"Обращение"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Чимитова Цырендулма Дашинимаевна

Опорный конспект по теме "Обращение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornyy_konspekt_obrashchenie.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

        Век нынешний – век информационный. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием, ибо успешность учителя в своей профессии напрямую зависит от его информационно - коммуникационной компетентности. Традиционная классно - урочная система перестает быть основной формой обучения.

       Возможность представления в мультимедийной форме информационных материалов, необходимость формирования умений и навыков информационно – поисковой деятельности, необходимость оценивания знаний и умений учащихся в более короткие сроки требуют использования ИТ учителем на уроке и становится культурной практикой, требующей новых жизненных навыков учителя и учащегося.

      Очень продуктивной и результативной методической технологией в работе учителя русского языка считаю интенсификацию обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Результативность и эффективность использования опорных карт и логических схем в учебном процессе доказаны в возможности максимально сконцентрировать необходимую информацию учебника при минимуме учебного времени на изучение большого объема учебного материала, а именно:

  • ученик видит правило в полном объеме;
  • есть возможность систематизировать и упорядочить знания;
  • в работу включаются все стороны механической и логической памяти;

           развивается логическое мышление, творческие способности, устная монологическая

          речь;

  • ученик оперирует научными понятиями, учится самостоятельно получать знания;
  • повышается успеваемость;
  • ученик не боится отвечать у доски;
  • освоение опыта доступно любому учителю.

         Школьники  должны  прочитать  заданный  материал  по  учебнику,  сопоставить  прочитанное  с  опорной картой (ОК),  рассказать  материал  учебника  по ОК,  запомнить  наизусть ОК  как  опору  рассказа,  воспроизвести  письменно  ОК и  сравнить  с  образцом.  

           На  следующем  уроке  проводится  фронтальный  контроль  усвоения  ОК:  все  учащиеся  воспроизводят  карты  по  памяти.

          Опорные  карты  помогают  разнообразить  урок,  делают  его  наиболее  запоминающимся,  нестандартным;  активизируют  познавательную  деятельность  ребят,  служат  подспорьем  в  практической  деятельности  учащихся  и,  конечно  же, помогают  при  подготовке  к  экзаменам  в  9, 11  классах.

         К созданию ОК по теме «Обращение» меня подтолкнуло неполное отражение учебного материала в собрании опорных карт  Е.Г.Чендулаевой  [1], которым пользуемся на уроках русского языка. Красным цветом выделено самое главное, зеленым - информация о правиле, а синим цветом  выделены примеры.

       После ознакомления с ОК ученик должен

  • уяснить назначение обращения в речи,
  • уметь находить и пунктуационно выделять обращение,
  • правильно использовать обращение в связном устном и письменном высказывании.

ОК   Слова, грамматически не связанные с членами предложения

ОБРАЩЕНИЕ

синтаксическая единица, обозначающая лицо или олицетворяющая предмет (явление), к которому говорящий непосредственно обращает

свое высказывание.

     Обращение не является членом предложения, т.е. не имеет сочинительной и подчинительной связи с другими словами и сохраняет обособленность своей позиции и грамматическую самостоятельность.

    Функция  коммуникативная  Обращение призвано привлечь внимание собеседника, обозначив его по имени, и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику, а в письмах к адресату. В устной речи выделяются особой (звательной) интонацией, на письме – выделительными знаками препинания.

   Способы выражения обращения зависят от конкретной ситуации (формы и стиля речи): 

-в диалоге (нераспространенные обращения)

-в деловой речи (распространенные обращения)

  • в письмах официального характера уважаемый, многоуважаемый, глубокоуважаемый, дорогой, господин (госпожа), товарищ
  • в письмах к родным и друзьям  дорогой, милый, родной, любимый

-в языке художественных произведений ,особенно в поэтической речи (согласованные и несогласованные определения, приложения, ряды однородных обращений)

Простите, верные дубравы!

Прости, беспечный мир полей

И легкокрылые забавы

Столь быстро улетевших дней!

-в ораторской речи

                  Сограждане! Отечество гибнет!

                                          (из речи К. Минина)

Речевые формы обращения

1.Обращение может быть выражено   именем существительным:

  • именем собственным (фамилия, имя, отчество)  в именительном падеже или кличкой одушевленного существа в именительном падеже

1) Здорово, кум Фаддей

    -«Здорово, кум Егор!»  

