Урок литературы по повести М.Булгакова "Собачье сердце" 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Юренкова Любовь Федоровна

Первый урок-знакомство с автором и произведением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobache_serdtse_urok_9_kl.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

М.А.Булгаков.

 Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров.

Цели:

 1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.

2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».

3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать историко-культурный комментарий произведения.

3. Воспитывать интерес к чтению.

Ход урока:

1.Проверка дом задания.

2.Изучение новой темы.

1) Слово учителя о М. Булгакове.

Знаменитый русский писатель Булгаков Михаил Афанасьевич родился 15-ого мая 1891-ого года  в Киеве. Отец Булгакова - профессор духовной академии. Сам же Михаил Афанасьевич начал своё образование в гимназии, по окончанию которой он поступил в университет на медицинский факультет. В 1916-ом году Булгаков получает медицинское образование.

Карьера врача для Булгакова началась в одном небольшом киевском госпитале, после которого его отправили сельским врачом в одно из сёл Смоленской губернии. Именно в это время будущий знаменитый писатель садится за книгу «Записки юного врача», в которой он рассказывает о своей жизни в глухом и далёком селе.

Гражданская война 1918 года застала Булгакова в Киеве.

В 1919 — 1921 жил во Владикавказе  , работал в газете "Кавказ", которая просуществовала недолго, так как белые оставили город, а Булгакова заболел - тиф. После выздоровления Булгаков - заведующий литературной секцией подотдела искусств наробраза. Во Владикавказе начал писать для театра — комедия "Самооборона" была поставлена и имела успех. .Пишет еще 2 пьесы..
В 1921 переехал в Москву. В 1922 Булгаков публиковал не только фельетоны и корреспонденции, но и рассказы "Необыкновенные приключения доктора" и "Спиритический сеанс" (в журнале "Рупор"). В газете "Накануне" и ее литературном приложении увидели свет многие произведения М. Булгакова: "Записки на манжетах", "Похождения Чичикова", "Сорок сороков", "Путевые заметки", "Багровый остров" и др. (1922 — 24). С публикаций в "Накануне" и началась популярность М. Булгакова.
В 1924 работал в газете железнодорожников — "Гудок", объединившей в это время таких талантливых литераторов, какЮ. Олеша и В. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, К. Паустовский и др. По инициативе МХАТа создал на основе романа "Белая гвардия" пьесу, которая была поставлена под названием "Дни Турбиных". В 1927 завершил драму "Бег", которая была запрещена незадолго до премьеры.
В 1925 в альманахе "Недра" была опубликована повесть "Роковые яйца", вызвавшая недовольство властей. Поэтому повесть "Собачье сердце", уже подготовленная к публикации, не была разрешена к печати. С 1928 Булгаков начал писать роман "Мастер и Маргарита" и работал над ним двенадцать лет, то есть до конца жизни, не надеясь опубликовать его. (Впервые роман был опубликован в конце 1966 — начале 1967 в журнале "Москва".) В 1965 в журнале "Новый мир" был опубликован "Театральный роман", написанный в 1936 — 1937.

Повесть «Собачье сердце» — шедевр булгаковской сатиры.

Написана в 1925г., опубликована – 1987.

Жанр – фантастика, сатирический памфлет (остросатирич. произв)

– Основной конфликт –между профессором Преображенским и его детищем Шариковым.

Композиция – 8 глав и эпилог.

2) О чем же идет речь в повести? Сюжет повести (зачитать в учебнике)

- Повесть рассказывает об идее очеловечивания животных и идее улучшения человеческой породы. Именно над этой последней идеей работал профессор Преображенский. профессор пересаживает уличной дворняге гипофиз человека. По прихоти науки возникает чудовище с собачьим нравом и замашками хозяина жизни. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом : милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора, пролетария Клима Чугункина, и превращается в зловещую фигуру Шарикова, угрожающего погубить своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента Борменталя не остается другого выхода, как сделать все возможное для исправления ошибки и вернуть все возможное для исправления ошибки и вернуть все на круги своя.

(О непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен.)

Основные образы: профессор Преображенский, доктор Борменталь, Шариков.

