Исследовательская работа "Футуризм в русской литературе".
проект по литературе (9, 11 класс)
В работе представлена история развития футуризма, рассматриваются различные направления данного течения , выявляется роль футуризма в русской литературе и тенденции дальнейшего развития. Материалы данного исследования использовались на уроках литературы в 9, 11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Футуризм в русской литературе (1 ч.) | 2.06 МБ |
Футуризм в русской литературе (2 ч) | 2.07 МБ |
Футуризм в русской литературе (3 ч) | 526.89 КБ |
Футуризм в русской литературе (4 ч) | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования 1. Узнать, что такое футуризм. 2. Изучить историю футуризма как новаторского направления в искусстве. 3 . Ознакомиться с работами представителей разных футуристических направлений. 4. Понять особенности различных направлений. 5. Роль футуризма в литературе. 6 . Узнать о дальнейшем развитии футуризма.
Футуризм, «искусство будущего» (от лат. Futurum – будущее) - это художественное течение в европейском искусстве начала ХХ в. Основную задачу нового искусства футуристы видели в отказе от всех традиций, в разрыве с идеологией и этическими взглядами, выраженными в творчестве своих предшественников. Это течение претендовало на построение нового искусства, выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Родоначальником футуризма считают итальянского поэта Филлипо Томмазо Маринетти , опубликовавшего «Манифест футуризма » в 1909 г. Итальянское изобретение стало настолько русским национальным явлением, что во время посещения Маринетти России (1914) футуристы не признали его своим. Появление футуризма
Особенности футуризма Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм. Футуристы стремились разрушать формы условности “ cтарого ” искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Свои произведения они посвящали сиюминутным достижениям цивилизации и техническому прогрессу. Для их творчества характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией. Таким образом главными особенностями футуризма стали преклонение перед формой и пренебрежение содержанием.
Футуризм в архитектуре Понятие футуризм в архитектуре появилось благодаря фантазии одного из основоположников футуристического движения − Антонио Сант’Элиа . Будучи архитектором , стремившимся изменить историю, этот человек создавал эскизы строений будущего, где каждая деталь «говорила» о техническом прогрессе. Основная характеристика направления – отсутствие всевозможных фасадных украшений, Строгая красота, четкость, выдержанность линий и высокая практичность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Футуризм в музыке После появления футуризма на призыв по-новому услышать мир откликнулись многие композиторы. Футуристам принадлежит изобретение микрохроматики : традиционный европейский музыкальный строй использует лишь пятую часть доступных человеческому уху звуков. Разделив гамму не на 12, а, например, на 29 частей, можно создать новую звуковую реальность . В отличие от русской живописи футуризм в музыке проявлялся не так ярко и связан , прежде всего, с именами И.Ф. Стравинского, А.Н.Скрябина , Н.А.Рославца . И.Ф.Стравинский А.Н.Скрябин Н.А.Рославец
Русские футуристы-писатели делились на 4 группы : Эгофутуристы “ Центрифуга ” Кубофутуристы “ Мезонин поэзии ” В 1912 году был выпущен манифест «Пощёчина общественному вкусу» - дата его выхода считается датой рождения русского футуризма. Он формулировал 4 права поэтов: 1. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами (Слово — новшество). 2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный венок грошовой славы . 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования .
I. Петербургские эгофутуристы Объединялись вокруг издательства “Петербургский глашатай”. Лидеры : И.Северянин - основатель направления, И.Игнатьев - основатель и здательства. К роме созвучия названий, это направление имело мало общего с футуризмом. Его история как организованного направления была очень коротка (с 1911 до начала 1914 г.). Лозунги эгофутуристов : Душа – единственная истина. Самоутверждение личности . Поиски нового без отрицания старого . 4 . Осмысленные неологизмы . 5 . Смелые образы, эпитеты. 6 . Борьба со " стереотипами" . 7 . Разнообразие метров".
