Конспект урока "Любовь и дружба в жизни Печорина"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Анализа главы "Княжна Мэри"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 20.17 КБ |
Презентация к уроку | 786.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 6 февраля 2018 года
Класс: 9а
Тема: «Любовь и дружба в жизни Печорина»
(Анализ главы «Княжна Мэри»)
Цели: отработать навык работы с интеллект-картами; проанализировать главу «Княжна Мэри»; раскрыть необходимость образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина; развить навыки критического мышления, культуры речи.
Ход урока
I Оргмомент
- Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник и пенал.
Мы продолжаем изучение романа «Герой нашего времени». Работа сегодня будет происходить в группах.
II Самоопределение к деятельности
- Перед тем, как мы определим тему и цели урока, послушайте притчу (читают ранее подготовленные ученики) (Слайд).
По длинной, дикой, утомительной дороге шёл человек с собакой. Шёл он себе, шёл, устала, собака тоже устала. Вдруг перед ним – оазис! Прекрасные ворота, за оградой – музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.
- Что это такое? – спросил путешественник у привратника.
- Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.
- А есть там вода?
- Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…
- А поесть дадут?
- Всё, что захочешь.
- Но со мной собака.
- Сожалею, сэр, с собаками нельзя. Её придется оставить здесь.
И путешественник пошёл мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.
- Я хочу пить, - попросил путешественник.
- Заходи, во дворе есть колодец.
- А моя собака?
- Возле колодца увидишь поилку.
- А поесть?
- Могу угостить тебя ужином.
- А собаке?
- Найдется косточка.
- А что это за место?
- Это рай.
- Как так? Привратник у дворца неподалёку сказал мне, что рай – там.
- Врёт он всё. Там ад.
- Как же вы, в раю, это терпите?
- Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.
- О чём эта притча? (О дружбе).
- Правильно, притча о дружбе, называется она «Дорога в рай».
- А теперь сформулируйте тему урока, связав слово «дружба» с главным героем романа (Дружба в жизни Печорина).
- Дружба в жизни Печорина. Но сегодня мы не только о дружбе будем говорить, но и о любви (Слайд 2). Запись числа и темы урока.
- Какие поставим задачи перед собой на уроке? (Рассмотрим сюжетные линии Печорин-Вернер, Печорин-Грушницкий, Печорин-Вера, Печорин-Мэри, что значит любовь и дружба в жизни Печорина, умеет ли он любить и дружить).
Проблемный вопрос на урок: способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь? (Слайд 3)
- К этому вопросу мы с вами вернемся в конце урока.
III Проверка домашнего задания
- Давайте вспомним содержание прочитанной дома главы по подготовленным вами интеллект-картам (демонстрация получившихся интеллект-карт и краткий пересказ главы по ним, получение распечатки и знакомство с интернет-ресурсами по созданию интеллект-карт) (Слайд 4).
IV Работа по теме урока
- Хорошо, молодцы. Ребята, а какие ассоциации, мысли возникают у вас, когда вы слышите слово «дружба»? Из каких составляющих состоит понятие настоящая дружба? (На одном из ватманов строится карта ума с центральным понятием «Настоящая дружба», ответвления - ассоциации и составляющие к понятию).
- Герои произведения разные, с разными характерами. Узнаете ли вы героев романа по характеристике, данной им Печориным?
«…скептик и матерьялист…а вместе с этим и поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все струны сердца человеческого…но никогда не умел он воспользоваться своим знанием…»
(Вернер)
«Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях…я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас не сдобровать»
(Грушницкий)
- Всё правильно. Именно в соотношении с этими героями мы рассмотрим дружеские качества Печорина.
- Для того чтобы разобраться, что такое «дружба» в понимании Печорина, каждая группа получит карточки с вопросами, ответы на которые вы можете подкреплять цитатами из текста. Но это еще не все. При ответе одной группы, вторая внимательно ее слушает и составляет рецензию по плану, также данному на распечатке. Обратите внимание, что обе команды также могут при ответе руководствоваться и планом рецензии. Ответившая команда заполняет карту ума, данную на ватмане, с центральным понятием «Дружба Печорина с Вернером» подходящими ассоциациями. Все заполненные карты ума пригодятся нам для вывода.
1 группа: Печорин и Вернер
- Что сближает героев?
- Что ценит Печорин в Вернере?
- В чём отличие Вернера от Печорина?
- Почему «читая душу друг друга» они не стали друзьями?
2 группа: Печорин и Грушницкий
- Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину?
- Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким?
