Урок-дискуссия "Век Золотой и век Серебряный-что ярче?
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Аверина Светлана Александровна

Цель урока: 

  • Сформулировать понятия «Золотой век» русской литературы и «Серебряный век» русской литературы.
  • Определить временные рамки этих периодов. Выяснить авторский состав, относящийся к каждому из периодов.
  • Проанализировать отличительные черты литературы Золотого века и Серебряного. 

Задачи:

  • Уметь формулировать свою мысль, доказывать собственную точку зрения.
  • Обнаружить различное понимание вопросов, установить истину или общее мнение выступающих.
  • Найти взаимосвязь двух эпох.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок-диспут42.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-дискуссия по литературе «Век Золотой и век Серебряный - что ярче?»

Цель урока: 

  • Сформулировать понятия «Золотой век» русской литературы и «Серебряный век» русской литературы.
  • Определить временные рамки этих периодов. Выяснить авторский состав, относящийся к каждому из периодов.
  • Проанализировать отличительные черты литературы Золотого века и Серебряного. 

Задачи:

  • Уметь формулировать свою мысль, доказывать собственную точку зрения.
  • Обнаружить различное понимание вопросов, установить истину или общее мнение выступающих.
  • Найти взаимосвязь двух эпох.

Межпредметные связи: русский язык, история,

Оборудование: Проектор, ноутбуки, выставка книг авторов Золотого и Серебряного веков, фотографии писателей и поэтов двух эпох.

Гипотеза диспута: Если периоды русской литературы названы «Золотой» и «Серебряный», то оба они должны быть равноценными для русской культуры. 

Группа делится на 2 микрогруппы:

1)Поклонники литературы Золотого века

2)Поклонники литературы Серебряного века

Ход урока:

Оргмомент: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости нашего урока! Староста, назовите, пожалуйста, отсутствующих.

Учитель:

Итак, переходим к уроку.

        На протяжении всего года мы с вами изучали русскую литературу. Знакомились с творчеством писателей 19 и 20 веков. Вы знаете, что в истории русской литературы есть два знаменательных периода. Это - Золотой и Серебряный век. Они во многом отличаются друг от друга, и принадлежат к разным историческим периодам, но главное, что их объединяет - это многообразие талантливых писателей, которые творили свои гениальные произведения русской литературы именно в те эпохи. Такие названия не случайны, они говорят о той яркости и насыщенности, которые принесли оба этих литературных "века".

У нас сегодня необычный урок. Мы проведём его в форме дискуссии. Что такое дискуссии вы уже знаете (обсуждение вопроса, проблемы)

Тема нашей сегодняшней дискуссии: «Век Золотой и век Серебряный - что ярче?»

Скажите, а почему двум периодам русской литературы даны такие красивые названия?

(ответы обучающихся)

Учитель:

Я предполагаю, что если периоды русской литературы названы «Золотой» и «Серебряный», то оба они должны быть равноценными для русской культуры. 

На сегодняшнем уроке вы должны доказать или опровергнуть мою гипотезу.

Ваша группа разделена на 2 микрогруппы: поклонники литературы Золотого века и поклонники литературы Серебряного века.

Для начала я предлагаю вам представить ту эпоху русской литературы, которой вы отдали предпочтение. Давайте начнём с Золотого века.

1)Поклонники литературы Золотого века

(презентация)

Золотой век русской литературы

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век это время формирования русского литературного языка, который оформился во много благодаря А.С.Пушкину.

Исторический период, в котором сформировалась литература Золотого века, был насыщен переломными моментами и существенными социальными и историческими изменениями.

           Таланты, которые принес Золотой век русской и мировой литературе, настолько разнообразны, что о творчестве каждого можно говорить часами. Это и гениальный Пушкин, лирика которого до сих пор не имеет аналогов, мятежный Лермонтов и Некрасов, таинственный Гоголь, произведения которого полны нравственных и остросоциальных вопросов.

Это выдающийся писатель Толстой, чьё произведение "Война и мир" стало знаменитым на весь мир и гений Достоевский, сумевший изменить течение мировой литературы. Все эти имена известны каждому школьнику и каждому взрослому.                                                                              Литература Золотого века создала не только фундамент русской классической литературы, она определила ее развитие и дальнейшее становление.

