Методические рекомендации к уроку внеклассного чтения в 6 классе
методическая разработка по литературе (6 класс)

Семенова  Ирина Вениаминовна

Методические рекомендации к уроку внеклассного чтения  в 6 классе  содержат  обоснование  необходимости проведения урока литературы по сказке О.Уайльда  "Счастливый принц", а также  тезисный план урока по сказке О.Уайльда "Счастливый принц".   

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации  по  организации и проведению урока внеклассного чтения   в 6 классе

На уроках внеклассного чтения необходимо знакомить школьников с произведениями  западноевропейской  литературы, не входящими  в школьную программу. И цель таких уроков не только расширение кругозора и сознания  юных читателей, но и развитие  образного  и абстрактного мышления,  совершенствование языкового вкуса, знакомство с новыми понятиями, а также  развитие монологической речи,  развитие  умений и навыков  интерпретации  художественных текстов.  

Обоснование необходимости проведения урока по сказке О.Уайльда  «Счастливый принц»

  Полагаю,  стоит прочесть   с  пяти-  и шестиклассниками  сказку   Оскара  Уайльда   «Счастливый принц».  Это произведение  знакомит   школьников  с  проблемой  понимания   счастья, которая   позже  будет рассматриваться  на  уроках   изучения  творчества   Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева,  А.П.Чехова...  Сказка  О.Уайльда  знакомит  детей  также   с   темой  красоты внешней  и  подлинной,   рисует образ   города, который  напоминает, например,  город   Ф.М.Достоевского   в  рассказе  «Мальчик   у  Христа на  ёлке».  Таким  образом,  предлагаемый урок готовит  школьников    к  знакомству   и   с  отечественной  литературой.

  Конечно,  новый  сюжет  разнообразит урок.  Я  обычно  при знакомстве  с этим произведением  обучаю детей  и написанию   отзыва читателя   (в рамках   выполнения  проектной  работы  всего класса;  мы  каждый год   выбираем  тему,   и  всем  классом  работаем над проектом).

  Благодаря  погружению в новую  литературную реальность   расширяется  поле  литературных ассоциаций,  перекликающихся  мотивов.  Это обеспечивает  рост  интереса  к  чтению  и  литературное развитие  школьников.

  В  сказке   «Счастливый принц»  Оскар Уайльд   даёт читателю возможность взглянуть  на   стремление  к  счастью  не  глазами «человека-потребителя»,  а   глазами  «ангелов»   и  праведников, открывает  парадоксальную  взаимосвязь  счастья  и страдания.   Чтение  этой  сказки   помогает  читателю  понять,  что  суждение   о  счастливцах, не  знающих слёз (в  сказке  дамы  города  предлагали  детям  брать пример  с    Принца:  «он  никогда не плачет»),  ложно.

 

ТЕЗИСНЫЙ  ПЛАН  УРОКА  ЛИТЕРАТУРЫ  ПО СКАЗКЕ  О.УАЙЛЬДА  «СЧАСТЛИВЫЙ ПРИНЦ»

  • Начать урок, возможно, имеет смысл  с эпиграфа:


                                                            Что такое счастье? Соучастье
                                                             в добрых человеческих делах...
                                                                                                         Николай  Асеев

   Предложив детям  поразмышлять  на  тему  счастья,   имеет смысл попросить их объяснить, как они  понимают  эти  строки.  

   

  • Центральная  проблема, которую мы  освещаем на  уроке,  требует   уточнения   вопросами, работа по которым ведётся  сначала  в  группах, а затем завершается  выступлениями:

Почему  люди города называли статую Счастливым принцем?

 Когда  Принц изменил своё представление о счастье?

Как вы думаете, соотносятся   ли   понятия  «благополучие»   и «беззаботность» с    понятием  «счастье»?

Какие картины  реальной  жизни  открылись Принцу   с  высоты  его колонны?

