Рабочий лист к уроку по сказу Н.С. Лескова "Левша"
материал по литературе (7 класс)
Рабочий лист по сказу Н.С. Лескова "Левша"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочий лист к уроку по сказу Н.С. Лескова "Левша" | 256.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к уроку по сказу Н.С. Лескова «Левша»
- Тема урока: Образ Левши как
- Цели урока:
- рассмотреть ……………………………………………………………………..
- выявить ……………………………………………………………………………
- доказать ……………………………………………………………………………
- Лесков «парит высоко, высоко над Европой, превознося русские таланты и верноподданность»
«Гениальный Левша (читай: русский народ) преображается в забитого, безличного, чувствующего своё ничтожество рабочего, который безропотно идёт своей серенькой неприглядной полоской, не зная, куда его бросит горькая доля… Не слишком ли уж отзывается пессимизмом такой вывод?»
- Задания по рядам:
1 ряд - Как характеризует тульских мастеров их ответ Платову? (глава 5)
Вывод: тульские мастера наделены истинным сознанием своих ………………………………….. и ………………………………… заморских мастеров
2 ряд - Прочитать описание Левши (глава 6). Почему так непритязательна внешность героя? Почему у него нет имени?
Вывод: физические изъяны подчёркивают …………………………………………………………… Левши
3 ряд - Как работают тульские мастера? (глава 7)
Вывод: мастера предельно ……………………………………… на своём деле, …………………………………. ко всему остальному и даже к ………………………………………………………….. .
- Посмотрите инсценировку. Сравните поведение Платова и мастеров. (глава 10)
Выводы:
- Платов ……………………………………………………………………………………………………………………………….;
- мастерам присуще …………………………………………………………………………………………………………. ;
- мастера ………………………………………………………………………………………………………………………… .
- Посмотрите фрагмент мультфильма.
- Какие качества характера Левши проявляются в эпизоде? (глава 13)
Вывод: Левша ведёт себя ……………………… , без ………………………………………………………… .
- Что в мультфильме не соответствует содержанию аналогичного эпизода сказа?
Вывод: в описании удивительной работы тульских мастеров звучит тревожная мысль Лескова о …………………………………………………………………………………………………………………………….. .
- Левша за границей (главы 15, 16). Спор «западников» и «славянофилов»
«Западники» | «Славянофилы» |
Отношение к талантливым людям | Отношение Левши к условиям труда рабочих |
Условия труда рабочих | Отношение к Родине, русской вере |
Хранение оружия | Что больше всего заинтересовало Левшу, после чего он «вдруг начал беспокойно скучать»? |
- Каковы же итоги состязания талантов двух наций?
Выводы:
Англичане – люди ………………………………………………………………………………………………………………
Левша признаёт, что ……………………………………………………………………………………………………… , но остаётся при этом ……………………………………………………….. , отстаивающем ……………………………… .
- – Чем заканчивается сказ?
– Кто виноват в страшной судьбе Левши?
Лесков писал: «Мне кажется, что лучшая часть всё-таки в конце – Левша в Англии и его трагическая кончина». Почему? О чём были последние слова Левши?
- Подведение итогов.
– Добились ли мы поставленных целей? Смогли ли доказать справедливость слов Лескова, отвергавшего обвинения критиков?
Лесков ………………………………………. своим героем, но чувства автора ……………………………………….: с одной стороны, ………………………………… за народ, его …………………………………., ………………………………………., с другой стороны - …………………………………. чувство от его униженности и ……………………………….., от ……………………………………… отношения к народу со стороны властей.
- Домашнее задание
Прочитать и принести на урок рассказ Лескова «Человек на часах»
Рабочий лист для учителя к уроку по сказу Н.С. Лескова «Левша»
- Тема урока: Образ Левши «как выразителя русского народа»
- Цели урока:
- рассмотреть образ Левши в сказе
- выявить отношение автора к главному герою
- доказать, что Левша является символом русского народа
- Лесков «парит высоко, высоко над Европой, превознося русские таланты и верноподданность»
«Гениальный Левша (читай: русский народ) преображается в забитого, безличного, чувствующего своё ничтожество рабочего, который безропотно идёт своей серенькой неприглядной полоской, не зная, куда его бросит горькая доля… Не слишком ли уж отзывается пессимизмом такой вывод?»
