Анализ рассказа Л.Андреева "Кусака"
методическая разработка по литературе (7 класс)
Конспект урока по литературе 7 ласс.Произведение Л.Андреева "Кусака"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_rasskaza_l._andreeva_kusaka.docx | 269.13 КБ |
stihotvorenie.docx | 12.44 КБ |
leonid_andreev_kusaka.pptx | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Анализ текста художественного произведения. Рассказ Л.Андреева "Кусака".
Цели урока:
обучающая: обучение приемам анализа художественного текста;
развивающие: развитие речи детей, умения рассуждать, отстаивать собственное мнение;
воспитывающие: воспитывать чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к «братьям меньшим», понимания и готовности принимать участие в решении главной проблемы XX века - «Человек и окружающий мир».
Оборудование урока: портрет писателя Л.Андреева, рассказ Л. Андреева «Кусака», выставка книг о животных, рисунки детей, тексты были
Л. Н. Толстого «Бешеная собака», стиховорение Р. Ругина «Бродячие собаки», презентация, фонограмма песни «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.
Вступительное слово учителя.
(Слайд 1)
Эпиграфы к уроку
Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов
В книгах мы жадно читаем о том,
на что не обращаем внимания в жизни.
Эмиль Кроткий
(Слайд 2)
Беседа
- Какие мысли, чувства вызвало у вас это произведение? (записать названия этих чувств в тетради).
Коллективно обсуждаем вопрос.
- А что вызывает в вас эти чувства?
- Обратимся к вашим рисункам. Поделитесь своими мыслями, зачитайте (вспомните) отрывки из рассказа, которые подходят к иллюстрациям.
Комментирование рисунков
Часть I
(Слайд 3)
- В какой период жизни мы встречаемся с собакой? Как звали её в начале рассказа? Почему?
- Расскажите об одиночестве Кусаки. Какие слова текста передают его особенно ярко? (1-й абзац)
- Какой предстаёт собака в начале рассказа?
- Как первый раз было обмануто доверие собаки к людям? Как удар человека, которому она поверила, изменил её дальнейшую жизнь и характер?
- Найдите в первой главе ключевые слова, которые характеризуют собаку.
Учащиеся называют слова и делают вывод о том, что собака озлобленная и не доверяет людям.
- Как вы озаглавили первую часть?
- Зачитайте описание пейзажа в конце первой части. Каким настроением он пронизан? Какие выразительные средства использует автор? (примеры пишем).
Часть II
(Слайд 4)
- Что изменилось в жизни Кусаки с приходом весны?
Перескажите эпизод знакомства собаки с дачниками.
- Что это были за люди? Автор говорит, что дачники были добрыми людьми, но собирались застрелить собаку, если не уберется. А вы согласны, что они были добрыми?
Ирония: становились ещё добрее
- Как Кусака выражала людям свою преданность?
Бдительно сторожила дачу.
- Как в жизнь Кусаки вошла любовь?
- Как можно озаглавить эту часть? (щелчок)
«У неё отняли непримиримую злобу»
Часть III
(Слайд 5)
- Как назвали 3 часть?
- Как вы понимаете слова «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»? Какой это литературный приём? Что стоит за этими словами?
- Кто теперь дороже всех для Кусаки?
- Почему? Что смогла сделать Леля?
- Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?
- Почему Кусака не могла радоваться до конца, «служить», «играть», как другие собаки?
- Найдите в третьей части ключевые слова, показывающие, какой стала собака? Сравните. Изменилась собака?
Как вы думаете чем была Кусака для Лели и других детей?
- О чём могла быть мольба собаки?
Часть IV
(Слайд 6)
- Описание пейзажа четвёртой главы. Сравнить с описанием пейзажа в первой главе и ответить на вопрос, для чего автор вводит этот пейзаж?
- Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы?
Когда Кусака одинока — в природе все мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни (прочитать отрывки «Наступила весна...». «Поднялся частый дождь…»).
- Какая же беда подстерегала собаку?
- Чтение в лицах «Разговор Лели и матери»
Какие выводы можно сделать после прослушивания? Любит ли Леля Кусаку?
Леля не любит, просто жалеет Кусаку. Сколько раз автор говорит об этом? Почему не заплакала Леля?
- Что является главным для матери и Лели?
- Кем они собираются заменить Кусаку?
- Как она простилась с собакой?
- Как вы думаете, кто будет скучать и почему: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?
- Как озаглавили? «Жа-а-лко».
Часть V
(Слайд 7)
- Назовите самый драматический момент в рассказе?
- Как вы понимаете крик души собаки? Как она это выражает?
- Как можно озаглавить эту часть? (щелчок) «Собака выла».
А теперь обратимся к плану рассказа, который мы составляли на протяжении урока.
(Слайд 8)
Перед нами зеркальная композиция, в которой объединяются два композиционных приёма – повтор и противопоставление.
- Понравилась ли вам Леля? Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу? Как бы вы поступили в таком случае?
- Выберите слова, характеризующие обитателей дачи.
