Сценарий конкурса чтецов "Слово поэта свободы"
план-конспект урока по литературе
Предварительный просмотр:
Сценарий конкурса чтецов стихотворений Мусы Джалиля
«Слово поэта свободы»
Цели: активизация творческих и познавательных способностей учеников; расширение кругозора; знакомство обучающихся с биографией и миром поэзии Мусы Джалиля; обучение навыкам выразительного чтения, анализа и интерпретации поэтических произведений.
Ход мероприятия
Ведущий: Светлой памяти Героя Советского Союза и поэта Мусы Джалиля посвящается…
Карина Волкова:
Муса Джалиль... и сразу образ встал.
Перед глазами мальчик и мужчина.
Сегодня у него есть пьедестал,
А у пришедших к постаменту есть причина.
Муса Джалиль...и колокольный звон
Бессмертному герою будет литься...
А нам в том переливе слышен стон
Видны за проволокой маленькие лица...
Муса Джалиль...великое писал
В малюсенькой и тоненькой тетради,
Чтоб враг о той тетради не узнал,
Друзья для нас хранили, будущего ради...
Муса Джалиль...да, это псевдоним,
И псевдоним известный всему свету
И мы ему спасибо говорим
Герою преданному Родине, поэту.
Ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые учителя! Мы рады приветствовать вас на нашем, ставшем уже традиционным, конкурсе чтецов «Слово поэта свободы».
Карина Волкова: Сегодня в нашем зале прозвучат проникновенные строчки стихотворений замечательного татарского поэта и просто честного и искреннего человека Мусы Джалиля.
Ведущий: Но прежде чем мы начнем наш сегодняшний конкурс, давайте познакомимся с нашим строгим, но справедливым жюри.
Карина: Заместитель директора по учебной части – Смолина Наталья Ивановна.
Ведущий: Заместитель директора по учебной части – Епишина Галина Васильевна.
Карина: Учитель математики – Лернер Марк Давидович.
Ведущий: Учитель математики и информатики – Лыков Евгений Олегович.
Карина:
Ведущий: Критерии, по которым будет оценивать участников наше компетентное жюри, вы можете увидеть на экране.
Карина: Позвольте представить ведущих сегодняшнего мероприятия. []
Ведущий: И моя прелестная напарница, ученица 8а класса – Волкова Карина.
Карина: И мы начинаем…
Аплодисменты. Фанфары.
Ведущий: Муса Джалиль – это лишь псевдоним поэта. Настоящее же его имя – Залилов Муса Мустафович.
Карина: Муса Джалиль родился 15 февраля 1906 года в деревне Мустафино Оренбургской области в многодетной семье. Его родители, Мустафа и Рахима Залиловы, жили бедно, Муса был уже шестым их ребёнком, а в Оренбурге тем временем был голод и разруха.
Ведущий: Сначала будущий поэт учился в обычной местной школе, где отличался особой одарённостью, любознательностью и уникальными успехами в скорости получения образования. С ранних лет его отличала любовь к чтению, но поскольку денег на книги не хватало, он мастерил их вручную, самостоятельно, записывая в них услышанное им или придуманное, а в возрасте 8 лет начал писать стихи.
Стихотворение «…» читает …. .
Карина: С приходом советской власти Муса Джалиль проникся идеями социализма. Наш герой пополнил ряды комсомольцев, увлеченно агитировал детей вступать в ряды пионерской организации. Одним из средств убеждения стали первые патриотические стихотворения. В родной деревне Мустафино поэт создал комсомольскую ячейку, члены которой воевали с врагами революции.
Стихотворение «…» читает …. .
Ведущий: В возрасте 16 лет Джалиль начинает жить в Казани, где учится на рабочем факультете и активно продолжает участвовать в деятельности комсомола. Через несколько лет за блестящие успехи в учебе и активную жизненную позицию комсомольская организация отправляет поэта продолжить обучение в Москву на филологический факультет МГУ.
Карина: После университета продолжает заниматься поэтической и журналистской деятельностью, управляет литературной областью татарской оперной студии. Джалиля все вспоминают как крайне жизнелюбивого человека – он любил литературу, музыку, спорт, дружеские встречи.
Стихотворение «…» читает …. .
Ведущий: В Москве же Муса Джалиль встречает верную подругу всей своей жизни и обретает семью. По рассказам многочисленных друзей, Муса был заботливым мужем и любящим отцом.
Стихотворение «…» читает …. .
Карина: 22 июня 1941 года постучалась во все дома война. 23 июня Муса Джалиль отнес заявление с просьбой отправить его на фронт.
Ведущий: Попал в знаменитую Вторую ударную армию, расположившуюся среди болот и гнилых лесов под Лениградом.
«Милая моя Чулпаночка! Наконец поехал на фронт бить фашистов», – напишет он в письме домой.