3). Знакомство со словами и выражениями, по которым можно определить эпоху, время действия в произведении

1. Центральный Совет Народного Хозяйства (ключевые слова «совет» и «народный», часто используемые в названиях организаций советской эпохи).
2. Пролетарий (рабочий класс).
3. Граждане, товарищ - официальное обращение.
4. Пятиалтынный (монета в 15 копеек, 1 алтын 3 копейки, начали чеканить в 1760 г. при Елизавете Петровне). Золотник старая мера веса 4,2 грамма. (Метрическая система мер в обязательном порядке была введена по декрету в 1918 году)
5. Кинематограф (изобрели братья Люмьер в 1895 году).
6. Аббревиатуры (Моссельпром, Центрохоз) были популярны в 20-е годы.
7. Айседора Дункан известная американская танцовщица, годы жизни 1877-1927, жена Сергея Есенина.

4).Особенности поведения людей того времениэ

1. Жадный и жестокий повар, обваривший кипятком бок у собаки.
2. Неверие в бога («...а загробной жизни не существует»).
3. Свобода нравов (поведение машинисточки и её любовника).
4 «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь».
5. Воровство («...эти блюда и пятиалтынного не стоят, потому что остальные 25 копеек завхоз уворовал»).
6. Уплотнение квартир.
7. « ...из вонючей солонины щи варят...»
8. Шарик помнит о том , как его чаще всего пинают и бьют.
9. Безграмотность. Грамматические ошибки, которые допускают Швондер и его товарищи.

5) Поступки незнакомца

1. Шарик понял, что это не гражданин и товарищ, а господин.
2. «Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой...»
3. «Он умственного труда господин...»
4. Отломил кусок колбасы и покормил собаку.
5. Поздоровался со швейцаром. (Можно обратить внимание на тот факт, что пришедшие Швондер с товарищами не поздоровались с профессором).
6. К нему почтительно относится швейцар («Снизу на лестницу почтительно...»).
7. У него «роскошная» квартира. 
8. Грамотный человек.
Выводы (беседа по содержанию таблицы).
- Какое время описано в произведении? (Это советская эпоха, новая власть, в произведении яркие примеры начала 20-х годов. Можно посмотреть на последнюю страницу произведения и увидеть дату - 1923 год). Эпоха сложная, противоречивая, до сих пор об этом времени спорят.
- Давайте вспомним, что такое конфликт? (Конфликт это противоречие, противоборство).
- Посмотрите на таблицу и скажите, где мы видим это противоречие? (Вторая и третья колонка таблицы). Мы видим, что поведение большинства людей и поведение профессора резко отличаются, это не может не привести к конфликту, который ярко показан на страницах произведения.
Посмотрим на столкновение новой власти и профессора, которое произошло на страницах произведения. (Просмотр отрывка из фильма «Собачье сердце» режиссера Владимир Бортко. Встреча профессора Преображенского и Швондера).
- Что не устраивает Швондера и его товарищей? (Большая квартира профессора).
- Что не устраивает профессора? (Во всём должен быть порядок, которого с приходом новой власти нет).
- На чьей стороне ваши симпатии?
- Чем эти люди отличаются друг от друга? (Внутренней культурой)

Прочитаем III главу повести. 
- На какие недостатки новой власти указывает профессор? (Много говорят (бесконечные собрания), но мало делают, убрали ковры и цветы, украли калоши, проблемы с электроэнергией, разруха в головах и т.д.)
- Можно ли провести параллель с нашей современной жизнью?
- Что мы можем наблюдать в нашей действительности?
- Изменились ли люди со времени, описанном в произведении, а это 1923 год?
(1923 год от нас, на первый взгляд, очень далеко, но можно вспомнить грязные подъезды, бескультурие, жестокое отношение к животным, воровство и т. д. Дети приходят к выводу, что не так много изменений, как может показаться).

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение (ответ на проблемный вопрос): «Удалось (удастся) ли нам исправить ошибки того времени, о котором идёт речь в повести «Собачье сердце»?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" (8 класс)

Урок обобщения и закрепления изученного материала по повести И.С. Тургенева "Ася", работа над художественным своеобразием произведения, постижение авторского замысла, подготовка к творческой работе...

Методическая разработка интегрированного урока литературы и классного час в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

"Семья и семейные ценности".Так называется интегрированный урок литературы и классного часа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Задача: обобщить в одном учебном материале знания в области литер...

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс.

Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс....

Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе

Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...