«Использование результатов оценочных процедур для совершенствования методики преподавания русского языка и литературы»
статья по литературе

Баранова Надежда Александровна

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что данная проблема актуальна: измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования и методики преподавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_rezultatov_otsenochnyh_protsedur.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Баранова Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Ляховская СОШ» Меленковского района Владимирской области.

Тема: «Использование результатов оценочных процедур для совершенствования методики преподавания русского языка и литературы»

Цель: создание условий для совершенствования методики преподавания русского языка и литературы

Задачи:1. Проанализировать результаты

2. Показать, через какие методы и приёмы оценки на уроках русского языка и литературы добиваюсь высоких  результатов.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что данная проблема актуальна: измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования и методики преподавания.

Результаты оценочных процедур служат основанием для совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.

Передо мной, как и перед всеми педагогами, стоит очень важная проблема:  как наиболее эффективно организовать процесс оценивания образовательных достижений (результатов) учащихся в обучении русскому языку и литературе  в общеобразовательной

школе.

 Как же необходимо использовать результаты оценочных процедур в управлении качеством образования?

Правильная оценка образовательной деятельности ребенка создает условия для дальнейшего развития, стимулирует его.

Тот, кого я учу, — это, прежде всего, живой человек, ребенок, а потом ученик. Оценка, которую я ставлю ему — это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку       (В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).  

Оценка предметных результатов

1. Ведется учителем в ходе процедур:

  • Текущей аттестации.
  • Тематической аттестации.
  • Промежуточной аттестации.
  • Государственной итоговой аттестации.

2. В ходе внутришкольного мониторинга

3. Портфолио

4.Проект

5.Групповая оценка, самооценка.

«Сочетая разные виды оценивания,  стараюсь сделать процесс обучения русскому языку наиболее эффективным, интересным , мотивирующим на дальнейшее успешное обучение. Добиваюсь, чтобы каждый  ребёнок был оценен по заслугам и и что он уйдёт с урока удовлетворённым и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старание»

Положительное оценивание ведёт к устойчивому желанию говорить,

читать, слушать и писать на русском языке. Дети учатся лучше, когда их собственный труд оценивается положительно.

  Сегодня в системе образования формируется комплексная система оценки качества образования, включающая ОГЭ, ЕГЭ, Всероссийские проверочные работы, национальные и международные исследования качества образования.

   Важный элемент системы оценки качества образования - государственная итоговая аттестация. Я как  учитель русского языка на сегодняшний день имею свою методику, которая позволяет моим  учащимся хорошо справиться с заданиями на экзамене. Хочется  поделиться своими наблюдениями по данной теме.

 Результаты ОГЭ и ЕГЭ являются и средством подведения итогов,  и основой для ежегодного анализа качества образования в разрезе общеобразовательных предметов в школе.  В протоколах с результатами ОГЭ и ЕГЭ представлены индивидуальные предметные результаты, решаемость каждого задания, первичные и итоговые баллы. Для улучшения результата подвергаю их всесторонней обработке и формирую  статистическую информацию  по темам.    Большое  значение придается такой форме подготовки к ЕГЭ, как выполнение онлайн-тестов ЕГЭ и заданий, заложенных  в сетевых уроках и тренажерах ЕГЭ. Здесь отменен субъективный фактор при оценивании, проверяется системой в онлайн - режиме и оценивается автоматически. Организована отработка навыков с помощью  системы тренингов. Тренинг – группа простых, однотипных примеров. Если ученик ответил неверно - ему показывается подробное объяснение  и дается следующее, аналогичное  задание.

 Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности по русскому языку.  Проводимый  ежемесячный мониторинг качества знаний  позволяет выявить тот круг умений и навыков, на отработку которых уделялось большое  внимание, быстро определить  пробелы и оперативно  реагировать на них. Применение большого количества новых (активных) методов обучения предъявляет другие требования к содержанию и направленности методов контроля и проверки знаний обучающихся. Наиболее распространенным является тестирование. Несмотря на его во многом справедливую критику, тестирование является достаточно надежным, эффективным и корректным методом проверки знаний учащихся. Его главным недостатком считается направленность тестов на проверку репродуктивного уровня познавательной деятельности обучающихся.Результаты проведённой работы анализируем с детьми, отражаем на экране в уголке по ЕГЭ, все видят свои ошибки, работаем с данными правилами, потом проводим повторные работы, смотрим, насколько изменился результат.

