Открытый урок по теме: «Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина»
план-конспект урока по литературе

Башарымова Вера Александровна

Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО по теме: "Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина". (технологическая карта)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме: «Жизнь и творчество Сергея Александровича  Есенина»

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С. Есенина, заинтересовать личностью поэта.
  2. Развивать устную речь, память, навыки выразительного чтения.
  3. Воспитывать интерес к литературе, к личности и творчеству поэта.

Развивающие:

  1. Развивать навыки самостоятельной работы.
  2. Способствовать развитию навыков по систематизации и использованию необходимой информации.
  1. Развивать творческие способности, умение работать в команде, чувство ответственности за результаты работы.
  2. Совершенствовать навыки в точности, правильности, логичности и выразительности изложения своей точки зрения по поставленной проблеме.
  3. Формировать лидерские качества.

Воспитательные:

1.        Показать величие поэта, исключительность его дарования.

2.        Воспитывать гражданские чувства, чувство любви ко всему живому на земле.

3.        Развивать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности.

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний.

Методы:  индивидуальный, фронтальный, групповой.

Формируемые ОК: ОК2, ОК4, ОК6, ОК7

Планируемые результаты:

1.Должны знать: основные факты жизни и творчества С.Есенина, основные темы лирики поэта, знать как меняется образ России на разных этапах творчества С.Есенина.

2. Должны уметь: создавать связные устные высказывания, выразительно читать стихотворения С.Есенина наизусть,

Показатели оценки результата:

1.Уметь определять спряжение глаголов и использовать правильные окончания в письменной и устной речи.

2. Критерии оценки письменных работ на уроке: на 5 – без ошибок, 1-2 ошибки – 4, 3-4 ошибки – 3, в остальных случаях – 2.

Оборудование урока:

портрет С.А.Есенина, ноутбук, аудиозаписи (А.Малинин «Мне осталась одна забава», С.Безруков «Закружилась листва золотая»), раздаточный материал (тестовое задание, задания для работы в группах).

Виды деятельности:

1.Организационный момент                                                                                                                                                                    2. Слово учителя.                                                                                                                                                                                             3.Сообщения студентов.                                                                                                                                                                   4.Демонстрация аудиозаписей.                                                                                                                                                         5.Выразительное чтение стихотворений.                                                                                                                                                   6.Чтение наизусть стихотворений.                                                                                                                                                        7.Решение теста.                                                                                                                                                                                  8.Работа в группах.                                                                                                                                                                                     9.Домашнее задание.                                                                                                                                                                               10.Рефлексия.                                                                                                                                                                                              11.Самооценка урока преподавателем.

Основная литература:  

1. Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература (ч. 1, 2). 11кл. – М.,  «Дрофа», 2014.

2. Библиотечка в помощь художественной самодеятельности: Сборник. № 16. 1990.
4. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М.: 1990.
9. Шубникова-Гусева Н. И.. С. А. Есенин в жизни и творчестве. М.: «Русское слово», 2006.
2. Литература: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений./ Под редакцией Г. А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
5. Шубникова-Гусева Н. И.. С. А. Есенин в жизни и творчестве. М.: «Русское слово», 2006.
 

Технологическая карта занятия (45 минут)

Этапы занятия

Хронометраж

Методы и приемы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

1

Организационный

2 мин.

Техническая минутка

1. Приветствует,  отмечает отсутствующих, проверяет готовность обучающихся к занятию.

2. Создает приятную психологическую атмосферу.

1. Приветствуют преподавателя.

2

Постановка цели и задач урока. 

5 мин.

Форма работы: фронтальная

1. Объявляет тему урока.

2. Организует обсуждение эпиграфа к учебному занятию.

3.Предлагает   обучающимся сформулировать цели занятия.

4.Мотивирует к занятию посредством вступительного слова.

1.Работают фронтально

2. Выражают свое понимание высказывания М.Горького

3. Формулируют  цели урока

4. Записывают тему в свои рабочие  тетради.

3.

Актуализация знаний.

3 мин.

Метод: беседа

Форма работы: фронтальная

1.Выдает раздаточный материал (задания в виде ответов «верно-неверно» по статье «Революция и литература»).                                            2.Проводит опрос обучающихся по пройденному материалу (литературный процесс 20-х гг).

1.Знакомятся с выданным раздаточным материалом.

2. Отвечают на вопросы преподавателя.

4.

Первичное усвоение новых знаний.

7 мин.

Метод:

репродуктивный

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

1.Организует  выступление двух обучающихся по их заранее подготовленному материалу, с целью ознакомления других с основными фактами жизни и творчества С.А.Есенина.

2. Контролирует процесс выступления чтецов стихотворений поэта.

3.Организует прослушивание аудиозаписей А.Малинина «Мне осталась одна забава» и С.Безрукова «Закружилась листва золотая».

4. Организует активное слушание.

