Сценарий конкурса чтецов "У каждого из нас в душе своя Россия"
материал (9 класс) по теме
В сценарии представлена разработка и положение школьного конкурса чтецов, проводимого в рамках недели русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_konkursa_chtecov_o_Rossii.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»
СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА ЧТЕЦОВ
«У каждого из нас в душе
своя Россия»
Подготовила: учитель
русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
2011
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении школьного конкурса чтецов
«У каждого в душе своя Россия»
Не многим дано счастье тесного общения с художниками слова.
Поэтому ищите возможности их услышать.
И.В. Ильинский
Школьный конкурс чтецов «У каждого в душе своя Россия» проводится 22 февраля 2011 года в преддверии празднования Дня защитника Отечества
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА:
- Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной поэзии и прозы патриотической направленности, воспитание подрастающего
поколения в духе патриотизма;
- Выявление, поддержка и стимулирование талантливых исполнителей, владеющих жанром художественного слова;
- Знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка;
- Пропаганда поэтического творчества самодеятельных поэтов Белгордчины;
- Повышение общественного внимания к жанру художественного слова.
Оргкомитет смотра-конкурса
Морозова А.С. – руководитель МО предметов социально-гуманитарного цикла
Пахомкина В.В. – учитель русского языка и литературы
Жюри конкурса
Вакуленко И.Н. – заместитель директора по ВР
Ерышева Е.Н. - заместитель директора по УВР
Участники смотра-конкурса
В конкурсе принимают участие учащиеся школы в двух возрастных группах: 1 группа - 5-7 классы, 2 группа – 8-11 классы
Условия смотра-конкурса:
Исполнители представляют законченный фрагмент любого литературного жанра, соответствующий тематике конкурса.
Критерии оценки и требования к выступлениям
- Уровень исполнительского мастерства;
- Индивидуальность исполнительской манеры;
- Внятность и слышимость речи;
- Артистичность и сценическая культура;
- Уровень художественного вкуса в подборе костюма;
- Своеобразие, оригинальность репертуара;
- Умение удерживать внимание аудитории во время выступления;
- Отражение патриотической тематики;
- Соответствие исполняемого произведения возрасту конкурсанта.
Регламент выступления:
Время выступления не ограничено
Подведение итогов конкурса
Победители и призёры конкурса в каждой возрастной группе награждаются грамотами.
Сценарий конкурса чтецов «У каждого из нас в душе своя Россия»
Ведущий 1 Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.
Ведущий 2 Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.
Ведущий 1 Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.
Ведущий 2 Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,
Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно
люблю!
Ведущий 1 Сегодня в преддверии замечательного праздника Дня защитника Отечества мы проводим конкурс чтецов «У каждого из нас в душе своя Россия» В конкурсе принимают участие учащиеся школы в двух возрастных группах: 1 группа - 5-7 классы, 2 группа – 8-11 классы
Ведущий 2 Жюри конкурса
Вакуленко И.Н. – заместитель директора по ВР
Ерышева Е.Н. - заместитель директора по УВР
Ведущий 1 Критерии оценки и требования к выступлениям:
Ведущий 2 Уровень исполнительского мастерства;
Ведущий 1 Индивидуальность исполнительской манеры;
Ведущий 2 Внятность и слышимость речи;
Ведущий 1 Артистичность и сценическая культура;
Ведущий 2 Уровень художественного вкуса в подборе костюма;
Ведущий 1 Своеобразие, оригинальность репертуара;
Ведущий 2 Умение удерживать внимание аудитории во время выступления;
Ведущий 1 Отражение патриотической тематики;
Ведущий 2 Соответствие исполняемого произведения возрасту конкурсанта.
Ведущий 1 Время выступления не ограничено
Ведущий 2 Победители и призёры конкурса в каждой возрастной группе награждаются грамотами.
Ведущий 1 Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов. К. Д. Ушинский писал: «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Ведущий 2: Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней, как говорил великий русский писатель А.Н.Толстой.
В чём же, по вашему мнению, проявляется патриотизм?
(ответы учащихся)
Ведущий 1 Патриотизм проявляется:
- в любви к своему Отечеству;
Ведущий 2 - В гордости за свой народ;
Ведущий 1 - в любви к культуре своего народа;
Ведущий 2- в любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей
жизни;
Ведущий 1 - в желании процветания своей Родины;
Ведущий 2 - в деятельности на благо Родины;
Ведущий 1- в готовности охранять и защищать свою страну;
Ведущий 2 - в уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам
своих предков.
