Памятка "Как работать с цитатой"
учебно-методический материал по литературе

Боброва Елена Владимировна

Павила использования цитат в сочинении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx279.63 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка

                 Как работать с цитатой и сделать её частью текста.

  1. Цитата не должна быть «пристегнута» к собственному тексту. К ней нужно подвести всей логикой рассуждений. Для этого нужно, чтобы текст, предшествующий цитате, как бы готовил её появление, а последующая часть содержала бы комментарий, отклик на те мысли, которые сформулированы в цитате. При этом может быть использовано частичное цитирование, это можно отразить в схеме.

Фрагменты из ученических сочинений:

«Когда я брожу по Москве, когда любуюсь панорамой Московского Кремля, я испытываю чувства, которые мне трудно выразить словами... И тогда невольно вспоминаются замечательные строки Лермонтова:

Москва, Москва!... люблю тебя как сын,

Как русский,сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Я тоже люблю Москву «как сын, как русский,— сильно, пламенно и нежно». Для меня священно все, что связано со словами Москва, Поклонная гора. Кремль... Когда я смотрю на «Кремль зубчатый, безмятежный», моя душа наполняется волнением, которое трудно выразить обыкновенными словами. И тогда на память приходят строки Пушкина, Лермонтова, Ахматовой, Цветаевой...»

2. Цитата не должна повторять того, что уже сказано автором сочинений, так сказать, своими словами. Вот несколько примеров такой тавтологии.

  • Пушкин призывает своего друга посвятить жизнь родине:

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

  • Лермонтов скорбит о том, что поколение живёт без высокой цели:

И жизнь уж нас томит,

Как ровный нуль без цели.

В этих примерах цитата отличается от высказывания автора сочинения всего лишь стихотворной формой. Мысль же стоит на месте. Это создаёт впечатление необязательности цитаты.

Вот как их можно подать.

  • Отношение Пушкина с лучшими из его друзей строились на возвышенных чувствах, на высоких помыслах. Вот, например, с каким призывом обращается поэт к Чаадаеву:

Мой друг, отчизне посвятим...

  • Много горьких упрёков в адрес своего поколения высказал Лермонтов в стихотворении «Дума». Равнодушие к добру и злу, неспособные к борьбе, погрязшие в бездействии... И главная беда в том, что «жизнь уж» их «томит, как ровный путь без цели.

  1. Цитата может быть «раздробленной» на отдельные слова, на которые будет акцентировано внимание. Их нужно заключать в кавычки. Задумаемся всего лишь над одной репликой Коробочки («Мёртвые души»), и даже над одним словом в её реплике: «Ведь я мёртвых никогда ещё не продавала». Тут и характер, и время, и гоголевский (сквозь слёзы) смех. Эта убогая, закоснелая старушонка до сих пор, оказывается, бойко торговала живыми, но до мёртвых ещё(!) не доходило. Но какая уверенность, вопреки набожности, страху перед дьяволом, что и от мёртвых тоже можно иметь доход. Это «ещё» поможет взглянуть не только на саму поэму Гоголя, но и на многое, что связано с нею. Посмотрите, как с помощью этого слова «откроется» Чичиков, который ещё не покупал мёртвых, но каким-то образом пришёл к мысли, что покупать их нужно, пока ещё не проданы ревизские сказки. Мы глубже поймём характеры Манилова, Собакевича, Плюшкина, губернского общества, проследив за их реакцией на это фантастическое «ещё»: узнаем кое-что о Петрушке и Селифане, увы, ещё не способных понять, какой «негоцией» увлечён их барин; многое узнаем и о самом Гоголе, еще не написавшем книги, где «вся Русь явится». Вспомним и о Пушкине, подарившем ему ещё неведомый литературе сюжет; поразмышляем и о жанровом своеобразии поэмы, ещё не отражавшей такого материала; задумаемся и о новом периоде в литературе - гоголевском, - литературе, ещё никогда не объединявшей общим направлением сразу стольких писателей: Достоевского, Некрасова, Чернышевского, Салтыкого- Щедрина....

Дело не в количестве слов, взятых в кавычки, а в умении из немногого извлечь многое.

  1. Над эпиграфом (если есть) должна быть проведена работа, направленная на включение его в текст в разных аспектах. Та мысль, что открывает сочинение, может стать его концовкой. Но эпиграф не просто повторять, а разъяснять его содержание, сделать его итогом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цитаты

Высказывания известных людей...

Статья по теме: "Советы родителям в цитатах известных людей."

В данной статье собраны цитаты известных людей и практические рекомендации, которые способны помочь родителям сделать своего ребенка более успешным и уверенным и создать условия для развития творчески...

Цитата. А.Солженицын - В круге первом.

6cdbdcf2.jpg"Мысль - первоначальная сильная мысль определяет успех всякого дела! И мысль должна быть - своя! Мысль, как живое древо, дает плоды, только если развивается естественно. А книги и чужие м...

Грустные цитаты ученических работ с экзамена по русскому языку 2014

Некоторые выдержки из работ выпускников 2014 года...

Урок русского языка. «Цитаты и способы цитирования». (Групповая работа - основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scrum)

Представленный урок построен в соответствие с современными методами и формами организации урочной деятельности, такими как: групповая работа - основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – о...

Проверочная работа на тему "Цитаты"

Полезный материал для проверочной домашней или классной самостоятельной работы учащихся, в котором обобщены все задания по разделу "Способы оформления чужой речи"...

Домашнее задание 9 класс Работа с цитатой

Прочитайте, укажите способы цитирования. Спишите, правильно расставив знаки препинания....