Развитие речи. Обучающее сочинение по «Слову о полку Игореве»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Кочулина Татьяна Викторовна

Цели:

  1. обобщить изученный материал по «Слову о полку Игореве»;
  2. повторить технологию написания сочинения, алгоритм составления плана;
  3. научить умению выделять главное, значащее; научить делать самостоятельные выводы, обобщать, определять позицию автора в сочинении;
  4. научить ребят правильно структурировать материал4
  5. способствовать развитию навыков логического мышления;
  6. способствовать овладению навыками анализа;
  7. способствовать навыкам обобщения, подведения итогов;
  8. способствовать развитию у учащихся чувство понимания образности языка литературы и художественной выразительности;
  9. воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literature.docx44.28 КБ
Файл slovar.pptx75.99 КБ
PDF icon broshyura.pdf366.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие речи. Обучающее сочинение по «Слову о полку Игореве»

9 класс

Цели:

  1. обобщить изученный материал по «Слову о полку Игореве»;
  2. повторить технологию написания сочинения, алгоритм составления плана;
  3. научить умению выделять главное, значащее; научить делать самостоятельные выводы, обобщать, определять позицию автора в сочинении;
  4. научить ребят правильно структурировать материал4
  5. способствовать развитию навыков логического мышления;
  6. способствовать овладению навыками анализа;
  7. способствовать навыкам обобщения, подведения итогов;
  8. способствовать развитию у учащихся чувство понимания образности языка литературы и художественной выразительности;
  9. воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;
  • знание изученного текста, осознанное понимание текст;

Личностные

  • актуализировать личностное осмысление учащимися к изучению темы.
  • освоение общекультурного наследия  России.
  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Регулятивные

  • обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность

Познавательные

  • самостоятельно делать выводы; строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные

  • содействовать развитию у детей  умению общаться

Межпредметные связи: русский язык, история

Тип урока: урок развития речи.

Методы и приёмы: словесный, частично-поисковый, аналитический.

Оборудование: рабочая тетрадь, текст произведения, презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

На доске  слова Б.Рыбакова:

“Автор “Слова о полку Игореве” - это Пушкин ХII столетия”     Слайд

 Класс рассуждает о том, почему Б. Рыбаков так сказал , потому что А.С. Пушкин – великий гуманист, “чувства добрые ... лирой пробуждал”, автор слова своим произведением тоже пробуждает лучшие чувства: любовь к Родине, верность долгу, осуждение разрозненности князей.

Учитель:  Мы закончили изучение поэмы «Слово о полку Игореве». На протяжении нескольких уроков мы анализировали текст, работали над характеристикой героев, делились своими мыслями и впечатлениями от прочитанного. Сейчас я предлагаю  вам поделиться  своими  впечатлениями, которые сложились у вас уже после изучения этого замечательного памятника древнерусской литературы.

III. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: - Ребята, в чём заключается уникальность «Слова…»? (Ответы обучающихся)

2)Но «Слово» - это лишь отголосок, отзвук той тревожной эпохи. А чем же интересен XII век, почему мы вновь и вновь обращаемся к нему?

3)Но, может быть, не стоит нам ворошить прошлое, тем более воспоминания совсем не о героическом походе русских витязей против половцев. Зачем мы вновь и вновь обращаемся назад, зачем нам память о прошлом?

4)А почему так глубок интерес к культуре Древней Руси?

- Память о прошлом, знание прошлого – это приобщение каждого гражданина к истории, к культуре, к делам и подвигам предков – ПРИРАСТАНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ. Оттого изучение наследия русского народа – неотъемлемая часть проявления любви к своему народу.

1)В чем главное значение поэмы?

- В ее идее: единение славян перед нашествием врага.

2)Эта мысль проходит через века и, самое главное, - она была высказана вовремя. И долго будут помнить русичи слова неизвестного автора:

· ОТ УСОБИЦ КНЯЖЬИХ – ГИБЕЛЬ РУСИ!

· БРАТЬЯ СПОРЯТ – ТО МОЕ И ЭТО!

· ЗЛОЙ РАЗДОР ИЗ МАЛЫХ СЛОВ ЗАВОДЯТ,

· НА СЕБЯ КУЮТ КРАМОЛУ САМИ,

· А НА РУСЬ С ПОБЕДАМИ ПРИХОДЯТ

· ОТОВСЮДУ ВРАГИ ЛИХЫЕ.

IV/ Объявление темы урока. Определение целей и задач урока.

Учитель: - Что является одним из завершающих этапов работы над произведением? (Сочинение)

Итак, тема нашего урока «Обучающее сочинение по поэме «Слово о полку Игореве» на тему Рассмотрим памятки-брошюры.

Что такое сочинение вообще?  Памятки у каждого ученика

Сочинение - то, что сочинено, художественное, научное произведение.
Например: 
собрание сочинений, музыкальное сочинение, домашнее сочинение.
 
