"Обращение"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Опорный конспект по теме "Обращение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornyy_konspekt_obrashchenie.docx | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Век нынешний – век информационный. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием, ибо успешность учителя в своей профессии напрямую зависит от его информационно - коммуникационной компетентности. Традиционная классно - урочная система перестает быть основной формой обучения.
Возможность представления в мультимедийной форме информационных материалов, необходимость формирования умений и навыков информационно – поисковой деятельности, необходимость оценивания знаний и умений учащихся в более короткие сроки требуют использования ИТ учителем на уроке и становится культурной практикой, требующей новых жизненных навыков учителя и учащегося.
Очень продуктивной и результативной методической технологией в работе учителя русского языка считаю интенсификацию обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Результативность и эффективность использования опорных карт и логических схем в учебном процессе доказаны в возможности максимально сконцентрировать необходимую информацию учебника при минимуме учебного времени на изучение большого объема учебного материала, а именно:
- ученик видит правило в полном объеме;
- есть возможность систематизировать и упорядочить знания;
- в работу включаются все стороны механической и логической памяти;
развивается логическое мышление, творческие способности, устная монологическая
речь;
- ученик оперирует научными понятиями, учится самостоятельно получать знания;
- повышается успеваемость;
- ученик не боится отвечать у доски;
- освоение опыта доступно любому учителю.
Школьники должны прочитать заданный материал по учебнику, сопоставить прочитанное с опорной картой (ОК), рассказать материал учебника по ОК, запомнить наизусть ОК как опору рассказа, воспроизвести письменно ОК и сравнить с образцом.
На следующем уроке проводится фронтальный контроль усвоения ОК: все учащиеся воспроизводят карты по памяти.
Опорные карты помогают разнообразить урок, делают его наиболее запоминающимся, нестандартным; активизируют познавательную деятельность ребят, служат подспорьем в практической деятельности учащихся и, конечно же, помогают при подготовке к экзаменам в 9, 11 классах.
К созданию ОК по теме «Обращение» меня подтолкнуло неполное отражение учебного материала в собрании опорных карт Е.Г.Чендулаевой [1], которым пользуемся на уроках русского языка. Красным цветом выделено самое главное, зеленым - информация о правиле, а синим цветом выделены примеры.
После ознакомления с ОК ученик должен
- уяснить назначение обращения в речи,
- уметь находить и пунктуационно выделять обращение,
- правильно использовать обращение в связном устном и письменном высказывании.
ОК Слова, грамматически не связанные с членами предложения
ОБРАЩЕНИЕ
синтаксическая единица, обозначающая лицо или олицетворяющая предмет (явление), к которому говорящий непосредственно обращает
свое высказывание.
Обращение не является членом предложения, т.е. не имеет сочинительной и подчинительной связи с другими словами и сохраняет обособленность своей позиции и грамматическую самостоятельность.
Функция коммуникативная Обращение призвано привлечь внимание собеседника, обозначив его по имени, и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику, а в письмах к адресату. В устной речи выделяются особой (звательной) интонацией, на письме – выделительными знаками препинания.
Способы выражения обращения зависят от конкретной ситуации (формы и стиля речи):
-в диалоге (нераспространенные обращения)
-в деловой речи (распространенные обращения)
- в письмах официального характера уважаемый, многоуважаемый, глубокоуважаемый, дорогой, господин (госпожа), товарищ
- в письмах к родным и друзьям дорогой, милый, родной, любимый
-в языке художественных произведений ,особенно в поэтической речи (согласованные и несогласованные определения, приложения, ряды однородных обращений)
Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
-в ораторской речи
Сограждане! Отечество гибнет!
(из речи К. Минина)
Речевые формы обращения
1.Обращение может быть выражено именем существительным:
- именем собственным (фамилия, имя, отчество) в именительном падеже или кличкой одушевленного существа в именительном падеже
1) -«Здорово, кум Фаддей!»
