Фонд оценочных средств по литературе 5 класс УМК Сухих И.Н.
тест по литературе (5 класс)

Коверзнева Тамара Ивановна

Фонд оценочных средств по литературе 5 класс УМК Сухих И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fos_5_klass_literatura.docx85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

г. ПОЛЯРНОГО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАССМОТРЕНО

на МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол № 1

от « 31 » августа  2018 г.

Руководитель МО

_________Васильченко Т.Л.

         

СОГЛАСОВАНО

на методическом совете школы

Протокол № 1

от « 31 »  августа  2018 г.

Руководитель МС

___________Т.И.Коверзнева

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ООШ №2

____________О.К.Табаринова

Приказ № 64 од 

от « 1 » сентября 2018 г.

 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВХОДНОГО/ТЕКУЩЕГО/ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»

(наименование учебного предмета)

5 класс

(классы)

Составитель                                    учитель русского языка и литературы  Коверзнева Т.И.  

г. Полярный

Паспорт

фонда оценочных средств

по учебному предмету  «Литература»

5 класс

Контролируемые разделы (темы)

Наименование оценочного средства

Текущий контроль

Русский фольклор

Сочинение аудиторное по пословице 

 

Диагностическая работа №1

А.С.Пушкин

Чтение наизусть

«Зимний вечер»

«Няне»

Н.М.Рубцов

Чтение наизусть

 «В горнице»

М.М.Пришвин

Изложение эпизода  

«Дикая жизнь Травки»

В.П.Астафьев

Сочинение аудиторное

«Однажды  летом»

За I триместр

Диагностическая работа № 2

Ф.И.Тютчев

Чтение наизусть «Летний вечер»

А.С.Пушкин

Чтение наизусть

«Туча», «Зимняя дорога»

За II триместр

Диагностическая работа  № 3

Х.К.Андерсен

Изложение эпизода

Х.К.Андерсен

Сочинение аудиторное

Характеристика литературного героя

М.Ю.Лермонтов

Чтение наизусть  «Бородино» (отрывок)

Л.Н.Толстой

Домашнее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

И.А.Крылов

Чтение наизусть  басни «Квартет»

Промежуточный контроль

Итоговая диагностическая работа № 4

*Наименование темы (раздела) соответствует рабочей программе по литературе

Текущий контроль

Кодификатор

элементов содержания и планируемых результатов освоения учебного предмета  «Литература» для проведения текущего контроля  

5  класс

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контроля по литературе (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ (далее – КИМ). Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки обучающихся  и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код.

Кодификатор состоит из двух разделов:

− Раздел 1. Перечень проверяемых элементов содержания по литературе;

− Раздел 2. Предметные результаты изучения предмета «Литература»

 

В раздел 1 кодификатора включен материал из обязательного содержания ПП.

Включение в кодификатор основных теоретико-литературных понятий, требующих освоения в основной школе, позволяет использовать в формулировках заданий определенный набор терминов, не выходя за пределы обязательного содержания программы. Кроме того, данный перечень дает возможность более объективно оценить ответы обучающихся по критериям проверки и оценивания выполнения заданий.

В кодификатор включены художественные произведения, знание которых проверяется с помощью КИМ, составляющих обязательное содержание программы основного общего образования по литературе.

Включение в кодификатор литературных произведений осуществлено с учетом  наличия в программе разных уровней изучения: список А, список В, список С.

Для разработки КИМ осуществлена конкретизация списка художественных текстов  с учетом содержания учебника по литературе.

В приведенной ниже таблице показано, как разные уровни реализованы в кодификаторе.

Уровень детализации учебного материала    

Особенности кодификатора

1

Список А

Названо имя писателя с указанием

конкретных произведений.

Произведения включены в

кодификатор

2

Список В

Дан перечень произведений с указанием на обязательное изучение произведений по выбору.

Кодификатор конкретизирует перечень произведений которые включены в  программу и учебник).

3

Список С

Определен список имен писателей, указано минимальное число произведений,  обязательных для изучения: выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставлен   учителю.

В ряде случаев кодификатор также

конкретизирует название произведения (это касается произведений малых жанров: стихотворений и рассказов).  

 Формулировки заданий диагностической работы по данным разделам позволяют обучающемуся самостоятельно

привлекать изученные им произведения

Если в кодификаторе конкретное произведение названо, то задания по представленному элементу содержания могут быть включены в любую часть  диагностической работы.   В часть 3 работы могут быть включены письменные работы как по названным в кодификаторе произведениям, так и по творчеству писателей, чьи произведения не названы в кодификаторе (указано только имя).  

В последнем случае формулировка задания не содержит указания на конкретное произведение (выбор осуществляет обучающийся). В ряде случаев формулировка задания не содержит указания на конкретное имя писателя и произведение (выбор также осуществляет обучающийся).

 

КИМ разрабатываются не только на основе  элементов содержания, но и с опорой на

планируемые результаты освоения  учебного предмета «Литература».