2)Поклонники литературы Серебряного века

(презентация)

Серебряный век русской литературы

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем “серебряного века”. На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший литературу новыми именами.

Две революции сделали революцию в прозе и лирике - благодаря этому образовались новые литературные направления и течения. Символизм и футуризм оставили неизгладимый след в литературе Серебряного века. Блок, Гумилев, Ахматова, Маяковский, Цветаева, Брюсов… Имена гениальных творцов Серебряного века можно перечислять долго, и творчество каждого заслуживает пристального внимания.

По-разному сложились судьбы замечательных поэтов "серебряного века". Кто-то не смог вынести жизни на неприветливой родине, кто-то, как Гумилев, был расстрелян без вины, кто-то, как Ахматова, до последних своих дней остался на родной земле, пережив с ней все беды и горести, кто-то поставил "точку пули в своем конце", как Маяковский. Но все они создали в начале XX века настоящее чудо — "серебряный век" русской поэзии.

Учитель:

Спасибо, девочки! Вы напомнили нам о двух периодах русской литературы. Давайте начнём разговор о них, а Воронина Алина и Непрокина Виктория будут заполнят таблицы «Характеристика Золотого и Серебряного века».

(2 девочки, инвалиды по слуху, заполняют таблицу «Золотой и Серебряный век – характеристика». Одна – Золотой век, другая-Серебряный) (На ноутбуках, в конце урока показать на экране)

Золотой век

Временные рамки

Автор названия литературной эпохи

Актуальные жанры литературы

Какими литературными течениями представлен

Поэты и прозаики периода

Творчеством писателей каких социальных слоёв представлен

Основные темы произведений

Лучшие произведения периода

Как завершился период

Серебряный век

Временные рамки

Автор названия литературной эпохи

Актуальные жанры литературы

Какими литературными течениями представлен

Поэты и прозаики периода

Творчеством писателей каких социальных слоёв представлен

Основные темы произведений

Лучшие произведения периода

Как завершился период

Учитель:

Все познается в сравнении. Анализируя два периода русской литературы не возможно не обращаться к произведениям. Сравним два стихотворения «золотого» и «серебряного» века, ставших любимыми романсами – «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и «Мне нравится...» М.И.Цветаевой.

Чтение наизусть стихотворений учащимися

«Мне нравится…» Жестовое чтение наизусть Петрова Мария (инвалид по слуху) На экране видео.

«Я помню чудное мгновенье» читает Воронин Денис. На экране видео.

Учитель:

Какой теме посвящены эти стихотворения? ( теме любви)

Одинаковое ли настроение создаётся у нас при их восприятии?

Если поэзия «золотого» века передаёт ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость.

           Учитель: 

Вы знаете, что литература тесно связана со всеми сферами человеческой жизни, поэтому можно выделить факторы, влияющие на литературный процесс.

Как вы думаете, что может повлиять на литературу?

Ученики:

  • Исторические события;
  • Экономическая ситуация;
  • Концепция личности, представления о человеке, его сущности, его отношениях к окружающему миру, другим людям, ценностям.

Учитель:

Таким образом, о чем писать (темы, проблемы, характер конфликтов), как писать (жанр, средства поэтики) и о ком писать (тип героя) диктует время и общественная обстановка в стране и мире.

Давайте вспомним, какие важные политические и исторические события происходили в России в те периоды, о которых мы сегодня с вами говорим?

ЗОЛОТОЙ ВЕК (сообщения)

«Век девятнадцатый, железный,

 Воистину жестокий век!»

                                      А. Блок

19 век был ознаменован рядом исторических событий. На развитие русской прозы и поэзии оказали влияние и Отечественная война 1812 года, и смерть великого Наполеона, и уход из жизни Байрона. Английский поэт, так же как и французский полководец, долгое время владел умами революционно мыслящих людей в России. Восстание декабристов и русско-турецкая война, а также отголоски французской революции, раздававшиеся во всех уголках Европы, отмена крепостного права – все эти события превратились в мощный катализатор передовой творческой мысли. В то время как в западных странах осуществлялись революционные движения и начал зарождаться дух свободы и равенства, Россия укрепляла свою монархическую мощь, казня декабристов и подавляя восстания. Это не могло остаться без внимания художников, писателей и поэтов. Литература начала 19 века в России – это отражение мыслей и переживаний передовых слоев общества.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК (сообщение)

Для нашей родины XX век был необычайно богат событиями. Стремительным потоком, одно за другим навалились они на наш народ: и две мировые войны, и резолюция, и гражданская, и долговременный коммунистический эксперимент, и перестройка. Конечно же, происходящее в стране не могло не отразиться в русской литературе XX века. Проследим развитие исторической темы в русской литературе.