- Задания по рядам:
1 ряд - Как характеризует тульских мастеров их ответ Платову? (глава 5)
Вывод: тульские мастера наделены истинным сознанием своих возможностей и возможностей заморских мастеров
2 ряд - Прочитать описание Левши (глава 6). Почему так непритязательна внешность героя? Почему у него нет имени?
Вывод: физические изъяны подчёркивают особую искусность Левши
3 ряд - Как работают тульские мастера? (глава 7)
Вывод: мастера предельно сосредоточены на своём деле, равнодушныко всему остальному и даже к собственной жизни .
- Посмотрите инсценировку. Сравните поведение Платова и мастеров. (глава 10)
Выводы:
- Платов не верит мастерам, он раздражителен. груб;
- мастерам присуще чувство собственного достоинства, их обижает недоверие и оскорбительные слова Платова ;
- мастера переживают из-за того, что Платов увёз Левшу без документов .
- Посмотрите фрагмент мультфильма.
- Какие качества характера Левши проявляются в эпизоде? (глава 13)
Вывод: Левша ведёт себя просто , без лести и хитрости .
- Что в мультфильме не соответствует содержанию аналогичного эпизода сказа? (В мультфильме блоха танцует)
Вывод: в описании удивительной работы тульских мастеров звучит тревожная мысль Лескова о русской отсталости, непросвещённости, которая сковывает великие силы и возможности народа .
- Левша за границей (главы 15, 16). Спор «западников» и «славянофилов»
«Западники» | «Славянофилы» |
Отношение к талантливым людям | Отношение Левши к условиям труда рабочих |
Условия труда рабочих | Отношение к Родине, русской вере |
Хранение оружия | Что больше всего заинтересовало Левшу, после чего он «вдруг начал беспокойно скучать»? |
- Каковы же итоги состязания талантов двух наций?
Выводы:
Англичане – люди основательные, трудолюбивые, с уважением относящиеся к таланту Левши
Левша признаёт, что условия труда рабочих намного лучше, чем в России, но остаётся при этом настоящим патриотом , отстаивающим русскую веру и заботящемся об интересах родной страны.
- – Чем заканчивается сказ?
– Кто виноват в страшной судьбе Левши? (Виноваты безответственные люди, представляющие власть, высокомерные и неблагодарные, не умеющие ценить талант. Гениальный мастер был, по существу, убит)
А почему же тогда Лесков писал: «Мне кажется, что лучшая часть всё-таки в конце – Левша в Англии и его трагическая кончина».
(Именно в этих сценах, рисующих победу русского таланта и его последующую гибель на родине, и заключён основной идейный смысл сказа. Здесь особенно сильно звучит призыв к изменению судьбы русского народа).
- Подведение итогов.
– Смогли ли мы доказать справедливость слов Лескова, отвергавшего обвинения критиков?
Лесков любуется своим героем, но чувства автора противоречивы: с одной стороны, гордость за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм с другой стороны - горькое чувство от его униженности и бесправия, от преступного отношения к народу со стороны властей. Да, Левша – «выразитель народа» со всеми достоинствами и недостатками русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочий лист к уроку русского языка
Рабочий лист к уроку "Обращение"...
Рабочий лист к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)
Рабочий лист к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)...
Рабочие листы к уроку "Спорт"
Рабочие листы к уроку "Спорт"...
Рабочий лист к уроку 82 в 5 классе по УМК М.З. Биболетовой
Рабочий лист разработан по ФГОС....
Рабочие листы к урокам информатики
Я разработала рабочие листы практически к каждому уроку информатики (в архиве только часть), что помогает мне экономить время на уроке....
Рабочий лист к уроку "Природа и люди Древней Индии"
Рабочий лист к уроку "Природа и люди Древней Индии" содержит иллюстрированный материал по географическому положению, природе и занятиях жителей Древней Индии. Он поможет лучше усвоить и обощ...
Рабочий лист к уроку литературы: басни "Листы и корни", "Свинья под дубом"
Данный рабочий лист предназначен для использования на уроках литературы и направлен на изучение двух басен Ивана Андреевича Крылова: "Листья и корни" и "Свинья под дубом". Осно...