Урок литературы в 11 классе. А.Солженицын. "Матренин двор"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Сергеенко Людмила Вячеславовна

Урок -семинар с элементами творческого практимума по рассказу А.Солженицына "Матренин двор".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_11_kl._a.solzhenicyn_matrenin_dvor.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-семинар с элементами творческого практикума

    в 11 классе по творчеству А.И.Солженицына.

                                                                                                                              Учитель русского языка и литературы

       МБОУ  СОШ № 8 г.Томмот                                                                                                                                                 Алданского района РС(Я)

                                                            Сергеенко Людмила Вячеславовна.

УРОК- СЕМИНАР С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА

В 11 КЛАССЕ.

ТЕМА: А. Солженицын. Рассказ « Матренин двор».

ЦЕЛЬ :  проанализировать текст ; доказать, что идейно – художественные искания автора находятся в сфере духовно – нравственного мировоззрения.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС: Кто же Матрена – жертва или святая? Прав ли Солженицын, назвав Матрену праведником?

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА: подвести учащихся к пониманию того, что в жизни при любых обстоятельствах нужно оставаться ЧЕЛОВЕКОМ.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1.История создания рассказа.

2. Какова композиция рассказа?

3.Матрена в восприятии рассказчика (сообщение по 1 части)

                   - Кто такая Матрена Васильевна?

                   - Как она живет?

                   - Почему у нее много обид накопилось?

                   - Почему ей приходилось воровать?

                   - Почему она была нужным человеком в селе?

4. Прошлое героини ( сообщение по 2 части ).

5.После смерти ( сообщение по 3 части ).

6.Сопоставьте Матрену и Фаддея. Почему они такие разные?

7.Что говорит автор об отношении Матрены к богу?

8.Каково отношение людей к ней? Почему ее никто не понимал?

9.Кто виноват в гибели Матрены?

10.Каково отношение рассказчика к героине? Что у них общего?

11.Каково отношение автора к героине?

12.Прав ли Солженицын, назвав Матрену праведником?

ТВОРЧЕСКИЙ  ПРАКТИКУМ.

  1. Вспомните евангельскую притчу о сестрах Марфе и Марии.

Как выдумаете, с какой из сестер сопоставима Матрена; обоснуйте свой ответ.

2.Вспомните образ некрасовской героини поэмы « Кому на Руси жить хорошо?» Матрены Тимофеевны и сопоставьте его с героиней Солженицына. Что их объединяет?

3. Выпишите из текста слова, характеризующие главную героиню.

ХОД УРОКА.

1.Слово учителя.

Рассказ « Матренин двор» - одно из интереснейших произведений А.Солженицына. Впервые был опубликован в 1963г. в журнале «Новый мир». Первоначальное название – « Не стоит село без праведника». Но во избежание тогдашних цензурных препятствий по совету Твардовского оно было изменено.

  Рассказ во многом автобиографичен. Прототипом главной героини была Матрена Васильевна Захарова, женщина , у которой Солженицын жил по возвращении из ссылки. Село Тальново, где разворачиваются события,- это деревня Мильцево Владимирской области. Но написанное по личным впечатлениям произведение все – таки не мемуарный очерк, а именно  рассказ – « чистая литература».

  Повествование в рассказе передано рассказчику, Игнатьичу, вернувшемуся летом 1956 года из казахстанской ссылки просто в Россию.

Но начинается рассказ не с этого. Давайте обратимся к тексту.

    ( зачитывается начало )

ВЫВОД: этот своеобразный зачин предваряет повествование о событиях поистине трагических. Но речь о них далеко впереди…

2.БЕСЕДА  С УЧАЩИМИСЯ.

а/ Какова композиция рассказа?

( состоит из 3 частей; тем самым обозначены обстоятельства, при которых постепенно открывается образ главной героини)

б/ Как же трактовать ее образ?

С одной стороны, ее можно рассматривать как жертву власти и алчности людей. Но с другой,- жалкой и несчастной ее не назовешь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна законам нравственности, уберегла свою совесть. Так кто же она – жертва или святая?

Обратимся к тексту.

в/ Матрена в восприятии рассказчика ( сообщение по 1 части)

            - Кто такая Матрена?

            - Как она живет?

            - Почему у нее много обид накопилось?

            - Почему ей приходится воровать?

            - Почему она была нужным человеком на селе?

ВЫВОД:

 Итак, уже в 1 части мы можем видеть не только изображение автором суровой действительности, но и слышать его горестный, сострадательный голос. Обратите внимание на мастерство Солженицына в изображении характеров, его умение наблюдать за людьми и понимать их. В размеренных зарисовках предстает перед нами образ не только одинокой и обездоленной женщины, но и редкого человека с безмерно доброй и бескорыстной душой.

