Любовь в жизни Печорина
план-конспект занятия по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Любовь в жизни Печорина».
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления понятия любви, раскрыть сложность и противоречивость образа Григория Печорина в системе женских образов романа.
Задачи урока:
Образовательные:
обобщить полученные знания учащихся об образе главного героя романа и раскрыть главные черты его характера;
привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.
Развивающие:
формировать умение работать с текстом;
развивать логическое мышление учащихся через организацию самостоятельной работы на уроке;
развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
развивать умение работать в парах, группах.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества личности учащихся;
создавать у учащихся положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать культуру речи, речевого этикета.
Планируемые результаты:
Предметные:
овладеть основными понятиями темы.
Личностные:
уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, корректируя их;
стремиться к речевому самосовершенствованию;
применять правила делового сотрудничества;
уважительно и доброжелательно относиться друг к другу.
Метапредметные:
Регулятивные:
высказывать предположения на основе наблюдений;
формулировать тему урока;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы, искать пути её решения;
соотносить цели и результаты своей деятельности;
определять степень успешности работы.
Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
пользоваться разными видами чтения;
владеть приемами отбора и систематизации материала;
сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.
Коммуникативные:
свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
владеть монологической речью;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Оборудование: презентация, раздаточный материал для учащихся, мультимедийный проектор, наглядный материал.
Формы работы учащихся: индивидуальная работа, групповая работа, самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Ход урока
- Мотивация
Цель:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
- определить содержательные рамки урока.
-Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим работу над романом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
– Каков его жанр? (психологический). Да, это первый психологический роман в русской литературе.
– Какова основная цель психологических романов? (изображение «внутреннего мира человека»). Да, в данном произведении изображен Печорин, который представляет собой, как сказал сам Лермонтов, «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения», отсюда и так и название романа.
– С какой темой мы познакомились с вами на прошлом уроке? («Дружба в жизни Печорина»).
– В системе каких образов мы рассмотрели главного героя? (мужских: Печорин-Максим Максимыч, Печорин-Грушницкий, Печорин-Вернер). Что вы можете сказать об этих отношениях?
– Так способен ли он на настоящую дружбу? Почему? (Нет, «к дружбе не способен: из двух друзей всегда один – раб другого», он не может поступиться частью свободы, что означало бы для него стать «рабом». Свободная воля, перерастающая в индивидуализм, служит для Печорина принципом жизненного поведения)
Да, такое отношение к дружбе неприемлемо, ведь настоящие друзья равны. К тому же, сам Печорин говорит, что он относится к людям, которые «ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы.
Сегодня мы проанализируем поведение Печорина в системе женских образов романа. Сформулируйте тему и запишите. («Любовь в жизни Печорина»)
Сформулируйте основной вопрос урока. (Способен ли Печорин на настоящую любовь?)
– А что такое настоящая любовь? Запишите свой ответ в виде кластера.
– Сравните свой ответ с определением из Толкового словаря С.И.Ожегова («Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности»)
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
- актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
- зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.
– Как вы считаете, была ли у Печорина настоящая любовь? В чем причины?
III. Постановка проблемы.
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм понятия настоящей дружбы;
– Вспомните, как сам герой говорил о своих отношениях с женщинами. (« Я ни разу не делался рабом любимой женщины»). Как вы понимаете эти слова?
- Реализация построенного проекта.
Цель:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом.
Итак, Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, потому что, по его мнению, это высшая человеческая ценность. Сколько в романе представлено женских образов, которых судьба свела с Печориным? (В этом произведении представлено несколько центральных женских образов. Это дочь черкесского князя Бэла, которая была похищена родным братом и отдана Печорину в качестве наложницы. Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится во время своего пребывания в Кисловодске и из-за охватившей его скуки влюбляет девушку в себя. Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Григорием Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. И, наконец, это девушка, которую сам герой назвал Ундиной, то есть «русалкой» – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа, появившаяся в повести «Тамань». Каждый из этих женских образов раскрывает определенную черту в характере героя и выполняет свою композиционную функцию.
