Рабочая программа по литературе за 7 кл.
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)
В этом файле находится рабочая программа по литературе для 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_literature_7_b_kl_ivanovoy_l.s.docx | 49.09 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А. Лосика
Рассмотрено ЭМС от 29.08.2018г Протокол №1 | Принято Педагогическим советом от 30.08.2018г Протокол №1 | Утверждено Приказом по МБОУЯСШ №4 от «31» 08.2018г №143 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
(предмет)
7 класс
Ивановой Лидии Сергеевны
(Ф.И.О. учителя)
2018-2019 учебный год
Класс 7 Б
Количество часов
Всего__70___, в неделю_____2________
Данная рабочая программа по литературе разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
2. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015 – 2016 учебный год, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 08.06.2015г. №576
3. Программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень). Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский и др. (Программы общеобразовательных учреждений, 5-11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013).
4. Требований примерной образовательной программы образовательного учреждения
5. Требований Положения о рабочей программе МБОУ СШ №4
Результаты освоения курса литературы в 7 классе.
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу «Литература» к концу 7 класса.
На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусстве слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
В результате изучения литературы в 7 классе обучающиеся
научатся понимать содержание изученных литературных произведений,
усвоят основные факты жизни и творчества писателей XIX – XX веков,
овладеют основными теоретико-литературные понятия;
обучающиеся получат возможность научиться
- воспроизводить содержание литературного произведения,
- работать с книгой, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, выразительное и др.),
- оценивать характеры героев, их поступки;
- заучивать наизусть и выразительно читать,
- выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в сжатом или развернутом виде;
- писать сочинения на литературную тему,
- участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей,
- составлять план, использовать различные источники информации для решения коммуникативных задач.
Обучающие получат возможность:
применять приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни;
овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни;
научиться ориентироваться в окружающем мире,
овладеть умением вести диалог, доказывать свою точку зрения, используя различные аргументы;
овладеть практическими навыками, необходимыми для сохранения окружающей среды
Обучающие получат возможность научиться:
Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические и лирические произведения.
Пересказывать устно или письменно эпическое произведение, или отрывок из него.
Содержание программы курса «Литература» 7 класс
Введение (1 час).
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.
Устное народное творчество (8 ч.)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки- ведьмы», «Пётр и плотник». (1 ч.)
Былины. (3 ч.)
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.)
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
Входная контрольная работа по теме «Былины» (1ч.).
«Калевала» (1ч.) — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)
«Песнь о Роланде» (1ч.) (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.
Пословицы и поговорки. (1 час).
Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Из древнерусской литературы (4 ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.
Теория. Поучение (начальные представления).
Из русской литературы XVIII века (2 ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов (1ч.)
Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.
Теория. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. (1ч.)
Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи ...», «На птичку ...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века (27ч.)
Александр Сергеевич Пушкин (6 ч.). Краткий рассказ о поэте. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория. Летопись. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.
Теория. Повесть (развитие представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч.).
Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Теория. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь (4ч.). Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев (3 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Николай Алексеевич Некрасов (3 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.
Теория. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Алексей Константинович Толстой (1ч.)
Краткий рассказ о писателе. Роман «Василий Шибанов» Историческая тематика в творчестве Толстого. Нравственная проблематика произведения.
Теория. Роман (начальное понятие).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...».
«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.)
Теория. Гротеск (начальное понятие). Ирония (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой (1 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов (3 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.
Теория. Сатира и юмор как формы комического.
«Край ты мой, родимый край» (1 ч.)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И.А. Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы ХХ века (23ч.)
Иван Алексеевич Бунин (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения.)
Максим Горький (4 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль», «Легенда о Данко». Создание легенды.
Теория. Понятие об идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.
Андрей Платонович Платонов (2ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «В прекрасном и яростном мире». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои
Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче...». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев (1 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Борис Леонидович Пастернак. (1 ч.)
Лирика. Чтение и анализ стихов. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
Александр Трифонович Твардовский (1 ч.).
Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль –макушка лета...», «На дне моей жизни...» - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа, о взаимосвязи человека и природы.
Теория. Лирический герой (развитие понятия).
Час мужества (1 ч.)
Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.
Федор Александрович Абрамов (1 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков (1 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1 ч.).
«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные представления).
