Волшебница из Швеции
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Материал подготовлен для урока по внеклассному чтению в 5 классе.
Однако, может использоваться и в 3, и в 4 классах.
Жизнь и творество Астрид Линдгрен очень связаны между собой.
Сказки рождвались, порой, случайно.... И получались очень интересными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lindgren2.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
В январе 2002 года не стало Астрид Линдгрен. На родине, в Швеции, она давно уже не просто писательница, а настоящее национальное достояние. Ее портрет (первой из шведских женщин) напечатали на марках в качестве символа страны.
Астрид Линдгрен стала первой женщиной, принятой в шведскую Королевскую академию. В 1985 г. Астрид объявили «самым читаемым шведским автором». А еще раньше, в 1957 г., она стала первой детской писательницей Швеции, получившей премию за литературные достижения.
Вообще, у Астрид Линдгрен много наград, которые она получила за свои замечательные сказки. Например, Орден Улыбки, вручаемый любимому детскому писателю польскими детьми, есть и Международная Золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена, которая присуждается лучшим писателям.
Когда Астрид Линдгрен была маленькой, то она вообще не знала, что существуют книги, написанные специально для детей.
У родителей Астрид было 4 детей. Жили они небогато, но это была очень дружная семья. Когда дети немножко подросли, родители стали дарить им книги. Один раз в год - на Рождество!
И, конечно, будущая писательница с удовольствием окуналась в мир сказочных историй.
В школе Астрид была отличницей по литературе. А еще большой выдумшицей. Одно из ее сочинений даже напечатали в газете ее родного городка, за что потом девочку часто дразнили «Сельмой Лагерлеф из Виммербю».
Виммербрю это маленький городок в Швеции, где и жила маленькая Астрид Эриксон.
Окончив школу, Астрид заявила, что она взрослая, обрезала свои длинные волосы, что потрясло не только родителей, но и всех жителей маленького городка. Даже отец Астрид, который очень любил дочь и обладал большим чувством юмора, заставлял ее надевать шапку, чтоб не позорить семью.
И еще, решила Астрид, раз она взрослая, значит, должна работать. Единственным возможным для себя местом работы Астрид сочла местную газету. Ее взяли, помня ее замечательные сочинения и зная, что Астрид очень трудолюбива.. Но работа была неинтересной, что – то вроде девочка-поди, принеси…
Вскоре Астрид переезжает в Стотгольм- столицу Швеции. Жизнь налаживается не сразу. Поиски работы, нехватка денег…
Но потом Астрид Эриксон выходит замуж – теперь она – Астрид Линдгрен, оставляет работу и решает стать домохозяйкой. Посвятить себя сыну, дочке и мужу.
Астрид Линдгрен говорила, что писательницей она стала из-за капризной скандинавской погоды. В общем-то, так и есть. 7-летняя дочка Карин заболела воспалением лёгких. Ничто не помогало, никакие лекарства. Поможет только чудо! — сказали миссис Линдгрен. Отчаянию матери не было предела. Астрид дни и ночи проводила у постели девочки. Она рассказывала дочке разные истории.
И однажды Карин сказала: Мама, расскажи о Пеппи Длинный Чулок.
Астрид на ходу придумала историю о Пеппи и её друзьях. В этот день больная с удовольствием съела и обед, и ужин. Были проглочены пилюли и порошки. Она даже стала вставать с кроватки. Мама Астрид сочиняла вдохновенно, и волшебное лекарство сработало. Карин пошла на поправку.
А вскоре сама Астрид поскользнулась на улице и вывихнула ногу, так что тоже вынуждена было некоторое время полежать в постели. Вот тогда-то Астрид решила записать истории о Пеппи.
А после выздоровления взяла и послала рукопись в одно из издательств. Но это издательство и не только это, а несколько других отказались печатапть печатать рассказы о такой невоспитанной девчонке!
Они говорили, что это непедагогично.
А Астрид просто хотела, чтоб дети улыбались!
«Детская книга должна быть просто хорошей. И всё. Других рецептов я не знаю», — сказала Астрид, когда стала известной на весь мир.
Уже будучи взрослым, Ларс Линдгрен рассказывал, что его мама никогда не сидела на лавочке с другими родительницами, пока дети играли. Астрид принимала участие во всех играх и даже лазила по деревьям! Надо сказать, что эта привычка сохранялась за ней до глубокой старости. Однажды, штурмуя очередное дерево, бабушка Линдгрен заявила изумленным прохожим, что закон не запрещает старушкам лазать по деревьям
Но вернемся к первой книге Астрид Линдгрен.
Выйдя в 1945 г., книга снискала такую популярность, что издательство, не задумываясь, предложило Линдгрен должность редактора детской литературы.
Кстати, героиню сказки в оригинале зовут не Пеппи, а Пиппи. Просто переводчица Л. Лунгина решила не провоцировать детей на различные ассоциации.
Во внешнем виде Пеппи-Пиппи легко узнать саму писательницу в детстве: те же косички, порванные чулки и непоседливость.
В самом обычном шведском городке в саду стоит самый обычный старый дом. В доме совсем одна, если не считать обезьянку, живет рыжая веселая девочка с косичками торчком. Она носит разные чулки и огромные башмаки. В доме нет взрослых, и это очень хорошо, потому что некому говорить Пеппи, что пора ложиться спать, когда ей всего веселее, и никто не заставляет пить рыбий жир, когда хочется леденцов.
Эта девочка считает, что взрослым никогда не бывает весело. У них всегда куча неинтересной работы, и они по-дурацки одеты. Пеппи не желает быть взрослой. Оставаться ребёнком очень весело.
Все, что происходит с Пеппи – её мечта. Одинокая девочка Пеппи воображает себя негритянской принцессой и играет в сильную (она может поднять циркового артиста и разбросать в разные стороны полицейских и воров) и богатую (у нее целый чемодан денег) девочку. Она покупает детям леденцы, выступает в цирке, путешествует.
Пеппи Длинный Чулок – умная, и находчивая, добрая и человечная. Ее любят не только друзья - мальчик Томми и девочка Анника, но и все жители маленького городка.
«Пеппи Длинный Чулок», «Пеппи Длинный чулок на борту корабля», «Пеппи Длинный Чулок в Южном море»
Через несколько лет после выхода в свет повести – сказки «Пеппи Длинный чулок» один американский мальчик написал Линдгрен, что очень любит эту её книгу, и что весь его класс хочет узнать, напишет ли она еще какую-нибудь…
И вскоре появляется новая сказка шведской писательницы «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Думаю, что эта книжка и ее герои вам хорошо знакомы. Что вы можете сказать о них.
(опрос детей)
Итак, в одной семье есть мальчик, которого все называют просто Малыш. Хотя он не одинок, но предоставлен сам себе. Папа с мамой работают, старшие брат и сестра заняты своими делами. Малышу скучно одному, и он мечтает о товарище, с которым мог бы играть. И вот однажды к нему в окно влетел толстенький забавный человечек. В нём было все то, о чем так мечтал Малыш, и чего ему так недоставало. Малыш подружился с Карлсоном.
Вообще, в Малыше живут словно два разных ребенка. Один – серьёзный и старательный домашний ребенок, другой – маленький шалун. Недаром, мама и папа считают, что все свои дурные поступки Малыш приписывает, выдуманному им Карлсону.
А какой же Карлсон? Он толстый, забавный, хвастун, проказник, обжора – и жуткий сластена. Он вымогает лакомства и постоянно ищет забав. Всё, к чему прикасается Карлсон, портится, взрывается. Проделки Карлсона, особенно, когда он таскает плюшки у фрёкен Бок, приводят Малыша в восхищение. Карлсон постоянно ищет новых приключений.
