Любовь в жизни Печорина
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Гисматуллина (Шадрина)Ирина Сергеевна

Любовь в жизни Печорина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubov_v_zhizni_pechorina.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Любовь в жизни Печорина».

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления понятия любви, раскрыть сложность и противоречивость образа Григория Печорина в системе женских образов романа. 

Задачи урока: 

Образовательные:
обобщить полученные знания учащихся об образе главного героя романа и  раскрыть главные черты его характера;

привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.

Развивающие:
формировать умение работать с текстом;

развивать логическое мышление учащихся через организацию самостоятельной работы на уроке;

развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
развивать умение работать в парах, группах.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества личности учащихся; 

создавать у учащихся положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать культуру речи, речевого этикета.

Планируемые результаты:

Предметные: 

овладеть основными понятиями темы.

Личностные: 

уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, корректируя их; 

стремиться к речевому самосовершенствованию;

применять правила делового сотрудничества; 

уважительно и доброжелательно относиться друг к другу.

Метапредметные:

Регулятивные:

высказывать предположения на основе наблюдений; 

формулировать тему урока;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы, искать пути её решения;

соотносить цели и результаты  своей деятельности;

определять степень успешности работы.

Познавательные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

пользоваться разными видами чтения; 

владеть приемами отбора и систематизации материала;

сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные:

свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

владеть монологической речью;

 адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 

Оборудование: презентация, раздаточный материал для учащихся, мультимедийный проектор, наглядный материал.
Формы работы учащихся: индивидуальная работа, групповая работа, самостоятельная работа с проверкой по эталону.

                                                                       

Ход урока

 

  1. Мотивация

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • определить содержательные рамки урока.

-Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим работу над  романом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». 

– Каков его жанр? (психологический). Да, это первый психологический роман в русской литературе. 

– Какова основная цель психологических романов? (изображение «внутреннего мира человека»).  Да, в данном произведении  изображен Печорин, который представляет собой, как сказал сам Лермонтов,  «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения», отсюда и  так и название романа. 

 – С какой темой мы познакомились с вами на прошлом уроке? («Дружба в жизни Печорина»). 

– В системе каких образов мы рассмотрели главного героя? (мужских: Печорин-Максим Максимыч, Печорин-Грушницкий, Печорин-Вернер). Что вы можете сказать об этих отношениях?

– Так способен ли он на настоящую дружбу? Почему? (Нет, «к дружбе не способен: из двух друзей всегда один – раб другого», он не может поступиться частью свободы, что означало бы для него стать «рабом». Свободная воля, перерастающая в индивидуализм, служит для Печорина принципом жизненного поведения)

      Да, такое отношение к дружбе неприемлемо, ведь настоящие друзья равны. К тому же, сам Печорин говорит, что  он относится к людям, которые «ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы. 

Сегодня мы проанализируем поведение Печорина в системе женских образов романа.              Сформулируйте тему и запишите. («Любовь в жизни Печорина») 

Сформулируйте основной вопрос урока. (Способен ли Печорин на настоящую любовь?) 

            –  А что такое настоящая любовь? Запишите свой ответ в виде кластера. 

– Сравните свой ответ с определением из Толкового словаря С.И.Ожегова («Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности»)

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

– Как вы считаете, была ли  у Печорина настоящая любовь? В чем причины?  

III. Постановка проблемы.

Цель:

  • организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм понятия настоящей дружбы;

– Вспомните, как сам герой говорил о своих отношениях с женщинами. (« Я ни разу не делался рабом любимой женщины»). Как вы понимаете эти слова? 

  1. Реализация построенного проекта.

Цель:

  • реализовать построенный проект в соответствии с планом.

Итак, Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, потому что, по его мнению,  это высшая человеческая ценность.  Сколько в романе представлено женских образов, которых судьба свела с Печориным?  (В этом произведении представлено несколько центральных женских образов. Это дочь черкесского князя Бэла, которая была похищена родным братом и отдана Печорину в качестве наложницы. Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится во время своего пребывания в  Кисловодске и из-за охватившей его скуки влюбляет девушку  в себя. Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Григорием Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. И, наконец, это девушка, которую сам герой  назвал Ундиной, то есть  «русалкой» – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа, появившаяся в повести «Тамань». Каждый из этих женских образов раскрывает определенную черту в характере героя и выполняет свою композиционную функцию.