      Наряду  с перечисленными  приемами, практикуются еще такие новые методы подготовки к ЕГЭ:

    -  с целью подготовки  к итоговому сочинению уже с 8  кл.  в отдельную тетрадь   записываем   основную тематику и проблематику каждого  изученного произведения  по литературе;

     - еженедельно на уроках отрабатываем  темы, включенные  в планы  индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися  и учащимися,  мотивированными  на высокий результат.

      - в кабинете  на стендах в уголке  вывешиваю  цитаты для написания сочинений, образцы сочинений, алгоритм их написания, варианты  типовых тестовых заданий.(Например «Письма о добром и прекрасном»Д.С.Лихачёва)

   Только в комплексе все эти приемы и методы будут способствовать повышению качества сдачи ЕГЭ.

 На ГИА в основном подтверждены  результаты промежуточной аттестации и годовые отметки.  Выпускники показывают высокий средний балл  ЕГЭ по русскому языку ( выше среднего областного и районного).  В   2016– 2017 у.г. .- 75,36; в 2017 – 2018 у.г. – 76 54. ОГЭ: 2016 – 2017 у.г.по русскому языку из 14 обучающихся – «5» - 8, «4» - 6, –с/б 4,57. В 2017 – 2018 у.г. – из 14 обучающихся – «5» - 4, «4» - 8 «3» -2. с/б – 4,14; с/б ЕГЭ по русскому языку – 76,54; по литературе – 72

__________________________________________________________________

ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕТРАДЬ

 Согласно  ФГОС в рамках дистанционного обучения можно  организовать дополнительную работу с учащимися,  совместную работу детей на подготовительном этапе к олимпиаде, к ОГЭ и ГИА... а также сделать образовательный процесс  интересно, актуально, креативно..., для этого создаём с детьми электронные тетради, которые очень помогают для самостоятельной подготовки. ЭТ представляет теоретический материал и практический. Выработаны критерии оценивания, учащийся сам оценивает себя, выявляет трудные задания и задания, с которыми легко справился. Для оценивания  - в ЭТ – оценочная карта, учитель проверяет.

В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников  в  2013 – 2014 у.г. ученица 7 класса  – 1 место по литературе, 3 место по русскому языку;  (7 кл.) – 1 место по русскому языку; в 2014-2015 у.г. – 1 место по литературе – (8 кл.), 2 место  (8 кл.); в 2015 – 2016 у.г. 1 место по  литературе – (9кл.), 2 место по литературе – (9 кл.), 1 место по литературе –  (7 кл.), 4 место по русскому языку – (9 кл.); в 2016 – 2017 у.г. - 1 место по литературе(10 кл.), 3 место по литературе (10 кл.), 2 место по русскому языку (8 кл.); в 2017- 2018 у.г. – 1 место по литературе (11 кл.), (9 кл.). В 2016 – 2017 у.г. (10 кл.) – участник регионального этапа олимпиады  по литературе.

        КЕЙС – технология

   Продуктивными являются уроки по методике  «КЕЙС – технологии», где учащиеся выдаётся кейс с заданиями урока,  выполняют задания в группах, оценивание – в группе , каждой группе – выдаются оценочные листы, где идёт взаимооценка. (Например, урок «Блок и русский символизм», «Сложное предложение» и т.д. )  

Здесь очень важна для оценивания и рефлексия,которая  удачно проводится, наряду с другими методиками, применяю

ПОПС – метод: ученики рассуждают – это очень важно в наше время:

 П – позиция- я считаю, что…

О  -  объяснение( обоснование)- Потому что…(объясняет, обосновывает)

П – пример( я могу это доказать на примере…)

С – следствие( или суждение) – Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…) 