А еще Карлсон умен, сообразителен, весел, остроумен, изобритателен. Он всегда что-нибудь придумывает.
Малыша увлекают проказы и шалости Карлсона, он не прочь принять в них участие, но протестует, когда эти шалости переходят все границы. Когда Карлсон испортил книжную полку, взорвал паровую машину, прорезал простыню, Малыш приходит в ужас.
Если кто-то из вас еще не знает историй про Малыша и Карлсона, советую обязательно прочитать.
А вот как появилась другая книжка. Однажды писательнице пришлось утешать плачущего внука.
-Угадай, что натворил однажды Эмиль из Лённеберги? - с отчаянием спросила она, и мальчик тут же замолк. А бабушке пришлось рассказывать о проделках озорного мальчишки, само имя которого она придумала только что.
Так родился Эмиль из Лённеберги. Постепенно он приобрёл внешность, характер и стал отчаянно проказничать. О нем Линдгре написала три книги: «Эмиль из Лённеберги», «Новые проделки Эмиля из Лённеберги», «Жив еще Эмиль из Лённеберги». Герой всех трех книг необыкновенный сорванец.
Аккуратная, домовитая его мама каждый день записывала проделки сына в синюю тетрадь. Правда, иногда бывали дни, когда Эмиль так проказничал, что у мамы не хватало бумаги.
Что же такого совершал Эмиль? Об этом мы можем узнать, если откроем содержание книги и прочитаем, как называются её главы.
Вот послушайте: (зачитать названия некоторых глав)
Никто из вас не узнал себя в Эмиле?
Ну, как, захотелось вам почитать про Эмиля от Лённеберги?
Трилогия об Эмиле очень веселая. И мать Эмиля уверена, что из него вырастет справедливый, хороший человек. Потому что из самых шаловливых мальчишек и девчонок, если они добры, чисты и сердечны, со временем вырастают вполне замечательные люди.
А вот, как появилась еще одна книга сказочницы Астрид Линдгрен. Другой мальчик, совершенно чужой, вообще ни о чём не просил – он просто сидел на скамейке в парке грустный и одинокий. Этого было достаточно, чтобы писательница вообразила его чужим ребёнком в семье, где с ним плохо обращаются, запрещают играть и читать. Она перенесла его в мир волшебной сказки, в Страну Дальнюю. Где сирота Буссе становится смелым и самоотверженным рыцарем, принцем Мио, любимым сыном короля Страны Дальней.
Сказка о нем называется «Мио, мой Мио!»
Герой повести - сказки Буссе, он же Мио, поселился в сказочной стране не только для того, чтобы радоваться жизни, кататься верхом на чудесной белой лошади Мирамис и слушать сказки, которые нашёптывает ему чудесный колодец. Мио поселился в Стране Дальней, чтобы, как водится во всех сказках, бороться со злом. Ведь жизни счастливых обитателей Страны Дальней все время грозит опасность. Неподалеку от них лежит страна жестокого рыцаря Като, Страна Чужедальняя.
И вот маленький Мио, которому предназначено избавить мир от жестокого и страшного Като, вместе с верным другом Юм – Юмом вехом на лошади Мирамис отправляется в Страну Чужедальнюю, чтоб защитить свою страну, и спасти всех обездоленных и несчастных.
Мио, не был рожден героем, он обыкновенный мальчик. У него нежное сердце. И когда Мио узнает, что он должен уничтожить Като, ему становится страшно. Но мысль о том, что он должен спасти тысячи людей, придает ему силы….
А вот одолел ли Мио страшного рыцаря Като с каменным сердцем, об этом вы узнаете, прочитав книгу «Мио, мой Мио!»
Однажды попав на кладбище в Виммербо, и увидев могилу, где были похоронены два юных брата, Линдгрен создала еще одну сказочную повесть – «Братья Львиное сердце». О братьях, борющихся за счастье для людей и в то же время трогательно и самоотверженно заботящихся друг о друге.