- Часто симпатии на стороне Печорина. Почему?
- Было ли убийство неизбежным? Испытывает ли Печорин торжество победителя?
Заполнение карты ума с центральным понятием «Дружба Печорина с Грушницким».
- Теперь, смотря на составленные нами интеллект-карты, давайте попробуем сформулировать вывод: чем отличается дружба Печорина от настоящей дружбы. Способен ли Печорин на настоящую дружбу?
Вывод: во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он не способен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого». А это неприемлемо, ведь настоящие друзья равны. Во-вторых, по словам молодого человека, он относится к людям, которые «по правде…ко всему довольно равнодушны кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы.
- А какую роль играет в жизни Печорина любовь, что для него любовь? Попытаемся найти причины несложившихся отношений, попытаемся сделать для себя полезные выводы.
- Сначала рассмотрим отношения Печорина с княжной Мэри (Слайд 7). Расскажите о ней. Как знакомится с ней Печорин? Как развиваются отношения между ними? Для чего Печорин влюбляет в себя Мэри? (Продолжаем работу с картами ума: центральные понятия «Настоящая любовь», «Любовь Мэри и Печорина»).
- Сейчас мы просмотрим фрагмент из фильма «Герой нашего времени» Александра Котта. Ваша задача ответить на вопрос: «Каким предстает Печорин?»
Просмотр фрагмента – прощание Печорина с Мэри.
- Каким предстает Печорин в этом фрагменте?
- А теперь давайте рассмотрим другой не менее важный женский образ, образ Веры (Слайд 8).
- Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от других героинь?
- Опишите её. Семейное положение.
- Чем жертвовала Вера ради Печорина?
- Почему Печорин относится к ней иначе, чем к остальным?
- Какой эпизод в тексте говорит о том, что он остро нуждался в Вере, испытал боль от того, что боялся ее потерять?
- Как вы думаете, Печорин любил Веру?
- Чему не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком?
Вывод: для любви нужно жертвовать чем-то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.
V Подведение итогов урока
- Давайте подведем итог и покажем свое отношение к тексту при помощи синквейна. Синквейн для вас форма стандартная, но всё-таки правила его написания вынесены на слайд (Слайд 9). Готовые синквейны прикрепите, пожалуйста, к доске, сделаем своеобразный коллаж синквейнов.
Комментированное выставление оценок
Домашнее задание. Читать главу «Фаталист», сделать по ней интеллект-карту.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любовь и дружба в жизни Печорина. Анализ главы «Княжна Мэри»
Проблемный вопрос на урок: Способен ли Печорин на настоящую любовь и дружбу?
Создано с помощью https: / /bubbl.us /
«…скептик и матерьялист …а вместе с этим и поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все струны сердца человеческого…но никогда не умел он воспользоваться своим знанием…»
«Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях…я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас не сдобровать »
Княжна Мэри и Печорин
Печорин и Вера
Синквейн Тема (слово, понятие); Два прилагательных, показывающих отношение к теме; Три глагола; Фраза, предложение в 4 слова; Эмоциональное отношение к теме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Дружба по жизни как тонкая нить, старайся её и беречь, и крепить"
Урок русского языка в 11 классе по подготовке к сочинению-рассуждению ЕГЭ...
Урок по литературе. Тема: "Дружба в жизни и лирике А.С. Пушкина".
Урок по литературе. Тема: "Дружба в жизни и лирике А.С. Пушкина".Цели: - развитие эстетического вкуса старшеклассников, приобщение к историческому культурному наследию русской литературы на...
Литературная гостиная «Дружба в жизни Александра Сергеевича Пушкина».
1. Показать ребятам, какое значение занимала в жизни Пушкина лицейская дружба;2. Рассказать о дружбе декабристами, их место в тв...
сочинение-рассуждение "История жизни Печорина".
интересные рассуждения на основе книги "Герой нашего времени"....
Конспект урока литературы в 9 классе по теме: «М.Ю.Лермонтов. Трагедия жизни Печорина и его поколения»
Тема урока-размышления: «Трагедия жизни Печорина и его поколения». Своеобразие сюжета и композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».Цель урока: обзор и обсуждение ...
Конспект внеклассного воспитательного мероприятия «Значение дружбы в жизни человека».
Тема воспитательного мероприятия: «Значение дружбы в жизни человека».Воспитательные задачи мероприятия: поговорить о дружбе, перечислить важные для человека качества; привить нравственные ...
Любовь в жизни Печорина
Любовь в жизни Печорина...