Формирование языковой компетенции учащихся на уроках русского языка, литературы, на предпрофильных, элективных курсах, на занятиях внеурочной деятельности
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Формирование языковой компетенции учащихся
на уроках русского языка, литературы, на предпрофильных, элективных курсах, на занятиях внеурочной деятельности
Жидкова Л.И.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ Школы №127
г.о. Самара
«Язык – это история народа.
Язык – это цивилизация и культура.
Поэтому-то изучение и сбережение
русского языка является
не праздным занятием,
но и насущной
необходимостью».
А.И. Куприн
Изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется, – очень важная и актуальная задача. Каждый образованный человек должен научиться оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свои речевые поступки с конкретной ситуацией общения, так как язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах.
Владение родным языком, умение общаться, вести гармоничный диалог, добиваться успеха в процессе коммуникации – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. В какой бы области ни работал специалист с высшим образованием, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве. Культура речи – это не только непременная составляющая хорошо, профессионально подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры.
Сегодня в образовании при изучении русского языка утверждается культуроведческий аспект, аспект изучения языка и культуры, что предполагает, прежде всего, формирование представлений о русской культуре, воспитание любви к русскому народу, формирование языковой картины мира, осознание особенностей русского языка, его своеобразия.
Как нам видится, русская речевая культура в современном образовании может и должна развиваться в двух направлениях:
- обучение русскому языку в контексте русской культуры, познание, постижение русской культуры, отраженной в языке;
- познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русского языка, его богатства в сопоставлении с другими культурами и языками.
Процесс формирования контекста русской культуры необходимо осуществлять, по нашему мнению, путем включения в содержание преподавания следующей информации:
- высказываний о русском языке и русской культуре ученых и писателей;
- стереотипов речевого поведения (знакомство с основами речевого этикета);
- сведений о быте, традициях и обычаях русского народа, о духовных ценностях.
Особое место следует отвести прецедентным феноменам, знание которых есть показатель принадлежности к данной эпохе и культуре, незнание их – предпосылка отторженности от русского языка и русской культуры. Это могут быть цитаты из художественных произведений, пословицы и поговорки: «Счастливые часов не наблюдают», «С корабля на бал», «На безрыбье и рак рыба» и другие.
В нашей школе учителя русского языка и литературы уделяют вопросам культуры речи и развитию языковой компетенции большое внимание. В течение ряда лет через познание русской культуры в диалоге и взаимодействии с культурами других народов с опорой на понятие языковой картины мира осуществляется:
- изучение лексики: терминов родства, названий времен годов, календарных дат;
- изучение произведений устного народного творчества и внеклассные мероприятия (посиделки, праздники русской словесности, литературные гостиные («Прекрасное должно быть величаво»), литературные праздники («Басни И.А. Крылова») , конкурсы знатоков русского языка, фольклорные вечера и другое);
- творческие задания (ассоциации, сочинения разных жанров и т.п.);
- исследовательская работа учащихся;
- проектная деятельность в области филологии.
Особое внимание в последние время мы уделяем приобщению учащихся к языку, к речевой культуре через организацию исследовательской работы. Главная цель исследовательской работы – формирование информационной культуры и кодекса речевого поведения, воспитание у учащихся любви к языку и потребности в чистой, грамотной выразительной речи. Важным элементом данной работы является формирование культуры публичного выступления.
Как дополнение к классно-урочной системе обучения мы используем проектную деятельность, которая создает условия для обращения личности «внутрь себя», улучшает пунктуационную и орфографическую грамотность, развивает умение работать с текстами, то есть способствует развитию речевой культуры ученика.
Слова А.И. Куприна, взятые в качестве эпиграфа, являются, без сомнения, актуальными. Сегодня речевая культура испытывает значительные изменения. Среди них мы можем выделить следующие положительные тенденции:
- Расширение словарного состава языка в области экономической, политической и юридической лексики;
- Приближение языка СМИ к потребностям достоверного освещения реальности.
Наряду с этими в современной речи получили развитие и отрицательные тенденции:
- бесчисленное количество нововведений;
- множество необоснованных заимствований;
- следование речевой моде;
- чрезмерное употребление просторечий, жаргонов, вульгаризмов, обесцененной лексики;
- снижение уровня общей культуры и как следствие культуры речи.
Поэтому задача школы, а особенно преподавателей гуманитарных дисциплин, состоит в том, чтобы сохранить национальные языковые и культурные традиции. В среде школьников заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски, что ведет к снижению уровня языковой компетенции носителей языка, к обеднению индивидуального словаря, к расшатыванию норм языка литературного.
Конечно, мы прекрасно понимаем, что источником формирования речевой культуры школьника является не только школа, но и семья, книги, друзья, СМИ, причем, телевидение – самое массовое и доступное средство информации, активно влияющее на формирование ценностных установок учащихся, в том числе и языка.
Свою задачу мы видим, следовательно, в том, чтобы научить ребенка не только говорить правильно и отличать правильные в языковом отношении выражения от неправильных, но и использовать языковые средства уместно применительно к контексту и ситуации общения. Учащиеся должны иметь выбрать из всего языкового богатства необходимые по смыслу слово или его форму, соблюдать единство стиля. избегать повторений, заботиться о чистоте и благозвучии речи. Этому его сожжет и должен научить педагог.
