Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)
Рабочая программа и тематическое планирование к УМК В.Я. Коровиной; В.П. Полухина; В.П. Журавлева; (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_6klass.docx | 44.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе на 2017-2018 учебный год
6 класс
(102 часа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся 6 класса МАОУ «Средняя общеобразовательная щкола № 43 г. Улан-Удэ» разработана на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897,
- Литература . Примерная программа к УМК Полухина, Коровиной, Журавлевой «Литература 6 класс»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2016.
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №43.
Общая характеристика учебного предмета
Литература тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5 – 9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различным видам пересказов (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т.д.)
В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания.
Курсы литературы в 5 – 8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко – хронологического и проблемно – тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко – литературной основе (древнерусская литература – литература 18 века – литература первой половины 19 века), который будет продолжен в старшей школе.
Общие цели учебного предмета
Основные цели и задачи изучения литературы в основной школе:
•формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
•развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;
•постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
•поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
•овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного
•использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Описание места учебного предмета в учебном плане МАОУ СОШ № 43
В учебном плане МАОУ СОШ № 43 на изучение литературы в 6 классе отведено 3 часа в неделю. Срок реализации программы – 1 год.
Учебно-методический комплекс
Для учителя:
1. Егорова Н. В. ФГОС Поурочные разработки по литературе, 6 класс Москва, «ВАКО», 2014
2. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2009.
3. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)
4. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).
Дополнительная литература:
1. В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2012
2. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова,
И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011
3. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012
4. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс.-М: Просвещение, 2012
5. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко -литературные очерки. –М: Классик Стиль, 2005
6. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002
Интернет-ресурсы:
Художественная литература: http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов Справочно-информационные и методические материалы: http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы» http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября») http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Для учащихся:
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения(элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно – выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.
Требования к уровню подготовки выпускников
К концу 6 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению
- Наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору)
- Основные факты жизненного и творческого пути писателей- классиков
- Работать с книгой
- Выявлять авторскую позицию
- Владеть различными видами пересказа
- Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою
Произведения для заучивания наизусть: А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро. М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес. Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты) Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...» А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…» А.А. Блок. Летний вечер. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» 1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война».
Произведения для самостоятельного чтения: Мифы, сказания, легенды народов мира. Гомер. «Илиада». «Одиссея». Русские народные сказки. Сказки народов мира. Из русской литературы XVIII века Г. Р. Державин. «Лебедь». Из русской литературы XIX века К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Д. В. Давыдов. «Партизан». Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2. А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел». К. Ф. Рылеев. «Державин». Е. А. Баратынский. «Родина». Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины». Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...». А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес». М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна». А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан». И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч». Н. А. Некрасов. «Влас». Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Н. С. Лесков. «Человек на часах». Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга». Из русской литературы XX века К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей». В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро». А. А. Лиханов. Пришвин. «Таинственный ящик». «Последние холода». В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех». М. М. «Синий лапоть». «Лесная капель». В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем». Из зарубежной литературы Э. По. «Овальный портрет». М. Твен. «История с привидением». О. Генри. «Вождь краснокожих». А. Конан Дойл. «Горбун». Г. Честертон. «Тайна отца Брауна»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.
Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество».
Развитие речи (далее — P.P.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)
P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р .Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов.
Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
К. Р. Контрольная работа № 2 по теме «Басня».
P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.
Александр Сергеевич Пушкин.
Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 3 по повести А.С Пушкина «Барышня-крестьянка». Контрольная работа 4 по повести АС. Пушкина «Дубровский».
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 5 по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.
Иван Сергеевич Тургенев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений). P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.
Федор Иванович Тютчев
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Р. Р. Устный и письменный анализ текста.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Р. Р. Устный и письменный анализ текста.
Николай Алексеевич Некрасов
Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов.
P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.
Николай Семенович Лесков
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
КР № 7 по произведениям Н. А. Некрасова и Н. С. Лескова.
Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.
Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.
Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
КР № 8 по стихотворениям русских поэтов XIX века
РР Составление план письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Александр Иванович Куприн
«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Андрей Платонович Платонов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.
Александр Степанович Грин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).
Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.
Произведения о Великой Отечественной войне
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые»
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).
P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Виктор Петрович Астафьев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.
Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
К. р. контрольная работа № 9 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.
Валентин Григорьевич Распутин.
Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,
выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Николай Михайлович Рубцов.
Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)
К.Р. Контрольная работа N° 10 по стихотворениям о природе поэтов XX в.
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе
Фазиль Искандер.
Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.
Из литературы народов России
Габдулла Тукай
Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.
Кайсын Кулиев
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы
малым ни был мой народ.. » Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мифы Древней Греции
«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).
Геродот
«Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер
Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).