Ведущий 1 Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь. Мы надеемся, что сегодняшнее мероприятие заставить вас задуматься о своём отношении к Родине – самому святому, что есть у человека.
Ведущий 2 Нашу конкурсную программу начинает 1 группа: учащиеся 5-7 классов. Трутнева Евгения Федоровна (1884, г. Пермь - 1959), писатель, поэт. Известная пермская детская поэтесса.
Стихи начала писать еще в гимназические годы. В 1935 г. в перм. газ. «Звезда» появилось ее стихотворение «Я — сын трудового народа». С 1936 г.уральская пионерская газ. «Всходы коммуны» и архангельская молодежная газ. «Северный комсомолец» систематически печатали стихи Е. Ф. Трутневой. В 1938 г. ее стихи появились на страницах литературно-художественного альманаха «Уральский современник», выходившего в г. Свердловске. В 1940 г. Свердлгиз издал книжку ее стихов «Подарок». С этого же года она стала постоянной сотрудницей детского журн. «Мурзилка». Стихотворение Евгении Трутневой «О Родине» читает Демченко Анна, ученица 5 класса
Ведущий 1 Вера Петровна Николаева — поэтесса. Родилась в 1927 году в Ставрополе. Окончила Педагогический институт г. Ставрополя и Высшие курсы по подготовке преподавателей лингвистических дисциплин. Филолог, кандидат наук. Печаталась в коллективных сборниках: «Дружба», «Вдохновение», «Истоки» и др. В 2000 году вышла первая книга стихов «Земной след». Живёт в Москве. Стихотворение Веры Николаевой «Гимн матери» читает ученик 5 класса Гамаюнов Владимир
Ведущий 2 Эдуард Асадов – один из моих самых любимых поэтов-лириков. В завораживающих строках о любви, войне, дружбе, природе, чувствах каждый может найти что-нибудь свое. К сожалению, с течением времени мы всё реже и реже вспоминаем о нем. Сейчас поэта уже нет в живых. Он умер в 2004 году. Но те, кто открыл его ещё при жизни или уже после, с огромной благодарностью и восхищением относятся к нему. Предлагаем вашему вниманию стихотворение Эдуарда Асадова «России», которое прочитает ученица 6 класса Ерышева Алёна.
Ведущий 1 Творчество Александра Юрченко неизвестно широкому кругу читателей. Но все его стихотворения глубоко патриотичны, наполнены гордостью за свою страну. Стихотворение «Россия – непростые берега» читает ученик 6 класса Синельников Александр.
Ведущий 2 Василий Иванович Лебедев-Кумач - русский советский поэт. Член КПСС с 1939 года. Учился в МГУ. В 1920-е годы выступал преимущественно как автор сатирических стихов, рассказов, фельетонов, которые печатались в "Рабочей газете", "Крестьянской газете", газете "Гудок", журнале "Крокодил", выходили отдельными сборниками. Писал для эстрады и звукового кино (тексты песен к кинокомедиям "Весёлые ребята", "Цирк"). Один из создателей жанра советской массовой песни, проникнутой глубоким патриотизмом, жизнерадостным мироощущением. Стихотворение «Есть города, овеянные славой» читает Смелянский А.
Ведущий 1 Важное место в творчестве М.Ю. Лермонтова всегда занимала тема Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта. Жизнь и творчество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для России время, время засилия "голубых мундиров" и жесточайшей реакции. Поэтому его стремление к прекрасному оправдывается огромным желанием воспеть Родину, какой бы жалкой она ни была. Именно из-за этого тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова. Еще в 16 лет поэт записал в своем дневнике: "Я Родину люблю. И больше многих". Но еще более важную мысль Лермонтов высказывает уже в позднем возрасте: "Люблю Отчизну я, но странною любовью" В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия - его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова. М.Ю.Лермонтов «Родина», читает Заруднев Виктор, ученик 7 класса.
Ведущий 2 Пока жюри обсудит выступление учащихся 1 группы мы поговорим о Родине. Родиной я называю дом, в котором я расту, где живет моя семья.
