«Мир природы в творчестве В.Бианки»
план-конспект занятия по литературе (5, 6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения для учащихся 5 класса
Тема урока: «Мир природы в творчестве В.Бианки»
Задачи:
- знакомство с произведениями В.В. Бианки;
- привлечение внимания к книгам писателя;
- воспитание любви к родной природе;
- развитие речи и познавательной активности.
Оборудование: портрет писателя, подборка книг В.В. Бианки. Аудиозаписи (в презентации) «Загадочный лес», «Пение птиц», презентация по теме урока, рисунки детей, интерактивная игра, сумка с орехами, семечками, шишками, грибами.
Дети заранее поделены на группы:
«Мыслители 1», «Мыслители 2», «Мыслители 3», «Мыслители 4».
Учитель приготовил березовые листочки для рефлексии и оценочные листы.
Записано на доске. СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я понял, что… Я для себя открыл… Мне понравилось… На уроке мне было… |
Домашнее задание к уроку: прочитать рассказы В. Бианки «Первая охота», «Кто чем поет», «Как Муравьишка домой спешил», «Мышонок Пик».
Индивидуальное творческое задание для 2-х учащихся. Подготовить проект по теме «Биография Виталия Бианки».
Педагогические технологии:
- проектная технология,
- игровая технология,
- информационно- коммуникативные технологии,
- технология сотрудничества,
- здоровьесберегающие технологии.
Ход урока.
«Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни... — от этой силы. Благословенна она и во мне и в других — в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде», - говорил В. Бианки
Читаем эпиграф.
Ребята, каким необычайным даром обладал В. Бианки?
Любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи. Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки.
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
(познакомимся с творчеством и биографией В. Бианки, тексты произведений, отвечать на вопросы).
Учитель объявляет задачи урока.
- рассмотреть образы животных в творчестве писателя,
-совершенствование умений анализировать прозаический текст.
Символом нашего урока будет дерево (берёза-иллюстрация на доске). Она ещё не распустила свои листья, но к концу урока мы поможем ей преобразиться и одеть свой весенний наряд. Перед вами лежат листья берёзы, поднимите, пожалуйста, их. В конце урока на этих листочках я попрошу каждого из вас продолжить одну из фраз, записанных на доске (рефлексия).
Ребята, двое учащихся нашего класса выполняли индивидуальное творческое домашнее задание (подготовить сведения о жизни и творчестве писателя). Ребята, выходите и презентуйте свой проект.
Ученики делают записи в тетрадях.
Родился Виталий Валентинович в Петербурге, в семье известного ученого – орнитолога. И именно от отца он унаследовал талант исследователя, интерес ко всему, что «дышит, цветет и растет». Отец писателя работал в Зоологическом музее Российской Академии наук, и Виталий был частым посетителем его залов. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего света. «…Всюду звери, звери, звери. Люди ходят между ними, таращат на них глаза. А звери не пугаются, не бегут, не шевелятся. Но я уже не вижу людей, вижу одних только зверей», - вспоминал В.Бианки. А ему так хотелось найти волшебное слово, чтобы оживить музейных зверей.
Летом семья Бианки уезжала в деревню. Здесь маленький Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все свои наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
Самой знаменитой книгой В.Бианки стала «Лесная газета». Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году.
Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Бианки был автором более трехсот произведений. О самом неказистом воробье Бианки мог рассказать так, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые расколдовали таинственный лесной мир.
Занимательные задания (игра):
- Вы готовы отправиться в путешествие по лесу? Тогда закройте глаза, прислушайтесь.
Прослушивание звуков природы «Загадочный лес».
- Сейчас мы услышали прекрасное пение птиц. Я представила себя мысленно в парке. А где ещё можно услышать пение птиц? (ответы детей)
- Вот так и Виталий Бианки ходил, любовался, наблюдал и записывал. А делал он это круглый год: зимой и летом, весной и осенью.
Звучат отрывки аудиозаписей пения птиц.
- Ребята, чьи же голоса мог услышать Бианки? (учащиеся узнают птиц по голосам, далее открывается изображение с правильным ответом)
1) филин
2) кукушка
3) дятел
4) ворона
На экране следы на снегу.
- Посмотрите, чьи следы на снегу? (учащиеся узнают следы зверей)
1) заяц
2) белка
3) лиса
В) Сумка угощений.
- Виталий Бианки ходил в лес не с пустыми руками. Он брал с собой угощенье для лесных жителей. Давайте посмотрим, для кого же он в этот раз приготовил корм?
(Учитель вытаскивает из сумки по очереди орехи, шишки, крошки, грибы (дети называют лесных жителей, которые могли бы угощаться этим кормом)
5. Работа с рисунками.
- Ребята, Виталий Бианки был орнитологом – изучал птиц. Посмотрите, где же он мог видеть гнёзда птиц? (ответы детей по рисункам)
- Откуда вы всё это узнали? (из книг). Верно. Наиболее подробно Бианки написал обо всём этом в «Лесной газете» (показ изображения данной книги). Я предлагаю вам поработать в группах, проанализировать рассказы В. Бианки («Первая охота», «Кто чем поет», «Как Муравьишка домой спешил», «Мышонок Пик») по плану:
1. Краткое содержание рассказа;
2. Тема;
3. Образы животных.
