Литературно-музыкальная игра "По страницам фольклора"
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Мероприятие направленное на обогащение знаний учеников о фольклоре и фольклорных традициях в искустве 20 века.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная игра для учащихся 5 классов

«По страницам фольклора»

Цель – приобщение учащихся к истокам национальной культуры

Задачи:

  1. Обогащение знаний учащихся о фольклоре.
  2. Пробуждение интереса к истории России, к зарождению и развитию культуры нашей страны.
  3. Воспитание чувства гордости родной культурой.

Оборудование: презентация, музыкальная аппаратура,  доски для записывания ответов командами, маркеры

Класс делится на команды (или от каждого класса по команде)

Ход мероприятия

Еще в раннем детстве мы знакомимся с произведениями  фольклора. Они учат нас сопереживать и радоваться, помогают в понимании добра и зла,  способствуют развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души.

 Вы знакомы со многими жанрами  устного народного творчества, и сейчас мы проверим, насколько хорошо.

Предупреждение. За шумное поведение команды или ее болельщиков с команды будут вычитаться баллы.

Начинаем игру. Да прибудет с Вами Сила.

1.УГАДАЙ ЖАНР.

На слайдах появляются произведение жанра УНТ, ваша задача обсудить ответ  в команде  и написать ваш вариант на досках. Работаем не на скорость, а на качество.

1.Небылица

Бегала дубинка с мальчиком в руках, 
А за ним тулупчик с бабой на плечах. 
Кнут схватил собаку парить мужика, 
А мужик со страху влез под ворота. 
Деревня закричала: «Озеро горит!» 
Сено со дровами тушить пожар спешит.

2. Считалка

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он.

Кто не верит – выйди вон!

3.Заклички

Дождик, дождик, убывай,
Будет славный урожай:
В поле лен и бобы, 
В лесу ягоды, грибы.

4.Дразнилки

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед 
И поехал в огород.

5. Потешки

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.

(Ряд  произведений  можно  продолжить)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  

В рамках домашнего задания учащимся нужно подготовить любую русскую народную песню

На сцену приглашаются учащиеся 5 А класса с песней  «БЛИНЫ»

2.МУЗЫКАЛЬНАЯ  ВИКТОРИНА (показ слайдов, звучат записи)

1.Какому герою русского фольклора принадлежат слова? (Садко. Звучит отрывок и арии Садко.)

2.Какому герою русского фольклора принадлежат слова? (Снегурочка. Звучит отрывок и арии Снегурочки)

               - у этого героя нет кровных родственников

3.Какую народную плясовую использовал П.И.Чайковский в «Детском альбоме»? (Камаринская)

4.Какую украинскую народную  песню использовал П.И.Чайковский в концерте для фортепиано с оркестром № 1?  (Веснянка)

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ     5 Б «Во субботу»

3.КОНКУРС КАПИТАНОВ «ПАНТОМИМА «ИЗОБРАЗИ ПОЛОВИЦУ»

- Не рой яму другому, сам туда попадешь

- Без труда не вытянешь и рыбку из пруда

- Волка ноги кормят

- За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь

4.УГАДАЙ СКАЗКУ

На слайдах появляются  изображения картин известных художников, иллюстрации к сцены из русских народных сказок. Ваша задача угадать, что это произведение.

(можно поиграть и на скорость)

- «Сказка о сестрице Алёнушке и братце Иванушке»

- «Царевна-лягушка»

- «Скака и Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке»

- Иване-царевич

- Кощей Бессмертный

ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ + выступление с песней или танцем  подготовленных учеников.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Время – 30-40 минут


С самого малого детства  мы знаем  произведения устного народного творчества. Они учат нас сопереживать и радоваться, помогают в понимании добра и зла,  способствуют развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души.

 Вы знакомы со многими жанрами  устного народного творчества, и сейчас мы проверим, насколько хорошо.

1.УГАДАЙ ЖАНР. Работаем не на скорость, а на качество (Объяснение задания)

1.Небылица

Бегала дубинка с мальчиком в руках, 
А за ним тулупчик с бабой на плечах. 
Кнут схватил собаку парить мужика, 
А мужик со страху влез под ворота. 
Деревня закричала: «Озеро горит!» 
Сено со дровами тушить пожар спешит.

2. Считалка

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он.

Кто не верит – выйди вон!

3.Заклички

Дождик, дождик, убывай,
Будет славный урожай:
В поле лен и бобы, 
В лесу ягоды, грибы.

4.Дранилки

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед 
И поехал в огород.