Ведущий 1 – Кроме того, когда люди говорят о своей Родине, многие думают своем дворе, улице, где играли с друзьями. О любимом уголке природы, где привык отдыхать.
Ведущий 2 – Также родиной называют город или село, в которой стоит твой дом, и живут твои земляки.
Ведущий 1 – Родиной человек называет ту страну, в которой он родился.
Ведущий 2 – Велика и прекрасна наша страна. В разные времена ее называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня.
Ведущий 1 У каждого государства есть свои символы, назовите их? (Герб, гимн, флаг)
Ведущий 2– У нас красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году. Ввел его царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Российского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри герба – герб Москвы. На нем изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Ведущий 1– Российский флаг – это 3-х цветное полотнище. Появился впервые в 1693 году. С 1993 года – это государственный флаг РФ. Есть разные версии обозначения трех цветов флага. По одной – это содружество 3 славянских народов, по другой – это единство моря, воды и неба. По третьей – белый символизирует – веру, чистоту; синий – небо, благородность, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.
Ведущий 2 – Гимном РФ стала музыка патриотической песни русского композитора М.И.Глинки, который жил в 19 веке.
Ведущий 1 Государства отличаются друг от друга не только символами, языком, историей, но и традициями, обычаями и устным народным творчеством. Крепко любит свою страну, много сложил о ней пословиц и поговорок. Назовите некоторые из них.
Конкурс пословиц о Родине
Ведущий 2 Одна у человека мать, одна у него и Родина;
Ведущий 1 Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей;
Ведущий 2Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Ведущий 1 Родина любимая, ……. …..что мать родимая.
Ведущий 2Если дружба велика, ………будет Родина сильна.
Ведущий 1 Жить – ……………………….Родине служить
Ведущий 2На чужой стороне, …………..что соловей без песни.
Ведущий 1 Для Родины своей ни сил, ……ни жизни не жалей.
Ведущий 2Родина – мать, …………………умей за нее постоять.
Ведущий 1 Продолжаем конкурсную программу. Слово участникам 2 группы: учащимся 8-11 классов. Сегодня уже звучало стихотворение Эдуарда Асадова. Хочется отметить, что в 1960-1980-е годы они были невероятно популярны среди молодёжи. Миллионы людей читали книги этого поэта – хотя иногда тексты казались наивными, сентиментальными, даже простоватыми. Но школьники, начинавшие писать стихи, делали это «по Асадову».
И причина в том, что он умел говорить с людьми на языке, привычном и понятном им. А ещё очень хорошо представлял себе своего читателя: действительно наивного, не всегда хорошо умеющего выразить свои чувства и изложить мысли.
Принято считать, что фраза «в перерывах между боями писал стихи» - некоторое преувеличение, фигура речи. Действительно, трудно себе представить поэта, ловящего вдохновение между боем и похоронами павших товарищей. Однако поэзия Эдуарда Асадова рождалась сначала между боями, потом, а позже, в госпитале – между операциями. В битве за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года был тяжело ранен. В результате ослеп на всю жизнь. Вашему вниманию представляется стихотворение «Россия начиналась не с меча», которое прочитает Демченко Никита, ученик 8 класса.
Ведущий 2 Валерий Духанин «Прости меня, распятая Россия». Читает Шамраев Владислав 8 класс.
Ведущий 1 Сергей Ляпенив «Признание». Читает Карабан Артём 9 класс.
Ведущий 1 Характеризуя свою лирику, замечательный русский поэт Сергей Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”. И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина. Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная» читает ученица 9 класса Шамрай Ольга.
Ведущий 2 Дмитрий Борисович Кедрин – русский советский поэт. Работал журналистом при издательстве «Молодая гвардия». В начале ВОВ ушёл на фронт, работал корреспондентом. У поэта чудесный дар проникать в далёкие эпохи. В истории его интересовали не князья и вельможи, а люди труда. Особенно любил он свою родную Русь, которой посвящал стихи и поэмы. Стихотворение, которое вы сейчас услышите, было написано во время ВОВ. Посягательство фашистов на нашу Родину поэт сравнивает с ненавистной ордой, некогда посягавшей на Русь. Стихотворение «Дума о России» читает ученица 10 класса Морозова Олеся.