1. Внимательно слушают выступление двух обучающихся.

2. Фиксируют в своих рабочих тетрадях основные даты жизни и творчества С.А.Есенина.

3. Выразительно читают  стихотворения поэта.

4. Читают наизусть стихотворения поэта.

5.Прослушивают аудиозаписи А.Малинина «Мне осталась одна забава» и С.Безрукова «Закружилась листва золотая».

6.Выступают с заранее подготовленным ссобщением.

5.

Первичная проверка понимания

7 мин.

Метод:

тестирование

Форма работы: самостоятельная, фронтальная

Организует работу по проведению тестирования  «Жизнь и творчество С.А.Есенина»:

выдает задание самого тестирования;

объясняет процесс его выполнять;

предлагает обучающимся провести взаимопроверку;

проводит опрос о результатах тестирования.

1. Обучающиеся выполняют задания  тестирования «Жизнь и творчество С.А.Есенина».

2. Обмениваются  выполненными заданиями теста, проверяют друг друга в соответствии с критериями оценки, выставляют оценку.

3.Обмениваются мнением о результатах тестирования.

6.

Первичное закрепление.

5 мин.

 Метод:

Продуктивный

Исследовательский

Форма работы: групповая

1. Организует разделение группы на 3 подгруппы.

2. Выдает каждой подгруппе задание:

1 подгруппа. Образ России в ранней лирике поэта.

2 подгруппа. Образ Россия в поэзии С.Есенина периода революции.

3 подгруппа. Образ России в годы зрелого творчества поэта.

 3. Контролирует  и корректирует выполнение задания.

4. Организует активное слушание при представлении результатов.

1. Выполняют выданные задания.

2. Анализируют предложенные стихотворения для определения образа России в разные периоды творчества поэта.

3.Выбирают выступающего в своей подгруппе.

4. Представители подгрупп выступают результатами подгрупповой работы.

7.

Подведение итога. Выставление оценок за урок.

2 мин.

Метод:

продуктивный

Форма работы:

фронтальная

Предлагает подвести итог деятельности своей и обучающихся  на занятии.

Обмениваются мнениями относительно итога проведенного урока

8.

Домашнее задание.

2 мин.

Метод:

продуктивный.

Форма работы:

индивидуальная.

Информирует о домашнем задании:

Задания разного уровня сложности.

1.Составить таблицу - хронологию жизни и творчества С.Есенина, где отразить важные этапы жизни и творчества поэта, (упрощенный)

2.Творческая работа «Цветная поэзия С. Есенина», (усложненный)

Рассмотреть, какие цвета использует С. Есенин в своей поэзии, подтвердить строками из стихотворений, определить, какое смысловое значение вкладывает автор в каждый цвет. Назвать любимые цвета С.Есенина.

3.Исследовательская работа «Любовь в жизни С. Есенина», (сложный)

Биографические факты - любимые женщины в жизни С. Есенина, проследить, как развивались отношения, какие стихотворения были посвящены любимым.

1.Записывают домашнее задание.

2.Сдают выполненные задания тестирования.

9.

Рефлексия.

1 мин.

Задача: определить уровень удовлетворенности занятием и результатами работы

Предлагает на «Дереве настроения» прикрепить смайлики, отражающие, с каким настроением обучающиеся закончили урок: равнодушным, грустным или веселым. Высказаться, что особенно запомнилось на уроке, какие виды работ были наиболее интересными.

Высказывают свое мнение относительно проведенного урока, приклеивают смайлик, отражающий их настроение после проведенного урока.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Жизнь и творчество Газиза Альмухаметова"

Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством башкирского композитора Газиза Альмухаметова. Задачи: Повторение материала по теме «Опера. Башкирская опера»; Развитие  музыкального вни...

Интегрированный урок по теме:"Жизнь и творчество М.В. Ломоносова"

Интегрированный урок по теме:"Жизнь и творчество М.В. Ломоносова"...

урок на тему "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя" в 9 классе

урок- семинар, цель которого подчеркнуть место творчества Н.В.Гоголя в русской литературе, восптитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя...

Конспект урока по теме "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя", 6 класс

Данный урок является 1-м по изучению творчества Н.В.Гоголя в 6 классе. Конспект содержит цели урока, представлены основные этапы жизни и творчества писателя, словарная работа и домашнее задание....

Открытый урок по теме "Жизнь и творчество М. А. Булгакова"

Урок-знакомства с сложной судьбой М. А. Булгакова...

Открытый урок на тему: ,.жизнь и творчество Ш. Казиева\'\'

Открытый урок на тему: ,.жизнь и творчество Ш. Казиева''...

Открытый урок по литературе "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"

Открытый урок посвящен жизни и творчеству А.С.Пушкина. Цели урока:Обучающие: познакомить с основными этапами жизни и творчества А.С.ПушкинаРазвивающие: совершенствовать навыки литератур...