   НИЧЕГО НЕ ИМЕЯ, ЭТА ЖЕНЩИНА УМЕЕТ ОТДАВАТЬ.

г/ Прошлое героини ( сообщение  по 2 части ).

д/ После смерти ( сообщение по 3 части ).

Характер Матрены во 2 и 3 части дан в сопоставлении с другими персонажами и прежде всего – с Фаддеем, человеком, которого она любила. Обратите внимание, как рассказывает Матрена о своем прошлом.

( необычайное волнение; столько долгих лет грела ее сердце любовь к нему.  А Фаддей ? Ничто не дрогнуло в нем при виде мертвой Матрены. Он заботится только о разделе ее имущества.

   Почему они такие разные?

( ответ в сопоставлении героев: как бы тяжела ни была судьба, она только ярче проявляет меру человеческого в каждом из людей.

е/ Главное в рассказе – нравственно – духовное содержание.

Что говорит автор об отношении Матрены к богу? (обращение к тексту)

И все же все ее поступки как бы освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим.

Каково отношение людей к ней? Почему ее никто не понимал?

 ( не могут ее понять стяжатели, корыстные, завистливые люди.)

ж/ Кто виноват в гибели Матрены?

( ее убила чужая корысть, алчность – эта вечная разрушительница жизни, которая не выбирает жертв, а делает ими всех, кто оказался в поле ее воздействия. Через 40 лет Фаддей выполнил свою угрозу. Ударил: по Матрене, по сыну, по дочери и по своей душе, утратившей покой из – за жалких бревен горницы)

з/ Каково отношение рассказчика к героине? Что у них общего?

 ( оба деликатны; у обоих отсутствует досаждающее любопытство к жизни другого; их объединяет благородство души, сострадание, сочувствие к людям ; они единомышленники.)

и/ Каково отношение автора к Матрене?

В своей статье « Раскаяние и самоограничение» Солженицын обозначил некую меру праведности, святости, возрастающую в одних людях и недоступную другим:  «Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх насилия, лжи, нисколько в них не утопая.  Каждый из нас встречал таких … это – праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки») , пользовались их добром, они располагают,- и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину.»

  ( … она и есть тот самый праведник…)

  1.  ТВОРЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

Сестры Марфа и Мария. (евангельская притча)

Недалеко от Иерусалима находилось селение Вифания. В нем жили две сестры – Марфа и Мария и их брат Лазарь. Все трое очень любили Иисуса и приглашали его к себе.

Однажды Иисус пришел к ним, и Мария сразу села у Его ног слушать Его слово. Марфа же заботилась о большом угощении. Ей не нравилось, что Мария не помогала ей. Поэтому она подошла к Иисусу и сказала:

- Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ:

- Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

1. С какой из сестер сопоставима Матрена? Почему?

2.Вспомните образ некрасовской Матрены Тимофеевны из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и сопоставьте ее с героиней Солженицына. Что их объединяет?

3. Выпишите из текста слова, характеризующие главную героиню.

4. Прав ли Солженицын, назвав Матрену праведником?

4. ОБОБЩЕНИЕ.

   Матрена – женщина -   труженица; на таких земля держится. Мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор», свой мир – мир праведников. Но гибнет Матрена  - и рушится этот мир…

      Жить так праведно, в ущерб себе, в заботе о других  - такая перспектива многих не устраивает. Каждому хочется себе другой судьбы.

Мечты могут и не сбыться, счастье – не состояться, успех – не прийти. Но каждый человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был, сохранив в себе мужество, человечность, благородство, не убить то высокое, что заложено в нем самой природой.

5. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение-размышление на тему: «Каким должен быть ЧЕЛОВЕК в вашем понимании? Что вы более всего цените в людях и почему?»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок-размышление с использованием мультимедийной презентации, раздаточного материала. Основная форма работы- работа в группах....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

"Не стоит село без праведника": урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор"

Презентация и план-конспект урока рассчитан на учащихся 9 и 11 классов. Урок чтения и анализа текстапозволяет поразмышлять о нравственных качествах человека, об утраченных ценностях....

Методическая разработка — материалы к уроку по повести А.И.Солженицына «Матренин двор»

Цель предлагаемого ниже материала — дать учителю инструменты для отработки такого необходимого умения, как анализ художественной детали. Ниже вы найдете список вопросов, которые можно предложить...

Урок литературы 9 класс. Тема: "Перекрёсток нравственных дорог жизни" (по рассказу А. Солженицына "Матрёнин двор").

Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор». Знакосмтво с Матрёной Васильевной....


 

Комментарии

Михалченкова Надежда Николаевна

Очень полезный материал, спасибо.С удовольствием использую на уроках.