Проверяемые результаты освоения  учебного предмета «Литература» включены в раздел 2 кодификатора.

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых входе текущего контроля  по литературе

В первом столбце указан код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. Во втором столбце жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы.

Код

контроли-

руемого

элемента

Элементы содержания, проверяемые в ходе контроля

1

Основные теоретико-литературные понятия

1.3

Фольклор. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

1.4

Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (роман, повесть, рассказ, басня; баллада, поэма).

1.5

-

1.6

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, читатель;  герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов, персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, эпиграф.

1.7

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

1.8

Стих и проза. Основы стихосложения: ритм, рифма, строфа, стих

2

Из русского фольклора

2.1

Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных)

3

Из древнерусской литературы

3.1

-

4

Из русской литературы XVIII в.

4.1

 -

5

Из русской литературы первой половины XIX в.

5.1

-

5.3

В.А. Жуковский  «Спящая царевна»

5.4

-

5.5

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Няне», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Бесы»,  «Зимний вечер», «Туча»

5.10

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения:  «Три пальмы»,  «Листок»

6

Из русской литературы второй половины XIX в.

6.3

Ф.И. Тютчев. Стихотворения:   «Летний вечер»

6.4

А.А. Фет. Стихотворения  «Летний вечер тих и ясен», «Какая ночь!»

7

Из русской литературы ХХ в. – начала XXI в.

7.9

Проза второй половины XX в. В.П.Астафьев «Васюткино озеро»,  М.М.Пришвин  «Кладовая солнца»

8

Из зарубежной литературы

Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература», достижение которых проверяется при текущем контроле по литературе. КИМ разрабатываются с опорой на раздел «Предметные результаты»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

1

Общие результаты

1.1

осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития;

1.2

восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей

1.3

воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, сознательно планировать свое досуговое чтение;

1.4

развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

2

Предметные умения

2.1

определять тему и основную мысль произведения;

2.2

владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции;

2.3

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.);

2.4

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

2.5

определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

2.6

-

2.7

выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

2.8

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения  (в каждом классе – на своем уровне);

2.9

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

2.10

представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне);

2.11

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии  (в каждом классе – на своем уровне)

2.12

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения

текущего  контроля по литературе

5 класс

1. Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ)

Назначение – оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе обучающихся в целях текущей и  промежуточной аттестации. Результаты могут быть использованы при выставлении триместровых и годовых отметок по литературе.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Диагностические работы составляются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Концептуальные подходы к формированию КИМ по литературе для проведения диагностических  работ определяются в соответствии со спецификой предмета и оправдавшими себя традиционными и новыми формами контроля.

Структура работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения: выявляет степень освоения базовой части программы по литературе; даёт информацию о повышенном уровне подготовки по литературе.

4. Характеристика структуры и содержания КИМ

Диагностическая  работа по литературе состоит из 3 -х частей (15 заданий)

Часть 1 (1-10) содержит задания с выбором ответа.

Часть 2 (11-14) содержит задания с краткими ответами.

Часть 3 (15) предусматривает развернутый ответ, выявляющий общий уровень литературного развития.

6. Распределение заданий КИМ

Содержание и структура диагностической работы дают возможность, во-первых, проверить знание учащимися содержательной стороны курса: теоретико-литературных понятий, содержания изученных литературных произведений; во-вторых, выявить уровень владения специальными умениями по предмету:

– воспринимать и анализировать художественный текст;

– выделять смысловые части художественного текста;

– определять род и жанр литературного произведения;

– выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать

   характеристику героям;

– характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных

   средств;

– сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

– выявлять авторскую позицию;

– выражать своё отношение к прочитанному;

– владеть различными видами пересказа;

– строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;

– писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Отбор художественных произведений, на которые ориентирована диагностическая работа, определяется Кодификатором элементов содержания и планируемых результатов освоения учебного предмета «Литература» для проведения текущего и промежуточного контроля.  

Таблица 2.

Содержательные разделы курса литературы

Содержательные разделы

Эпические, драматические, лироэпические произведения, лирические стихотворения, басни

– из древнерусской литературы;

– из русской литературы XVIII в.;

– из русской литературы первой половины XIX в.;

– из русской литературы второй половины XIX в.;

– из русской литературы XX в. – начала ХХI в.»

Основные теоретико-литературные понятия

Таблица 3.

Формулирование заданий диагностической работы

по проверяемым умениям и способам действий

Проверяемые умения

Умение определять принадлежность отрывка текста  художественному произведению и его автора

Умение давать определения средствам художественной выразительности и определять их в тексте произведения

Умение давать определение литературоведческим терминам (тема, идея) и умение характеризовать тематику и проблематику произведений

Умение давать определение литературоведческим терминам (ритм, рифма, размер стиха и т.д.) и умение характеризовать их в стихотворном произведении

Умение правильно определять автора, название, изученных произведений

Умение правильно определять родовую, жанровую  и видовую принадлежность произведений и умение характеризовать род, жанр, вид произведения

Умение давать полный развёрнутый ответ, опираясь на изученный материал

7. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

В диагностическую работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.