Какие же факторы влияют на развитие культуры речи современного школьника? К самым важным их них можно отнести следующие:
- речевое общение со взрослыми и сверстниками;
- обучение в школе;
- образцовая речь учителя;
- чтение художественной литературы;
- уроки грамматики и правописания, развивающие навыки литературной речи;
- просмотр телепередач;
- СМИ.
Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы главными факторами формирования культуры речи стали те, которые помогут ее повысить, а не снизить.
Мы считаем, что необходимо классно-урочному обучению добавить еще организацию дополнительного образования. На занятиях предпрофильных и элективных курсов учащиеся получают дополнительные знания в области филологии. Назовем некоторые из спецкурсов по русскому языку и литературе, которые проводятся в нашей школе:
Предпрофильные курсы:
1. Практический курс речеведения.
2. Юный писатель.
3. Стилистика русского языка на основе материалов СМИ.
4. «И голос публицистики в Инете».
5. Литературная гостиная.
Список элективных курсов для 10 класса (1 полугодие):
1. Культура русского речеведческого общения.
2. Комплексный лингвистический анализ текста для написания сочинения-рассуждения
Список элективных курсов для 11 класса (1 полугодие):
1. Культура русского речеведческого общения.
2. Художественный анализ текста.
По данным курсам составлены и адаптированы программы.
Внеурочная деятельность в 5-9-х классах организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание данных занятий формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, проектная деятельность, общественно полезные практики и так далее.
Вот некоторые формы организации внеурочной деятельности в нашей школе:
- «Твоя сцена» (кружок).
- Пресс-центр «Созвездие» (социальные практики).
- Краеведение (поисковые исследования).
- «Хочу все знать» (научное общество).
- Тайны русского языка (кружок).
Мы практикуем проведение интегрированных уроков гуманитарного цикла, способствующих развитию межпредметных связей, формированию ключевых компетенций и языковой культуры.
Такие занятия организуют диалог культур, способствуют расширению кругозора, формируют языковой кодекс. Интегрированными могут быть не только уроки, но и олимпиады, предметные вечера, турниры знатоков.
Повседневная практика показывает, что эволюция языка непреложна.
Какие же особенности характеризуют функционирование современного русского языка в конце XX века?
Во-первых, никогда не был так многочислен и разнообразен (по возрасту, образованию, служебному положению, политическим, религиозным, общественным взглядам, по партийной ориентации) состав участников массовой коммуникации.
Во-вторых, почти исчезла официальная цензура, поэтому люди более свободно выражают свои мысли, их речь становится более открытой, доверительной, непринужденной.
В-третьих, начинает преобладать речь спонтанная, самопроизвольная, заранее не подготовленная. Если же выступление и было подготовлено (даже написано), то стараются говорить, а не читать. Об этом свидетельствуют выступления государственных деятелей всех рангов, депутатов, политиков, ученых по телевидению, на различных встречах, диспутах, конференциях, переговорах.
В-четвертых, разнообразие ситуаций общения приводит к изменению характера общения. Оно освобождается от жесткой официальности, становится раскованной.
Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных публичных выступлений приводят не только к демократизации речи, но и к резкому снижению ее культуры.
В чем это проявляется? Прежде всего, в нарушении орфоэпических (произносительных), грамматических норм русского языка. Об этом пишут ученые, журналисты, поэты, простые граждане. Особенно много нареканий вызывает речь депутатов, работников телевидения, радио.
В научной литературе, в печати появляются статьи, заметки, авторы которых по-разному оценивают то, что происходит в языке. Одни считают, что русский язык приходит в упадок, ему грозит гибель, другие более трезво оценивают ситуацию, раздумывают над тем, что необходимо сделать, чтобы ее изменить.
Развитие языка и его обновление складываются из накоплений и потерь, не нарушающих преемственности речевых навыков. Изменение – это неизбежный спутник языковой истории. Важно лишь, помня об этом, не забывать и о культуре речевого общения и чистоте языка.
Язык – наше бесценное наследство, с ним мы не расстаемся на протяжении всей жизни, поэтому нельзя быть безразличным к тому, как мы пользуемся языком, как выражаем свои чувства и мысли, как ценим родное слово. Этому мы должны научить и своих учеников.
Хорошо в связи с этим сказал Паустовский: «Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».
Все дело в нас самих, мы призваны сохранить великую силу русского слова: разумного и ладного, красивого и содержательного. Потому что слово, язык, культура речи вбирают в себя смыслы человеческого существования: это и речь, и народ, и земля отцов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.
Доклад по теме: "Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время"....
Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"
Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...
Приемы работы по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом в рамках круглого стола.
В данном материале представлен опыт работы учителя по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Сообщение на МО учителей русского языка и литературы "Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы"
Работа по развитию речи учащихся....
Формирование языковой компетенции учащихся на уроках русского языка, литературы, на предпрофильных, элективных курсах, на занятиях внеурочной деятельности
Из опыта работы учителей русского языка и литературы школы...
Фонетические упражнения и игры как средство формирования языковой компетенции на уроках русского языка
Доклад "Фонетические упражнения и игры как средство формирования языковой компетенции на уроках русского языка" представляет интерес для педагогов, работающих с учащимися, изучающ...