Портфолио

Портфолио – эффективный инструмент оценивания образовательных достижений

  • Являясь альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:
  • 1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других обучающихся.
  • АКТУАЛЬНОСТЬ ПОРТФОЛИО
  1. Позволяет поддерживать высокую учебную мотивацию.
  2. Поощряет активность и самостоятельность учащихся.
  3. Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
  4. Формирует умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПОРТФОЛИО 
  • Ученик рассказывает, какие грамматические и лексические темы успешно усвоены.
  • Ученик должен объяснить, почему он выбрал именно эти темы сочинений и писем.
  • Ученик должен обосновать выбор мультимедийной работы.
  • Учащийся рассказывает про внеклассное мероприятие или конкурс, в котором принимал участие.
  • Защита готовится заранее дома (кроме короткого резюме).
  • В 2016 – 2017 у.г. Малов А.и Трифонова А.(10 кл.) участвовали во Всероссийском конкурсе ученических портфолио по русскому языку, стали победителями, награждены путёвками в ВДЦ «Орлёнок», стали участниками тематической программы «Русский язык – язык образования, науки, искусства, бизнеса и высоких технологий», получили звание бакалавра русского языка. Малов Антон – организатор акции «Ответь на вопрос от лингвиста» в рамках образовательного проекта «Вселенная русского языка»(17.04.2017 г. ВДЦ «Орлёнок»)

 В 2015 – 2016 у. г. ученица 9 класса Трифонова А. окончила  в ВИРО имени Л.И.Новиковой курс обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Школа юных корреспондентов», в 10 классе – «Интеллектуальную школу олимпийского резерва» (литература); Дорофеева И.в 8 и 9 классе (с 2016 – 2018 г.) обучалась в «Интеллектуальной школе олимпийского резерва» (литература).

Малов А - победитель олимпиады Законодательного собрания Владимирской области «Наследники Великой Победы», посвящённой 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне : номинация «Лучшее эссе «Война в истории моей семьи», четверо учащихся стали участниками конкурса.(2015 г.)

 Волкова М. – Призёр (2 место) областного открытого конкурса чтецов при ВлГУ  «Сохрани мою речь навсегда…», посвящённого 125 – летию со дня рождения  О.Мандельштама («Мандельштамовские дни в ВлГУ -2016)

Авдонин Д. – районный конкурс «Лучший читатель года – 2015, победитель областного конкурса коллажей «В мире детских книг», посвящённого 80 – летию издательства «Детская литература»;2 место в номинации «У каждого времени своя жестокость. А доброта одна на все времена»областного конкурса»Читаем Альберта Лиханова: книги об истинах, честности и победах»(2015 г.)

Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих, мы это называем апелляцией.

Технология проведения уроков и сам предмет таковы, что дети хотят говорить. И их надо выслушивать — а это занимает время. Поэтому на уроках часто применяются групповые формы работы. Обычно работа в группах проходит следующим образом: все группы получают задания, одинаковые по форме, но разные по содержанию. Например, каждая группа получает одно и то же задание «сравнить», но объекты для сравнения у всех разные. При подведении итогов ответы групп складываются в одну общую картину. Так прошёл урок «Роль детали в романе Гончарова «Обломов», на котором кроме самооценки, взаимооценки, ещё была оценка экспертов.

На следующем уроке проводился совместный анализ, проведенного урока и сопоставлялись четыре оценки: самооценка, взаимооценка, оценка экспертов и учительская оценка. Практика показывает, что если проводить такую работу в системе, то они, в конце концов, практически не расходятся.

Методы и формы проверки и оценки знаний, используемые на уроках литературы для совершенствования методики преподавания данного предмета.

Кроссворд (только дополнительно к известным методам контроля, но не как альтернатива им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала).

Викторина (имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения).

Проектная деятельность(развивает активное самостоятельное мышление ребенка, учит его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике).

Конференция (подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор).

Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения (проверка не только знания текста, но и понимания учеником особенностей характера героя, его психологию, своеобразия его языка).