Совместно с К.Олимповым И.Северянин в 1911 году в Петербурге создаёт кружок " Ego ", с которого и начался эгофутуризм. Эгофутуристов называли самозванцами, повторявшими уже сделанное другими модернистами . Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен ! Я повсесердно утвержден! («Эпилог», октябрь 1912) Эгопоэзия вульгализировала до крайних пределов мысли и чувства, которые еще до Северянина были принесены в Россию модернистами, возвестившими культ « я ». Слава Северянина была связана не с новаторскими поисками, а с удачным использованием старых схем и стереотипов. В 1914 г. эгофутуризм, после пика своего развития, начал исчезать. Причиной стало самоубийство И.Игнатьева - с его смертью перестал существовать официальный рупор эгофутуризма — издательство «Петербургский глашатай». Вскоре эгофутуризм прекратил свое существование.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
iii. “ мезонин поэзии ” Был создан в 1913 году московскими эгофутуристами. В него входили В.Шершеневич , Р.Ивнев , Л.Зак и многие другие. Идейным вдохновителем группы , а также самым энергичным её участником являлся Вадим Шершеневич . В.Шершеневич Эта группа пыталась повторить успех будетлян и противопоставить себя ей в литературе . Но в "Мезонине поэзии" не было поэтов, сопоставимых с Маяковским или Хлебниковым , поэтому его участникам было сложно выработать самостоятельную теоретическую базу своей группы. Они всячески подчёркивали родство с петербургскими эгофутуристами, часто публиковались в их изданиях, но занимали при этом достаточно неопределённую позицию . Из-за отсутствия единства “Мезонин поэзии” распался не просуществовав года, однако его существование принесло человечеству такие знаменитые произведения, как "Вернисаж", "Пир во время чумы", "Крематорий здравомыслия” и многие другие.
iv . Гилея ( будетляне ) " Гилея " – первая футуристическая группа в России. Они называли себя также " кубофутуристы " или " будетляне ” . В начале 1910 года в Петербурге " Гилея " заявила о своём существовании в составе Д. и Н.Бурлюков , В.Хлебникова , В.Маяковского и А.Кручёных . Программным стал их манифест " Пощёчина общественному вкусу ” . Проявляя обострённое чутьё к слову, футуристы доходили до абсурда, занимаясь конструированием . Особое значение они придавали словотворчеству, " самовитому слову". Самым знаменитым стихом кубофутуристов стал “Дыр бул щил ” Алексея Крученых. Дыр бул щыл убеш щур скум вы со бу р л эз ( 1913) Автор утверждал, что "в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина". Результатом подобной деятельности футуристов явился небывалый всплеск словотворчества , что в конце концов привело к созданию теории "заумного языка" – зауми.
Футуристы , как правило, не окончили не только университетов, но и гимназий, бравируя своей антикультурностью , необразованностью, «дикостью» Николай Гумилев : «Мы присутствуем при новом вторжении варваров, сильных своею талантливостью и ужасных своею небрезгливостью . Только будущее покажет, „германцы“ ли это, или… гунны, от которых не останется и следа». Футуризм выдохся примерно к 1915 году, а те, кто к нему относились, побрели своими путями . Серьезного же внимания среди них заслуживает В.Маяковский , одна из заметнейших фигур как «серебряного века», так и советской литературы . Футуризм Маяковского был прежде всего поэзией города и опытом новой живописи словом и новых ритмов.
Художественный мир лирики Маяковского С будетлянами Маяковского объединяет лишь внимание к словесной фактуре, постоянные стилистические эксперименты. Важная особенность его поэзии – ораторская интонация . В поисках формулы крика Маяковский ломает привычную ритмическую структуру стиха. Он варьирует в одном тексте стихи разной длины, интонационные куски располагает лесенкой, тем самым приближая стих к разговорной речи. Основой стиховой речи Маяковского становится ритмически выделенное слово. Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство. Спасибо… не тревожьтесь… я постою…. У меня к вам дело деликатного свойства: О месте поэта в рабочем строю. (« Разговор с фининспектором о поэзии», 1926)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ранний Маяковский – поэт обиды, одиночества, жалобы и жалости. Он настолько поглощен своими чувствами, настолько занят отношениями с любимой, людьми, миром , Богом, что перспектива будущего для него закрыта. В этом смысле он н е оправдывает звание футуриста. Пытаясь узреть будущее, он ощущает лишь собственную боль. Только революция делает Маяковского настоящим футуристом- будетляниным . Он начинает служить не только новой власти. Он (как и многие в двадцатые годы) воспринимает советскую власть как осуществление многовековых грез человека о справедливом мироустройстве, реализацию утопии.
