как достаётся грамота поповскому сынку», «болящий, умирающий, рождающийся в мир не избирают времени», «Нет сердца, выносящего без некоего трепета предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль» Почёт: «О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные, и всякую хулу?» «Мать-попадью степенную, Попову дочь безвинную, Семинариста всякого - Как чествуете вы?» Богатство: «...мирские гривенки, Да пироги по праздникам, Да яйца о Святой», «...не брать, так нечем жить» | Покой – жизнь без душевных затрат, без занятий хлопотливых, хотя и нужных другим. Честь – желание всеобщего уважения. Мечтает о богатствах, полученных в подарок. |
Как в главе изображено положение крестьян? | «Угоды наши скудные, пески, болота, мхи…» «Деваться с хлебом некуда!..продашь его за сущую безделицу…» | Безрадостна, горька и тяжела жизнь крестьянина. |
Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? | «А если и раздобрится сыра земля-кормилица...» Путь-дорога, солнце-дедушка Солнце красное «Да женщины печальницы, кормилицы, поилицы, рабыни, богомолицы и труженицы вечные…» | Олицетворения Сравнения Просторечия Боль о народе, сочувствие, понимание, забота |
Какие фольклорные элементы можно заметить в главе? | эпитеты, повтор, сказочный пейзаж, народные приметы: пошли крутую радугу … | Фольклорные строки помогают приобщиться к душе народа. |
Во второй половине 19 века проблема духовенства была одной из самых актуальных. Не получая никакого постоянного жалования, священник жил только подношениями прихожан. Уже с поступления в духовные училища, находившиеся в крайней бедности, будущие священники испытывали моральные и физические страдания.
Спасибо за ответы. Вторая группа анализирует главу «Сельская ярмонка»
вопрос | цитата | вывод |
Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? | «Как грязи тут не быть…» «Ох, жажда православная, куда ты велика!» «Когда …дадут понять крестьянину, что розь портрет портретику, что книга книге розь?» | Природные условия, не позволяющие вовремя выйти в поле. Невежество, безграмотность. |
Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе? | Стр. 232 | Похож на купца. Любит народ, его песни |
Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки "с картинами и книгами"? Каково его отношение к народному просвещению? | Стр. 233-234. | Картины выбирают поярче да подешевле. Нет Гоголя и Белинского – «народных заступников». Это порождает невежество. |
Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора? | «Хмельно, горласто, празднично,пестро, красно кругом!» «Так были разутешены, так рады словно каждого он подарил рублём!» «Случись, работой, хлебушком ему бы помогли…» «Вставляют слово меткое, какого не придумаешь, хоть проглоти перо!» | Умение веселиться, забыв о горестях и невзгодах. Умение радоваться за других. Умение, сопереживать, сочувствовать, поделиться последним. Мудрость, остроумие. |
Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы? | «И рад бы в рай, да дверь то где?» «Всю жизнь свою ты кланялся. Замок – собачка верная…» | Поговорка и загадка - элементы сказок |
Подведём итоги анализа главы. Что показал Некрасов в этих главах? Каково его отношение к русскому народу? Назовите темные и светлые стороны русской души по Некрасову. Какими средствами пользуется автор, изображая своих героев?
Прогнозируемый ответ: Некрасов задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы – русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Но главное – это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Темные стороны – суеверие, пьянство, семейный деспотизм. Светлые стороны – талантливость, одарённость, стремление и способность осмыслить своё положение, несогласие с существующим порядком.
6. Проектирование и фиксация нового знания по теме №2
Далее мы проанализируем задание, которое вы готовили дома. Вы разделились на пять групп и характеризовали героя по следующему плану (Слайд 2):
- Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
- Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
- Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
- Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
- Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
- Почему странники не признали героя счастливым?
- Какой смысл содержится в говорящей фамилии героя?
- Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о герое?
Группы были следующие:
1 | Яким Нагой |
2 | Савелий, богатырь святорусский |
3 | Матрена Тимофеевна |
4 | Кудрияр, холоп Яков |
5 | Клим Лавин, Агап Петров |
Прослушивание выступлений подготовленных учащихся. Комментарии учителя в случае затруднения вопросами «Все ли согласны с мнением? У кого иное? Докажите текстом».
7. Первичное закрепление нового материала
Спасибо вам за ответы. Давайте сделаем вывод о том, каковы же крестьяне, показанные в поэме? Какие они?