Создание словарей (Например: Словарь афоризмов Базарова; словарь «Эзопова языка» в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина).

Создание компьютерных презентаций (такая работа позволяет проверить умение учащегося находить материал, отбирать его, преподносить тот или его иной форм)

Смотр знаний (каждая группа получает задания, а потом распределяют их между собой с учетом интересов способностей каждого ребенка).

Виртуальная экскурсия (развитие творческого подхода к изучаемому учебному материалу; формирование элементов информационной культуры; привитие навыков рациональной работы с компьютерными программами; формирование исследовательских навыков учащихся)

Нетрадиционные формы проведения уроков позволяют не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, а также проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений учащихся.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Предлагается учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Так проходят уроки по лирике, на которых сами  ребята оценивают чтение стихов других учащихся, уроки-пресс-конференции (журналисты оценивают самые интересные правильные ответы, а гости – самый интересный вопрос), уроки-инсценирования, на которых лучшей оценкой являются аплодисменты одноклассников.

Интересна такая форма урока, как урок-презентация, на котором учащиеся в течение 5-6 минут представляют какого-либо писателя, поэта или какое – либо произведение. Предварительно они ищут материал, готовят доклады. На таком уроке каждый ученик на специально приготовленном листке дает балльную оценку выступлений своих одноклассников.

Предварительно обсуждается вопрос о нормах оценивания устных ответов, обычно мы это делаем по 10-балльной шкале и в содержание оценки вносим:

  • умение четко и логично излагать материал,
  • глубину содержания выступления,
  • манеру изложения,
  • умение отвечать на вопросы.

На этом же листке каждый выступающий выставляет себе самооценку. Я также в своем формуляре выставляю каждому учащемуся оценку. В заключительной части урока идет обмен мнениями по поводу услышанных выступлений, я при этом имею не больше прав, нежели учащиеся и не навязываю свое мнение детям, стараюсь, выслушав всех, высказаться последней, оценки объявляются на следующем уроке.

Главные вопросы в оценочной деятельности: как оценивать, что оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке. Самый сложный, наверное, вопрос о том, как оценивать. Но прежде всего хочется назвать некоторые принципы, которыми руководствуюсь при осуществлении оценочной деятельности:

- любая деятельность ученика по добыванию знаний должна быть оценена;
- оценка не должна носить в первую очередь контролирующей  и констатирующей функции на каждом уроке;
- она должна прежде всего содержать в себе побуждающие для ученика стимулы,
- должна способствовать тому, чтобы у ученика проснулось желание учиться, если таковое пока дремлет, или желание узнать больше, основательнее, глубже, если это желание уже есть;
- контролирующие и констатирующие функции оценка проявит на итоговом уроке, при итоговом тестировании или зачете, в общем, тогда, когда подводится итог изучения учебного материала;
- оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная;
- оценка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ему надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество;
- оценку должен давать не только учитель, но и ученики друг другу.

                                                Заключение

Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления образовательным  процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательных целей.

Именно такая слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса и приводит к ежегодному повышению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование методики преподавания русского языка и литературы в условиях внедрения ИКТ

Читателю предлагается перечень форм работы с примепнением ИКТ для большей  эффективности учебного процесса...

Разработки по методике преподавания русского языка и литературы

Здесь размещены 2 разработки: проект по развитию коммуникативной компетенции учащихся и рекомендации по проведению уроков зарубежной литературы в национальной школе....

«Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур для повышения качества математического образования».

В статье рассматриваются приемы формирующего оценивания, используемые в практике обучения математике....

Статья "Методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС"

Статья  об особенностях  методики преподавания  русского языка и литературы в условиях введения ФГОС....

«Использование результатов оценочных процедур (ГИА, ВПР) в повышении качества образования, в совершенствовании основных образовательных программ»

laquo;Использование результатов оценочных процедур (ГИА, ВПР) в повышении качества образования, в совершенствовании основных образовательных программ»...

Участие в тестировании «Теория и методика преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной организации» (Сертификат)

Участие в тестировании "Теория и методика преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной организации" (Сертификат)...