Футуризм и современность Футуризм в России воскрес в стихах А. Вознесенского . А. Вознесенский много экспериментирует в области художественной формы, в последние годы, создает " видеомы ", в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в определенной форме. По замыслу автора, такая визуальная поэзия должна соединять зрительное восприятие с духовным. Вознесенский строил свои композиции из букв, и эти стихи лучше не читать, а рассматривать, пытаясь понять, как это сделано (т.е. оценивать как архитектурную конструкцию )
Заключение Русские футуристы пытались по–новому осмыслить окружающий мир . Для русских футуристов современный мир – это движение, устремленность в будущее. Они буквально жили им. Идти в будущее означало творить его . Эксперименты футуристов, безусловно, явились стимулом для развития художественного языка . При всех своих внутренних противоречиях футуризм сыграл определенную роль в становлении принципов творчества таких крупнейших советских поэтов, как В. Маяковский, В. Хлебников, Б . Пастернак, Н. Асеев, Д.Хармс , Н . Заболоцкий . Поиск новых средств поэтической выразительности приводит футуристов к созданию нового типа книги, которая воздействует на читателя не только своим содержанием, но и внешней формой, т.к. смысл, ритм, рифма передаются визуальными средствами . Конец ХХ века начало ХХI века новый этап в развитии футуризма.
Литература : 1. Русская литература ХХ века. Учебник –практикум ,11 класс. Под редакцией Ю.И.Лыссого . М., Мнемозина, 2004. 2. И.Н.Сухих . Русская литература для всех. Классное чтение! (От Блока до Бродского). – СПб, « Лениздат », 2013. 3.М.М.Дунаев. «Православие и русская литература». Ч. V . М., Христианская литература, 2003. 4. Искушение новизной - русский футуризм. http://www.bestreferat.ru/referat-215531.html 5. Причины появления модернизма в начале ХХ века. http://nvtc.ee/e-oppe/Valiulina/modern/______1.html 6. П. Родькин. Футуризм и современный графический дизайн. http://www.prdesign.ru/text/2013/futurismdesign.html 7. А.Вознесенский . Визуальная поэзия. http://alldayplus.ru/society/interview/720-andrej-voznesenskij-vizualnaya-poyeziya.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Традиции русской литературы в рассказах В.М.Шукшина"
В данной исследовательской работе рассматривается тема наследия и развития традиций русских классиков в творчестве В.М.Шукшина, анализируется своеобразие проблемати...
Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения русской литературы
Работа посвящена актуальной проблеме организации исследовательской деятельности в процессе обучения школьников: выявлены педагогические и психологические условия, необходимые для проведения исследоват...
Отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе.Исследовательская работа по литературе.
В работе подробно освещена история дуэлей, а именно отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе. Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи...
Программа дополнительного образования. Проектно-исследовательская работа по литературе «Отцы и дети: от русской литературы к современности»
Программа позволяет оказывать образовательные услуги в интересах личности ребенка, направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его стат...
Образ Петра Первого в произведениях русской литературы(исследовательский проект)
Тема исследовательской работы: Образ Петра Великого в произведениях литературы. В фокусе внимания ученицы стали предания, а также творчество М.В.Ломоносова иА.С. Пушкина....
«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»
Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...
Темы исследовательских работ по русскому языку и литературе
Предлагаю темы исследовательских работ по русскому языку и литературе...