(Слайд 9)
- Милосердие
- Гуманность
- Понимание боли и счастья другого существа
- Жалость
- Сострадание
- Безразличие
- Предательство
- Черствость души, равнодушие
- Мягкотелость
- Неуважение достоинства другого
- А остальные слова нашли свое место в рассказе? А для вас что значат они?
Работа с эпиграфами.
(Слайд 1)
Обратимся к первому из них.
- Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф? Объясните свою точку зрения.
(Миниатюра Эдуарда Асадова созвучна тем проблемам, которые поднимаются в рассказе “Кусака”.)
- Послушайте песню «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных. Определите интонацию песенки и рассказа. Отличаются ли они? Если да, то чем?
(Просмотр видеофрагмента мультфильма "Собака бывает кусачей…")
- Только ли об отношении к животным этот рассказ? Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?
(Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)
- Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ Л. Андреева, давайте попытаемся понять, о чем хотел сказать нам автор в рассказе.
(Слайд 11)
Вывод.
ОЦЕНКИ
Заключение.
- Посмотрите на выставку книг. Все они написаны о животных, об отношении людей к ним, к окружающему миру.
- Какие книги вы уже читали?
- О каких героях-животных можно вспомнить?
Резерв стихотворение Р. Ругина (известный хантыйский поэт, прозаик) «Бродячие собаки».
(Слайд 12)
Домашнее задание:
Написать мини-сочинение «Мои мысли после прочтения рассказа «Кусака»
Вопросы-помощники:
- Что понравилось в рассказе?
- Как бы я поступил(а) на месте Лели?
- Как нужно относиться к животным?
Предварительный просмотр:
Р.Ругин «Бродячие собаки»
Когда я вижу брошенных собак,
Такая боль одолевает сердце,
Что затмевает белый свет в глазах,
И камень давит душу; и деться
Куда от той сжимающей тоски,
От темной наплывающей печали,
Когда я вижу, как они, скучая,
Подолгу бродят улицами, ждут
Чего-то, вечно сидя у помоек,
Как будто грязь отбросов стерегут,
Как будто ждут, что позовут домой их.
Я думаю: за что же человек
Наколдовал им эту злую долю?
Как можно друга вышвырнуть на снег,
К бездомной жизни брата приневолить?
На то ли разум человеку дан?
Их жизнь – что плод на стебельке увядшем:
Подкарауливать кусок дразнящий,
Чтоб у помойки волю дать зубам;
Отстаивать у жизни каждый час,
Когда судьба так безучастна стала…
Собака эта руки вам лизала
От радости, когда встречала вас!
Она бы снова дом ваш стерегла,
Она детей бы из беды спасала.
Но человеку дружбы стало мало,
Или в душе огонь уже угас?
Бывало, ханты свято берегли
Помощников своих четвероногих.
Есть или нет еды, а поделись
С собакою. Я не встречал убогих
Таких животных в северном краю,
Им там, как нищим, кус не подают.
Ужель и я смогу привыкнуть сам
К голодным их и жаждущим глазам?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Да , меньшие братья нам преданно служат от века. Однако жестокого сколько ещё вокруг? Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг? Эдуард Асадов В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем внимания в жизни. Эмиль Кроткий Э. Асадов Э. Кроткий
ЧАСТЬ I никому не принадлежала не было собственного имени голодная зализывала ушибы и раны о диночество к опила страх и злобу не доверяла людям «Она никому не принадлежала»
ЧАСТЬ I I «У неё отняли непримиримую злобу»
ЧАСТЬ III у нее было имя она принадлежала людям длинная шерсть стала лосниться, как атлас страх не совсем еще выпарился из её сердца «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака» Вывод: собака изменилась внешне, но страх остался
ЧАСТЬ IV « Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой…» « Жа-а-лко »
ЧАСТЬ V «Собака выла»
План рассказа «Она никому не принадлежала ». «У неё отняли непримиримую злобу ». «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака ». « Жа-а-лко ». «Собака выла». Зеркальная композиция К омпозиционные приёмы : повтор противопоставление
Характеристика обитателей дачи: Милосердие Гуманность Понимание боли и несчастья другого существа Жалость Сострадание Безразличие Предательство Черствость души, равнодушие Мягкотелость Неуважение достоинства другого
«В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Л. Андрее в
Вывод Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает. В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны .
Домашнее задание Написать мини-сочинение «Мои мысли после прочтения рассказа «Кусака». Вопросы-помощники: Что понравилось в рассказе? Как бы я поступил(а) на месте Лели? Как нужно относиться к животным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"
Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств...
Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе
1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...
урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"
Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....
Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"
Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....
Урок русского языка в 11 классе Лингвистический анализ рассказа М.А.Булгакова»Тьма египетская». Тип урока: урок –практикум
Лингвистический аназиз текста...
Учимся читать и понимать А. Платонова. Анализ рассказа "Юшка".
Анализ рассказа " Юшка". Размышления над страницами рассказа А. Платонова....
Жизнь и творчество писателя А.С. Грина/ Анализ рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа»
Урок литературы с элементами мастерской "Путь к Александру Грину".Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве...