Урок литературы в 9 классе.
методическая разработка по литературе (9 класс)

Пономарева Евгения Александровна

Урок литературы по произведению И.Бунина "Темные аллеи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_klasse.docx37.38 КБ
Office presentation icon k_uroku_literatury_9_klass.ppt2.65 МБ

Предварительный просмотр:

                          ГАНОО РТ «Государственный лицей Республики Тыва»

Урок литературы в 9 классе

ТЕМА: "Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")

Цель:

  • создать условия для проникновения в художественный мир мастера слова, постигая тайны его мастерства сделать вывод о своеобразии его творчества

Задачи:

  1. Продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, над формированием умений и навыков анализа образов; совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа;
  2. Создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения
  3. Воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами

Оборудование: компьютер, телевизор

Технологи: 1. ИКТ

                     2. Технология развития критического мышления через чтение и                      

                         письмо

ХОД УРОКА:

  1. Орг.момент.
  2. Основная часть.

Сегодня мы с вами познакомимся с произведение известного писателя, лауреата Нобелевской премии. Портрет этого человека вы можете увидеть на экране. (слайд №1) Я уверена: вы с легкостью назовете его фамилию. (И.А. Бунин).

А бессмертное произведение называется «Темные аллеи». Этим рассказом открывается весь цикл одноименного сборника «Темные аллеи», написанном в период с1937 по 1944год. Это было тяжелое время для писателя, он находился в эмиграции.

Бунин жаловался:

“Плохо мы живем в Грассе, очень плохо. Ну, картошку мерзлую едим. Или водичку, в которой плавает что-то мерзкое, морковка какая-нибудь. Это называется супом… Живем мы коммуной. Шесть человек. И ни у кого гроша нет за душой – деньги Нобелевской премии давно уже прожиты”.

   Темой нашего урока:  "Всякая любовь — великое счастье", это слова И.Бунина.

Мы попытаемся порассуждать, а действительно ли любовь- великое счастье. Понаблюдаем, как воспринимает это чувство сам автор.

  1. Работа с эпиграфом

Эпиграф:

Кто любит, счастлив.
Пусть хоть распят он.
К. Бальмонт

- Как вы понимаете эти строки?(Ради любви стоит страдать)

Словарь:

  • Распят - пригвожден к распятию, перен. Мучить, терзать
  • Распятие — символ страдания
  • Аллея- дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам.

Учитель: Итак, рассказ называется  «Темные аллеи».

 и название его навеяно стихотворением поэта XIX века Н.П. Огарева:

Кругом шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея.

- что же такое аллея?

- Встречали ли вы описание аллеи в рассказе?

- Тогда о каких аллея идет речь? На этот вопрос мы и постараемся ответить. Чтобы ответить на него, обратимся к рассказу.

  1. Анализ рассказа «Темные аллеи». Беседа по восприятию и оценке рассказа.
  1. Давайте вспомним сюжет рассказа.

(Один из учащихся пересказывает произведение)

  1. Выясним темы рассказа. (Любовь. Предательство, расплата)-Слайд №2
  2. Что такое любовь? это чувство самоотверженной, сердечной привязанности; склонность, пристрастие к чему–либо. (С.И.Ожегов)
  3. С чего начинается рассказ?( С описания времени года.) –Слайд №3 Зачитать
  4. Почему Иван Алексеевич начинает рассказ с описания времени года?
  5. Кто является главными героями произведения? (Надежда и Николай)
  6. Что стало причиной их расставания? (социальное положение)

ОСЕНЬ    

                                                                 НИКОЛАЙ

                         НАДЕЖДА

- Что мы знаем о Надежде? – Слайд №4

ПОРТРЕТ

Надежда

 Надежда главная героиня рассказа «Темные аллеи» -воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она скорее всего хороша собой, чиста, опрятна. Такая она и теперь (портрет Н.). Иногда, при добрых помещиках, такие девушки, благодаря молодым барышням дочерям господ, становились членами этой семьи. Можно предположить, что господа к ней неплохо относились. Узнав о ее романе с их сыном, господа решили избавиться от нее. А чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

-что говорит о Надежде возница?

Внешность: красивая, легкая, живая

Николай

 Так скорее всего звали любимого сыночка. Свое любимое чадо господа. Был он отменно хорош собой, подтянут, но с годами приобрел важность и строгость (портрет Н.С.). Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру. Иногда он приезжал домой навестить своих родителей - господ, нянюшек, бабушек, тетушек. В один из приездов вдруг в доме он обнаружил очаровательное создание. Это была Надежда.

Узнав об увлечении своего сына служанкой, господа немедленно отослали его в полк.

Внешность: усталый, болезненный вид, хотя старается «выглядеть»

  1. Сразу ли узнали друг друга герои? почему? (Надя живет этими воспоминаниями, а Николай нет)
  2. Как выглядит горница? Откуда пришел Николай?

СУДЬБА ГЕРОЕВ

  1. Как сложилась судьба Надежды после расставания?

(Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

- Почему такая женщина не вышла замуж? Чтение диалога по ролям

  1. - Как сложилась судьба Николая Алексеевича? (Прочитать отрывок)

ЧУВСТВО

  1. Давайте проанализируем. Как герои относятся к своему потерянному чувству?

- Что говорит Николай?

- Что думает Надежда?

- Смогли бы вы простить человека, который поступил бы  таким образом с вами?  

-А мог Николай Алексеевич представить Надежду своей женой, хозяйкой его петербургского дома, матерью его детей? (Нет.)Доказать цитатой из текста.

ПЕЙЗАЖ

Они проводили лучшие минуты жизни, он читал ей стихи Н. Огарева «Обыкновенная повесть»

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели -

Река была тиха, ясна,

Вставало солнце, птички пели;

Тянулся за рекою дол,

Спокойно, пышно зеленея;

Вблизи шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея.

- В какое время года  проходили встречи влюбленных героев? (ВЕСНА)

-Почему же встретились они осенью? (Жизнь прожита, впереди нет ничего хорошего, светлого)

10. Наш герой уезжает. В какое время суток это происходит? (На закате)

Почему именно на закате? (Для героев жизнь как бы уже пройдена, скорее всего большой любви, такой, какой у них была, больше уже не будет. Это закат жизни, закат любви).

Они несчастны

НО К ЗАКАТУ ПРОГЛЯНУЛО БЛЕДНОЕ СОЛЦЕ

-Почему? (Это воспоминание о любви блеснуло.) (Он потерял в ней самое дорогое)

- Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)

- О чем это говорит?

(Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).

- Значит, любовь - это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.

- слова Николая Алексеевича (цитата из Книги Иова): “Всё проходит...”; “Как о воде протекшей будешь вспоминать...”- Прав ли герой?

На самом деле в словах Николая Алексеевича заключена подлинная мудрость: нельзя жить, нагнетая страсти и страдания, памятуя лишь о бедах и обидах, – эта дорога никогда не приведёт к счастью. Но, к сожалению, именно так прожила свою жизнь Надежда.

-О каких аллеях говорит автор?

КОЛОРАТИВНАЯ ЛЕКСИКА

11.  Давайте взглянем на произведение с точки зрения колоративной лексики. Дома вы должны были найти и посчитать слова, обозначающие цвета. Какие цвета присутствуют в рассказе? – Слайд №6

-черный-6 – скорбь, потеря, трагедия, смерть.

Красный-5 – любовь, страсть

Желтый-2- вспышка любви

Белый -2- чистота

Серый-1- переход от чистоты к потере.

В чём же загадка любви по Бунину? – Слайд №7

      У Бунина любовь всегда связана со смертью, хотя иногда эта смерть может быть не физической, а духовной.

   Любовь – счастье и трагедия одновременно.

   Любовь – вспышка, мгновение счастья, о котором помнят всю жизнь.

   Любовь – высший судья в человеческих отношениях.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – Слайд №8

Написать небольшое сочинение-рассуждение:

“Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”

Проверка сочинений.

Дом.задание: 1. Почему Надежда не вышла и не остановила Николая?-Слайд №9

2. Бунин часто вспоминал слова Толстого, “Счастья в жизни нет, есть только зарницы его – цените их, живите ими”


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.А.Бунин «Тёмные аллеи»

Слайд 2

Любовь Предательство Расплата

Слайд 6

В чём же загадка любви по Бунину? У Бунина любовь всегда связана со смертью, хотя иногда эта смерть может быть не физической, а духовной. Любовь – счастье и трагедия одновременно. Любовь – вспышка, мгновение счастья, о котором помнят всю жизнь. Любовь – высший судья в человеческих отношениях.

Слайд 7

Согласны ли вы? Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена

Слайд 8

Домашнее задание 1.Сообщение о жизни и творчестве М. Булгакова 2. Сочинение-рассуждение: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его – цените их, живите ими»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...