Ведущий 1 И вновь встреча с лирикой Эдуарда Асадова. Стихотворение «Родине» читает ученик 10 класса Дворниченко Денис
Ведущий 2 Мария Смирнова родилась 19 марта 1905 года в селе Самойкино Ульяновской области. В 1922—1923 годах училась в Самарском педагогическом институте. Учительствовала в Оренбургской губернии. В 1927 году окончила ГТК (мастерская Л. В. Кулешова). Основная тема творчества автора — становление характера человека, гражданский долг, высокий трудовой подвиг, воспитание новой морали. Герои её произведений — люди обыкновенные, внешне не примечательные, но обладающие большой духовной красотой. Стихотворение «Материнский дом» читает Ханаева Ольга, ученица 11 класса.
Ведущий 1 Евгений Кисляков родился в Воронеже, в данный момент живёт и работает в Москве журналистом-корреспондентом, в свободное время пишет стихи, песни и музыку. Публикуется в разных литературных изданиях. Стихотворение «Россия – моя Родина!» читает Истомин Алексей, ученик 11 класса.
Ведущий 2 На этом наша конкурсная программа закончена. Мы просим у вас ещё немного внимания. Россия – страна необыкновенная. Когда на дальнем Востоке встает солнце, начинается утро, в других областях страны – глубокая ночь, а на западе еще только вечер. На севере наступили уже холода, выпал снег, а на юге плещется теплое море, цветут южные растения. Каждая область России замечательна своей природой, своей народной культурой, художественными промыслами, трудом и достижениями людей. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям литературного творчества.
Ведущий 1 Игра “Знаете ли вы Россию?”
1. Столица первого русского государства?
- Москва
- Киев
- Петербург
2. Древнерусское сооружение?
- Собор
- Мечеть
- Кремль
3. Жилой дом русского народа?
- Хата
- Изба
- Юрта
4. Праздник проводов русской зимы?
- Рождество
- Масленица
- Крещение
5. Предметы одежды русских женщин?
- Чалма
- Сарафан
- Кимоно
Ведущий 2 Игра “Календарь”. По дате сказать название праздника.
1 января (Новый Год)
23 февраля (день защитника Отечества)
8 марта (международный женский День)
9 мая (день Победы)
1 июня (международный день защиты детей)
12 июня
3 июля
1 сентября (День знаний)
12 декабря (День конституции, которая была принята в 1993 году)
Ведущий1: Любовь к Родине — чувство очень личное, глубокое, тихое, как сказал поэт. Не стоит его выставлять напоказ. То, как мы относимся к своим близким, родителям, друзьям, к своей родной Земле, нашей большой стране, лучше всего проявляется в наших делах и поступках, а не в громких и красивых словах. Мы надеемся, что для многих из вас сегодня открылась какая-то своя новая особенная Россия.
Ведущий 2 Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Ведущий1Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.
Ведущий2 Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечной ей быть.
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию, нет России другой.
Использованная литература:
1. Материалы сайта http://zanimatika.narod.ru/RF14.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")
Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...
“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)
Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...
Урок русского языка в 6 классе "У каждого слова душа своя"
Данный материал - урок одного слова. В ходе урока проводится исследование слова на лексическом, этимологическом, синтаксическом, фонетическом, словообразовательном уровнях. Обучающи...
Сценарий конкурса чтецов «Мир памяти, мир сердца, мир души»
К 70 летию Победы в ВОв...
Сценарий конкурса творчества ветеранов "Не стареют душой ветераны"
В методической разработке представлен опыт проведения конкурса ветеранов Колпинского района СПб "Не стареют душой ветераны"....
« Красавица БУКВА !» Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии). Каждая девочка и каждый мальчик прочли в букваре свои первые слова Мама.Родина.Школа. В этом помогли вам буквы.Вы узнаете как красиво нарисовать буквы!
laquo; Красавица БУКВА !»Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии)Дорогие ребята! Совсем недавно, вы изучали буквы первой вашей книгой был букварь. ...
Сценарий конкурса чтецов «С душой поэта и судьбой солдата», посвящённый 100-летию со дня рождения поэта, участника Великой Отечественной войны Эдуарда Аркадьевича Асадова
Цель данного мероприятия - формирование представлений о красоте, мужестве и героизме, доброте и благородстве, скверном и святом на примере жизни и творчества известного поэта Эдуарда Асадова, воспитан...