Любовь в творчестве С.Есенина.
презентация к уроку по литературе (9 класс)
Любовь в творчестве С.Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubov_v_tvorchestve_s.a.esenina.pptx | 291.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема любви занимает значительное место в лирике Есенина. В стихотворениях поэт передает различные переживания, связанные с этим чувством: радость встречи, тоска разлуки, любовные порывы, грусть сомнений, отчаяние. Уже в ранней лирике богатая образность и разнообразные интонации служили воспеванию красоты светлых чувств. Поэт воспринимает любовь,как чудо: «Кто выдумал твой гибкий стан и плечи – к светлой тайне приложил уста».
Есенин был очень любим женщинами, но интимная лирика поэта зачастую окрашена трагизмом. В книгу Есенина «Москва кабацкая» вошли два цикла: «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана». В них описывается не любовь в высоком смысле, а чувства, характерные для подростков, когда женщина притягивает и раздражает одновременно. В юношеской незрелости проступают надрывные интонации. Не имеющий «средь людей… дружбы » поэт сравнивает любовь со страшной, неизлечимой болезнью: Я не знал, что любовь – зараза, Я не знал, что любовь – чума.
В Москве кабацкой и любовь – кабацкая, продажная, лживая, жалкая имитация настоящего чувства, в котором лирическому герою видится «гибель»: Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк. Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел. Есенин, познавший горечь такой «любви», не смог пройти мимо этой темы и отразил в своем творчестве любовь-отчаяние, любовь-сумасшествие , любовь на уровне животного инстинкта. Понимая несостоятельность такой любви, разочарованный лирический герой стихотворного цикла просит у своей подруги прощения. Душа героя жива, полна доброты и человечности: Дорогая, я плачу, Прости… Прости…
Восхищение женщиной, ее красотой и тайной возникает в цикле «Любовь хулигана». Герою уже не хочется ходить по кабакам, «пить и плясать» и «терять свою жизнь без оглядки». Он рад смотреть на любимую, видеть « златокарий омут» ее глаз и «тонко касаться руки и волос» ее «цветом в осень». В стихотворении «Заметался пожар голубой » поэт признается: «В первый раз я пишу про любовь», подчеркивая, что не считает любовью то, о чем писал в цикле «Москва кабацкая». Голубой пожар – метафора любви, передающая надежду поэта на воскресение. Но очень скоро герою становится грустно, и он начинает сомневаться в себе и своих чувствах: Потому и себя не сберег Для тебя, для нее и для этой. Невеселого счастья залог — Сумасшедшее сердце поэта. Ему представляется, что в жизни уже «не осталось ничего, как только желтый тлен и сырость».-
Поэт, мечтавший о высоком чувстве, о духовной близости, находит лишь страсть. Такая любовь не просветляет, а опустошает человека. Цикл стихотворений «Персидские мотивы» Есенин считал лучшим из всего написанного. Создавались «Персидские мотивы» на Кавказе в 1924–1925 годах. Тогда же он познакомился с Шаганэ Тальян,молодой учительницей. Поэт часто встречался с ней, дарил ей цветы и читал стихи. Впоследствии Есенин написал произведение « Шаганэ ты моя,Шаганэ !» ,в котором поведал девушке о своей крепкой любви,любви к родной земле.
Многие любовные стихотворения Есенина посвящены конкретным женщинам. Например, цикл «Любовь хулигана» посвящен актрисе Камерного театра Августе Леонардовне Миклашевской , а в стихотворениях «Письмо к женщине», «Письмо от матери», «Собаке Качалова» говорится о сложных взаимоотношениях поэта с его самой любимой женщиной – первой женой Зинаидой Николаевной Райх : Вы помните, Вы все, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое в лицо бросали мне.
В последний год жизни Есенин создал стихотворения о любви, в которых осуждает ложь в человеческих отношениях, с тоской пишет о сердцах охладевших, не способных дарить людям любовь. Эти произведения необыкновенно трагичны. Себя он считает уже неспособным любить - это справедливая расплата за неразборчивость чувств в молодости. Единственная надежда на то, что любимая женщина вспомнит о нем хоть когда-нибудь. В стихотворении «Ты меня не любишь, не жалеешь…» он пишет: Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь. Есенинский герой проходит путь от восторженного восприятия любви, восхищения женской красотой до мысли о невозможности гармонических отношений между двумя людьми.
Стихи Есенина о любви различны по степени совершенства. Но они безгранично искренни, предельно чисты и задушевны. «Я сердцем никогда не лгу…,» - писал о себе Есенин. Поэтому его стихи волнуют сердца читателей, ибо во все времена они звучат истинной музыкой и истинной поэзией.
Выводы: Любовная тема в произведениях С.Есенина звучит по - разному: от нежности и тепла до злобы и ненависти. Огромное влияние на любовную лирику оказали женщины поэта, которые были посмертно запечатлены в его стихах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин
О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия- серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...
Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"
Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...
Любовь в лирике С.Есенина
Презентация к уроку литературы по творчеству С.Есенина в 11 классе...
Урок литературы 11 класс "Любовь в творчестве Есенина"
Тема: Любовная лирика С.А.Есенина. Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта; показать дина...
урок литературы на тему "Голубая Русь" Сергея Есенина"(Тема Родины в творчестве С.Есенина)
Урок-исследование проводится после знакомства с творческой биографией поэта. Объектом исследования становится "голубая Русь" С Есенина....
Тема урока. Любовь в жизни Сергея Есенина
Открываем нашу заочную встречу с поэтом рязанской земли Сергеем Есениным, посвящаем наш вечер встречи дню рождения поэта, который подготовили учащиеся 11 класса. Сегодня мы будем говорить о любви в жи...