Литературная композиция
учебно-методический материал по литературе (7, 8 класс)

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Россия- Родина моя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Россия- Родина моя»

( по произведениям поэтов, композиторов и художников 19-20 веков)

Целевая аудитория: учащиеся  6-7 класса

Цель: 1. Углубить знания уч-ся о поэзии, музыке, ИЗО

           2. Расширить представления о поэтах, художниках, композиторах 19-20вв

           3. Показать взаимосвязь искусств: музыки, живописи, литературы.

Оборудование: - презентация «Русские, поэты, художники, композиторы 19-20 веков;

                          - репродукции картин Левитана, Васнецова, Венецианова, Саврасова;

                          - песни на стихи Есенина, С. Прокофьев «Времена года»

1. Учащиеся исполняют песню «С чего начинается Родина

2. Вступительное слово учителя о поэзии 19-20вв

Природа – неисчерпаемый источник вдохновения. Стихи о природе – это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится именно таким.

Однако о чём бы ни писали в своих стихах русские поэты: о временах года, о музыке и красках наших полей и лесов, о родных просторах, о крестьянском труде, - они всегда думали и помнили о главном. Это главное – любовь к Родине, бережное отношение к русскому слову и вера в великое будущее русского народа.

3. Выступления уч-ся со стихами. А. Прокофьев «Мне о России надо говорить» (группа уч-ся)

1

Мне о России надо говорить

 Да, так, чтоб вслух стихи произносили,

 Да так, чтоб захотелось повторить,

 Сильнее всех имен сказать: «Россия!»

Сильнее всех имен произнести,

 Сильнее матери, любви сильнее

 И на устах отрадно пронести

 К поющим волнам, что вдали синеют.

 2

Не раз наедине я был с тобой,

 Просил участья, требовал совета,

 И ты всегда была моей судьбой,

 Моей звездой, неповторимым светом.

Он мне сиял из материнских глаз,

 И в грудь вошел, и в кровь мою проник,

 И если б он в груди моей погас,

 То сердце б разорвалось в тот же миг!

 3

Сияние небес твоих огромно,

 И пусть навеки память сохранит:

 Могучий дуб среди долины ровной

 Твоей зарей, как лентою, обвит.

И он стоит величия исполнен,

 И смотрит вдаль; и видит дальний путь,

 И только шрамы от ударов молний,

 Как воину, легли ему на грудь.

 4

А сколько молний грудь твою разили!

 Не раз, врываясь в дом твой, обнаглев,

 Враги кричали: «Кончено с Россией!» —

 И узнавали твой, Россия, гнев!

Такой испепеляющий и грозный,

 Он так неумолимо налетал,

 Что, если б враг тогда метнулся к звездам,

 Не избежал бы гибели и там!

 

4. Природа в стихах и музыке. Учитель музыки о творчестве композиторов.

 5. Чтение учащимися стихов А. Фета и Ф. Тютчева на фоне музыки С. Прокофьева «Времена года»

Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей еще не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.  (Фет)

Зима недаром злится,

 Прошла ее пора -

 Весна в окно стучится

 И гонит со двора.

 И все засуетилось,

 Все нудит Зиму вон -

 И жаворонки в небе

 Уж подняли трезвон.

 Зима еще хлопочет

 И на Весну ворчит.

 Та ей в глаза хохочет

 И пуще лишь шумит...

 Взбесилась ведьма злая

 И, снегу захватя,

 Пустила, убегая,

 В прекрасное дитя...

 Весне и горя мало:

 Умылася в снегу,

 И лишь румяней стала,

 Наперекор врагу.  (Тютчев)

6. Беседа по прослушанному:

-Что общего в стихах и музыке?

В чем разница?

7. Особое место в поэзии 20 века занимают стихи Есенина о природе, о родном крае. Есенин выпустил сборник стихов под названием «Радуница»

Само название книги Радуница нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница - это день поминовения усопших; с другой - это словотесно связано с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками. В  стихах Есенина, слышится  потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному,  ко всему, что в конце концов должно исчезнуть.

                Есенин С. А. - «Весенний вечер»

 Тихо струится река серебристая

 В царстве вечернем зеленой весны.

 Солнце садится за горы лесистые.

 Рог золотой выплывает луны.

 Запад подернулся лентою розовой,

 Пахарь вернулся в избушку с полей,

 И за дорогою в чаще березовой

 Песню любви затянул соловей.

 Слушает ласково песни глубокие

 С запада розовой лентой заря.

 С нежностью смотрит на звезды далекие

 И улыбается небу земля.

8. Учитель музыки о мелодичности, напевности есенинских стихов, о роли музыки в создании песни.

9. Звучит песня на стихи Есенина

 10 Вопросы к зрителям

- Помогает ли музыка лучше понять стихи Есенина?

- Как вы думаете, почему?

11. Исполнение учащимися песни на стихи Есенина.

12 Живопись и поэзия ( Картины Венецианова «На пашне. Весна»;  Саврасов «Грачи прилетели»

Бушует полая вода...)

Иван Бунин

Бушует полая вода,

 Шумит и глухо, и протяжно.

 Грачей пролётные стада

 Кричат и весело, и важно.

Дымятся чёрные бугры,

 И утром в воздухе нагретом...

 Густые белые пары

 Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

 Так разливаются и блещут...

 Что ярким солнечном теплом

 По залу зайчики трепещут.

И. С. Никитин

 Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнёзд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари!

На лугу

Александр Блок

Леса вдали виднее,

 Синее небеса,

 Заметней и чернее

 На пашне полоса,

 И детские звонче

 Над лугом голоса.

 Весна идёт сторонкой,

 Да где ж она сама?

 Чу, слышен голос звонкий,

 Не это ли весна?

 Нет, это звонко, тонко

 В ручье журчит волна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова

Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся. ...

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....

Блокада Ленинграда (Литературная композиция для классного часа)

Поборка стихов, материалов о блокаде Ленинграда.Составлена в виде литературной композиции....

Литературная композиция "...Нет, устье Волги сына не забудет".

Литературная композиция знакомит учащихся с поэтами-астраханцами участниками Великой Отечественной войны.Материал способствует развитию интереса к поэтическому творчеству, воспитанию патриотизма.Работ...

материалы для литературной композиции о декабристах

в преддверии празднования 190-летия со дня восстания на Сенатской площади эти материалы помогут провести классный час или урок литературы, почвященный декабристам...

литературная композиция "Декабристам посвящается"

материал можно использовать на уроках литературы и классных часах, посвященных декабристам...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...