Работа по группам:
1 группа – Печорин и Бэла
- Вспомните историю знакомства Печорина с Бэлой.
- Почему девушка сначала отвергает любовь Печорина?
- Какими методами Печорин добивался любви Бэлы? Почему однако он вскоре охладел к ней? Обожал ли он ее на самом деле?
- Какова роль вида Бэлы в понимании характера Печорина?
2 группа – Печорин и ундина
- Вспомните по содержанию повести, как Печорин познакомился с этой девушкой? Какое впечатление она произвела на него?
- В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала? Докажите свои мысли цитатами из текста.
- Какова композиционная роль этого образа в романе? Какие черты характера Печорина она помогает понять?
3 группа – Печорин и княжна Мери
- Если в ситуации с Бэлой Печорин ведет себя как эгоист, то как он меняется в отношениях с Мэри?
- Что говорит о себе честно Печорин в последнем разговоре с Мэри?
- В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Подтвердите свое мнение цитатами из записей, сделанных в дневнике Печорина от 3, 12 июня.
4 группа – Печорин и Вера
- Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от предыдущих героинь. Охарактеризуйте ее.
- Охарактеризуйте чувства Печорина и Веры друг к другу. Подтвердите свои мысли цитатами из записей, сделанных в Дневнике от 16 и 23 мая, а также из письма Веры к Печорину после дуэли и эпизода погони героя за Верой.
- Чем жертвовала Вера ради Печорина?
- Можете ли вы сказать, что Вера любила Печорина?
- Почему Печорин относился к ней иначе, чем к остальным?
- Какой эпизод в тексте говорит о том, что он боится ее потерять.
- Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
- Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
- формировать умение использовать полученные знания.
Обобщающая беседа
– Принесла ли счастье этим женщинам их любовь к Печорину? (Нет, судьбы всех женских образов, в конце концов, исковерканы: гибнет Бэла, страдает Мэри, бежит от любви Вера).
– Почему столь трагично сложились отношения Печорина с этими женщинами? Как сам герой пытается объяснить такое положение? («Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия»)
Действительно, для любви нужно жертвовать чем-то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.
- Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
- оценить результаты собственной деятельности;
– Итак, наш урок близится к завершению. Предлагаю вам еще раз вернуться к теме урока и ответить на вопрос: «Способен ли Печорин на настоящую любовь?»
Все героини в романе – это женщины «с сильным характером», поэтому они натуры искренние, решительные, они, в отличие от Печорина, умеют любить и глубоко чувствовать. А Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоком чувстве, как любовь. Женщины, к какому бы кругу ни принадлежали, лишь на мгновение могут увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом – его трагедия. И хотя Печорин никому не желает зла, но все-таки причиняет его. Окружающие люди для героя – это только средство удовлетворить любопытство, разогнать скуку или испытать новые приключения. Он эгоист. «На первом месте у него, – пишет В.Г. Белинский, – всегда он сам, его желания». Что еще говорил о характере Печорина великий русский критик, мы поговорим на следующем уроке.
VII. Домашнее задание
- Познакомиться со статьей В.Г. Белинского о романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
- Выписать цитаты, которые характеризуют Печорина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Святые добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Открытый урок по православной культуре для 5 класса...
Святые добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Открытый урок по православной культуре для 5 класса...
Разработка урока по ОПК: «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София»
Данная разработка урока по Основам православной культуры является разработкой урока для 5-х классов. Тема данной разработки урока - «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Свят...
сочинение-рассуждение "История жизни Печорина".
интересные рассуждения на основе книги "Герой нашего времени"....
Что такое любовь к жизни? (По рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»). 6 класс
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ. Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, просмотр слайдов, методы критического мышления (составление к...
Конспект урока "Любовь и дружба в жизни Печорина"
Анализа главы "Княжна Мэри"...
Конспект урока литературы в 9 классе по теме: «М.Ю.Лермонтов. Трагедия жизни Печорина и его поколения»
Тема урока-размышления: «Трагедия жизни Печорина и его поколения». Своеобразие сюжета и композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».Цель урока: обзор и обсуждение ...