Урок литературы в 5 классе по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Чистова Елена Александровна

Урок знакомит учащихся с краткой биографией М.Ю. Лермонтова и его стихотворением «Бородино», с патриотическим пафосом произведения, с элементам анализа произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.24 МБ
Файл urok_borodino.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино » МАОУ гимназия № 22 г. Калининграда Учитель – Е.А. Чистова

Слайд 2

М.Ю. Лермонтов

Слайд 3

Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М.Ю. Лермонтов

Слайд 6

Смоленская икона Божией Матери

Слайд 7

Отечественная война Отчизна, Отечество о тец, отчество

Слайд 8

Реконструкция Бородинской битвы 2012 год

Слайд 9

Спасо -Бородинский монастырь

Слайд 10

Патриотизм - п реданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу

Слайд 11

Раскрытие мыслей и чувств простых солдат Размышления о роли простого народа и о значении Бородинской битвы О судьбе личности и возможности ее соединения с целым народом, о том, что такое настоящие люди и какой ценой добывается слава



Предварительный просмотр:

МАОУ гимназия № 22 города Калининграда

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории Чистова Е.А.

Урок по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Тема:  М. Ю. Лермонтов  «Бородино»

                                                                                                       Недаром помнит вся Россия

                                                                                                  Про день Бородина!

 М.Ю. Лермонтов

                                                                                                                                                         

Цель: знакомство учащихся с краткой биографией  М.Ю. Лермонтова  и его стихотворением  « Бородино»,  патриотическим  пафосом произведения

  1. Оргмомент   (слайд № 1)
  2.  - Сегодня мы начинаем изучать новый раздел – «Русская литература XIX века», в котором будем  читать и обсуждать, анализировать произведения великих русских писателей: Лермонтова, Тургенева, Гоголя, Толстого. (слайд № 2)
  3. - Скажите, пожалуйста, чем может гордиться человек, проживший жизнь? (Своими делами, поступками, наградами, достойно прожитой жизнью)
  4. – А бывает так, когда что-то является  предметом гордости  всего народа? (Великие события, герои, славная история)
  5. Наша сегодняшняя задача - ознакомиться с биографией  М.Ю. Лермонтова и начать изучать его стихотворение  «Бородино», с которым мы продолжим работу на последующих уроках. Мы постараемся разобраться, что в этом произведении главное.
  6. Запись темы, эпиграфа (слайд № 3)

Рассказ о жизни и творчестве поэта (Примерный рассказ заранее подготовленного ученика: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) - русский поэт. Родился в семье офицера, воспитывался бабушкой.

 В биографии Лермонтова Михаила Юрьевича после домашнего образование началась учеба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения.. Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.

 Начал служить в Гусарском полку, Царском селе. За произведение Лермонтова «Смерть поэта» был арестован, отправлен в ссылку. По пути на Кавказ поэт на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано стихотворение «Бородино» к годовщине сражения.

 Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

 Дальнейшее творчество в биографии Михаила Юрьевича Лермонтова связано с редакцией  журнала «Отечественные записки». За дуэль с  Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ, где участвует в военных действиях.

 Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Произведения Лермонтова «Мцыри», «Бородино», «Герой нашего времени», «Маскарад», «Демон», «Узник» считаются одними из лучших. (слайд № 4)

 В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись шуткой поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. На этой дуэли Лермонтов погиб.)

-  Мы с вами узнали о том, что жизнь Лермонтова  была коротка и трагична, но богата творческими свершениями. Поэт оставил своим потомкам богатейшее литературное наследие. Стихотворение «Бородино» было  создано  в 1837 году, к  25-летию со дня Бородинской битвы. А в этом году, вы это  знаете, наша страна отметила 200-летие со дня этой величайшей битвы.  О том, каким было Бородинское сражение, мы вели уже речь на классном часе, вспомним эти события

(Примерный рассказ ученика: 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск, пока, наконец, не остановились около села Бородино в 110 верстах от Москвы. (слайд № 5)

Настроение русских было самое боевое, прозвучали слова  «Отечественная война».  Пред  генеральным  сражением в русской армии, которой командовал Михаил  Илларионович Кутузов, отслужили торжественный  молебен и пронесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божией  Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решится судьба Москвы, а значит, России (слайд № 6)

Потери русских составили 45,5 тыс. человек,  французов - около 58 тыс. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов  - вся гвардия 19 тысяч.  Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все «за» и «против»,  желая сохранить армию, Кутузов  приказал отступить к Москве. В то же время Бородино подломило моральный дух наполеоновской армии,  пошатнуло в ней уверенность в победе. Наполеону пришлось признать: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наибольший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми!»)

- Да, ребята, русские сумели доказать, что непобедимы, и это признал Наполеон. (слайд № 7)

- А почему прозвучали слова «Отечественная война»? Давайте подберем и запишем однокоренные слова  (Отечество, Отчизна, отец, отчество). Значит, русские сражались за свою Родину, отечество, защищали самое дорогое, честь своих предков и жизнь своих близких.

- Бородино – достойное место,  славное в истинном значении этого слова. (слайд « 8)

Каждый год в первое воскресенье сентября  на Бородинском поле проводится  шикарное театрализованное зрелище  –  реконструкция сцен Бородинской битвы.  Целый год люди готовят костюмы, планируют порядок действий, воссоздают военные атрибуты тех лет, чтобы на один день  повернуть историю вспять.

- Для чего? (Память  –  вот что отличает  человека.  Без прошлого нет будущего.)

