Урок литературы в 11 классе. А.Солженицын. "Матренин двор"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Урок -семинар с элементами творческого практимума по рассказу А.Солженицына "Матренин двор".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_11_kl._a.solzhenicyn_matrenin_dvor.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-семинар с элементами творческого практикума
в 11 классе по творчеству А.И.Солженицына.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 8 г.Томмот Алданского района РС(Я)
Сергеенко Людмила Вячеславовна.
УРОК- СЕМИНАР С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА
В 11 КЛАССЕ.
ТЕМА: А. Солженицын. Рассказ « Матренин двор».
ЦЕЛЬ : проанализировать текст ; доказать, что идейно – художественные искания автора находятся в сфере духовно – нравственного мировоззрения.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС: Кто же Матрена – жертва или святая? Прав ли Солженицын, назвав Матрену праведником?
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА: подвести учащихся к пониманию того, что в жизни при любых обстоятельствах нужно оставаться ЧЕЛОВЕКОМ.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
1.История создания рассказа.
2. Какова композиция рассказа?
3.Матрена в восприятии рассказчика (сообщение по 1 части)
- Кто такая Матрена Васильевна?
- Как она живет?
- Почему у нее много обид накопилось?
- Почему ей приходилось воровать?
- Почему она была нужным человеком в селе?
4. Прошлое героини ( сообщение по 2 части ).
5.После смерти ( сообщение по 3 части ).
6.Сопоставьте Матрену и Фаддея. Почему они такие разные?
7.Что говорит автор об отношении Матрены к богу?
8.Каково отношение людей к ней? Почему ее никто не понимал?
9.Кто виноват в гибели Матрены?
10.Каково отношение рассказчика к героине? Что у них общего?
11.Каково отношение автора к героине?
12.Прав ли Солженицын, назвав Матрену праведником?
ТВОРЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.
- Вспомните евангельскую притчу о сестрах Марфе и Марии.
Как выдумаете, с какой из сестер сопоставима Матрена; обоснуйте свой ответ.
2.Вспомните образ некрасовской героини поэмы « Кому на Руси жить хорошо?» Матрены Тимофеевны и сопоставьте его с героиней Солженицына. Что их объединяет?
3. Выпишите из текста слова, характеризующие главную героиню.
ХОД УРОКА.
1.Слово учителя.
Рассказ « Матренин двор» - одно из интереснейших произведений А.Солженицына. Впервые был опубликован в 1963г. в журнале «Новый мир». Первоначальное название – « Не стоит село без праведника». Но во избежание тогдашних цензурных препятствий по совету Твардовского оно было изменено.
Рассказ во многом автобиографичен. Прототипом главной героини была Матрена Васильевна Захарова, женщина , у которой Солженицын жил по возвращении из ссылки. Село Тальново, где разворачиваются события,- это деревня Мильцево Владимирской области. Но написанное по личным впечатлениям произведение все – таки не мемуарный очерк, а именно рассказ – « чистая литература».
Повествование в рассказе передано рассказчику, Игнатьичу, вернувшемуся летом 1956 года из казахстанской ссылки просто в Россию.
Но начинается рассказ не с этого. Давайте обратимся к тексту.
( зачитывается начало )
ВЫВОД: этот своеобразный зачин предваряет повествование о событиях поистине трагических. Но речь о них далеко впереди…
2.БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ.
а/ Какова композиция рассказа?
( состоит из 3 частей; тем самым обозначены обстоятельства, при которых постепенно открывается образ главной героини)
б/ Как же трактовать ее образ?
С одной стороны, ее можно рассматривать как жертву власти и алчности людей. Но с другой,- жалкой и несчастной ее не назовешь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна законам нравственности, уберегла свою совесть. Так кто же она – жертва или святая?
Обратимся к тексту.
в/ Матрена в восприятии рассказчика ( сообщение по 1 части)
- Кто такая Матрена?
- Как она живет?
- Почему у нее много обид накопилось?
- Почему ей приходится воровать?
- Почему она была нужным человеком на селе?
ВЫВОД:
Итак, уже в 1 части мы можем видеть не только изображение автором суровой действительности, но и слышать его горестный, сострадательный голос. Обратите внимание на мастерство Солженицына в изображении характеров, его умение наблюдать за людьми и понимать их. В размеренных зарисовках предстает перед нами образ не только одинокой и обездоленной женщины, но и редкого человека с безмерно доброй и бескорыстной душой.
НИЧЕГО НЕ ИМЕЯ, ЭТА ЖЕНЩИНА УМЕЕТ ОТДАВАТЬ.
г/ Прошлое героини ( сообщение по 2 части ).
д/ После смерти ( сообщение по 3 части ).
Характер Матрены во 2 и 3 части дан в сопоставлении с другими персонажами и прежде всего – с Фаддеем, человеком, которого она любила. Обратите внимание, как рассказывает Матрена о своем прошлом.
( необычайное волнение; столько долгих лет грела ее сердце любовь к нему. А Фаддей ? Ничто не дрогнуло в нем при виде мертвой Матрены. Он заботится только о разделе ее имущества.
Почему они такие разные?
( ответ в сопоставлении героев: как бы тяжела ни была судьба, она только ярче проявляет меру человеческого в каждом из людей.
е/ Главное в рассказе – нравственно – духовное содержание.
Что говорит автор об отношении Матрены к богу? (обращение к тексту)
И все же все ее поступки как бы освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим.
Каково отношение людей к ней? Почему ее никто не понимал?
( не могут ее понять стяжатели, корыстные, завистливые люди.)
ж/ Кто виноват в гибели Матрены?
( ее убила чужая корысть, алчность – эта вечная разрушительница жизни, которая не выбирает жертв, а делает ими всех, кто оказался в поле ее воздействия. Через 40 лет Фаддей выполнил свою угрозу. Ударил: по Матрене, по сыну, по дочери и по своей душе, утратившей покой из – за жалких бревен горницы)
з/ Каково отношение рассказчика к героине? Что у них общего?
( оба деликатны; у обоих отсутствует досаждающее любопытство к жизни другого; их объединяет благородство души, сострадание, сочувствие к людям ; они единомышленники.)
и/ Каково отношение автора к Матрене?
В своей статье « Раскаяние и самоограничение» Солженицын обозначил некую меру праведности, святости, возрастающую в одних людях и недоступную другим: «Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх насилия, лжи, нисколько в них не утопая. Каждый из нас встречал таких … это – праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки») , пользовались их добром, они располагают,- и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину.»
( … она и есть тот самый праведник…)
- ТВОРЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.
Сестры Марфа и Мария. (евангельская притча)
Недалеко от Иерусалима находилось селение Вифания. В нем жили две сестры – Марфа и Мария и их брат Лазарь. Все трое очень любили Иисуса и приглашали его к себе.
Однажды Иисус пришел к ним, и Мария сразу села у Его ног слушать Его слово. Марфа же заботилась о большом угощении. Ей не нравилось, что Мария не помогала ей. Поэтому она подошла к Иисусу и сказала:
- Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне.
Иисус же сказал ей в ответ:
- Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
1. С какой из сестер сопоставима Матрена? Почему?
2.Вспомните образ некрасовской Матрены Тимофеевны из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и сопоставьте ее с героиней Солженицына. Что их объединяет?
3. Выпишите из текста слова, характеризующие главную героиню.
4. Прав ли Солженицын, назвав Матрену праведником?
4. ОБОБЩЕНИЕ.
Матрена – женщина - труженица; на таких земля держится. Мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор», свой мир – мир праведников. Но гибнет Матрена - и рушится этот мир…
Жить так праведно, в ущерб себе, в заботе о других - такая перспектива многих не устраивает. Каждому хочется себе другой судьбы.
Мечты могут и не сбыться, счастье – не состояться, успех – не прийти. Но каждый человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был, сохранив в себе мужество, человечность, благородство, не убить то высокое, что заложено в нем самой природой.
5. Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение-размышление на тему: «Каким должен быть ЧЕЛОВЕК в вашем понимании? Что вы более всего цените в людях и почему?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"
Урок-размышление с использованием мультимедийной презентации, раздаточного материала. Основная форма работы- работа в группах....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
"Не стоит село без праведника": урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор"
Презентация и план-конспект урока рассчитан на учащихся 9 и 11 классов. Урок чтения и анализа текстапозволяет поразмышлять о нравственных качествах человека, об утраченных ценностях....
Методическая разработка — материалы к уроку по повести А.И.Солженицына «Матренин двор»
Цель предлагаемого ниже материала — дать учителю инструменты для отработки такого необходимого умения, как анализ художественной детали. Ниже вы найдете список вопросов, которые можно предложить...
Урок литературы 9 класс. Тема: "Перекрёсток нравственных дорог жизни" (по рассказу А. Солженицына "Матрёнин двор").
Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор». Знакосмтво с Матрёной Васильевной....
Комментарии
Очень полезный материал,
Очень полезный материал, спасибо.С удовольствием использую на уроках.