-«Здорово, кум Егор!»
2)Давно, Поликанушка, мне больно самому…
(И.Крылов)
- именем нарицательным в именительном падеже:
- наименованием неодушевленного предмета (поэтическое обращение)
Ты, волна моя морская,
Своенравная волна…
- по возрасту
Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас
- по профессии
Доктор, у меня болит голова
- по половому признаку
Девушка, позвольте познакомиться с вами?
- по степени родства
Мама, милая мама, как тебя я люблю
- по должности
Товарищ генерал, разрешите обратиться
2 словами, выражающими отношение говорящего к адресату (ласковое или грубое)
- Олежек, вставай поскорее! Танюша, зайка, сходи в магазин. Сынуля, помоги мне, пожалуйста. Как хорошо ты все сделала, умница моя.
- Ну, бестолочь, подай книгу.
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу.
3 прозвищем (названием по характерным чертам, свойству, которое не должно быть обидным, не касаться внешних и физических недостатков)
Сашка, иди сюда. Серый, отстань от меня.
4 именем прилагательным
Хорошая моя, куда ж ты?
5 причастием
Провожающие, выйдите из вагона. Радуйся жизни, живущий!
6 местоимением-существительным
Эй, кто-нибудь!
Личные местоимения ты или вы не являются обращениями, а выступают в роли подлежащих. Однако они могут входить в состав распространенного обращения, пунктуационно выделяясь вместе с ним
Ну, полноте, полноте, балагур, шутник вы этакий.
Милый вы мой, выручите меня! (Тургенев)
В редких случаях местоимения ты и вы могут выступать в роли обращения, заменяя собой название лица, к которому обращена речь
Эй, ты, иди сюда! Тише,вы! Эй, в серой шляпе, как мне пройти на станцию?
Правила выделения обращения в письменной речи
Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения, выделяется запятыми или восклицательным знаком (в зависимости от цели высказывания и эмоциональности).
1. […, О,……]? Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
2. [О, ……… ]! Кудесник, ты лживый, безумный старик!
3. [……….., О]! Раззудись, плечо! Размахнись, рука!
4. [……….., О]. Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
5. […, О,…… ] ! Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись!
6. [О!...............] ? Друзья! К чему весь этот шум?
Перед обращением могут стоять частицы о, а, которые входят в обращение и не отделяются от него никаким знаком.
О Волга! После многих лет я вновь принес тебе привет (Некрасов)
Но если о выступает в роли междометия (со значением «ах»), то после него, согласно правилам, стоит запятая или восклицательный знак.
О, дети, зачем вы так шумите! = Ах, дети, зачем вы так шумите!
Если перед повторяющимся обращением стоит усилительная частица а, то перед ней ставится запятая, а после нее никакого знака не ставится.
Нина, а Нин, поди сюда!
При неповторяющемся обращении а выступает в роли междометия и отделяется запятой. А, Васька! - сказал он.
Если распространенное обращение разбито в предложении на части, то каждая из них выделяется запятыми
Отколе, умная, бредешь ты, голова?
[1] Чендулаева Е.Г. Опорные карты. Грамматика русского языка Материк-Альфа, 2005, Прогресс- Принт, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»
На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,...
Обращение. Знаки препинания при обращении
Краснодарский крайУсть-Лабинский районг. Усть-Лабинскмуниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6ул.Энгельса,71 ОТКРЫТЫЙ...
Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.
К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших у...
урок в 5 классе Обращение. Знаки препинания при обращении.
Урок по теме "Обращение. знаки препинания при обращении" в 5 классе по программе Львова. На уроке использовалась презентация. Урок прошёл на высоком уровне. Учащимся урок очень понравился....
ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ.
Урок по теме: "Обращение и знаки препинания при обращении".материал учит детей находить предложения с обращениями, использовать обращение как средство оценки того, кто говорит и того, к кому обращаютс...
Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.
Урок русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.Обращения в лирике ненецких писателей.Презентация к уроку....