В лирической повести – сказке «Братья – Львиное Сердце» рассказывается о двух братьях, живших в Швеции в начале прошлого века. Это были годы нищеты и страшных болезней.
Младший брат Карл, по прозвищу Сухарик, тощий, с кривыми ногами прикован к постели. Он обожает своего тринадцатилетнего брата Йонатана, которого природа щедро одарила красотой, умом, мужеством и добротой. Сухарику было всего 10 лет, когда он случайно узнал, что должен скоро умереть. Утешая его, Йонатан обещает, что они после смерти встретятся в Стране Звездной – Нангияле. Там каждый день случаются самые невероятные приключения. Там Сухарик выздоровеет и будет жить вместе с Йонатаном в рыцарской усадьбе, в Долине Вишен.
Но так случается, что первым погибает Йонатан. Спасая Сухарика во время пожара, он прыгает из окна и разбивается насмерть. За мужественный поступок Йонатан и получает прозвище Львиное сердце, хотя до этого фамилия братьев была – Лев.
Йонатан первым попадает в Звездную Страну Нангиялу, в Долину Вишен, а за ним, через некоторое время следует туда и Сухарик.
Конечно, это очень грустная повесть, но, поверьте очень интересная. Прочитав ее, вы узнаете, как боролись со злом Братья Львиное Сердце, какие испытания выпали на их долю, о дружбе, братстве и о том, как на самом деле заканчивается повесть
Книги шведской писательницы Астрид Линдгрен учат доброте, честности, нетерпимости к злу. Она писала свои книги для своих детей, внуков, правнуков, и, конечно же, для всех детей мира.
Шведскаяая писательница Астрид Лингрен прожила 95 лет. В одном из писем русским детям Астрид Лингрен поделилась необычной историей: она писала:
"Мне рассказывали, что русские дети особенно неравнодушны к моему Карлсону. Поразила меня история о 6-летнем москвиче. Ему прочли мою повесть, после чего мальчик стал очень странно себя вести. Он с трудом поднимался по утрам с постели, не гонял во дворе мяч и выглядел очень усталым. Только через неделю родители выяснили, в чем дело. Оказывается, когда все ложились спать, мальчик садился за стол, раскрывал тетрадку и слово в слово переписывал книгу про " Малыша и Карлсона". Увидев изумление матери и отца, сын объяснил: "Понимаете, это такая хорошая книга! А вдруг она потеряется?!"
Я думаю, что такой поступок маленького шестилетнего мальчика выражает искреннюю любовь к книгам замечательной шведской писательницы Астрид Линдгрен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...
тематическое планирование по экологии 6 класс Швец И.М.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУчебная программа по экологии «Экология растений» 6 классШвец И.М. «Вентана-Граф», 2008.Цель курса: - формирование у учащихся представления об экологии раст...
тематическое планирование по экологии 7 класс Швец И.М.
Пояснительная запискаПрограмма: «Экология животных» 7 классШвец И.М. «Вентана-Граф», 2008.Важной задачей курса является расширение представления учащихся о животных, об ихприспособленности...
тематическое планирование по экологии 9 класс Швец И.М. Добротина Н.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма: «Биосфера и человечество» 9 классШвец И.М. «Вентана-Граф», 2008. Программа «Биосфера и человечество» развивает основные экологические понятия, р...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Рабочие программы по биологии 6-11 кл (УМК Суховой и др) и экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по биологии созданы в соответствии с авторскими программами углубленного изучения биологии в 6-11 классах (6-7 кл. Алексеева ЕВ, Курьякова ЕЮ, 8-9 кл Булатова Е.Е., Варенцова Г.А., 1...
Статья "Формирование жизненно -важных компетенций старшеклассников в условиях социальной практики в Швеции"
Данный материал является анализом практики, которую я придумала, спланировала и реализовала, попутно получив сама многие новые для меня компетенции....