Часть 1 содержит  10 заданий базового уровня

Часть 2 содержит 4 задания  повышенного уровня сложности

Часть 3 содержит 1 задание высокого уровня сложности, которое требует написания  мини-сочинения на литературную тему.

Таблица 4.

Распределение заданий диагностической работы по уровням сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Базовый

10

Повышенный

4

Высокий

1

Итого

15

8. Продолжительность диагностической работы  по литературе

На выполнение диагностической работы отводится 45 минут. Обучающимся рекомендуется так распределить время: на выполнение заданий  части 1 – 10 минут; на выполнение задания части 2  – 10 минут; на выполнение задания части 3  – оставшееся время.

9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл, задания с кратким ответом оцениваются  в 2 балла, максимальный балл за выполнение задания с развернутым ответом – 5 баллов за содержание и 5 баллов за грамотность.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы - 28  баллов.

Критерии оценивания задания  15

Баллы

Ответ полностью соответствует теме и заданию, соблюдены смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

5

Ответ дан неполно, текст содержит 1-2 речевых и/или фактических ошибок.

4

Ответ дан фрагментарно, содержит 3-4 речевые и/или фактические ошибки.

3

Ответ дан кратко, содержит более 5 речевых и/или фактических ошибок

2

Ответ дан односложно, содержит более 5 речевых и/или фактических ошибок

1

Ответ не дан

0

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных, грамматических.

Баллы

Количество ошибок

орф. – пункт. – граммат.

5

0 – 0 – 0        

1 – 0 – 0        

0 – 1 – 0        

0 – 0 – 1        

0 – 0 – 0        

4

2 – 2 – 0        

1 – 3 – 0        

0 – 4 – 2  

0 – 4 – 2        

3

4 – 4 – 0        

3 – 5 – 0      

0 – 7 – 4  

2

7 – 7 – 7            

6 – 8 – 7  

5 – 9 – 7              

1

Более 7 орфографических ошибок

Таблица 5.

Пересчет первичных баллов в школьные отметки

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

% выполнения

0 - 50%

50 - 64%

65 - 85%

85 - 100%

баллы

12 и менее

         13-18

19-23

24-28

Учитель может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся.

Оценивание изложений и сочинений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.  

 С помощью сочинений и изложений  проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

        Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и речевых норм.

Объем ученического сочинения зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Объем ученического изложения зависит от вида изложения (подробное, выборочное, сжатое), объема излагаемого текста, темпа письма учащихся, их общего развития.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. правильность фактического материала;
  4. последовательность и логичность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  2. стилевое единство и выразительность речи;
  3. число речевых недочётов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

ош. в сод. - реч. ош.- факт.ош.

Грамотность

орф. ош.–  пунк. ош. – гр.ош.

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

     В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта

Допускается:

1 – 0 – 0      или

0 – 1 – 0      или

0 – 0 – 1

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и остаточной выразительностью.

     В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов

Допускаются:

2 – 2 – 0      или

1 – 3 – 0      или

0 – 4 – 2

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

     В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов

Допускаются:

4 – 4 – 0      или

3 – 5 – 0      или

0 – 7 – 4

в 5 классе:

5 – 4 – 4

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

     В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов

Допускаются:

7 – 7 – 0    или

6 – 8 – 0    или

5 – 9 – 0    или

а также 7 грамматических

ошибок

«1»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено:

7 и более  недочетов в содержании — 8  и более речевых недочетов

Имеется более

7 – 7 – 7

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Первая оценка (за содержание) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Оценивание  чтения наизусть

Отметка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Отметка "4" - знает стихотворение наизусть,  но допускает при  чтении перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Отметка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Отметка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью  воспроизводит текст.

 


Диагностическая работа №1


ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Текущий контроль
5 класс

Демонстрационный вариант

Класс __________________________________

Фамилия_______________________________

Имя___________________________________

Инструкция

На выполнение диагностической работы по литературе отводится 1 урок (45 минут). Работа состоит из 15 заданий.

При выполнении каждого из заданий внимательно читайте вопрос и указания (если они есть), как записывать ответ. В случае отсутствия специальных указаний из четырёх предложенных вариантов нужно выбрать один верный и обвести его кружком. В случае, если ответов более одного, об этом специально сообщается в задании. Все верные ответы обводятся кружком. Если Вы обвели не тот номер, зачеркните этот обведённый номер крестом и затем обведите номер правильного ответа.

В заданиях, где, отвечая на вопрос, требуется подобрать слово или сочетание слов, ответ записывается в работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся один или более баллов. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха

Часть 1. Укажите букву, под которой дан верный ответ.

1. Фольклор – это

а) сказки, придуманные народом

б) устное народное творчество    

в) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

2. Миф – это

а) рассказ о богатырях

б) рассказ о богах и героях древности

в) рассказ о приключениях

3. Обряд – это

         а) условия жизни людей

         б) религиозные представления людей

          в) специальные действия, песни, причитания, которые сопровождали события в жизни человека

4. Какие песни не относятся к календарным обрядам?

