Я буду писать историю людей
статья по литературе (9, 10, 11 класс)
О декабризме и о декабристах. Размышления.
Н. Бестужев писал: “Какая разница между ученым и просвещенным человеком? Та, что науки ученому делают честь, а просвещенный делает честь наукам”. Сказано очень метко и умно. Книги, снова и снова с перечитываемыми страницами, статьи, письма, мемуары, явившиеся столпами культурного и просвещенного декабристского наследия, свидетельствуют о широте их кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Размышления о декабристах | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
А.С.Пушкин.
«...Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни,... людей, свободных от бедности, от невежества, и независимых»,- писал Толстой о своих бессмертных героях романа «Война и мир», задуманного вначале как роман о декабристах. Именно с этих слов берет начало становление декабристской личности, заложившей основу революционной традиции. Бесспорна наивысшая оценка их морального, человеческого облика: гуманизм, бескорыстие, культура.
Декабрь. Холод. Плац.
Казненные за дело,
Что жизнь дало искре.-
И пламя разгорелось.
Тогда, в 1825 году, они (декабристы) не знали, что станут выдающимися личностями, вокруг имен которых будут в книгу истории вкладываться то чистые, то черновые страницы. Значение слова «чистые» я ассоциирую с биографией людей, восставших против несправедливости, насилия и попрания чести, «черновые» - это кривотолки, напрудившие тогда публикацию статей в различных источниках:
«Случайность, обросшая литературой», декабристы - «лишние люди», - пишет Ключевский, а Бердяев и «веховцы»- «декабристы - порождение «беспочвенной» российской интеллигенции: благородные стремления, чуждые реальной жизни». Пожалуй, с последним: «благородные стремления, чуждые реальной жизни»- я соглашусь.
Да, они благородные молодые люди из благородных семей! Да, их идеи были чужды реальной жизни! Для нас вовсе не ново, что первопроходцы в любом деле – это не понятые почти всем обществом люди, не опиравшиеся на какой - либо социальный слой и не стремившиеся «найти поддержку народа, хотя шли на смертельный риск во имя этого народа».
Что ни ветр шумит во сыром бору,
Муравьев идет на кровавый пир...
С ним черниговцы идут грудью стать,
Сложить голову за Россию мать!
(М.Бестужев)
Первыми носителями освободительных идей в России выступили лучшие представители привилегированного сословия - дворянства, а не лишенные политических и многих социальных прав мещане, крестьяне и купцы.
Декабристские организации состояли из офицеров, а их выступление имело форму военной революции.
В начале своей саги о декабристах я обратилась к одному из шедевров русской классики потому, что один из любимых главных героев автора Пьер Безухов наделен всеми теми чертами, что и «рыцари свободы» (Герцен о декабристах):
«Подчеркивая новое, активное отношение Безухова к социальной деятельности, Толстой наделяет его чертами будущего декабриста. Социальное разложение, политический гнет, наблюдаемые Пьером вокруг, вызывают его гнев и возмущение. Безухов убежден в том, что вывести общество из бедственного состояния можно усилиями честных людей, которые должны быть тесно связаны между собой, потому что существует близость и единство между людьми порока и зла»:
Отнеси ты к ним мой последний вздох
И скажи: «Цепей я нести не мог...
Пережить нельзя мысли горестной,
Что не мог купить кровью вольности!
(М.Бестужев)
Что же подразумевается под «восстанием декабристов»?
Восста́ние декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года. Этим восстанием и началась история организованного революционного движения в нашей стране. Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в историю русской культуры. Не было ни одной области духовной жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не проявили бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к познанию, где не сказывалась бы их борьба против консервативных норм, удушающих живую мысль и творческую инициативу.
…Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут,- писал А.С.Пушкин декабристам, и эхом вернулся ответ А.И. Одоевского:
Наш скорбный труд не пропадёт:
Из искры возгорится пламя, -
Мечи скуём мы из цепей
И пламя вновь зажжём свободы…
Так и случилось. Ведь как повествует история тех времен, из искры такое пламя загорелось, что гасить его было уже не под силу всесильным монархам. И последовали события, создавшие новую историю России. Противоречивые раздумья теснятся в моей голове: «Разве декабристы не были цареубийцами? Разве не свержение царя было у них первостепенным делом?» и т.п.
Заглянем в исторический источник:
«Целью заговорщиков было упразднение самодержавия и отмена крепостного права. Восстание разительно отличалось от заговоров эпохи дворцовых переворотов по своим целям и имело сильнейший резонанс в российском обществе, значительно повлиявший на общественно-политическую жизнь последовавшей за ним эпохи правления Николая I»,-гласит он. В отечественной историографии, наряду с этими, есть и другие оценки движения декабристов. Так П.Н. Зырянов характеризует само их восстание как ненасильственное по форме и чисто нравственное по содержанию выступление.
Иду на зов:
Меня зовет
Народ. Он в цепях,
И он так ждет,
Что мы поборемся за него.
