Методические рекомендации к уроку внеклассного чтения в 6 классе
методическая разработка по литературе (6 класс)
Методические рекомендации к уроку внеклассного чтения в 6 классе содержат обоснование необходимости проведения урока литературы по сказке О.Уайльда "Счастливый принц", а также тезисный план урока по сказке О.Уайльда "Счастливый принц".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации и проведению урока внеклассного чтения в 6 классе
На уроках внеклассного чтения необходимо знакомить школьников с произведениями западноевропейской литературы, не входящими в школьную программу. И цель таких уроков не только расширение кругозора и сознания юных читателей, но и развитие образного и абстрактного мышления, совершенствование языкового вкуса, знакомство с новыми понятиями, а также развитие монологической речи, развитие умений и навыков интерпретации художественных текстов.
Обоснование необходимости проведения урока по сказке О.Уайльда «Счастливый принц»
Полагаю, стоит прочесть с пяти- и шестиклассниками сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц». Это произведение знакомит школьников с проблемой понимания счастья, которая позже будет рассматриваться на уроках изучения творчества Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.П.Чехова... Сказка О.Уайльда знакомит детей также с темой красоты внешней и подлинной, рисует образ города, который напоминает, например, город Ф.М.Достоевского в рассказе «Мальчик у Христа на ёлке». Таким образом, предлагаемый урок готовит школьников к знакомству и с отечественной литературой.
Конечно, новый сюжет разнообразит урок. Я обычно при знакомстве с этим произведением обучаю детей и написанию отзыва читателя (в рамках выполнения проектной работы всего класса; мы каждый год выбираем тему, и всем классом работаем над проектом).
Благодаря погружению в новую литературную реальность расширяется поле литературных ассоциаций, перекликающихся мотивов. Это обеспечивает рост интереса к чтению и литературное развитие школьников.
В сказке «Счастливый принц» Оскар Уайльд даёт читателю возможность взглянуть на стремление к счастью не глазами «человека-потребителя», а глазами «ангелов» и праведников, открывает парадоксальную взаимосвязь счастья и страдания. Чтение этой сказки помогает читателю понять, что суждение о счастливцах, не знающих слёз (в сказке дамы города предлагали детям брать пример с Принца: «он никогда не плачет»), ложно.
ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО СКАЗКЕ О.УАЙЛЬДА «СЧАСТЛИВЫЙ ПРИНЦ»
- Начать урок, возможно, имеет смысл с эпиграфа:
Что такое счастье? Соучастье
в добрых человеческих делах...
Николай Асеев
Предложив детям поразмышлять на тему счастья, имеет смысл попросить их объяснить, как они понимают эти строки.
- Центральная проблема, которую мы освещаем на уроке, требует уточнения вопросами, работа по которым ведётся сначала в группах, а затем завершается выступлениями:
Почему люди города называли статую Счастливым принцем?
Когда Принц изменил своё представление о счастье?
Как вы думаете, соотносятся ли понятия «благополучие» и «беззаботность» с понятием «счастье»?
Какие картины реальной жизни открылись Принцу с высоты его колонны?
(обратить внимание на фразу: «...ликуют богатые(,) и им нет дела до нищеты и нужды других...»)
Объясните смысл слов Принца: «Самое удивительное в мире - это людские страдания».
Каким читатель видит город Уайльда?
Почему ласточка, мечтающая о тёплой стране счастья, не улетела с подругами?
Почему Ласточка не оставила Принца?
В чём состоит счастье Принца и Ласточки?
Почему ангел, который по велению Господа искал в этом городе самое ценное, принёс Господу оловянное сердце Принца и мёртвую птичку?
Ответы групп с цитатами и обращением к тексту слушает весь класс.
- В процессе обсуждения вариантов ответов на предложенные вопросы школьникам предстоит истолковать понятия «самоотречение», «самопожертвование», «довольство», «сострадание», «счастье».
Дети обычно обращают внимание на другой перевод сказки, в котором не Ласточка остаётся с Принцем, а Скворец. Как правило, дети говорят, что русскому читателю ближе всё-таки Ласточка, потому что в русской поэтической традиции именно ласточка воспринимается как символ надежды и ожидания духовного преображения, а также встречи с вечностью, которая даёт ответы на все сложные вопросы жизни. Поэтическая символика образа ласточки в русской поэзии соотносится с надеждой на духовное преображение человека, устремлённого в запредельный мир. Понятно, почему Ласточка сытой и спокойной жизни в тёплой стране сначала предпочла красоту своего чувства к Тростнику, а затем не смогла оставить Принца. Он пленил её своим добрым сердцем. Подлинная красота - красота внутреннего мира страдающего Принца - очаровала утончённую душу Ласточки. Эта преданная всему Прекрасному в жизни птица пережила счастливые минуты, когда помогала делать добрые дела. Она познала счастье делать добро, счастье самоотречения. Школьники приходят к выводу, что счастье Принца и Ласточки состоит в стремлении нести добро в мир, чтобы в мире города было больше света и радости.
- В поисках самых великих ценностей ангел находит оловянное сердце Принца и мёртвую птичку: самое ценное в жизни - человечность, милосердие. Таким образом, на уроке дети постигают идею добра и красоты Оскара Уайльда. В старших классах у них появится возможность рассмотреть идеи добра и красоты Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.
- Итогом урока может стать размышление на тему высказывания Уолта Уитмена: «Когда человек протягивает руку, чтобы помочь другому, он прикасается к лику божества».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическое осмысление вопросов реализации в школьном литературном образовании внутрипредметных связей (методические рекомендации к урокам чтения и изучения прозаических произведений Л.С.Петрушевской)
Данная статья посвящена творчеству Л.С.Петрушевской. На основе ее произведений раскрываются внутрипредметные связи...
методические разработки к уроку внеклассного чтения в 8 классе по роману Коэльо "Алхимик"
Разработка поможет учителю выйти на ключевые вопросы, встающие перед читателем романа, помогут интересно и содержательно провести урок...
Рекомендации к проведению урока внеклассного чтения в 7 классе по поэме Беллы Ахмадулиной "Сказка о дожде…"
Урок внеклассного чтения по стихотворению Б.Ахмадулиной "Сказка о дожде..." рекомендован учителям гуманитарного цикла, классным руководителям при обращении к изучению тем, связанных с психол...
Методические рекомендации к уроку в 11 классе Culture Corner Module 5
Цель урока - совершенствование речевых навыков учащихся с лексико-грамматическим материалом по теме «Дома в Великобритании».Урок подготовлен с применением технологии Перевернутый класс, ко...