Работа по группам:

1 группа – Печорин и Бэла 

  1. Вспомните историю знакомства Печорина с Бэлой.
  2. Почему девушка сначала отвергает любовь Печорина?
  3. Какими методами Печорин добивался любви Бэлы? Почему однако он вскоре охладел к ней? Обожал ли он ее на самом деле?
  4. Какова роль вида Бэлы в понимании характера Печорина?

2 группа – Печорин и ундина

  1. Вспомните по содержанию повести, как Печорин познакомился с этой девушкой? Какое впечатление она произвела на него?
  2. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала? Докажите свои мысли цитатами из текста.
  3. Какова композиционная роль этого образа в романе? Какие черты характера Печорина она помогает понять?

3 группа –  Печорин и княжна Мери

  1. Если в ситуации с Бэлой Печорин ведет себя как эгоист, то как он меняется в отношениях с Мэри?
  2. Что говорит о себе честно Печорин в последнем разговоре с Мэри?
  3. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Подтвердите свое мнение цитатами из записей, сделанных в дневнике Печорина  от 3, 12 июня.

4 группа – Печорин и Вера

  1. Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от предыдущих героинь. Охарактеризуйте ее.
  2. Охарактеризуйте чувства Печорина и Веры друг к другу. Подтвердите свои мысли цитатами из записей, сделанных в Дневнике  от 16 и 23 мая, а также из письма Веры к Печорину после дуэли и эпизода погони героя за Верой.
  3. Чем жертвовала Вера ради Печорина?
  4. Можете ли вы сказать, что Вера  любила Печорина?
  5. Почему Печорин относился к ней иначе, чем к остальным?
  6. Какой эпизод в тексте говорит о том, что он  боится  ее потерять.
  7. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
  1. Включение в систему знаний и повторение. 

Цель:

  • формировать умение использовать полученные знания.

Обобщающая беседа

– Принесла ли счастье этим женщинам их любовь к  Печорину? (Нет, судьбы всех женских образов, в конце концов, исковерканы: гибнет Бэла, страдает Мэри, бежит от любви Вера). 

– Почему столь трагично сложились отношения Печорина с этими женщинами?  Как сам герой пытается объяснить такое положение? («Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия»)

Действительно, для любви нужно жертвовать чем-то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности;

– Итак, наш урок близится к завершению. Предлагаю вам еще раз вернуться к теме урока и ответить на вопрос: «Способен ли Печорин на настоящую любовь?» 

Все героини в романе – это женщины «с сильным характером», поэтому они натуры искренние, решительные, они, в отличие от Печорина, умеют любить и глубоко чувствовать. А Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоком чувстве, как любовь. Женщины, к какому бы кругу ни принадлежали, лишь на мгновение могут увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом – его трагедия. И хотя Печорин никому не желает зла, но все-таки причиняет его. Окружающие люди для героя – это только средство удовлетворить любопытство, разогнать скуку или испытать новые приключения. Он эгоист. «На первом месте у него, – пишет В.Г. Белинский, – всегда он сам, его желания». Что еще говорил о характере Печорина великий русский критик, мы поговорим на следующем уроке. 

     VII. Домашнее задание

  1. Познакомиться со статьей В.Г. Белинского о романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  2. Выписать цитаты, которые характеризуют Печорина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ОПК: «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София»

Данная разработка урока по Основам православной культуры является разработкой урока для 5-х классов. Тема данной разработки урока - «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Свят...

сочинение-рассуждение "История жизни Печорина".

интересные рассуждения на основе книги "Герой нашего времени"....

Что такое любовь к жизни? (По рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»). 6 класс

 Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.   Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, просмотр слайдов, методы критического мышления (составление к...

Конспект урока литературы в 9 классе по теме: «М.Ю.Лермонтов. Трагедия жизни Печорина и его поколения»

Тема урока-размышления: «Трагедия жизни Печорина и его поколения». Своеобразие сюжета и композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».Цель урока: обзор и обсуждение ...