Сочинение – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
 Сочинять – «Создавать какое-либо музыкальное или литературное произведение» (Ожегов).
Сочинять  - "
Творить умственно, силою духа и воображения".(Даль).

Сочинение – со-чин-ять (почин, чин). Чин – порядок, положение. 

Сочинять - значит приводить мысли в порядок, упорядочить свои мысли в связи с данной темой.

 Таким образом: Сочинение – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
Сочинять - значит 
приводить мысли в порядок, упорядочить свои мысли в связи с данной темой.

Сочинение должно быть проблемным, то есть ставить какой-то вопрос.

Рассуждение, движение мысли должно быть последовательным, логичным, ясным, точным, доказательным (опирающимся на анализ, интерпретацию текста).

Тема: Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества (то, что положено в основу).

Тематика – совокупность тем, круг тем. (Ожегов).

Проблема – сложный вопрос, задача, требующий разрешения, исследования

- осознание писателем противоречий, вопросов жизни.

Идея – результат познания. Смысл.

Содержание художественного произведения – тема, проблема, идея в неразрывном единстве.

V. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач аналитического типа

1) беседа с обучающимися по вопросам:

Прием "Дневник памяти".

  1. Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: "Писательство не в голове, а на кончиках пальцев". Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, "раскидать" по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!

 Можно предложить следующий прием:

  • Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь текст сразу.
  • Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.

2) Начнем с определения ключевых слов сочинения

Необходимо  проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, "Чтение — вот лучшее учение". Ключевые слова — "чтение", "учение". Значит, в  сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.

ТЕМА «Какие нравственные и гражданские уроки даёт нам произведение "Слово о полку Игореве"?». Вслух учащиеся, потом слайды презентации.

Нравственность

1. Нравственным называют то, что имеет отношение к морали, к понятию о добре, правде, справедливости ит. д.

Нравственное воспитание. 

Нравственные принципы, законы. | Это был человек без каких-либо нравственных устоев.      | Он получил хороший нравственный урок.

2. Человека называют нравственным, если он поступает благородно, честно и справедливо.

Общество в целом должно быть нравственным.

3. Поведение, поступок и т. д. называют нравственными, если они соответствуют высоким нормам морали.

Вы совершили нравственный поступок. | Политику необходимо сделать нравственной, более человечной. |Отказ от собственных убеждений я не считаю нравственным.

 Большой толковый словарь

НРАВСТВЕННОСТЬ, -и; ж. 1. Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. Человек высокой, безупречной нравственности. Развитие нравственности. Требования нравственности. Слабые, жалкие представления о нравственности. Упадок нравственности. 2.Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами. Законы, кодекс, нормы нравственности. 

Уроки

УРО́К, -а, муж.

1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с урока.

2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. Сидеть за уроками. Выучить у.

3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. Уроки истории. Получить хороший у. Это ему у. на будущее. Извлечь у.

4. Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам. Давать, брать уроки. Зарабатывать уроками. Частный у.

5. Работа, заданная для выполнения в определённый срок (устар.). Выполнить дневной урок

НРАВОУЧЕ́НИЕ

Средний род

  1. Поучение, внушение нравственных правил.

Значение слова Нравоучение по словарю Ушакова:
НРАВОУЧЕНИЕ 
нравоучения, ср. (книжн.). 1. Поучение, внушение нравственных истин (устар.). Ужель та самая Татьяна, которой он наедине... в благом пылу нравоученья читал когда-то наставленья. Пушкин. 2. Часть литературного произведения, заключающая моральный вывод (лит.). Нравоученье в басне.

Вывод:

Нравственные уроки это система поведения, в основе которой находятся значимые для человека ценности.

3) После обсуждения коллективно составляется сложный план.

Примерный план

План сочинений "Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря"

1 Вступление.. «Слово о полку Игореве» как выдающийся памятник древнерусской литературы:
А) история создания произведения, цель написания;
Б) летописная основа «Слова…»

2) Основная идея «Слова о полку Игореве» - призыв к объединению русских князей.

  1. Предпосылки похода.
  2. Исход боя. Отношение автора к князю Игорю.

3)  Актуальность произведения в русской литературе, значение похода в русской истории, в современности

Работаем над введением. Чаще всего затруднение вызывает именно введение. С чего начать? Какое первое предложение написать?

Варианты вступлений: обратимся к Памятке

То есть, вступление должно быть продиктовано смысловым центром сочинения и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в основной части.

4) Работа c текстом и опорными записями по любому приему

  • О чём ещё автор хочет поведать читателю?

О том, что во все времена в обществе с правильными нравственными устоями ценилось слово мудрого, старшего годами и наделённого непререкаемым авторитетом человека.