Карина: Гази Кашшафу, казанскому другу, адресовано последнее письмо Джалиля с фронта – в июне 1942 года: «Я продолжаю писать стихи и песни. Но редко. Некогда, и обстановка другая. У нас сейчас кругом идут жестокие бои. Крепко деремся, не на жизнь, а на смерть…».
Стихотворение «…» читает … .
Ведущий: В то время, когда он писал это письмо, Вторая ударная армия была уже полностью окружена и отрезана от основных сил. Уже в плену он отразит этот тяжелый момент в стихотворении «Прости, Родина»: «Последний миг – и выстрела нет! Мне изменил мой пистолет…».
Карина: Для него было важно не потерять лицо даже в самых нечеловеческих условиях войны. Находясь в концлагере, он вел политическую борьбу, создал группу сопротивления. Выпускали листовки. Готовили побег из концлагеря. За это его заточили в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит.
Стихотворение «…» читает … .
Ведущий: Джалиль знал, что он и его друзья обречены на казнь. Перед лицом своей смерти поэт переживал небывалый творческий подъем. Он осознавал, что так, как сейчас, еще никогда не писал. Он спешил. Надо было оставить обдуманное и накопленное людям. Он пишет в это время не только патриотические стихи. В его словах – не только тоска по родине, родным людям или ненависть к нацизму. В них, что удивительно, – лирика, юмор.
«Пусть ветер смерти холоднее льда,
он лепестков души не потревожит.
Улыбкой гордою опять сияет взгляд,
и, суету мирскую забывая,
я вновь хочу, не ведая преград,
писать, писать, писать, не уставая».
Карина: В Моабите с Джалилем в «каменном мешке» сидел Андре Тиммерманс – бельгийский патриот. Муса отрезал бритвой полоски от полей газет, который приносили бельгийцу. Из этого ему удавалось сшивать блокноты. На последней страничке первого блокнота со стихами поэт написал: «К другу, который умеет читать по-татарски: это написал известный татарский поэт Муса Джалиль… Он в 1942 году сражался на фронте и взят в плен. …Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов, написанных в плену и заточении. Он беспокоится за них. Поэтому если книжка попадет к вам в руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Таково мое завещание. Муса Джалиль. 1943. Декабрь».
Стихотворение «…» читает … .
Ведущий: 25 августа 1944 года 11 джалилевцев были казнены в тюрьме Плётцензея в Берлине на гильотине. В графе «обвинение» в карточках осужденных было написано: «Подрыв мощи, содействие врагу». Казнили Джалиля пятым, время было 12:18.
Карина: Джалиль догадывался, как отнесется советская власть к тому, что он побывал в германском плену. В ноябре 1943 года он пишет стихотворение «Не верь!», которое адресовано жене и начинается строчками:
«Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: «Изменник он! Родину предал»,—
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят меня».
Ведущий: Со времен Джалиль был реабилитирован и признан Героем Советского Союза посмертно. Из предателя поэт превратился в того, чье имя стало символом преданности Родине.
Карина: Вот и подошёл к концу наш сегодняшний конкурс. Спасибо огромное конкурсантам и вам дорогие зрители за поддержку. Хочется завершить наше мероприятие строчками из стихотворения Мусы Джалиля.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною солнце достать
И, подарить его людям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса чтецов "У каждого из нас в душе своя Россия"
В сценарии представлена разработка и положение школьного конкурса чтецов, проводимого в рамках недели русского языка и литературы...
Сценарий конкурса чтецов "Мой Казахстан"
Данный материал предназначен для проведения конкурса чтецов для учащихся 5-8 классов...
Сценарий конкурса чтецов для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида "Нам дороги эти позабыть нельзя" (поэты Кубани о Великой Отечественной войне)
Знакомство учащихся коррекционной школы с творчеством поэтов Кубани о Великой Отечественной войне; воспитание гордости за свою Родину и преклонение перед подвигом, воспитание глубокого уважения к вете...
Сценарий конкурса чтецов на стихи русских поэтов.
Сценарий конкурса чтецов, который проводился среди учащихся второй ступени школы II вида. Эффективность проводимого конкурса состоит в том, что ходе его подготовки, а затем и его проведении, мы п...
Сценарий конкурса чтецов «С песней по жизни…», посвященного творчеству поэтов-песенников (60-80-х годов XX столетия)
Сценарий по творчеству поэтов-песенников 60-80-х годов 20 века...
Сценарий конкурса чтецов «Стихи поэта А. А. Фета»
Познакомить детей с творчеством знаменитого поэта А. А. Фета...
Сценарий конкурса чтецов «С душой поэта и судьбой солдата», посвящённый 100-летию со дня рождения поэта, участника Великой Отечественной войны Эдуарда Аркадьевича Асадова
Цель данного мероприятия - формирование представлений о красоте, мужестве и героизме, доброте и благородстве, скверном и святом на примере жизни и творчества известного поэта Эдуарда Асадова, воспитан...