Литературная композиция
учебно-методический материал по литературе (7, 8 класс)
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Россия- Родина моя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Россия- Родина моя»
( по произведениям поэтов, композиторов и художников 19-20 веков)
Целевая аудитория: учащиеся 6-7 класса
Цель: 1. Углубить знания уч-ся о поэзии, музыке, ИЗО
2. Расширить представления о поэтах, художниках, композиторах 19-20вв
3. Показать взаимосвязь искусств: музыки, живописи, литературы.
Оборудование: - презентация «Русские, поэты, художники, композиторы 19-20 веков;
- репродукции картин Левитана, Васнецова, Венецианова, Саврасова;
- песни на стихи Есенина, С. Прокофьев «Времена года»
1. Учащиеся исполняют песню «С чего начинается Родина
2. Вступительное слово учителя о поэзии 19-20вв
Природа – неисчерпаемый источник вдохновения. Стихи о природе – это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится именно таким.
Однако о чём бы ни писали в своих стихах русские поэты: о временах года, о музыке и красках наших полей и лесов, о родных просторах, о крестьянском труде, - они всегда думали и помнили о главном. Это главное – любовь к Родине, бережное отношение к русскому слову и вера в великое будущее русского народа.
3. Выступления уч-ся со стихами. А. Прокофьев «Мне о России надо говорить» (группа уч-ся)
1
Мне о России надо говорить
Да, так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен сказать: «Россия!»
Сильнее всех имен произнести,
Сильнее матери, любви сильнее
И на устах отрадно пронести
К поющим волнам, что вдали синеют.
2
Не раз наедине я был с тобой,
Просил участья, требовал совета,
И ты всегда была моей судьбой,
Моей звездой, неповторимым светом.
Он мне сиял из материнских глаз,
И в грудь вошел, и в кровь мою проник,
И если б он в груди моей погас,
То сердце б разорвалось в тот же миг!
3
Сияние небес твоих огромно,
И пусть навеки память сохранит:
Могучий дуб среди долины ровной
Твоей зарей, как лентою, обвит.
И он стоит величия исполнен,
И смотрит вдаль; и видит дальний путь,
И только шрамы от ударов молний,
Как воину, легли ему на грудь.
4
А сколько молний грудь твою разили!
Не раз, врываясь в дом твой, обнаглев,
Враги кричали: «Кончено с Россией!» —
И узнавали твой, Россия, гнев!
Такой испепеляющий и грозный,
Он так неумолимо налетал,
Что, если б враг тогда метнулся к звездам,
Не избежал бы гибели и там!
4. Природа в стихах и музыке. Учитель музыки о творчестве композиторов.
5. Чтение учащимися стихов А. Фета и Ф. Тютчева на фоне музыки С. Прокофьева «Времена года»
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках. (Фет)
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу. (Тютчев)
6. Беседа по прослушанному:
-Что общего в стихах и музыке?
В чем разница?
7. Особое место в поэзии 20 века занимают стихи Есенина о природе, о родном крае. Есенин выпустил сборник стихов под названием «Радуница»
Само название книги Радуница нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница - это день поминовения усопших; с другой - это словотесно связано с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками. В стихах Есенина, слышится потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, ко всему, что в конце концов должно исчезнуть.
Есенин С. А. - «Весенний вечер»
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
8. Учитель музыки о мелодичности, напевности есенинских стихов, о роли музыки в создании песни.
9. Звучит песня на стихи Есенина
10 Вопросы к зрителям
- Помогает ли музыка лучше понять стихи Есенина?
- Как вы думаете, почему?
11. Исполнение учащимися песни на стихи Есенина.
12 Живопись и поэзия ( Картины Венецианова «На пашне. Весна»; Саврасов «Грачи прилетели»
Бушует полая вода...)
Иван Бунин
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом...
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут...
Что ярким солнечном теплом
По залу зайчики трепещут.
И. С. Никитин
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
На лугу
Александр Блок
Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звонче
Над лугом голоса.
Весна идёт сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова
Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся. ...
Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"
Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....
Блокада Ленинграда (Литературная композиция для классного часа)
Поборка стихов, материалов о блокаде Ленинграда.Составлена в виде литературной композиции....
Литературная композиция "...Нет, устье Волги сына не забудет".
Литературная композиция знакомит учащихся с поэтами-астраханцами участниками Великой Отечественной войны.Материал способствует развитию интереса к поэтическому творчеству, воспитанию патриотизма.Работ...
материалы для литературной композиции о декабристах
в преддверии празднования 190-летия со дня восстания на Сенатской площади эти материалы помогут провести классный час или урок литературы, почвященный декабристам...
литературная композиция "Декабристам посвящается"
материал можно использовать на уроках литературы и классных часах, посвященных декабристам...
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...