Они поборолись. Но было поражение, вызванное:
- узкой социальной базой, ориентацией на военную революцию и заговор;
- недостаточной конспирацией, в результате чего правительство знало о планах заговорщиков;
-отсутствием необходимого единства и согласованности действий;
-неготовностью большей части образованного общества, дворянства к ликвидации самодержавия и крепостничества;
-культурной и политической отсталостью крестьянства и рядового состава армии.
Однако потерпев поражение в социально-политической борьбе, декабристы одержали духовно-нравственную победу, показали пример истинного служения своему отечеству и народу, внесли лепту в формирование новой нравственной личности.
Являясь образованнейшими людьми своего времени, декабристы были в курсе новых открытий русской и мировой науки. Они хорошо знали европейскую политическую, экономическую и философскую литературу. Идеи европейского просвещения декабристы связывали с идеями просвещения в России, видными представителями которой были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, И. Пнин, Н.И. Новиков, А.Ф. Бестужев - отец четырех декабристов. Педагогическое воззрение имело философскую методологическую основу.
Н. Бестужев писал: “Какая разница между ученым и просвещенным человеком? Та, что науки ученому делают честь, а просвещенный делает честь наукам”. Сказано очень метко и умно. Книги, снова и снова с перечитываемыми страницами, статьи, письма, мемуары, явившиеся столпами культурного и просвещенного декабристского наследия, свидетельствуют о широте их кругозора.
Сегодня, в 21 веке, возвращаясь к истокам декабризма и декабристского движения, я понимаю значимость этого исторического события мирового масштаба. Конечно, одни задаются вопросом: «Почему этому движению уделено столько внимания?» Другие недоумевают: «Зачем изучать « преданья старины глубокой», когда мы так далеки от тех знаменательных событий». Я отвечаю вам: «Как же гол и нищ душой и разумом тот, кто не почитает и принимает догмы старшего поколения! Тем более такие яркие события в жизни родной страны, из которых мы слагаем будущее, извлекая уроки из прошлого.
Я восхищаюсь людьми, которые приносят себя в жертву во имя других людей. Вот и декабристы, выходцы из дворянских семей, могущие жить и « не тужить», встали на защиту простого народа, «черни», как его тогда называли. Какое неоценимое мужество и гуманизм в подвиге каждого из них, не сравнимое ни с чем, бесценное и бессмертное.
Вы, сильные духом, вы вечные в образе,
Ваша доля завидна: в ореоле вы славы!
Страницы истории писаны вами
Любовью, отвагой, бесстрашием страстным!
1825-й. Декабрь. Сенатская площадь. « Всего на площади 3000 восставших солдат при 30 строевых начальниках-офицерах-декабристах». Грянул гром орудий. Из исторической хроники: «По прекращении артиллерийского огня император Николай Павлович повелел обер-полицмейстеру генералу Шульгину, чтобы трупы были убраны к утру. К сожалению, исполнители распорядились самым бесчеловечным образом. В ночь на Неве от Исаакиевского моста до Академии Художеств и далее к стороне от Васильевского острова сделано было множество прорубей, в которые опустили не только трупы, но, как утверждали, и многих раненых, лишённых возможности спастись от ожидавшей их участи».
Это развеяло надежды декабристов на революционные преобразования в России. Но не сломило их заточение в тюрьмах, не поставила на колени каторга. Лишь с большей силой разгорелось пламя их стремлений: они мучились новыми вопросами о судьбах родины, стремились в труднейших условиях приносить ей посильную пользу.
Бог дал огонь их сердцу, свет уму,
Да! Чувства в них восторженны и пылки,-
Что ж? их бросают в черную
тюрьму,
Морят морозом безнадежной
ссылки…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историческая игра "Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!"
Мероприятие проводится по аналогии с телеигрой «Колесо истории». Заранее изготовлено колесо с трехцветными секторами и тремя стрелками с каретами разного цвета ( красная, желтая, зеленая). В начале ка...
Учимся писать историю
Материал для юных журналистов....
Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей.
Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей...
Урок внеклассного чтения по татарской литературе: «Будьте милосердны, люди!» (по рассказу Якуба Занкиева «Кайчыколак»)
Урок внеклассного чтения по татарской литературе: «Будьте милосердны, люди!» (по рассказу Якуба Занкиева «Кайчыколак»)...
"Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям или Как разрешать конфликты". Рекомендации педагогам.
Методы управления конфликтами в классных коллективах. Рекомендации педагогам....
Исследовательский проект «Будем знать историю всего, что нас окружает, в большом и малом масштабах» (Д.С. Лихачев) (о жизни, культуре, традициях народов вепсов и водь)
Цели и задачи исследования:Познакомиться с жизнью и бытом малочисленных народов Северо-ЗападаРаскрыть творческие способности учащихся к исследовательской деятельности.Пробудить у учащихся интерес к пр...
Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".
Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....