Прогнозируемый ответ: крестьяне понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Особенно тяжела на Руси во все времена была доля женщины, поэтому главе «Крестьянка» уделено в поэме особое место. Герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагого показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. В связях с народной общиной сила Ермила Гирина, во внутренней свободе и несломленности — обаяние облика Савелия, которого даже каторга не заставила смириться. Образ Матрены Тимофеевны — это символ мудрости, трудолюбия, долготерпения русской женщины. Она считает, что ее судьба «счастливее» других, несмотря на все испытания, так как ее жизнь улучшает добрая помещица Елена Александровна. Эта позиция Некрасова подвергалась критике долгое время, так как считалось, что это отход от революционно-демократических идеалов. Может быть, это дань автора памяти матери, которую тоже звали Еленой. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в революции.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Итак, ваше домашнее задание на следующий урок будет касаться образов помещиков и заступников народных. Слайд 3
Составить сообщение, используя в качестве плана следующие вопросы-проблемы и доказывая свое мнение цитатами:
1 группа.
- Почему портреты помещиков автор дает сатирически? Сравните манеру их изображения с описанием облика крестьян.
- Что сообщают читателю говорящие фамилии помещиков?
- С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Почему слова «забота», «любовь», «милость» звучат в поэме с сарказмом?
- Какой смысл в понимании образов помещиков раскрывают их речевые характеристики?
2 группа.
- Как в изображении помещиков автор использует предметную деталь, приемы гиперболы, гротеска, несоответствия?
- В каких смешных положениях оказываются помещики? Этот смех грустный? Какие традиции русской литературы здесь наблюдаете?
- Каковы народные оценки угнетателей? Можно ли считать из образы однолинейными или в них есть сложность, противоречия?
- Как в главах изображены крестьяне? Каково авторское отношение к ним? Как автор относится к крестьянам князя Утятина? Почему?
3 группа
- Составьте рассказ о Грише Добросклонове, обращая внимание на: 1) его прошлое; 2) характеристику его родителей; 3) портрет; 4) его материальное положение; 5) черты характера, таланты, способности.
- С какими образами русской литературы XIX века созвучен образ Гриши? Какие реальные прототипы могли у него быть?
- Почему Некрасов делает своего героя поэтом? Что можно сказать о его поэтическом таланте?
- Прочитайте песни Гриши: «Соленая», «Средь мира дольного», «В минуты унынья, о родина-мать…», «Русь». Какие проблемы в них поднимаются? Как они характеризуют Гришу? Как в песнях выражается вера автора в силы русского народа?
4 группа
- Каковы жизненные позиции Григория?
- С какой целью автор сообщает нам о его юности? Какой путь выбирает он себе?
- Что ему готовит судьба?
- Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова?
- Какой образ России рисует автор в главе «Пир на весь мир»? Как Гриша характеризует свою Родину?
- Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?
Также подготовьтесь к сочинению-рассуждению «Кому на Руси жить хорошо?». Вы можете работать с таким планом (слайд 4):
I. Вступление
II. Главная часть
1. «Кому живется весело, // Вольготно на Руси?»
2. Проблема именно народного счастья становится центральной в поэме…
3. В чем же состоит народное счастье?
III. Заключение
Как вы думаете, знаний, полученных на сегодняшнем уроке и при подготовке домашнего задания, вам будет достаточно для написания сочинений? Что именно мы сегодня узнали важного для этой работы?
Звучат ответы учащихся.
А что бы еще вам хотелось обсудить перед сочинением на следующем первом блоке?
Звучат предложения учащихся.
Спасибо, я учту ваши предложения! Оценки за работу на уроках сегодня получили выступающие … потому что … я говорила вам замечания в течение вашей работы и они повлияли на оценку. Вы согласны с ней? Также хочу оценить за ценные дополнения… Согласны с моей оценкой? Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб на следующем уроке оценки улучшить?
Звучат ответы учащихся.
Спасибо вам за урок! Надеюсь, мы напишем с вами сочинение на достойном уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Крестьяне-борцы, Ермил Гирин в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Урок + презентация на тему: Крестьяне-борцы, Ермил Гирин в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»....
Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»
Цели: Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»; создать необходимый э...
Технологическая карта по учебной дисциплине Литература на тему "Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»"
Цель: дать портретные характеристики героев Е. Гирина, Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, их действий, психологических особенностей.Задачи:- образовательная: отработать навык работы с текстом,...
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс
Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...
Замысел, история создания, композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка", «Пир на весь мир»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является ключевой в творчестве Н.А.Некрасова. Её изучение предусмотрено в рамках традиционной программы по литературе в 10 классе. На изучение произв...
Н.А.Некрасов. История создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Анализ "Пролога",анализ глав: "Поп","Сельская ярмонка", "Пьяная ночь".
Презентация может быть использована при изучении поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"....
Урок по литературе Н.А Некрасов. Поэма Кому на руси жить хорошо. Образ крестьян и помещиков в поэме
Тема урока: «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства». Цели урока: Образовательные: ...