Конспект урока "Любовь и дружба в жизни Печорина"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Чистякова Ольга Сергеевна

Анализа главы "Княжна Мэри"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока20.17 КБ
Файл Презентация к уроку786.06 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 6 февраля 2018 года

Класс:

Тема: «Любовь и дружба в жизни Печорина»

(Анализ главы «Княжна Мэри»)

Цели: отработать навык работы с интеллект-картами;  проанализировать главу «Княжна Мэри»; раскрыть необходимость образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина; развить навыки критического мышления, культуры речи.

Ход урока

I Оргмомент

- Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник и пенал.

Мы продолжаем изучение романа «Герой нашего времени». Работа сегодня будет происходить в группах.

II Самоопределение к деятельности

- Перед тем, как мы определим тему и цели урока, послушайте притчу (читают ранее подготовленные ученики) (Слайд).

По длинной, дикой, утомительной дороге шёл человек с собакой. Шёл он себе, шёл, устала, собака тоже устала. Вдруг перед ним – оазис! Прекрасные ворота, за оградой – музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.

- Что это такое? – спросил путешественник у привратника.

- Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.

- А есть там вода?

- Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…

- А поесть дадут?

- Всё, что захочешь.

- Но со мной собака.

- Сожалею, сэр, с собаками нельзя. Её придется оставить здесь.

И путешественник пошёл мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

- Я хочу пить, - попросил путешественник.

- Заходи, во дворе есть колодец.

- А моя собака?

- Возле колодца увидишь поилку.

- А поесть?

- Могу угостить тебя ужином.

- А собаке?

- Найдется косточка.

- А что это за место?

- Это рай.

- Как так? Привратник у дворца неподалёку сказал мне, что рай – там.

- Врёт он всё. Там ад.

- Как же вы, в раю, это терпите?

- Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.

- О чём эта притча? (О дружбе).

- Правильно, притча о дружбе, называется она «Дорога в рай».

- А теперь сформулируйте тему урока, связав слово «дружба» с главным героем романа (Дружба в жизни Печорина).

- Дружба в жизни Печорина. Но сегодня мы не только о дружбе будем говорить, но и о любви (Слайд 2). Запись числа и темы урока.

- Какие поставим задачи перед собой на уроке? (Рассмотрим сюжетные линии Печорин-Вернер, Печорин-Грушницкий, Печорин-Вера, Печорин-Мэри, что значит любовь и дружба в жизни Печорина, умеет ли он любить и дружить).

Проблемный вопрос на урок: способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь? (Слайд 3)

- К этому вопросу мы с вами вернемся в конце урока.

III Проверка домашнего задания

- Давайте вспомним содержание прочитанной дома главы по подготовленным вами интеллект-картам (демонстрация получившихся интеллект-карт и краткий пересказ главы по ним, получение распечатки и знакомство с интернет-ресурсами по созданию интеллект-карт) (Слайд 4).

IV Работа по теме урока

- Хорошо, молодцы. Ребята, а какие ассоциации, мысли возникают у вас, когда вы слышите слово «дружба»? Из каких составляющих состоит понятие настоящая дружба? (На одном из ватманов строится карта ума с центральным понятием «Настоящая дружба», ответвления -  ассоциации и составляющие к понятию).

- Герои произведения разные, с разными характерами. Узнаете ли вы героев романа по характеристике, данной им Печориным?

«…скептик и матерьялист…а вместе с этим и поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все струны сердца человеческого…но никогда не умел он воспользоваться своим знанием…»

(Вернер)

«Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях…я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас не сдобровать»

(Грушницкий)

- Всё правильно. Именно в соотношении с этими героями мы рассмотрим дружеские качества Печорина.

- Для того чтобы разобраться, что такое «дружба» в понимании Печорина, каждая группа получит карточки с вопросами, ответы на которые вы можете подкреплять цитатами из текста. Но это еще не все. При ответе одной группы, вторая внимательно ее слушает и составляет рецензию по плану, также данному на распечатке. Обратите внимание, что обе команды также могут при ответе руководствоваться и планом рецензии. Ответившая команда заполняет карту ума, данную на ватмане, с центральным понятием «Дружба Печорина с Вернером» подходящими ассоциациями. Все заполненные карты ума пригодятся нам для вывода.

1 группа: Печорин и Вернер

  • Что сближает героев?
  • Что ценит Печорин в Вернере?
  • В чём отличие Вернера от Печорина?
  • Почему «читая душу друг друга» они не стали друзьями?