          а) колядки

          б) аклички

          в) веснянки

          г) свадебные з

5.  Жанр  - это

а) разные по форме и содержанию группы произведений

б) повествование о событиях

в) испытание мудрости и сообразительности

6. К жанрам фольклора не относятся

а) пословицы, поговорки, загадки

         б) песни, потешки, небылицы

в) повести, рассказы

г) сказки, былины

7. В чем главное отличие поговорки от пословицы?  

а) пословица всегда рифмуется, а поговорка – нет

б) в основе поговорки  лежит сравнение, в основе пословицы – метафора

в) поговорка – часть  суждения, а пословица – законченное суждение,

г) в меткости и образности высказывания

8. К какому виду относятся сказки, герои которых – животные?

а) к волшебным сказкам

б) к сказкам о животных

         в) к бытовым сказкам

9. К сказкам о животных не относится сказка

а) Иван Быкович

б) Лиса и тетерев

в) Журавль и цапля

  10.  К волшебным сказкам относится сказка

а) Мудрая дева

б) Перышко Финиста ясна сокола

в) Швец

Часть 2  Сформулируйте и запишите краткий ответ на каждый вопрос.

11. Письменное словестное творчество – это _______________________________________.

12. Сказка – это _________________________________________________________________

13. Загадка – это _________________________________________________________________

14. Тема произведения – это ____________________________________________________.

Часть 3. Напиши ответ на вопрос: зачем люди читают книги?

 

Диагностическая работа №2 (За I триместр )


ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Текущий контроль
5 класс

Демонстрационный вариант

Класс __________________________________

Фамилия_______________________________

Имя___________________________________

Инструкция

На выполнение диагностической работы по литературе отводится 1 урок (45 минут). Работа состоит из 15 заданий.

При выполнении каждого из заданий внимательно читайте вопрос и указания (если они есть), как записывать ответ. В случае отсутствия специальных указаний из четырёх предложенных вариантов нужно выбрать один верный и обвести его кружком. В случае, если ответов более одного, об этом специально сообщается в задании. Все верные ответы обводятся кружком. Если Вы обвели не тот номер, зачеркните этот обведённый номер крестом и затем обведите номер правильного ответа.

В заданиях, где, отвечая на вопрос, требуется подобрать слово или сочетание слов, ответ записывается в работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся один или более баллов. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха

Часть 1. Укажите букву, под которой дан верный ответ.

1. Эпос  - это

а) сказки, придуманные народом

б) повествование о событиях    

в) изображение чувств и переживаний

2. К какому роду литературы относятся стихотворения?

а) к эпосу

б) к лирике

в) к драме.

3. Как начинается стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»?

а) «Сквозь волнистые туманы пробирается луна»

б) «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»

в) «Мороз и солнце. День чудесный»

г) «По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит»

4. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор при описании бури в стихотворении «Зимний вечер» в строках?

То, как зверь, она завоет

То, заплачет, как дитя

а) аллегория, иносказание

б) гипербола и сравнение

в) олицетворение и сравнение

г) метафора и эпитет

5.  Какой троп не является сравнением?

а) Ярче розовой рубахи зори вешние горят

б) Внизу лентой вилась река

в) Глядишь в забытые вороты на черный, отдаленный путь

г) Ты под окном моей светлицы горюешь, будто на часах.

6. В стихотворении Н.М.Рубцова  «В горнице» выделенные слова являются:

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень,

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день

а) олицетворением                       в) эпитетом  

б) сравнением                                г) метафорой

7. Что создает в стихе рифму?  

а)  чередование глухих и звонких согласных

б)  чередование ударных и безударных слогов в стихе

в) повтор гласных звуков

г)созвучие в конце стиха

8. В чем отличие прозы от стихотворной речи?  Отметь лишнее. 

а) наличием ритма

б) формой записи текста

в) наличием рифмы

г) наличием смысла

9. Идея произведения - это

а) круг вопросов, затронутых автором в произведении

б) явление жизни, которое привлекло внимание писателя

в) авторский ответ на главные вопросы, которые он поднимает в произведении; то, что хотел сказать автор

  10.  Пейзаж в литературном произведении - это

а) изображение любого незамкнутого пространства: природы, города, вида дома и т.п.

б) изображение внешности литературного героя

в) изображение внутренней обстановки помещения (дома, усадьбы); бытовая обстановка

Часть 2  Сформулируйте и запишите краткий ответ на каждый вопрос.

11. Тропы – это ____________________________________________________________.

12. Сравнение  – это ___________________________________________________________.

13. Эпизод – это    ____________________________________________________________.  

14. Кульминация - это ______________________________________________________________

     Часть 3. Напиши ответ на вопрос:  15. Какое впечатление произвел на тебя рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»?  Почему?

