Урок литературы в 5 классе по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок знакомит учащихся с краткой биографией М.Ю. Лермонтова и его стихотворением «Бородино», с патриотическим пафосом произведения, с элементам анализа произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 1.24 МБ |
urok_borodino.docx | 33.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М.Ю. Лермонтов
Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М.Ю. Лермонтов
Смоленская икона Божией Матери
Отечественная война Отчизна, Отечество о тец, отчество
Реконструкция Бородинской битвы 2012 год
Спасо -Бородинский монастырь
Патриотизм - п реданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу
Раскрытие мыслей и чувств простых солдат Размышления о роли простого народа и о значении Бородинской битвы О судьбе личности и возможности ее соединения с целым народом, о том, что такое настоящие люди и какой ценой добывается слава
Предварительный просмотр:
МАОУ гимназия № 22 города Калининграда
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории Чистова Е.А.
Урок по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
М.Ю. Лермонтов
Цель: знакомство учащихся с краткой биографией М.Ю. Лермонтова и его стихотворением « Бородино», патриотическим пафосом произведения
- Оргмомент (слайд № 1)
- - Сегодня мы начинаем изучать новый раздел – «Русская литература XIX века», в котором будем читать и обсуждать, анализировать произведения великих русских писателей: Лермонтова, Тургенева, Гоголя, Толстого. (слайд № 2)
- - Скажите, пожалуйста, чем может гордиться человек, проживший жизнь? (Своими делами, поступками, наградами, достойно прожитой жизнью)
- – А бывает так, когда что-то является предметом гордости всего народа? (Великие события, герои, славная история)
- Наша сегодняшняя задача - ознакомиться с биографией М.Ю. Лермонтова и начать изучать его стихотворение «Бородино», с которым мы продолжим работу на последующих уроках. Мы постараемся разобраться, что в этом произведении главное.
- Запись темы, эпиграфа (слайд № 3)
Рассказ о жизни и творчестве поэта (Примерный рассказ заранее подготовленного ученика: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) - русский поэт. Родился в семье офицера, воспитывался бабушкой.
В биографии Лермонтова Михаила Юрьевича после домашнего образование началась учеба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения.. Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.
Начал служить в Гусарском полку, Царском селе. За произведение Лермонтова «Смерть поэта» был арестован, отправлен в ссылку. По пути на Кавказ поэт на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано стихотворение «Бородино» к годовщине сражения.
Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.
Дальнейшее творчество в биографии Михаила Юрьевича Лермонтова связано с редакцией журнала «Отечественные записки». За дуэль с Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ, где участвует в военных действиях.
Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Произведения Лермонтова «Мцыри», «Бородино», «Герой нашего времени», «Маскарад», «Демон», «Узник» считаются одними из лучших. (слайд № 4)
В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись шуткой поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. На этой дуэли Лермонтов погиб.)
- Мы с вами узнали о том, что жизнь Лермонтова была коротка и трагична, но богата творческими свершениями. Поэт оставил своим потомкам богатейшее литературное наследие. Стихотворение «Бородино» было создано в 1837 году, к 25-летию со дня Бородинской битвы. А в этом году, вы это знаете, наша страна отметила 200-летие со дня этой величайшей битвы. О том, каким было Бородинское сражение, мы вели уже речь на классном часе, вспомним эти события
(Примерный рассказ ученика: 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск, пока, наконец, не остановились около села Бородино в 110 верстах от Москвы. (слайд № 5)
Настроение русских было самое боевое, прозвучали слова «Отечественная война». Пред генеральным сражением в русской армии, которой командовал Михаил Илларионович Кутузов, отслужили торжественный молебен и пронесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божией Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решится судьба Москвы, а значит, России (слайд № 6)
Потери русских составили 45,5 тыс. человек, французов - около 58 тыс. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов - вся гвардия 19 тысяч. Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино подломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе. Наполеону пришлось признать: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наибольший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми!»)
- Да, ребята, русские сумели доказать, что непобедимы, и это признал Наполеон. (слайд № 7)
- А почему прозвучали слова «Отечественная война»? Давайте подберем и запишем однокоренные слова (Отечество, Отчизна, отец, отчество). Значит, русские сражались за свою Родину, отечество, защищали самое дорогое, честь своих предков и жизнь своих близких.
- Бородино – достойное место, славное в истинном значении этого слова. (слайд « 8)
Каждый год в первое воскресенье сентября на Бородинском поле проводится шикарное театрализованное зрелище – реконструкция сцен Бородинской битвы. Целый год люди готовят костюмы, планируют порядок действий, воссоздают военные атрибуты тех лет, чтобы на один день повернуть историю вспять.
- Для чего? (Память – вот что отличает человека. Без прошлого нет будущего.)