5. Потешки

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 5 А «БЛИНЫ»

Не рой яму другому, сам туда попадешь

 Без труда не вытянешь и рыбку из пруда

2.МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

1.Какому герою русского фольклора принадлежат слова? (Садко)

- герой родом из Великого Новгорода

- наделен талантом, играет на музыкальном инструменте

- азартен и гордец

2.Какому герою русского фольклора принадлежат слова? (Снегурочка)

               - у этого героя нет кровных родственников

               - погибает от огня

3. Какую народную плясовую использовал П.И.Чайковский в «Детском альбоме»? (Камаринская)

4. Какую украинскую народную  песню использовал П.И.Чайковский в концерте для фортепиано с оркестром № 1?  (Веснянка)

ДОМАШНЕЕ АДАНИЕ 5 Б «Во субботу»

3. КОНКУРС КАПИТАНОВ «ПАНТОМИМА «ИЗОБРАЗИ ПОЛОВИЦУ»

- Не рой яму другому, сам туда попадешь

- Без труда не вытянешь и рыбку из пруда

4. УГАДАЙ СКАЗКУ

- «Сказка о сестрице Алёнушке и братце Иванушке»

- «Царевна-лягушка»

- «Сказка и Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке»

- Иван-царевич

- Кощей Бессмертный

ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ + 2 выступления

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературно-музыкальная игра «По страницам фольклора»

Слайд 2

Отгадай жанр

Слайд 3

Бегала дубинка с мальчиком в руках, А за ним тулупчик с бабой на плечах. Кнут схватил собаку парить мужика, А мужик со страху влез под ворота. Деревня закричала: «Озеро горит!» Сено со дровами тушить пожар спешит.

Слайд 4

Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он. Кто не верит – выйди вон!

Слайд 5

Дождик, дождик, убывай, Будет славный урожай: В поле лен и бобы, В лесу ягоды, грибы.

Слайд 6

Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста! Сел задом наперед И поехал в огород.

Слайд 7

Ай ду-ду , ду-ду , ду-ду Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала.

Слайд 8

Домашнее задание 5 А класса Русская народная песня «Блины»

Слайд 9

Музыкальная викторина

Слайд 10

Какому герою русского фольклора принадлежат слова?

Слайд 11

Садко

Слайд 12

Какому герою русского фольклора принадлежат слова?

Слайд 13

Снегурочка

Слайд 14

Какую народную плясовую использовал П.И.Чайковский в «Детском альбоме»?

Слайд 15

Музыкальная викторина Какую украинскую народную песню использовал П.И.Чайковский в концерте для фортепиано с оркестром № 1?

Слайд 16

Домашнее задание 5 Б класса Русская народная песня «Во субботу»

Слайд 17

Конкурс капитанов

Слайд 18

Угадай сказку

Слайд 22

Отгадай сказочного героя Много дней он был в пути, Чтоб жену свою найти, А помог ему клубок, Его звали ...

Слайд 23

Отгадай сказочного героя Я — богатый, всемогущий, Очень стройный, страшно злющий, Смерти вовсе не боюсь. Угадайте, как зовусь?

Слайд 24

Подсчет баллов

Слайд 25

Подведение итогов Вручение грамот

Слайд 26

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

КАРТОЧКИ ЖЮРИ

Литературно-музыкальная игра  «По страницам фольклора»

Конкурсы

5 А

5 Б

1.Угадай жанр

(по 1 баллу за правильный ответ)

Небылицы

Считалки

Заклички

Дразнилки

Потешки

2. Музыкальная викторина

(по 1 баллу за правильный ответ)

Садко

Снегурочка

Камаринская

Веснянка

3. Конкурс капитанов

Пантомима «Изобрази пословицу»

 (подготовка 60 секунд)

Команда угадала (1 балл)

Актерское мастерство и выразительность (1-5 баллов)

4. Угадай сказку

(по 1 баллу за правильный ответ)

«Сказка о сестрице Алёнушке и братце Иванушке»

«Царевна-лягушка»

«Сказка и Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке»

Иван-царевич

Кощей Бессмертный

5. Домашнее задание

«Русская народная песня»

(1-5 баллов)

Итого

Места


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «По страницам романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Классика… как воспринять её богатство, проникнуть в духовный мир героев, чтобы суметь понять всю сложность исканий А.Болконского и П.Безухова, полюбить Наташу Ростову и Марью Болконскую.Вновь и ...

«Войны священные страницы навеки в памяти людской» Литературно-музыкальная композиция.

Литературно-музыкальную композицию можно провести как общешкольное внеклассное мероприятие, приуроченное к празднованию Дня Победы....

Литературно-музыкальная композиция «По страницам Красной книги» (для обучающихся 5-8 классов)

Цели : создание условий для  развития и формирования экологической культуры подростков.Задачи:Формирование экологической  культуры обучающихся.Развитие творческих способностей и познав...

"Страницы мятежной жизни" литературно-музыкальная композиция

"Страницы мятежной жизни" Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова "Страницы мятежной жизни"

Литературно-музыкальная композиция посвящена 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «По страницам жизни и творчества А.С.Пушкина»

Сценарий для школьного театра, посвященный жизни и  творчеству А.С.Пушкина....

Быт и нравы донских казаков ХVIII-ХIХв.в. в произведениях фольклора (литературно- музыкальная композиция) Внеклассное интегрированное занятие для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы .

Знакомство учащихся с бытом и нравами донских казаков ХVIII-ХIХ в.в. , произведениями фольклора этого периода , особенностями лексики и говора донских казаков.Развитие речевые способностей учащихся...