Михаил Зощенко (1 ч.)
«Беда». Смеяться или плакать.
"Тихая моя родина…" (1ч.)
Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Песни на стихи поэтов 20 века. (1ч.)
Краткое изучение творчества поэтов. (И.А. Гофф, Б.Ш. Окуджава, А.Н. Вертинский).
Из литературы народов России.
Расул Гамзатов (1ч.)
Знакомство с творчеством поэта.
ИЗ зарубежной литературы (2 ч.)
Роберт Бернс. Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон.
«Ты кончил жизни путь, герой...». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.
Японские хокку (трехстишия).
Теория. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри.
«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Р.Д. Бредбери. «Каникулы». Сочетание фантастики и реальности. Предостережения, обращенные к людям, страх за их будущее.
Детективная литература. (1ч.)
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | В том числе развитие речи | В том числе внеклассное чтение | В том числе контрольные работы |
Введение. | 1 | |||
Устное народное творчество. | 8 | 1 | 1 | |
Из древнерусской литературы. | 4 | 1 | ||
Из русской литературы XVIII века | 2 | |||
Из русской литературы XIX века. | 26 | 3 | 2 | |
Из русской литература XX века | 22 | 1 | 2 | |
Из литературы народов России | 1 | |||
Из зарубежной литературы | 3 | |||
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса. | 1 | 1 | ||
Итоговые уроки | 2 | |||
Итого | 70 | 5 | 5 | 2 |
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 Б классе
№ урока | Тема урока | К-во часов | Дата | Домашнее задание | |
план | факт | ||||
Введение (1 ч.) | |||||
1. | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | 03.09 | Перечитать статью (с.3-5), составить цитатный план, пересказать текст. Рубрика «Обогащаем свою речь» (с. 6). | |
Устное народное творчество 8 ч. (6 + 1вн.чт.+1к/р.) | |||||
2. | Предания. Поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». | 1 | 06.09 | Читать статью учебника (с.7-8). Прочитать предания «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Задание 2 рубрики «Будьте внимательны к слову» (с. 10). Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Фонохрестоматия» (с. 10). | |
3. | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа. | 1 | 10.09 | Выполнить задание рубрик «Размышляем о прочитанном» (в. 3), «Проект» (с. 23). Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | |
4. | Вн. чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. | 1 | 13.09 | Прочитать былину «Садко». Ответить на вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном» (с. 36). Групповые задания: рубрика «Проект» (с. 37). | |
5. | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. | 1 | 17.09 | Подготовиться к контрольной работе. | |
6. | Входная контрольная работа по теме «Былины». | 1 | 20.09 | Составить конспект статьи «Карело-финский эпос «Калевала» (с. 38-45). | |
7. | Карело-финский эпос «Калевала» | 1 | 24.09 | Составить конспект статьи (с.46-48). Рубрика «размышляем о прочитанном» (с.59) (вопрос 5 письменно). | |
8. | Французский эпос. «Песнь о Роланде» | 1 | 27.09 | Читать (с.60-61). Творческое задание (с.62, 67). Индивидуальные задания (рубрика «Проект» (с.68)). | |
9. | Народная мудрость пословиц и поговорок | 1 | 01.10 | Рубрика «Размышляем о прочитанном» (с.67). | |
Древнерусская литература 4 ч. (3 + 1р/р. (к/с)) | |||||
10. | Древнерусская литература. Владимир Мономах – государь и писатель. «Поучение» Владимира Мономаха. Отрывок из «Повести временных дет» «Из похвалы князю Ярославу книгам» | 1 | 04.10 | Творческое задание (с.73). Составить «Поучение…». Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | |
11. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы | 1 | 08.10 | Рубрика «Творческое задание» (с.82). Рубрика «Фонохрестоматия» (с.83). | |
12. | Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских». | 1 | 15.10 | Подготовиться к классному сочинению по теме: «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе». | |
13. | Р/р. Контрольное классное сочинение «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе». | 1 | 18.10 | Прочитать статью (с.84-86). Выполнить задание 3 рубрики «Проверь себя» (с.86). | |
Из русской литературы XVIII века (2 ч.) | |||||
14. | М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия» (отрывок) | 1 | 22.10 | Выразительное чтение произведений М.В. Ломоносова (на выбор). Выполнить задание рубрики «Фонохрестоматия» (с.88). | |
15. | Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». | 1 | 25.10 | Выполнить творческие задания (с.91,92) на выбор. Подготовить сообщение (с.93,94). Индивидуальные задания: презентации на тему: «Портреты А.С. Пушкина», «Памятники Пушкину». | |
Из русской литературы XIX века 26 ч. (21+ 3р/р + 2вн.чт.) | |||||
16. | А.С. Пушкин. Слово о поэте. История в произведениях А.С. Пушкина. Поэма «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы | 1 | 29.10 | Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Полтава» (вопрос 3 рубрики «Учимся читать выразительно» (с.97)). | |
17. | А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок) Выражение чувства любви к родине. | 1 | 01.11 | Вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» (с.100-101). Подготовить выразительное чтение баллады «Песнь о вещем Олеге» (индивидуальное задание). | |
18. | . А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. Своеобразие жанра. | 1 | 08.11 | Читать и пересказывать статью «Пушкин-драматург» (с.109-110). Задания в группах (рубрика «Обогащаем свою речь» (с.119). Выписать в тетрадь слова – сноски (с.111-118). | |
19. | А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре | 1 | 12.11 | Прочитать повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». | |
20. | А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина»: «Станционный смотритель» Изображение «маленького человека» | 1 | 15.11 | Выразительное чтение эпизода «Самсон Вырин у Минского». Выполнить задания рубрики «Фонохрестоматия» (с.135-136). | |
21. | Р/р. Обучение анализу эпизода «Самсон Вырин у Минского». | 1 | 19.11 | Сочинение-миниатюра «Мой Пушкин». Подготовиться к проверочной работе по творчеству А.С. Пушкина. | |
22. | Проверочная работа (тест) по творчеству А.С. Пушкина. М. Ю. Лермонтов. Страницы жизни и творчества. «Песня про… купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси | 1 | 26.11 | Дочитать поэму «Песня про… купца Калашникова». Задание 10 рубрики «Фонохрестоматия» (с.160). Выполнить задание 1 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.158). | |
23. | М.Ю. Лермонтов. «Песня про… купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства Особенности сюжета и художественной формы поэмы | 1 | 29.11 | Выполнить задания 1,2 рубрики «Творческое задание» (с.158-159). Индивидуальное задание: презентация «Лермонтовские места России». | |
24. | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Ангел», «Молитва» | 1 | 03.12 | Подготовить выразительное чтение наизусть ( по выбору). Написать сочинение – эссе «Мой Лермонтов». Индивидуальное задание: сообщение «Слово о Н.В. Гоголе». читать повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1, 2 гл.). | |
25. | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Эпоха и герои. | 1 | 06.12 | Подготовить устный рассказ о Бульбе. Подобрать материал для характеристики Т. Бульбы. | |
26. | Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. | 1 | 10.12 | Подготовиться к анализу 5, 6, 7 главы повести. Подбор материалов для характеристик Остапа и Андрия. Речь Бульбы о товариществе — выразительное чтение; пересказ близкий к тексту. | |
27. | Остап и Андрий. Принцип контраста в изображении героев. Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | 13.12 | Выполнить задание рубрики «Проект» (с. 237). Закончить сбор материала к сочинению «Сравнительная характеристика братьев». | |
28. | Р/р. Подготовка к контрольному домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | 17.12 | Написать контрольное сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Прочитать рассказ «Бирюк». Индивидуальное задание – подготовить сообщение об И.С. Тургеневе. | |
29. | И.С. Тургенев: страницы биографии. Рассказ «Бирюк». Нравственная основа человеческих взаимоотношений. | 1 | 20.12 | Стихотворение в прозе «Русский язык» наизусть. Вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» (с. 252). | |
30. | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» | 1 | 24.12 | Подготовиться к уроку внеклассного чтения. | |
31. | Вн. чт. И. С. Тургенев. Понятие о русском национальном характере. Стихотворения в прозе. | 1 | 27.12 | Попробовать самим сочинить стихотворение в прозе. Читать и пересказывать статью учебника (с. 254, 255). Из учебника истории: познакомиться с материалами о восстании декабристов. | |
32. | Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. | 1 | 31.12 | Подготовиться к инсценированному чтению диалога княгини и генерала. подчеркнув силу духа, мужество, самоотверженность княгини Трубецкой. | |
33. | Р/р. Контрольное сочинение. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | 1 | 10.01 | Выполнить задания и ответить на вопросы рубрики «Творческое задание» (с.272). | |
34. | Стихотворения Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда» Боль поэта за судьбу народа. | 1 | 14.01 | Выразительное чтение стихотворений Н.А. Некрасова. Наизусть - по желанию. Групповое (индивидуальное задание): презентация на тему «А.К. Толстой. Село красный рог Почепского района Брянской области». | |
35. | А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. | 1 | 17.01 | Читать сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | |
36. | М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Гротеск, абсурд. | 1 | 21.01 | Письменный ответ на вопрос «Нужен ли нам Салтыков – Щедрин сегодня?» Прочитать главы из повести Л.Н. Толстого «Детство» (с. 308 – 321). Ответить на вопросы (с. 315). | |
37. | Образовательная экскурсия в музей – усадьбу Хамовники. Л.Н. Толстой. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых. Нравственный смысл поступков в повести | 1 | 24.01 | Прочитать статью Н. К. Гудзия «Как работал Толстой». Индивидуальное задание: «Образовательная экскурсия в дом – музей А.П. Чехова в Москве». Подготовить подробный пересказ статьи учебника (с.325 – 326). Дать развернутый ответ на вопрос 2 рубрики «проверь себя» (с.328). | |
38. | А.П. Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» | 1 | 28.01 | Выполнить задания рубрики «Фонохрестоматия» (с. 332). Читать рассказ А. П Чехова «Злоумышленник». Ответить на вопрос 5 (с.333). | |
39. | Смысл названия рассказа А. П Чехова «Злоумышленник». | 1 | 31.01 | Написать отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе А.П. Чехова. Подготовиться к уроку внеклассного чтения (Рубрика «Читаем самостоятельно» (с. 339). | |
40. | Вн. чт. Рассказы А.П. Чехова «Тоска», «Размазня», «Налим» и другие. | 1 | 04.02 | Подготовиться к проверочной тестовой работе по творчеству И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. | |
41. | Край ты мой, родимый край…». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе | 1 | 07.02 | Выучить (по желанию) одно из пейзажных стихотворений русских поэтов. Прочитать рассказ И. Бунина «Цифры». | |
Из русской литературы XX века 22 ч. (19 + 1р/р. + 2вн.чт.) | |||||
42. | Воспитание детей в семье в рассказе И.А. Бунина «Цифры» | 1 | 11.02 | Прочитать рассказ И. Бунина «Лапти». Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (с.17, ч. 2). | |
43. | Вн. чт. Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти» | 1 | 14.02 | Рубрика «Читаем самостоятельно» (с.17). Написать отзыв на один из рассказов А.П. Чехова. Читать главы из повести М. Горького «Детство». | |
44. | М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | 1 | 18.02 | Дочитать главы из повести М. Горького «Детство». Ответить на вопрос 1,3,5 рубрики «Проверь себя» (с.84). Групповые задания: рассказать об одном из героев повести «Детство» по предварительно составленному плану характеристики; задания 1,2 рубрики «Совершенствуем свою речь». | |
45. | Герои повести М. Горького «Детство». Дед Каширин. Бабушка, Цыганок, Хорошее Дело. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» | 1 | 25.02 | Подобрать материал к сочинению по одной из тем: «Алеша Пешков», «Бабушка Акулина Ивановна», «Судьба деда Каширина».. | |
46. | Р/р. Подготовка к контрольному домашнему сочинению на тему «Характеристика литературного героя» по повести М. Горького «Детство». | 1 | 28.02 | Написать контрольное сочинение. | |
47. | Романтические рассказы М. Горького. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко. | 1 | 04.03 | Письменный ответ на вопрос «Кому из горьковских героев вы хотели бы поставить памятник и каким вы его себе представляете?» Прочитать статью об А.П. Платонове. Выполнить задания рубрики «Проверь себя» (с. 118). | |
48. | Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка». | 1 | 07.03 | Выполнить задание рубрики «Читаем самостоятельно» (с.126). | |