-(слайд № 9) Посмотрим на изображение Спасо-Бородинского монастыря. Его основательницей была женщина, Тучкова Маргарита Михайловна. Несколько дней проведя в безуспешных поисках убитого в Бородинском сражении мужа, Тучкова решила на месте битвы построить церковь. Громкая слава Бородино и горечь родственников тех, кто навсегда остался на поле, привели к тому, что с маленькой церкви разрослась Спасо-Бородинская община. Именно здесь, в гостинице при монастыре, Лев Николаевич Толстой писал некоторые главы своего романа «Война и мир», исхаживая десятки километров по местам сражений. И, может быть, задумавшись о сюжете романа, великий писатель слышал грохот канонады, кто знает…
Монастырь интересен именно тем, что рядом нет других построек, только каменные стены и купола собора притягивают взгляд среди простоты русской природы. Тишина, спокойствие и память на долгие века.
В памяти народа бережно хранятся воспоминания о героическом прошлом нашего Отечества, это литературные и музыкальные произведения, памятники.
- Давайте обратимся к стихотворению (исполнение произведения мастером художественного слова Андреем Львовичем Ургантом)
- Какие чувства вы испытывали, слушая Лермонтовские строки?
(Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, желание быть похожими на них)
- Обратим внимание на то, как построено стихотворение? (в форме диалога)
- Кто участвует в этом диалоге? (Старый солдат и его племянник)
- Сколько строф занимает стихотворение? (14)
- Сколько из них занимает рассказ солдата? (13)
- Почему? (самое главное – рассказать о величайших событиях)
- Как, по- вашему, выглядит старый солдат? (старый бывалый солдат, серые волосы, усы, может быть, шрамы. Выражение лица задумчивое, он добрый, сильный удалый как и много лет назад. Пожилой человек до сих пор помнит все, что было когда-то: и полковника, и солдат, и товарищей)
- Как он ведет повествование? (Неспешно, он вспоминает без ложного пафоса)
- О чем солдат вспоминал с воодушевлением, радостью, а о чем - с болью
(работа с текстом: с воодушевлением – о русской доблести:
Изведал враг в тот день
Немало, что значит русский бой удалый…
С горечью - о погибших товарищах:
Тогда считать мы стали раны…
Слуга царю - отец солдатам…)
- Почему рассказчик почти не произносит «я», а рассказывает от лица всех героев Бородина, постоянно говоря «мы», «нам»? (Потому что сражались все храбро, от всех солдат, от всего русского, народа зависела судьба России)
- Значит, кто настоящий защитник Родины?
(Простые солдаты, простой народ)
- Итак, в чьих руках судьба Родины? (в руках русского народа,
хорошо понимающего, за что он борется)
- Русские солдаты горячо любили свою Родину, были готовы, не жалея, отдать за нее жизнь. Как называется такое качество? (патриотизм) запись в тетради: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. (слайд № 10)
- До Лермонтова поэты в стихах о Бородине прославляли не простых солдат, а царя и полководцев, о солдатах даже не упоминалось.
Например, в стихотворении поэта Быкова «Бородино» мы читаем:
Я зрел поля Бородина
Сей памятник российской славы
Благоговейте, времена,
Цари, народы и державы.
На сих полях кровавый бой
Решил судьбу полувселенной,
На них пал галлов грозный строй
Пред тобой благословенный.
- «Грозный строй» наполеоновской армии падает ниц перед царем. Почему отступили басурманы в стихотворении Лермонтова?
(они наткнулись на решимость русских солдат, все русские солдаты были готовы стоять до конца)
- Какие качества превращали этих людей в могучее, лихое племя? (героизм, отвага, верность Родине)
- Русские солдаты мужественные и героичные люди. А какие они в обычной жизни?
Какие их качества мы можем отметить?
(Добрые и мирные люди, например, эпизод перед сражением:
Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!)
- Мы уже сказали о том, что стихотворение – рассказ старого солдата о Бородинской битве, его судьба связана с судьбой целого народа, страны. Давайте попробуем выяснить, что в стихотворении главное, и запишем выводы в тетради: (слайд № 11)
- Раскрытие мыслей и чувств простых солдат
- Размышления о роли простого народа и о значении Бородинской битвы
- О судьбе личности и возможности ее соединения с целым народом, о том, что такое настоящие люди и какой ценой добывается слава
- В стихотворении рассказывается о событиях 200-летней давности, и написано оно так давно, почему же нас и теперь волнуют чувства участников этих событий? Почему во время Великой Отечественной войны защитников Москвы от фашистских полчищ воодушевляли лермонтовские слова « Ребята, не Москва ли за нами?» Что в стихотворении «Бородино» такого, что оно живет и будет жить?
Творческая работа 4 – 5 мин. (В стихотворении Лермонтова «Бородино» главное – мысли и чувства старого солдата, это мысли и чувства всего русского народа, который отстоял Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность отдать за не жизнь объединила всех воинов, придала им богатырские силы и вдохновила на подвиг. Это произведение вечное, потому что в нем повествуется о вечных человеческих ценностях: о любви к Родине, о преданности к своему Отечеству и народу.)
Домашнее задание: Выразительное чтение стихотворения «Бородино», ответы на вопросы с. 153 (Меркин Г.С., Москва, Русское слово, 2011)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"
В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....
Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»
Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)
Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...
Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"
Презентация к уроку литературы "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...
Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"
Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"...
Урок литературы. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть Поэта». 9 класс
Урок литературы в 9 классе.Замолкли звуки чудных песен,Не раздаваться им опять:Приют певца угрюм и тесен,И на устах его печать.Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неве...