6 класс
Темы практических и контрольных работ
содержание | Кол-во часов | Количество тестов и контрольных работ | Развитие речи |
Введение. | 1 | ||
Устное народное творчество. | 3 | 1 | 1 |
Из древнерусской литературы. | 3 | 1 | |
Из русской литературы ХVIII века | 3 | 1 | |
Из русской литературы XIX века. | 44 | 6 | 9 |
Из русской литературы XX века. | 29 | 2 | 6 |
Зарубежная литература. | 14 | ||
Повторение пройденного. | 5 | ||
Всего часов | 102 |
Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1. | Вводный урок. В дорогу зовущие … Выбор книги | 1 | |
2. | Обрядовый фольклор. | 1 | |
3. | Пословицы и поговорки. | 1 | |
4. | Загадки. | 1 | |
5. | Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество». | 1 | |
6 | «Повесть временных лет». Отражение исторических событий и вымысел в летописи. | 1 | |
7. | «Сказание о белгородском киселе» | 1 | |
8. | Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья. | 1 | |
9. | Басни И.А.Крылова. «Листы и Корни», «Ларчик». | 1 | |
10. | И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи. Проект. | 1 | |
11. | Контрольная работа №2 по теме «Басня». | 1 | |
12. | А.С.Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. | 1 | |
13. | Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы. | 1 | |
14. | Стихотворение А.С.Пушкина « И.И.Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении. | 1 | |
15. | Лирика А.С.Пушкина | 1 | |
16 | А.С.Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка». | 1 | |
17. | «Барышня- крестьянка». | 1 | |
18. | «Барышня - крестьянка». Образ автора – повествователя. | 1 | |
19. | Контрольная работа №3 по повести А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка». | 1 | |
20. | Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | |
21. | Дубровский – старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | |
22 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | |
23 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | |
24. | Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | |
25 | Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | |
26 | Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | |
27. | Романтическая история любви Владимира и Маши в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | |
28. | Авторское отношение к героям повести «Дубровский». | 1 | |
29. | Контрольная работа №4 по повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | |
30. | М.Ю.Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи». | 1 | |
31. | Тема красоты и гармонии с миром в стих-ях М.ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | 1 | |
32. | Особенности выражения темы одиночества в стих-ях М.Ю.Лермонтова «Утёс», «Три пальмы». | 1 | |
33. | Контрольная работа №5 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова | 1 | |
34. | И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. | 1 | |
35. | Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» | 1 | |
36. | Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг» | 1 | |
37. | Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» | 1 | |
38. | Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника» | 1 | |
39. | Ф.И.Тютчев. Литературный портрет поэта. | 1 | |
40. | Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в стих-ях Ф.И.Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…» | 1 | |
41. | Земная обречённость человека в стих-ии Ф.И.Тютчева «С поля коршун поднялся…» | 1 | |
42. | Жизнеутверждающее начало в стих-ях А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…» | 1 | |
43. | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета. | 1 | |
44. | Н.А.Некрасов. Стих-ие «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 | |
45. | Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стих-ии Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | |
46. | Своеобразие языка и композиции стих-я «Железная дорога» Н.А.Некрасова | 1 | |
47. | Контрольная работа №6 по произведениям поэтов 19 века. | 1 | |
48. | Н.С.Лесков. Литературный портрет писателя. | 1 | |
49. | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | 1 | |
50. | Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша» | 1 | |
51. | Комический эффект, создаваемый игрой слов, в сказе «Левша Н.С.Лескова | 1 | |
52. | Контрольная работа №7 по сказу Н.С.Лескова «Левша» | 1 | |
53. | А.П.Чехов. Устный рассказ о писателе. | 1 | |
54. | Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | 1 | |
55. | Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали. | 1 | |
56. | Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущуния в стих-ях о родной природе. | 1 | |
57. | Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся…». Особенности пейзажной лирики. | 1 | |
58. | А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Проект | 1 | |
59. | Контрольная работа №8 по стих-ям поэтов 19 века. | 1 | |
60. | А.И.Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». | 1 | |
61. | Образ главного героя в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор». | 1 | |
62. | Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» | 1 | |
63. | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. | 1 | |
64. | «Неизвестный цветок» А.П.Платонова. Прекрасное вокруг нас. | 1 | |
65. | «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова | 1 | |
66. | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса». | 1 | |
67. | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса». | 1 | |
68. | Отношение автора к героям повести А.С.Грина «Алые паруса». | 1 | |
69. | К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стих-ях о войне | 1 | |
70. | Д.С.Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний. | 1 | |
71. | Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | |
72. | Яркость и самобытность героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. | 1 | |
73. | Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | |
74. | Отражение трудностей военного времени в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | |
75. | Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | |
76. | Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Проект | 1 | |
77. | А.А.Блок. « О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. | 1 | |
78 | С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. | 1 | |
79 | А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» | 1 | |
80. | Человек и природа в тихой лирике Н.М.Рубцова. | 1 | |
81. | Контрольная работа №10 по стих-ям о природе поэтов 20 века. | 1 | |
82. | Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Чудик», «Критики». | 1 | |
83. | Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина | 1 | |
84. | Влияние учителя на формирование детского хар-ра в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | |
85. | Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | |
86 | Подготовка и написание классного сочинения по произведениям В.Г.Распутина, В.П.Астафьева, Ф.А.Искандера (по выбору). | 1 | |
87 | Написание классного сочинения по произведениям В.Г.Распутина, В.П.Астафьева, Ф.А.Искандера | 1 | |
88. | Габдулла Тукай. Стих-я «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю. | 1 | |
89. | Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема бессмертия народа. | 1 | |
90. | Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». | 1 | |
91. | Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид». | 1 | |
92 | Геродот. «Легенда об Арионе» | 1 | |
93 | Геродот. «Легенда об Арионе» | 1 | |
94 | «Илиада» Гомера как героическая эпическая поэма. | 1 | |
95 | «Одиссея» Гомера как героическая эпическая поэма. | 1 | |
96 | М.Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот». | 1 | |
97 | «Дон Кихот»»: нравственный смысл романа. | 1 | |
98. | Ф.Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». | 1 | |
99 | Изображение дикой природы в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе». | 1 | |
100 | «Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести предательства. | 1 | |
101 | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. | 1 | |
102 | Итоговый урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....