49. | Вн. чт. А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». | 1 | 11.03 | Подготовить развернутый ответ на вопрос рубрики «Творческое задание» (с. 141). Читать статью о В.В. Маяковском (с.102 – 107). | |
50. | В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | 14.03 | Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Необычайное приключение...», используя советы самого поэта. Самостоятельно прочитать стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и подумайте, что хочет нам сказать поэт. | |
51. | Два взгляда на мир в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | 18.03 | Выполнить творческое задание (с.115). Прочитать рассказ Л.Н. Андреева «Кусака». | |
52. | Чувство сострадания к братьям нашим меньшим в рассказе Л.Н. Андреева «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | 1 | 21.03 | Прочитать статью о Б.Л. Пастернаке (с.142-144). Задание рубрики «Фонохрестоматия» (с.146). | |
53. | Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим взглядом Б.Л. Пастернака. | 1 | 25.03 | Задание рубрики «Учимся читать выразительно» (с.146). Прочитать и составить план статьи «Родился я в Смоленщине…» (с.146-151). Подготовить устное сообщение о А.Т. Твардовском. | |
54. | А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни». | 1 | 28.03 | Рубрика «Творческое задание» (с.154). | |
55. | Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне. Песни военных лет. | 1 | 01.04 | Рубрика «Творческое задание» вопрос 2 (с.163). Групповые задания: рубрика «Проект» (с.164). | |
56. | Ф.А. Абрамов. Эстетические и нравственные проблемы рассказа «О чем плачут лошади». | 1 | 04.04 | Письменный ответ на вопрос 3 рубрики «Проверь себя» (с.172). Прочитать рассказ Е.И. Носова «Кукла». | |
57. | Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла». | 1 | 08.04 | Задание 3 рубрики «Проверь себя» (с.182). | |
58. | Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека, тема памяти и героизма в рассказе в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя» | 1 | 15.04 | Прочитать рассказ Ю.П. Казакова «Тихое утро». Подготовить подробный пересказ по самостоятельно составленному плану. | |
59. | Взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» | 1 | 18.04 | Пересказ статьи Ю. Казакова «О мужестве писателя». Выполнить творческое задание (с.202). Подготовить сообщение о Д.С. Лихачеве. | |
60. | Д.С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная» | 1 | 22.04 | Групповое задание: рубрика «Проект» (с.210). Подготовить чтение рассказа М. Зощенко «Беда» по ролям (индивидуальное задание). | |
61. | Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда». | 1 | 25.04 | Задания рубрики «Фонохрестоматия» (с.217). Групповые задания: подготовить сообщение об одном из поэтов, выразительно прочитать стихотворение и выполнить задания рубрик «Фонохрестоматия» (с.221-227). | |
62. | «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине и родной природе. | 1 | 29.04 | Выполнить задание 2 рубрики «Литература и другие виды искусства» (с.237). Прослушать актерское чтение и исполнение песен на стихи русских поэтов XX века. | |
63. | Песни на стихи русских поэтов XX века. | 1 | 06.05 | Подготовить сообщение о Расуле Гамзатове (с.238-239). Ответить на вопрос 1 рубрики «Проверь себя». | |
Из литературы народов России (1 ч.) | |||||
64. | Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни. | 1 | 13.05 | Задания по вариантам: подготовить сообщение о Р. Бёрнсе и Дж. Байроне. | |
Из зарубежной литературы (3 ч.) | |||||
65. | Японские хокку. | 1 | 16.05 | Выполнить задание рубрик «Учимся читать выразительно» (с.247), «Проверь себя» (с.254), «Творческое задание» 2 (с.254). | |
66. | Творчество Р. Бернса, Дж. Байрона. | 1 | 20.05 | Прочитать О. Генри «Дары волхвов», Р.Д. Бредбери «Каникулы». | |
67. | О. Генри. «Дары волхвов». Р.Д. Бредбери. «Каникулы». | 1 | 23.05 | Подготовиться к итоговой контрольной работе. | |
Итоговая контрольная работа за курс литературы 7 класса (1 ч.) | |||||
68. | Итоговая контрольная работа за курс литературы 7 класса. | 1 | 27.05 | Прочитать статью «Детективная литература» (с.278-279). Рубрика «Проверь себя» (с.279). | |
Итоговые уроки (2 ч.) | |||||
69. | Детективная литература. | 1 | 30.05 | ||
70 | Защита проектов. Итоги учебного года. Рекомендации для летнего чтения. | 1 | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...