Отправная точка — революция семнадцатого года. Мир раскололся на два лагеря: одни приветствовали революцию, другие — нет. Это, естественно, отразилось и на литературе.

1941 год открыл новую военную страничку в литературе. Во времена Великой Отечественной Войны, в литературе всё больше стало появляться патриотизма. А. Фадеев «Молодая гвардия», А. Твардовский «Василий Теркин», В. Быков «Обелиск», Б. Васильев «А зори здесь тихие…», военная лирика А. Ахматовой, М. Шолохов «Судьба человека». Этой теме оппозиции не было — трагедия была общей.

Казалось бы, все плохое осталось позади, над страной снова мирное небо, есть надежда на лучшее, но… Следующая тема в жизни государства и народа — сталинский террор. История этого периода глубоко раскрывается в произведениях лагерной тематики. Долгое время не могли попасть к читателю романы А. Солженицына «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», его рассказы, раскрывающие другую сторону жизни, многим неизвестную. Это наше прошлое, а частично настоящее.

Сопоставление романов Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Тихий Дон» М.А. Шолохова:

Учитель:

-Давайте вспомним с вами два романа-эпопеи, один написан в 19 веке, а другой в 20.

Описываемые события отделяют друг от друга 100 лет. Назовите эти романы («Война и мир» и «Тихий Дон»)

-Что такое роман? 

(Роман - это объемное, чаще всего прозаическое литературное произведение со сложным сюжетом. Чаще всего роман - это подробное изображение жизни и развития главного героя, но такое произведение может отображать и жизнь большого количества героев.)

-Что такое эпопея? 

(Эпопея – это крупное эпическое литературное произведение, которое изображает существенные, важные, исторически значимые события национального масштаба.) 

 

Сходства романов:

-В центре обоих романов – поиски героями истины, своего пути.

-Интуитивность этих поисков.

-Идеалы героев: дом, семья, естественность, доброта, трудолюбие.

-Реализм в изображении войны, ее жестокости и ужасов.

-Изображение подвига – настоящего и формального.

-Противопоставление мира и войны.  Картины мира перемежаются с картинами военных действий

-Изображение развивающего действия войны на душу человека.

-«Диалектика души» - психологизм, герой в развитии.

-Отсутствие идеализации народа.

Учитель:

«Лучшие новые произведения советских писателей (например, Шолохова) связаны с великой реалистической традицией прошлого века, в которой воплотилась сущность русского искусства и которую обессмертило мастерство Л.Толстого»
                                                                         Ромен Роллан (французский писатель)

        Во время работы над «Тихим Доном» настольной книгой Михаила Шолохова была «Война и мир». И, может быть, поэтому так много общего у этих великих произведений.

        Давайте послушаем отрывки из них:

 

ЗОЛОТОЙ ВЕК

Отрывок из «Войны и мира» (читают в книге) (на экране видео)

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными  корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

 "Весна, и любовь, и счастие!" - как будто говорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам".

         Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

         "Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

Отрывок из «Тихого Дона» (читают в книге) (на экране видео)

«С юга двое суток дул тёплый ветер. Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли степные лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали под степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белесой дымке курганы, буераки, станицы, шпили колоколен, устремлённые ввысь вершины пирамидальных тополей. Стала над широкой донской степью голубая весна.

Иным, чудесно обновлённым и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водою яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями - всё казалось ей невиданно красивым, всё цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем.

Проглянувший сквозь туман клочок чистого неба ослепил её холодной синевой; запах прелой соломы и оттаявшего чернозема был так знаком и приятен, что Аксинья глубоко вздохнула и улыбнулась краешками губ;

незамысловатая песенка жаворонка, донесшаяся откуда-то из туманной степи, разбудила в ней неосознанную грусть. Это она - услышанная на чужбине песенка - заставила учащённо забиться Аксинью сердце и выжала из глаз две скупые слезинки… Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, всё оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налётом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожью, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле…» (8, 571).