2 группа: Печорин и Грушницкий

  • Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину?
  • Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким?
  • Часто симпатии на стороне Печорина. Почему?
  • Было ли убийство неизбежным? Испытывает ли Печорин торжество победителя?

Заполнение карты ума с центральным понятием «Дружба Печорина с Грушницким».

- Теперь, смотря на составленные нами интеллект-карты, давайте попробуем сформулировать вывод: чем отличается дружба Печорина от настоящей дружбы. Способен ли Печорин на настоящую дружбу?

Вывод: во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он не способен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого». А это неприемлемо, ведь настоящие друзья равны. Во-вторых, по словам молодого человека, он относится к людям, которые «по правде…ко всему довольно равнодушны кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы.

- А какую роль играет в жизни Печорина любовь, что для него любовь? Попытаемся найти причины несложившихся отношений, попытаемся сделать для себя полезные выводы.

- Сначала рассмотрим отношения Печорина с княжной Мэри (Слайд 7). Расскажите о ней. Как знакомится с ней Печорин? Как развиваются отношения между ними? Для чего Печорин влюбляет в себя Мэри? (Продолжаем работу с картами ума: центральные понятия «Настоящая любовь», «Любовь Мэри и Печорина»).

- Сейчас мы просмотрим фрагмент из фильма «Герой нашего времени» Александра Котта. Ваша задача ответить на вопрос: «Каким предстает Печорин?»

Просмотр фрагмента – прощание Печорина с Мэри.

- Каким предстает Печорин в этом фрагменте?

- А теперь давайте рассмотрим другой не менее важный женский образ, образ Веры (Слайд 8).

- Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от других героинь?

- Опишите её. Семейное положение.

- Чем жертвовала Вера ради Печорина?

- Почему Печорин относится к ней иначе, чем к остальным?

- Какой эпизод в тексте говорит о том, что он остро нуждался в Вере, испытал боль от того, что боялся ее потерять?

- Как вы думаете, Печорин любил Веру?

- Чему не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком?

Вывод: для любви нужно жертвовать чем-то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.

V Подведение итогов урока

- Давайте подведем итог и покажем свое отношение к тексту при помощи синквейна. Синквейн для вас форма стандартная, но всё-таки правила его написания вынесены на слайд (Слайд 9). Готовые синквейны прикрепите, пожалуйста, к доске, сделаем своеобразный коллаж синквейнов.

Комментированное выставление оценок

Домашнее задание. Читать главу «Фаталист», сделать по ней интеллект-карту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Любовь и дружба в жизни Печорина. Анализ главы «Княжна Мэри»

Слайд 3

Проблемный вопрос на урок: Способен ли Печорин на настоящую любовь и дружбу?

Слайд 4

Создано с помощью https: / /bubbl.us /

Слайд 5

«…скептик и матерьялист …а вместе с этим и поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все струны сердца человеческого…но никогда не умел он воспользоваться своим знанием…»

Слайд 6

«Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях…я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас не сдобровать »

Слайд 7

Княжна Мэри и Печорин

Слайд 8

Печорин и Вера

Слайд 9

Синквейн Тема (слово, понятие); Два прилагательных, показывающих отношение к теме; Три глагола; Фраза, предложение в 4 слова; Эмоциональное отношение к теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Дружба по жизни как тонкая нить, старайся её и беречь, и крепить"

Урок русского языка в 11 классе по подготовке к сочинению-рассуждению ЕГЭ...

Урок по литературе. Тема: "Дружба в жизни и лирике А.С. Пушкина".

Урок по литературе. Тема: "Дружба в жизни и лирике А.С. Пушкина".Цели: -  развитие эстетического вкуса старшеклассников, приобщение к историческому культурному наследию русской литературы на...

Литературная гостиная «Дружба в жизни Александра Сергеевича Пушкина».

1.       Показать ребятам, какое значение занимала в жизни Пушкина лицейская дружба;2.       Рассказать о дружбе декабристами, их место в тв...

сочинение-рассуждение "История жизни Печорина".

интересные рассуждения на основе книги "Герой нашего времени"....

Конспект урока литературы в 9 классе по теме: «М.Ю.Лермонтов. Трагедия жизни Печорина и его поколения»

Тема урока-размышления: «Трагедия жизни Печорина и его поколения». Своеобразие сюжета и композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».Цель урока: обзор и обсуждение ...

Конспект внеклассного воспитательного мероприятия «Значение дружбы в жизни человека».

Тема воспитательного мероприятия: «Значение дружбы в жизни человека».Воспитательные задачи мероприятия: поговорить о дружбе, перечислить важные для человека качества; привить нравственные ...

Любовь в жизни Печорина

Любовь в жизни Печорина...