      Неудавшийся поход князя Игоря влечет за собой нравственные и гражданские  уроки. Но какие именно? 

Класс работает по одному из приемов.

Нравственные проблемы в «Слове». Прием "Дневник памяти".

  • Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь текст сразу.
  • Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.
  •  Почему повторяется строка «…ища себе чести, а князю славы»? В связи с чем эта строка сменяется другим рефреном: «О русская земля! Уже ты за холмом»?
  • Как выстроен рассказ о походе князя Игоря и почему?

Несомненно, одним из главных и важных нравоучений является единство. Объединение служит основой победы над любыми невзгодами и неотъемлемым залогом успеха. "Золотое слово" Святослава непосредственно подтверждает данную мысль. Вы ж решили бить наудалую: "Нашу славу силой мы возьмем, А за ней поделим и былую". Князья желали справиться в одиночку, чтобы каждый извлек свою выгоду, но они позабыли о том, что земля русская — одна и она едина, как должен быть един и ее народ.      Честолюбие, желание быть первым явились основным движущим мотивом в этом поступке новгородского князя: он не смог пережить успехов и побед других, более удачливых князей.

● Какую роль играет временное отвлечение – воспоминание о том, как «в княжих крамолах жизни людские сокращались»? (ч.I. гл. 12-13).

       

     Прежде всего стоит раскрыть роль автора «Слова», по жанру воинской повести. Он яркий художник, талантливый летописец истории

Руси. Во вступлении к повести он говорит о том, что не намерен в своём творчестве воспевать лишь славу князей. Для него более важным является вопрос о том, как ратные дела князей, их поиски собственной славы сочетаются с интересами их земель, в конечном итоге — с интересами Руси.

        Для подлинного художника объективность, верность исторической правде выше милостей могущественных правителей. Автора восхищает Боян, чей талант «дивный» и чьи струны «сами князьям славу рокотали». Однако для автора «Слова» важнее следовать фактам, описывая эпопею Игорева похода во всей его сложности и в его трагических последствиях.      

  • \     Следующее наставление, которое читатель извлекает из данного произведения — говорить только правду и смотреть на события максимально объективно.  Почему?

 Важно показать, какие последствия могут ожидать человека в той или иной ситуации, насколько верны и продуманы его действия, а не поступать как "Тот Боян, исполнен дивных сил...Растекался мыслию по древу. Жил он в громе дедовских побед..."

  • "О Русская земля! Уже за холмом ты!" Почему эти строки повторяются в произведении? Какова оль рефрена?

             Прекрасный пример нравственного подвига заключён в обращении жены Игоря к силам природы, которая могла бы сберечь её мужа в ратных делах. Помощь и заботы близких и любимых помогают людям на расстоянии, в дальних краях.

       Еще одним нравственным уроком является необходимость патриотизма.

 Человек должен любить свою родину, свою родную землю и верить в ее могущество. Только тогда он будет жить в понимании и доверии с природой, ему будет подвластно многое. Он переживет любые трудности. Настроение и образы природы Руси отражают и настроение русского народа.

             Ярким примером является судьбоносный "Плач Ярославны", в котором героиня обращается к силам природы, чтобы вернуть возлюбленного. "Что ты, Ветер, злобно повеваешь", "Днепр мой славный!", "Солнце трижды светлое!" Это также является примером еще одного нравственного урока — любить и верить в дорогих и любимых людей, никогда не отступать и беречь их.

       Чувства земного человека, живущего своими печалями и радостями, соединяются с жизнью природы, неравнодушной к тем, кто с нею в согласии и содружестве 

       Патриотические чувства народа, любовь к родине выражены и в описании автором его горя после поражения Игоря ("О! Рыдать Русской земле") и его радости после возвращения князя из плена ("Солнце светит на небе, князь Игорь — в Русской земле... Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся за христиан с полками поганых! Князьям слава и дружине! Аминь"8). можно обратиться к кластеру.

  • Почему родная земля готова простить Игоря? Почему  Игорь прощён автором и народом?

Исходным желанием князя Игоря, его побуждением к походу была защита Руси.  Ещё одна нравственная проблема звучит в «Слове»: родная земля готова простить князю Игорю его ошибочный шаг, и она принимает его в близкую для князя стихию — это русские люди, прекрасная природа.

  • С какой целью автор обращает внимание на образ Ярославны? Кто она?

      Автором воссоздаются и героические характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Они выражают идею мира, идею дома, подчеркивают созидательное, народное, нравственное начало, противопоставляя мир войне. С особой душевной нежностью и глубокой грустью говорит о них автор. Их плачи соотносятся с описанием печали русской земли. "А Игорева храброго полка не воскресить! По нем кликнула Карна9 и Жля10 поскакала по Русской земле, жар неся погребальный в пламенном роге... И зарыдал... Киев от горести, а Чернигов от напастей, тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли русской... Жены русские восплакались, причитая: “Уж нам мужей своих милых ни мыслию помыслить, ни думою вздумать, ни очами не увидеть, а к золоту и серебру и подавно не прикоснуться!”"11.

