Крестьяне-борцы, Ермил Гирин в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Урок + презентация на тему: Крестьяне-борцы, Ермил Гирин в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок22.07 КБ
Office presentation icon Презентация1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Крестьяне-борцы, Ермил Гирин в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Цели: 1) проследить, как автору удалось раскрыть противоречивость мира крестьянства;

2) отметить мастерство поэта в изображении протеста, который доходит до бунта;

3) развивать в учащихся логическое мышление, навыки анализа в работе с лиро-эпическим произведением;

4) формировать у обучающихся нравственные качества, прививать эстетическое отношение к миру

Тип урока: объяснение нового материала

Вид урока: урок - самоуправление с элементами театральности

Оборудование урока: проектор, экран, компьютер, текст поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Урок ведут учителя – ученики

Ход урока

Первый учитель.

Сегодня на уроке мы познакомимся с образами крестьян-бунтарей, Ермилом Гириным, защитником интересов народа.

I  Опрос усвоенного материала.

Второй учитель. В каких главах и как представлен народ?

- «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», в массовых сценах.

1 учит. После какого исторического события Н.А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»?

- После реформы 1861 года об отмене крепостного права.

2 учит. Какой реформу изобразил поэт Н.А. Некрасов в поэме?

- В виде веника, который не метёт, а только пыль поднимает.

1 учит. Н.А. Некрасову в своей поэме удалось показать пробуждение сознания народа, осознание необходимости бороться за свои права против угнетателей.

Скептик. Протест народа, пробуждается народ, осознание необходимости борьбы. Не верю я во всё это, потому что сам Некрасов иногда сомневался в том, что народ может подняться до протеста, отстаивать свободу.

2 учит. Мы пока спорить не будем.

II Актуализация новой темы

1 учит. Носителем стихийного протеста в поэме кто является?

- Яким Нагой. (Сообщение о нём.) Яким Нагой  - «крестьянин из деревни Босово, раньше жил в Питере, занимался отхожим промыслом. Яким видит общественную несправедливость по отношению к народу: «Работаешь один, / А чуть работа кончена, / Гляди, стоят три дольщика: / Бог, царь и господин!». В устах Якима слышится грозное предупреждение: «У каждого крестьянина / Душа что туча чёрная - / Гневна, грозна – и надо бы / громам греметь оттудова..».  Яким предупреждает, что «придёт беда великая, что парни и молодушки удаль молодецкую про  случай сберегли», народ терпелив, но может и подняться на борьбу против народных угнетателей.

2 учит. Ермил Гирин, защитник народа, бунтарь. (Сообщение о нём.)

- Ермил Гирин – «Не князь, не граф сиятельный, / А просто он – мужик!». Но по своему влиянию на крестьянскую жизнь он посильнее и поавторитетнее любого. Сила его заключается в доверии народного мира и в опоре на этот мир. Ермил Гирин затеял тяжбу с купцом по поводу мельницы, на которой мололось зерно по дешёвой цене для народа, понадобились срочно деньги Гирину, на пощади весь народ собрал деньги Ермилу. Народный мир одерживает победу над неправдою. Всегда Ермил Гирин помогал народу, находясь на любой должности,  за что народ был благодарен ему.

Скептик. Защитник народа. И это о Гирине? Грош ему цена: или Н.А. Некрасов разгневался на своего героя, или не совсем понятна его позиция.

Оптимист. Меня удивляет позиция Скептика. Всё-то его не устраивает, всё он что-то выискивает, ну нельзя же так!

Скептик. А что вы так боготворите Гирина? А как назвать то, что сделал Ермил: вместо своего брата сдал в рекруты сына Ненилы Власьевны. Как это вам? Защитником народа еще  называется, а вы его оправдываете.

Оптимист. Да, его можно оправдать и понять. Своим проступком Гирин доказал, что человек может оступиться, ошибиться, но он осознал это, долго казнился, а дальше он не только служит народу, но и готов за него жизнь отдать. Где на момент повествования поэмы находится Ермил Гирин?

Скептик.  В остроге, ну и что?

Оптимист. Ермил Гирин попал в острог за то, что возглавил бунт крестьян деревни Глотова помещика Обрубкова.

2 учит.  Всё, прекратите спор! Следующим борцом за свободу народа является Савелий – богатырь святорусский. (Сообщение о нём.)

- Савелий – первый в поэме стихийный народный бунтарь со своей крестьянской философией: «Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть». Он костромской крестьянин, выросший в глухом лесном краю у Корёги-реки, откуда выходили настоящие русские богатыри. Этот мужик-богатырь произнёс своё бунтарское слово  «Наддай!». Под это слово Савелия крестьяне столкнули ненавистного немца-управителя Фогеля в яму и закопали, за что угодили на каторгу. Савелий побывал и в остроге, но с гордостью всегда говорил: «Клеймённый, да не раб». Сорок лет он был в заточении, но не сломался, не утратил стремления к борьбе с народными угнетателями. Крайне возмущён терпением народа. Протест, до которого поднялся Савелий,  выше уже не может быть. Мужество и жизнестойкость Савелия просто поражают.

Скептик. Даже я восхищён этим героем, который похож на героя из русской народной сказки, богатырём, потому что он в своей борьбе дошёл до самых вершин, дальше уже некуда.

1 учит. Матрёна Тимофеевна – сторонница и продолжательница дела Савелия, дважды угнетённая женщина, сумевшая подняться до протеста против угнетателей народа. (Сообщение о Матрёне Тимофеевне),

- Матрена Тимофеевна Корчагина – умная, самоотверженная женщина, носительница «гневного» сердца, помнящая о «неоплаченных» обидах. Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской крестьянки: после замужества она попала «с девичьей холи в ад», на нее одно за другим обрушились разные горести. В итоге, Матрена вынуждена взять на себя непосильный мужской труд, чтобы прокормить свою многодетную семью.

Но мужественная женщина Матрена Тимофеевна не ропщет на свою судьбу, достойно отражая все ее удары. Не в стойкости ли характера ее счастье? Ведь слабый человек не может быть счастлив, он всегда недоволен своей судьбой.

Некрасов – один из немногих писателей восхищается в женщине не ее «милой» слабостью, женственностью, а силой характера русской женщины, ее жизнестойкостью, умением отстаивать свою правоту. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной — один из самых ярких и емких образов поэмы, олицетворяющий судьбу самой России.

III Подведение итогов урока, выставление оценок

 

Домашнее задание: стр. 141-147 учебника.

Разработку урока выполнила Елькина Н.В., учитель I квалификационной категории.

г. Нижневартовск, КОУ «Специальная школа №1»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе...

Зачёт по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса. Такой своеобразный билет может состоять из теоретической и практическ...

Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

Материал для изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в вечерней школе

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.   В условиях современной жизн...

"Истинная сила искусства" (Традиции народной поэзии в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") Урок литературы в 10 классе

Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача - показать, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" - оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что он...

Презентация к уроку по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

В презентации представлен материал о значении слова "счастье"....

Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...