Диагностическая работа №3 (За II триместр )


ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Текущий контроль
5 класс

 

Демонстрационный вариант

Класс __________________________________

Фамилия_______________________________

Имя___________________________________

Инструкция

На выполнение диагностической работы по литературе отводится 1 урок (45 минут). Работа состоит из 15 заданий.

При выполнении каждого из заданий внимательно читайте вопрос и указания (если они есть), как записывать ответ. В случае отсутствия специальных указаний из четырёх предложенных вариантов нужно выбрать один верный и обвести его кружком. В случае, если ответов более одного, об этом специально сообщается в задании. Все верные ответы обводятся кружком. Если Вы обвели не тот номер, зачеркните этот обведённый номер крестом и затем обведите номер правильного ответа.

В заданиях, где, отвечая на вопрос, требуется подобрать слово или сочетание слов, ответ записывается в работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся один или более баллов. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха

Часть 1. Укажите букву, под которой дан верный ответ.

1. Лирическому изображению внешнего мира НЕ свойственны

а) краткость и избирательность

б) авторское отношение передается с помощью языковых средств    

в) детальное изображение внешнего мира

г) мир представлен таким, каким его увидел поэт

2. К какому жанру относятся стихотворения о природе?

а) к элегии

б) к философской лирике

в) к пейзажной лирике

3. Как начинается стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога»?

а) «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»

б) «Сквозь волнистые туманы пробирается луна»

в) «Мороз и солнце. День чудесный»

г) «По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит»

4. Как называется  выделенное изобразительно-выразительное средство языка, которое  использует А.С.Пушкин при описании дороги  в стихотворении «Зимняя дорога» в строках?

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит

а) аллегория  

б) эпитет

в) сравнение

г) метафора  

5.  Какой троп не является олицетворением?

а) Сквозь… туманы пробирается луна…

б)  Прячет месяц за овинами желтый лик от солнца ярого…

в)  Река воздушная полней течет меж небом и землёю…

г)  Как серебристый дремлет лист, как безмятежно спит залив..

6. В стихотворении Ф.И.Тютчева  «Летний вечер» выделенные слова являются:

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

   а) олицетворением    б) сравнением   в) эпитетом   г) метафор

7. В стихотворении А.С.Пушкина «Бесы» выделенные слова являются:

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

а) олицетворением   

б) сравнением  

в) эпитетом  

г) метафорой

8. В чем отличие стихотворной речи от прозы?  Отметь лишнее. 

а) наличием ритма

б) наличием смысла

в) наличием рифмы

г) формой записи текста

9. Идея стихотворения - это

а) круг вопросов, затронутых автором в стихотворении

б) явление жизни, которое привлекло внимание поэта

в) авторский ответ на главные вопросы, которые он поднимает в стихотворении; то, что  хотел сказать автор

  10.  Из какого произведения строки:

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела…

а)  А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

б)  Шарль Перро «Спящая красавица»

в)  В.А.Жуковский «Спящая царевна»

г) Братья Гримм «Шиповничек»

Часть 2  Сформулируйте и запишите краткий ответ на каждый вопрос.

11. Кто  автор строк:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.

______________________________________________________________________.

12. Какой темой объединены стихи Ф.И.Тютчева «Летний вечер» и А.С Пушкина «Зимняя дорога»?   _____________________________________________________________.

13. Эпизод – это    ________________________________________________________________.

14. Кульминация – это ___________________________________________________________.

Часть 3. Напиши развернутый ответ на вопрос:

15. Какое впечатление произвел на тебя рассказ Джека Лондона  «Бурый волк»?  Почему?


Промежуточный контроль

Кодификатор

элементов содержания и планируемых результатов освоения учебного предмета  «Литература» для проведения промежуточного контроля  

5  класс

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контроля по литературе (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ (далее – КИМ). Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки обучающихся  и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код.

Кодификатор состоит из двух разделов:

− Раздел 1. Перечень проверяемых элементов содержания по литературе;

− Раздел 2. Предметные результаты изучения предмета «Литература»

 

В раздел 1 кодификатора включен материал из обязательного содержания ПП.

Включение в кодификатор основных теоретико-литературных понятий, требующих освоения в основной школе, позволяет использовать в формулировках заданий определенный набор терминов, не выходя за пределы обязательного содержания программы. Кроме того, данный перечень дает возможность более объективно оценить ответы обучающихся по критериям проверки и оценивания выполнения заданий.

В кодификатор включены художественные произведения, знание которых проверяется с помощью КИМ, составляющих обязательное содержание программы основного общего образования по литературе.

Включение в кодификатор литературных произведений осуществлено с учетом  наличия в программе разных уровней изучения: список А, список В, список С.

Для разработки КИМ осуществлена конкретизация списка художественных текстов  с учетом содержания учебника по литературе.

В приведенной ниже таблице показано, как разные уровни реализованы в кодификаторе.

Уровень детализации учебного материала    

Особенности кодификатора

Список А

Названо имя писателя с указанием

конкретных произведений.