 -(слайд № 9) Посмотрим на изображение Спасо-Бородинского монастыря. Его основательницей была женщина, Тучкова Маргарита Михайловна. Несколько дней проведя в безуспешных  поисках убитого в Бородинском сражении мужа, Тучкова решила на месте битвы построить церковь. Громкая слава Бородино и горечь родственников   тех, кто навсегда остался на поле,  привели к тому, что с маленькой церкви разрослась  Спасо-Бородинская община. Именно здесь, в гостинице при монастыре, Лев Николаевич Толстой  писал некоторые главы  своего романа «Война и мир», исхаживая десятки километров по местам сражений. И, может быть, задумавшись о сюжете романа, великий писатель  слышал грохот канонады, кто знает…

Монастырь интересен именно тем, что рядом нет других построек, только каменные стены и купола собора притягивают взгляд среди простоты русской природы. Тишина, спокойствие и память на долгие века.

В памяти народа бережно хранятся воспоминания  о героическом прошлом нашего Отечества, это литературные и музыкальные произведения, памятники.

- Давайте обратимся к стихотворению (исполнение произведения мастером художественного слова Андреем Львовичем Ургантом)

- Какие чувства вы испытывали, слушая Лермонтовские  строки?

(Гордость за наших  предков, уважение к их подвигу, желание быть похожими на них)

- Обратим внимание на то, как построено стихотворение?  (в форме диалога)

- Кто участвует в этом диалоге? (Старый солдат и его племянник)

- Сколько строф занимает стихотворение?  (14)

- Сколько из них занимает рассказ солдата? (13)

- Почему? (самое главное – рассказать о величайших событиях)

- Как,  по- вашему,  выглядит старый солдат?  (старый  бывалый солдат, серые волосы, усы, может быть, шрамы. Выражение лица задумчивое, он добрый, сильный удалый как и много лет назад. Пожилой человек до сих пор помнит все, что было когда-то: и полковника,  и солдат, и товарищей)

- Как он ведет повествование? (Неспешно, он вспоминает без ложного пафоса)

- О чем солдат вспоминал с воодушевлением, радостью, а о чем - с болью

(работа с текстом: с воодушевлением – о русской доблести:

Изведал враг в тот день

Немало, что значит русский бой удалый…

С горечью - о погибших товарищах:

Тогда считать мы стали раны…

Слуга царю  - отец солдатам…)

- Почему рассказчик почти не произносит «я»,  а рассказывает от лица всех героев Бородина, постоянно говоря   «мы», «нам»?  (Потому что сражались все храбро, от всех солдат, от всего русского, народа зависела судьба России)

- Значит, кто настоящий защитник Родины?

(Простые солдаты, простой народ)

- Итак, в чьих руках судьба Родины? (в руках русского народа,

 хорошо понимающего, за что он борется)

- Русские солдаты горячо любили свою Родину, были готовы, не жалея, отдать за нее жизнь. Как называется такое качество? (патриотизм) запись в тетради: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. (слайд № 10)

- До Лермонтова поэты в стихах о Бородине прославляли не простых солдат, а царя и полководцев, о солдатах  даже не упоминалось.

Например, в стихотворении поэта Быкова «Бородино» мы читаем:

Я зрел поля Бородина

Сей памятник российской славы

Благоговейте,  времена,

Цари, народы и державы.

На сих полях кровавый бой

Решил судьбу полувселенной,

На них пал галлов грозный строй

Пред тобой благословенный.

 - «Грозный строй» наполеоновской армии падает ниц перед  царем. Почему  отступили басурманы в стихотворении Лермонтова?

 (они наткнулись на решимость русских солдат, все русские солдаты были готовы   стоять до конца)

- Какие качества превращали этих людей в могучее, лихое племя? (героизм, отвага, верность Родине)

- Русские солдаты мужественные и героичные люди. А какие они в обычной жизни?

Какие их качества мы можем отметить?

(Добрые и мирные люди, например,   эпизод перед сражением:

Забил снаряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка,  брат мусью!)

- Мы уже сказали о том, что стихотворение – рассказ старого солдата о Бородинской битве, его судьба связана с судьбой целого народа, страны. Давайте попробуем выяснить, что в стихотворении главное, и запишем выводы в тетради: (слайд № 11)

  •  Раскрытие мыслей и чувств простых солдат
  •  Размышления о роли простого народа   и о значении Бородинской битвы
  • О судьбе личности и возможности ее соединения  с целым народом, о том, что такое настоящие люди и какой ценой добывается слава

- В стихотворении рассказывается о событиях 200-летней давности, и написано оно так давно, почему же нас и теперь  волнуют чувства участников этих событий?  Почему во время Великой Отечественной войны  защитников Москвы от фашистских полчищ воодушевляли лермонтовские слова « Ребята, не Москва ли за нами?» Что в стихотворении «Бородино» такого, что оно живет и будет жить?

Творческая работа 4 – 5 мин.  (В стихотворении Лермонтова «Бородино»  главное – мысли и чувства старого солдата, это мысли и чувства всего русского народа, который отстоял Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность отдать за не жизнь объединила всех воинов, придала им богатырские силы и вдохновила на подвиг. Это произведение вечное, потому что в нем повествуется  о вечных человеческих ценностях:  о любви  к Родине, о преданности к своему Отечеству и народу.)

 Домашнее задание:  Выразительное чтение стихотворения «Бородино», ответы на вопросы с. 153 (Меркин Г.С., Москва, Русское слово, 2011)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

 Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)

Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...

Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"

Презентация к уроку литературы  "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...

Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"

Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"...

Урок литературы. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть Поэта». 9 класс

Урок литературы в 9 классе.Замолкли звуки чудных песен,Не раздаваться им опять:Приют певца угрюм и тесен,И на устах его печать.Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неве...