Задания для групп:
1 группа работает с рассказом «Первая охота»,
2 группа работает с рассказом «Кто чем поет»,
3 группа работает с рассказом «Как Муравьишка домой спешил»,
4 группа работает с рассказом «Мышонок Пик».
5 -7 мин. на обсуждение.
Физкультминутка (ребята встаньте, пожалуйста, мы сейчас тоже окажемся в лесу)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад (2 раза)
Присаживайтесь.
Итак, мы приступаем к анализу произведений. Отвечают ребята из первой группы.
Примерный ответ детей.
В этой сказке В.В. Бианки рассказывается о защитных приспособлениях животных. В основе сюжета - первая охота неопытного самонадеянного щенка. Щенок один отправляется в лес. Там он видит вполне реальных жуков, гусениц, бабочек, ящериц, птиц. Все птицы и насекомые обманывают глупыша и легко прячутся от него: «Выпь думает: "Я его обману!" Удод думает: "Я его удивлю!" Вертишейка думает: "Я его напугаю!" Ящерка думает: "Я от него вывернусь!" Гусеницы, бабочки, кузнечики думают: "Мы от него спрячемся!"…».
Ребята, опишите портреты животных в рассказе.
Как и положено в сказке, все они разговаривают, но внешность и поведение их правдоподобны. Из текста: «Зеленые кузнечики в зеленой траве притаились. Гусеницы на веточках вытянулись и замерли, -- их от сучков не отличишь. Бабочки сели на деревья, крылья сложили, -- не разберешь, где кора, где листья, где бабочки». Выпь в камышах: «вся в желтые и коричневые полосы раскрашена». Удод: «лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла». Птица-вертишейка: «в черном дупле черная змея извивается и страшно шипит».
Чему учит этот рассказ?
Благодаря сказочному сюжету читатель хорошо усваивает вполне конкретные научные знания о дикой природе.
Отвечают ребята из второй группы.
Примерный ответ детей.
Тема произведения В. Бианки «Кто чем поет»- умение животных петь по-своему. Они умудряются издавать неповторимые звуки и клювом (аист, дятел), и носом, и крылышками, и даже хвостом. Всё вместе это звучит очень органично, слаженно, одни звуки дополняют другие.
Какова основная мысль рассказа?
Главная мысль рассказа: стоит только прислушаться и лес поразит вас разнообразием звуков, главное, иметь насладиться обилием прекрасной музыки природы.
Отвечают ребята из третьей группы.
Примерный ответ детей.
В рассказе Виталия Бианки "Приключения муравьишки" повествуется о путешествии муравья, который поневоле оказался вдали от дома, причём добраться самостоятельно обратно он не мог, поскольку повредил себе ногу. Обращаясь за помощью к различным насекомым, все оказали ему посильную помощь (гусеница, майский жук, кузнечик, паук, жужелица, водомер, землемер).
Чему учит этот рассказ?
Рассказ учит взаимопомощи. Не нужно стыдиться просить помощи, если она тебе действительно нужна. Муравьишке помогли другие насекомые, и он успел до захода солнышка попасть в свой муравейник.
Отвечают ребята из четвертой группы.
Примерный ответ детей.
Тема- мышонок- путешественник. Маленького мышонка дети насильно отправляют в плавание, где он терпит кораблекрушение и оказывается выброшенным на необитаемый остров. Пик приспосабливается к жизни в дикой природе, учится добывать еду, строить дом и маскироваться от хищников. Однако несчастный случай - разорение козами его жилища и кладовых, вынуждает мышонка покинуть остров и пуститься в опасное путешествие через замерзшую реку. Вскоре мышонок возвращается домой.
Чему учит эта повесть?
Никогда не сдаваться, верить в свои силы и удачу, не отчаиваться, бороться и сопротивляться тем обстоятельствам, что встают на пути и мешают осуществлению твоей мечты.
Ребята, какие выводы можно сделать о творчестве В. Бианки?
(записываем в тетрадь)
Рассказы Виталия Бианки- это энциклопедия о природе. В них собраны факты и наблюдения, описано время года и время дня, когда происходит действие. Каждый зверек, птичка, насекомое и растение описаны с биологической достоверностью. Такие рассказы мог создавать человек чуткий, безгранично любящий окружающий мир.
Я предлагаю вам поиграть в интерактивную игру «Жизнь и творчество В. Бианки» (адрес в интернете https://learningapps.org/display?v=p7n5jcx7j19, Коровкина А., 7В).
Сейчас, ребята, возьмите березовые лепесточки и продолжите одну из фраз на доске: «Сегодня на уроке я…» и т.п.
Украшаем березу листиками.
Заполните, пожалуйста, оценочные листы. Оцените работу каждого участника группы и сдайте листы учителю.
Домашнее задание. Эссе «Мир природы в творчестве В. Бианки»
Я благодарю Вас за урок! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...
урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....
Науки о природе. Методы изучения природы
Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И их использования в практической деятельности....
Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)
Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии применяются несколько приёмов рисования: примакиван...
Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.
На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...
Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»
Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....
Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.
Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...