Произведения включены в

кодификатор

Список В

Дан перечень произведений с указанием на обязательное изучение произведений по выбору.

Кодификатор конкретизирует перечень произведений которые включены в  программу и учебник).

Список С

Определен список имен писателей, указано минимальное число произведений,  обязательных для изучения: выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставлен   учителю.

В ряде случаев кодификатор также

конкретизирует название произведения (это касается произведений малых жанров: стихотворений и рассказов).  

 Формулировки заданий диагностической работы по данным разделам позволяют обучающемуся самостоятельно

привлекать изученные им произведения

Если в кодификаторе конкретное произведение названо, то задания по представленному элементу содержания могут быть включены в любую часть  диагностической работы.   В часть 3 работы могут быть включены письменные работы как по названным в кодификаторе произведениям, так и по творчеству писателей, чьи произведения не названы в кодификаторе (указано только имя).  

В последнем случае формулировка задания не содержит указания на конкретное произведение (выбор осуществляет обучающийся). В ряде случаев формулировка задания не содержит указания на конкретное имя писателя и произведение (выбор также осуществляет обучающийся).

 

КИМ разрабатываются не только на основе  элементов содержания, но и с опорой на

планируемые результаты освоения  учебного предмета «Литература».

Проверяемые результаты освоения  учебного предмета «Литература» включены в раздел 2 кодификатора.

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых входе   промежуточного контроля  по литературе

В первом столбце указан код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. Во втором столбце жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы.

Код

контроли-

руемого

элемента

Элементы содержания, проверяемые в ходе контроля

1

Основные теоретико-литературные понятия

1.1

Художественная литература как искусство слова

1.2

Художественный образ. Персонаж

1.3

Фольклор. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

1.4

Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (роман, повесть, рассказ, басня; баллада, поэма).

1.6

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, читатель;  герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов, персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, эпиграф.

1.7

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Аллегория. Звукопись.

1.8

Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа, стих

2

Из русского фольклора

2.1

Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных)

3

Из древнерусской литературы

4

Из русской литературы XVIII в.

5

Из русской литературы первой половины XIX в.

5.1

И.А. Крылов. Басни:  «Квартет», «Волк и Ягнёнок».

5.3

В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь», «Спящая царевна»

5.5

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Няне», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Бесы»,  «Зимний вечер», «Туча»

5.10

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения:  «Бородино»,  «Три пальмы»,

 «Листок», «На севере диком…»

6

Из русской литературы второй половины XIX в.

6.3

Ф.И. Тютчев. Стихотворения:    «Чародейкою-зимою…», «Летний вечер»,  «Тихой ночью»

6.4

А.А. Фет. Стихотворения:   «Учись у них – у дуба, у березы…», «Летний вечер тих и ясен», «Какая ночь!»

6.9

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

6.10

А.П.Чехов    «Гриша», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия»

7

Из русской литературы ХХ в. – начала XXI в.

7.1

И. А.Бунин   «Уптицы есть гнездо, у зверя есть нора»

7.4

С.А. Есенин. Стихотворения: «Береза»

7.9

Проза второй половины XX в.

В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

М.М.Пришвин  «Кладовая солнца»

8

Из зарубежной литературы

Дж.Лондон «Бурый волк»

Х.К.Андерсен  «Снежная королева»

Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература», достижение которых проверяется при промежуточном контроле по литературе. КИМ разрабатываются с опорой на раздел «Предметные результаты»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

1

Общие результаты

1.1

осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития;

1.2

восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей

1.3

воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, сознательно планировать свое досуговое чтение;

1.4

развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

2

Предметные умения

2.1

определять тему и основную мысль произведения;

2.2

владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции;

2.3

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.);

2.4

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

2.5

определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

2.6

-

2.7

выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

2.8

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения  (в каждом классе – на своем уровне);

2.9

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

2.10

представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне);

2.11

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии  (в каждом классе – на своем уровне)

2.12

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

           

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения

промежуточного контроля по литературе

5 класс

1. Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ)

Назначение – оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе обучающихся в целях промежуточной аттестации. Результаты могут быть использованы при выставлении годовых отметок по литературе.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Диагностические работы составляются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Концептуальные подходы к формированию КИМ по литературе для проведения диагностических  работ определяются в соответствии со спецификой предмета и оправдавшими себя традиционными и новыми формами контроля.

Структура работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения: выявляет степень освоения базовой части программы по литературе; даёт информацию о повышенном уровне подготовки по литературе.

4. Характеристика структуры и содержания КИМ

Диагностическая  работа по литературе состоит из 3 -х частей (15 заданий)

Часть 1 (1-10) содержит задания с выбором ответа.

Часть 2 (11-14) содержит задания с краткими ответами.

Часть 3 (15) предусматривает развернутый ответ, выявляющий общий уровень литературного развития.