        Ярославна скорбит не только об Игоре, но и о всех павших русских воинах.

  •       Какие можно сделать выводы в заключение?
  • Почему и в наше время, спустя столетия, можно говорить о нравственных проблемах в «Слове о полку Игореве»?

Подведем вывод, посмотрим, что набросали в дневнике

          Таким образом, "Слово..." дает читателю множество важных нравственных уроков. Единство, уважение к родной земле, любовь и вера в родных, объективность — все это является неотъемлемыми составляющими нравственного портрета достойного человека. Важно помнить о тех нравственных уроках, которые дает нам неудавшийся поход князя Игоря. 

4) Работа над подбором эпиграфов к сочинению:

- Ребята, вы помните, что во многих произведениях вы встречали эпиграфы. Они помогают раскрыть основную идею произведения или его части. Предлагаю и вам подобрать к своему сочинению эпиграф.

“Слово…”, по мнению Д.С. Лихачева, - произведение огромной идейной силы, это – произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей”

V/ Рефлексия

  • Достигнута ли наша цель? Учитель предлагает озвучить записанные выводы и обобщить свои мысли в черновиках.
  • Есть ли вопросы по структуре и особенностям написания творческой работы?

              Далее внимание обращается на высказывание Б.Рыбакова: “Автор “Слова о полку Игореве” - это Пушкин ХII столетия”; класс ещё раз рассуждает о том, почему Б.Рыбаков так сказал (А.С. Пушкин – великий гуманист, “чувства добрые ... лирой пробуждал”, автор слова своим произведением тоже пробуждает лучшие чувства: любовь к Родине, верность долгу, осуждение разрозненности князей) .

     Заключительный этап рефлексии 

  • Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?

       Идея единения, патриотизма и гуманизма звучит в «Слове». Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь - половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц. Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся. Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины. Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей, развитием чувства гражданственности и чести.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Автор « Слова о полку Игореве»- это Пушкин 12 столетия » Б.Рыбаков

Слайд 2

Толкование ключевых понятий темы сочинения Какие нравственные и гражданские уроки даёт нам произведение "Слово о полку Игореве"?

Слайд 3

Нравственность 1. Нравственным называют то, что имеет отношение к морали, к понятию о добре, правде, справедливости ит. д. Нравственное воспитание. | Нравственные принципы, законы. | Это был человек без каких-либо нравственных устоев. | Он получил хороший нравственный урок . 2. Человека называют нравственным, если он поступает благородно, честно и справедливо. Общество в целом должно быть нравственным. 3. Поведение, поступок и т. д. называют нравственными, если они соответствуют высоким нормам морали. Вы совершили нравственный поступок. | Политику необходимо сделать нравственной, более человечной. | Отказ от собственных убеждений я не считаю нравственным.

Слайд 4

НРАВСТВЕННОСТЬ НРАВСТВЕННОСТЬ , -и; ж. 1 . Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. Человек высокой, безупречной нравственности. Развитие нравственности. Требования нравственности. Слабые, жалкие представления о нравственности. Упадок нравственности. 2.Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами. Законы, кодекс, нормы нравственности. Большой толковый словарь

Слайд 5

Нравственность Нравственность – наивысшая мера человечности. Она начинается с сознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности .

Слайд 6

УРОК 1 . Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с урока. 2. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. Сидеть за уроками. 3 . Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего . Уроки истории. Получить хороший у. Это ему у. на будущее. Извлечь у. 4. Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам. Давать, брать уроки. Зарабатывать уроками. Частный у. 5. Работа, заданная для выполнения в определённый срок Выполнить дневной урок

Слайд 7

НРАВОУЧЕНИЕ Поучение, внушение нравственных правил. Значение слова Нравоучение по словарю Ушакова: НРАВОУЧЕНИЕ нравоучения, ср. (книжн.). 1. Поучение, внушение нравственных истин (устар.). Ужель та самая Татьяна, которой он наедине... в благом пылу нравоученья читал когда-то наставленья. Пушкин. 2 . Часть литературного произведения, заключающая моральный вывод (лит.). Нравоученье в басне.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Поэма "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской культуры. Художественные особенности "Слова", о таланте неизвестного создателя поэмы.

Данный конспект предполагает детальную работу с текстом поэмы, выявляет художественные особенности поэмы и многое другое....

Поэма "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской культуры. Художественные особенности "Слова", о таланте неизвестного создателя поэмы.

Данный конспект предполагает детальную работу с текстом поэмы, выявляет художественные особенности поэмы и многое другое....

Темы для сочинения по "Слову о полку Игореве"

предложены варианты сочинений с планами...