2)Давно, Поликанушка, мне больно самому

                                                  (И.Крылов)          

  • именем нарицательным в именительном падеже:
  • наименованием неодушевленного предмета (поэтическое обращение)

Ты, волна моя морская,

Своенравная волна…

  • по возрасту

Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас

  • по профессии

Доктор, у меня болит голова

  • по половому признаку

Девушка, позвольте познакомиться с вами?

  • по степени родства

Мама, милая мама, как тебя я люблю

  • по должности

Товарищ генерал, разрешите обратиться

2 словами, выражающими отношение говорящего к адресату (ласковое или грубое)

  1. Олежек, вставай поскорее! Танюша, зайка, сходи в магазин. Сынуля, помоги мне, пожалуйста. Как хорошо ты все сделала, умница моя. 
  2. Ну, бестолочь, подай книгу.

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу.

3 прозвищем (названием по характерным чертам, свойству, которое  не должно быть обидным, не касаться внешних и физических недостатков)

   Сашка, иди сюда. Серый, отстань от меня.

4  именем прилагательным 

              Хорошая моя, куда ж ты?

5   причастием

Провожающие, выйдите из вагона. Радуйся жизни, живущий!

6  местоимением-существительным

         Эй, кто-нибудь!

     Личные местоимения ты или вы не являются обращениями, а выступают в роли подлежащих. Однако они могут входить в состав распространенного обращения, пунктуационно выделяясь вместе с ним

Ну, полноте, полноте, балагур, шутник вы этакий. 

Милый вы мой, выручите меня! (Тургенев)

      В редких случаях местоимения ты и вы могут выступать в роли обращения, заменяя собой название лица, к которому обращена речь

Эй, ты, иди сюда! Тише,вы! Эй, в серой шляпе, как мне пройти на станцию?

                Правила выделения обращения  в письменной речи

      Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения, выделяется запятыми или восклицательным знаком (в зависимости от цели высказывания и эмоциональности).  

1. […, О,……]? Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

2. [О, ……… ]! Кудесник, ты лживый, безумный старик!

3. [……….., О]! Раззудись, плечо! Размахнись, рука!

4. [……….., О]. Шуми, шуми, послушное ветрило,

                         Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

5. […, О,…… ] ! Еще ты дремлешь, друг прелестный,

                            Пора, красавица, проснись!

6. [О!...............] ? Друзья! К чему весь этот шум?

        Перед обращением могут стоять частицы о, а, которые входят в обращение и не отделяются от него никаким знаком.

О Волга! После многих лет я вновь  принес тебе привет (Некрасов)

       Но если о выступает в роли междометия (со значением «ах»), то после него, согласно правилам, стоит запятая или восклицательный знак.

О, дети, зачем вы так шумите! = Ах, дети, зачем вы так шумите!

       Если перед повторяющимся обращением стоит усилительная частица а, то перед ней ставится запятая, а после нее никакого знака не ставится.

               Нина, а Нин, поди сюда!         

      При неповторяющемся обращении а выступает в роли междометия и отделяется запятой.  А, Васька! - сказал он.

      Если распространенное обращение разбито в предложении на части, то каждая из них выделяется запятыми

                          Отколе, умная, бредешь ты,  голова?


[1] Чендулаева Е.Г. Опорные карты. Грамматика русского языка Материк-Альфа, 2005, Прогресс- Принт, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»

На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,...

Обращение. Знаки препинания при обращении

Краснодарский крайУсть-Лабинский районг. Усть-Лабинскмуниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6ул.Энгельса,71      ОТКРЫТЫЙ...

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

урок в 5 классе Обращение. Знаки препинания при обращении.

Урок по теме "Обращение. знаки препинания при обращении" в 5 классе по программе Львова. На уроке использовалась презентация. Урок прошёл на высоком уровне. Учащимся урок очень понравился....

ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ.

Урок по теме: "Обращение и знаки препинания при обращении".материал учит детей находить предложения с обращениями, использовать обращение как средство оценки того, кто говорит и того, к кому обращаютс...

Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.

Урок русского  языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.Обращения в лирике ненецких писателей.Презентация к уроку....