6. Распределение заданий КИМ

Содержание и структура диагностической работы дают возможность, во-первых, проверить знание учащимися содержательной стороны курса: теоретико-литературных понятий, содержания изученных литературных произведений; во-вторых, выявить уровень владения специальными умениями по предмету:

– воспринимать и анализировать художественный текст;

– выделять смысловые части художественного текста;

– определять род и жанр литературного произведения;

– выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать

   характеристику героям;

– характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных

   средств;

– сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

– выявлять авторскую позицию;

– выражать своё отношение к прочитанному;

– владеть различными видами пересказа;

– строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;

– писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Отбор художественных произведений, на которые ориентирована диагностическая работа, определяется Кодификатором элементов содержания и планируемых результатов освоения учебного предмета «Литература» для проведения текущего и промежуточного контроля.  

Таблица 2.

Распределение заданий диагностической работы

по основным содержательным разделам курса литературы

Содержательные разделы

Количество заданий

Эпические, драматические, лироэпические

произведения, лирические стихотворения, басни

– из древнерусской литературы;

– из русской литературы XVIII в.;

– из русской литературы первой половины XIX в.;

– из русской литературы второй половины XIX в.;

– из русской литературы XX в. – начала ХХI в.»

6

Основные теоретико-литературные понятия

8

Распределение заданий по проверяемым умениям и способам действий приведено в таблице 3.

Таблица 3.

Распределение заданий диагностической работы

по проверяемым умениям и способам действий

Проверяемые умения

Количество заданий

Умение определять принадлежность отрывка текста  художественному произведению и его автора

3

Умение давать определения средствам художественной выразительности и определять их в тексте произведения

2

Умение давать определение литературоведческим терминам (тема, идея) и умение характеризовать тематику и проблематику произведений

2

Умение давать определение литературоведческим терминам (ритм, рифма, размер стиха и т.д.) и умение характеризовать их в стихотворном произведении

1

Умение правильно определять автора, название, изученных произведений

1

Умение правильно определять родовую, жанровую  и видовую принадлежность произведений и умение характеризовать род, жанр, вид произведения

5

Умение давать полный развёрнутый ответ, опираясь на изученный материал

1

7. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

В диагностическую работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.

Часть 1 содержит  10 заданий базового уровня

Часть 2 содержит 4 задания  повышенного уровня сложности

Часть 3 содержит 1 задание высокого уровня сложности, которое требует написания  мини-сочинения на литературную тему.

Таблица 4.

Распределение заданий диагностической работы по уровням сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Базовый

10

Повышенный

4

Высокий

1

Итого

15

8. Продолжительность диагностической работы  по литературе

На выполнение диагностической работы отводится 45 минут. Обучающимся рекомендуется так распределить время: на выполнение заданий  части 1 – 10 минут; на выполнение задания части 2  – 10 минут; на выполнение задания части 3  – оставшееся время.

9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл, задания с кратким ответом оцениваются  в 2 балла, максимальный балл за выполнение задания с развернутым ответом – 5 баллов за содержание и 5 баллов за грамотность.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы - 28  баллов.

Критерии оценивания задания  15

Учитывается  правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения,  соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними, точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка).

Критерии оценивания задания  15

Баллы

Ответ полностью соответствует теме и заданию, соблюдены смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

5

Ответ дан неполно, текст содержит 1-2 речевых и/или фактических ошибок.

4

Ответ дан фрагментарно, содержит 3-4 речевые и/или фактические ошибки.

3

Ответ дан кратко, содержит более 5 речевых и/или фактических ошибок

2

Ответ дан односложно, содержит более 5 речевых и/или фактических ошибок

1

Ответ не дан

0

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных, грамматических.

Баллы

Количество ошибок

орф. – пункт. – граммат.

5

0 – 0 – 0        

1 – 0 – 0        

0 – 1 – 0        

0 – 0 – 1        

0 – 0 – 0        

4

2 – 2 – 0        

1 – 3 – 0        

0 – 4 – 2  

0 – 4 – 2        

3

4 – 4 – 0        

3 – 5 – 0      

0 – 7 – 4  

2

7 – 7 – 7            

6 – 8 – 7  

5 – 9 – 7              

1

Более 7 орфографических ошибок

Таблица 5.

Пересчет первичных баллов в школьные отметки

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

% выполнения

0 - 50%

50 - 64%

65 - 85%

85 - 100%

баллы

12 и менее

         13-18

19-23

24-28

Учитель может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся.


Диагностическая работа


 Диагностическая работа №4

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

промежуточный контроль
5 класс

Демонстрационный вариант  

Класс __________________________________

Фамилия_______________________________

Имя___________________________________

Инструкция

На выполнение диагностической работы по литературе отводится 1 урок (45 минут). Работа состоит из 15 заданий.

При выполнении каждого из заданий внимательно читайте вопрос и указания (если они есть), как записывать ответ. В случае отсутствия специальных указаний из четырёх или трёх предложенных вариантов нужно выбрать один верный и обвести его кружком. В случае, если ответов более одного, об этом специально сообщается в задании. Все верные ответы обводятся кружком. Если Вы обвели не тот номер, зачеркните этот обведённый номер крестом и затем обведите номер правильного ответа.