Учитель:

-Что описывают авторы в этих отрывках? (природа, весна…)

И у Толстого, и у Шолохова картины природы означают и символические образы, и описание состояния героев. (А.Болконского, Аксиньи)

 Давайте посмотрим на таблицы, которые заполнили девочки и сравним характеристику Золотого и Серебряного веков.

Анализ таблицы

Золотой век

Серебряный век

Период

Включает всю русскую литературу XIX в.

Включает период истории русской литературы к. XIX – н. XX вв. (до 20-х гг.)

Автор названия литературной эпохи

Критик, поэт пушкинской эпохи Петр Александрович Плетнёв

Русский и советский литературовед, литературный критик, писатель Иванов-Разумник 

Актуальные жанры литературы

Проза сменяет поэзию к середине периода

Расцвет поэтического творчества

Какими литературными течениями представлен

Представлен сентиментализмом, романтизмом и реализмом

Представлен акмеизмом, символизмом, имажинизмом, футуризмом и другими литературными течениями, объединенными модерном

Поэты и прозаики периода

Пушкин, Лермонтов, Островский,Крылов,

Тургенев, Достоевский, Тютчев, Гоголь, Л.Н.Толстой и др.

Цветаева, Ахматова, Есенин, Маяковский, Блок, Гумилёв, Пастернак, Булгаков, Шолохов, Набоков и др.

Творчеством писателей каких социальных слоёв представлен

Включал творчество аристократии (дворянства)

Объединял творческую интеллигенцию разных социальных слоев

Основные темы произведений

Тема свободы, назначение поэта и поэзии, любовь, природа, дружба, одиночество, смысл жизни, любовь к Родине, тема

войны и мира.

Тема любви, смерти, предназначения человека, война, революция, трагедия личности, любовь к Родине, природа, тема войны и мира

Лучшие произведения периода

«Преступление и наказание» Достоевский, «Война и мир» Толстой, «Евгений Онеген» Пушкин, «Мёртвые души» Гоголь, «Отцы и дети» Тургенев, «Обломов» Гончаров,  «Вий» Гоголь и др.

«Реквием» Ахматова, «Тихий Дон» Шолохов, «Мастер и Маргарита» Булгаков, «Тёмные аллеи» Бунин,  «Доктор Живаго» Пастернак, «Василий Тёркин» Твардовский, «Двенадцать» Блок,  «Молодая гвардия» Фадеев и др.

Как завершился период

Завершился постепенным упадком, художественная литература уступила место публицистике

Прерван революцией 1917 г., Гражданской войной и массовой эмиграцией

Работа с гипотезой:

А теперь вернёмся к гипотезе, выдвинутой в начале урока: «Если периоды русской литературы названы «Золотой» и «Серебряный», то оба они должны быть равноценными для русской культуры»

Согласны ли вы с ней? Почему?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитель:

 «Серебряный век» развивался на тех достижениях, которые были достигнуты поэтами предшествующего периода, на творчестве поэтов пушкинского времени. «Серебряный век» - это логическое продолжение Золотого века. Это попытка возрождения в русской литературе тех ценностей, которые были забыты, отброшены во второй половине ХIХ века. Это возвращение в русскую литературу поэтической эпохи.

         Выводы: Таким образом, выдвинутая гипотеза позволяет говорить о равнозначности для русской культуры литературы Золотого и Серебряного веков. Каждый период внес свой вклад в развитие литературы, дополняя другой. 

         Итог урока:

-выставление оценок

-Д/З: Написать сочинение-рассуждение (Группе Золотого века Тема: «Моё отношение к Серебряному веку русской литературы» Группе Серебряного века «Моё отношение к Золотому веку русской литературы»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.

Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...

Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)

Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

«Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права». Разработка урока- дискуссии.

 Тема урока  «Правовое государство и гражданское общество»  Тема дискуссии «Становление гражданского общества в России» Цель дискуссии:-побуждение учеников к поиску общего р...

Урок-дискуссия "Век Золотой и век Серебряный-что ярче?"

Открытый урок - дискуссия по теме  "Век Золотой и век Серебряный-что ярче?"...

Методразработка заседания кружка. Дискуссия на тему: «Век Золотой и век Серебряный - что ярче?»

Гипотеза диспута:Если периоды русской литературы названы «Золотой» и «Серебряный», то оба они должны быть равноценными для русской культуры....