(обратить внимание  на   фразу:    «...ликуют богатые(,)  и им нет дела до  нищеты и нужды  других...»)

Объясните   смысл  слов  Принца:  «Самое удивительное  в мире  - это  людские  страдания».

 Каким  читатель   видит   город  Уайльда?

Почему  ласточка, мечтающая  о тёплой стране  счастья, не  улетела  с подругами?

Почему  Ласточка не  оставила  Принца?

В  чём состоит  счастье  Принца    и   Ласточки?

Почему  ангел, который  по велению  Господа  искал в этом  городе самое  ценное, принёс  Господу  оловянное  сердце  Принца  и мёртвую  птичку?

 

Ответы  групп  с цитатами   и обращением  к   тексту  слушает весь класс.

  • В процессе  обсуждения  вариантов  ответов на предложенные вопросы   школьникам  предстоит  истолковать понятия  «самоотречение», «самопожертвование»,  «довольство»,  «сострадание»,  «счастье».

Дети   обычно обращают внимание  на  другой  перевод  сказки, в котором  не  Ласточка остаётся  с  Принцем,  а Скворец.  Как правило,  дети говорят,  что  русскому  читателю  ближе   всё-таки  Ласточка,  потому  что  в  русской  поэтической  традиции  именно  ласточка  воспринимается  как символ   надежды  и ожидания  духовного преображения, а также  встречи  с вечностью, которая  даёт  ответы  на все  сложные  вопросы  жизни. Поэтическая символика образа ласточки  в русской  поэзии  соотносится   с  надеждой   на  духовное  преображение  человека,  устремлённого  в  запредельный мир.  Понятно, почему  Ласточка   сытой  и спокойной  жизни  в тёплой  стране  сначала предпочла   красоту  своего  чувства  к  Тростнику,  а затем  не  смогла  оставить  Принца.   Он  пленил её   своим добрым  сердцем.  Подлинная  красота  -  красота  внутреннего мира  страдающего Принца  -  очаровала   утончённую  душу  Ласточки.  Эта   преданная   всему Прекрасному  в жизни  птица  пережила  счастливые минуты, когда помогала делать  добрые дела.  Она  познала   счастье  делать добро,  счастье  самоотречения.   Школьники приходят  к  выводу, что   счастье  Принца  и  Ласточки  состоит  в  стремлении  нести  добро  в мир, чтобы  в  мире  города  было больше  света  и   радости.

  • В  поисках  самых  великих  ценностей  ангел   находит   оловянное сердце  Принца  и мёртвую птичку:   самое  ценное   в жизни  -  человечность,  милосердие.  Таким  образом,    на  уроке  дети   постигают  идею  добра   и  красоты  Оскара  Уайльда.   В  старших  классах  у них  появится  возможность  рассмотреть  идеи  добра и красоты   Ф.М.Достоевского,  Л.Н.Толстого.
  • Итогом    урока  может  стать   размышление  на тему  высказывания  Уолта  Уитмена:  «Когда  человек протягивает руку, чтобы  помочь  другому, он  прикасается  к  лику божества».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

методические разработки к уроку внеклассного чтения в 8 классе по роману Коэльо "Алхимик"

Разработка поможет учителю выйти на ключевые вопросы, встающие перед читателем романа, помогут интересно и содержательно провести урок...

Рекомендации к проведению урока внеклассного чтения в 7 классе по поэме Беллы Ахмадулиной "Сказка о дожде…"

Урок внеклассного чтения по стихотворению Б.Ахмадулиной "Сказка о дожде..." рекомендован учителям гуманитарного цикла, классным руководителям при обращении к изучению тем, связанных с психол...

Методические рекомендации к уроку в 11 классе Culture Corner Module 5

Цель урока - совершенствование речевых навыков учащихся с лексико-грамматическим материалом по теме «Дома в Великобритании».Урок подготовлен с применением технологии Перевернутый класс, ко...