В заданиях, где, отвечая на вопрос, требуется подобрать слово или сочетание слов, ответ записывается в работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся один или более баллов. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1. Укажите букву, под которой дан верный ответ.

1.  Фольклор – это

а) сказки, придуманные народом

б) устное народное творчество    

в) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки,

    считалки и т.д.

2. К какому виду относятся сказки, герои которых – животные?

а) к волшебным сказкам

б) к сказкам о животных

в) к бытовым сказкам

3. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) загадка          

б) потешка           

в) рассказ

г) пословица

4. В чем главное отличие поговорки от пословицы?  

а) пословица всегда рифмуется, а поговорка – нет

б) в основе поговорки  лежит сравнение, в основе

    пословицы – метафора

в) поговорка – часть  суждения, а пословица – законченное

     суждение,

г) в меткости и образности высказывания

5. Что такое поэзия?

а) небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной

форме

б) особая, специфически организованная речь, выражающая чувства

и мысли в стихотворной, ритмической  форме;                                      .                          

в) один из популярных жанров фольклора; вид повествования с

фантастическим вымыслом

  1. К какому роду литературы относятся рассказы?

а) к эпосу

б) к лирике

в) к драме.

7. Какая из перечисленных сказок является литературной?  

а) «Швец»

б) «Иван Быкович»

в) «Перышко Финиста ясна сокола»

              г) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».

а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»;

б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»;

 в) Н.А. Некрасов «На Волге»

9. В стихотворении  «Весенние воды» Ф.И. Тютчева выделенные слова являются:

      Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

а) метафорой;  

б) сравнением;        

      в) эпитетом

10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».

а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»;  

б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»;

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

Часть 2  Сформулируйте и запишите краткий ответ на каждый вопрос.

11. Дайте определение понятию «Развязка художественного произведения»?

Развязка  - это____________________________________________

12. Что такое «рифма»?

Рифма  – это __________________________________________________

13. Что такое метафора?

        

Метафора – это _______________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

14. Кто является автором рассказа  «Сапсан»?

Ответ: ____________________________________________

Часть 3

Выбери только один из двух вопросов и дай связный развернутый ответ на него.

  1. Какое произведение русских авторов мне запомнилось больше всего и почему?

Какое стихотворение русских поэтов мне запомнилось больше всего и почему?

                                                      Коды правильных ответов к заданиям демонстрационных вариантов

№ задания

Диагностическая работа №1

Диагностическая работа №2

Диагностическая работа №3

Диагностическая работа №4

б

б

в

Б

б

б

в

Б

в

а

а

В

г

в

б

В

а

в

в

Б

в

в

в

А

в

б

б

Г

б

г

б

Б

а

в

в

В

б

а

в

В

Письменное словестное творчество – это литература

Тропы – это изобразительно-выразительные средства языка, слова в переносном значении.

М.Ю.Лермонтов

Развязка – это заключительный эпизод, в котором разрешается конфликт, подводятся итоги.

Сказка – это  занимательный рассказ с фантастическим сюжетом.  

Сравнение - это сопоставление двух предметов или явлений.

Эпизод – это одно событие

Рифма – это созвучие в конце стиха (строки)

Загадка – это краткое иносказательное описание предмета, который нужно отгадать.

Эпизод – это одно событие

Метафора – это скрытое сравнение, перенос значения слова на другой предмет или явление на основе сходства

Тема – это то, о чем говорится в произведении; явление жизни, которое привлекло внимание  писателя, вызвало его интерес и о котором он рассказывает читателю.

Кульминация – это эпизод, который является высшей точкой  развития действия, самый острый, напряженный момент в произведении.

Кульминация – это эпизод, который является высшей точкой  развития действия, самый острый, напряженный момент в произведении.

А.И.Куприн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-Оценочные Средства как часть Фонда Оценочных Средств

Данные методические рекомендации помогут в работе над созданием собственных контрольно-оценочных средств, являющихся частью комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы....

Фонд оценочных средств 5-6 классы

Паспорт фонда оценочных средствпо предмету  английский язык  в 5 -6 классепо программе «Английский в фокусе»Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс...

Фонд оценочных средств дисциплины "Литература"

В материале представлен комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине "Литература" специальности 08.01.10 "Мастер жилищно-коммунального хозяйства"...

Фонд оценочных средств. Информатика. 7 класс

Проверочные и контрольные работы составлены в соответствии с материалом, изучаемым в 7 классе с использованием всех компонентов УМК Л.Л. Босовой...

Фонд оценочных средств 10-11 класс Биболетова М.З.

Фонд оценочных средств к рабочей программе 10-11 класс Биболетова М.З....

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс

Мгновенный ответФонд оценочных средств (ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины...

фонд оценочных средств математика 6 класс

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВПО ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИКА   6 класс ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЛОЖЕНИЕМ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ           Димитровград 2021...