Урок 1. Малые жанры фольклора
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: литература | Класс: 5 |
Тема: Малые жанры фольклора | Дата: __.09.2018 № 2 урока: |
Цель: формирование представления о фольклоре и о малых жанрах УНТ. | Тип урока: урок усвоения новых знаний |
Задачи: образовательные: познакомить с малыми жанрами фольклора, с приемами создания загадок. развивающие: создать условия для развития аналитических способностей (сравнение, синтез) и коммуникативных навыков. воспитательные: способствовать формированию ценностного отношения к произведениям фольклора, развитию культуры взаимоотношений | Технология: Межпредметные связи: русский язык |
Планируемые результаты: предметные: расширение понятийной базы по теории литературы, формирование представлений о художественных особенностях малых жанров фольклора метапредметные: умение использовать визуальные опоры при аргументации своего мнения личностные: формирование стремления к совершенствованию своей речи и культуры в целом | Термины и понятия: фольклор, фольклористика, фольклорист, иносказание Формы работы: фронтальная беседа и групповое задание Ресурсы: распечатка текста для обсуждения |
Этап урока | ФОУД, Обучающие и развивающие компоненты. Задания и упражнения | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
деятельность учителя | деятельность обучающегося | ||||
1. Организационный этап. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Установление тематических рамок: - Мы начинаем изучение раздела устное народное творчество…. | настраиваются на предстоящую деятельность | Личностные: Выработка учебной мотивации Регулятивные: работа предложенному плану, выдвигать свой план | готовность к работе | |
2. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Сегодня мы вспомним, что такое фольклор. Научимся понимать смысл загадок и приемы их создания, научимся отличать пословицы от поговорок. | осмысливают цель работы, планируют этапы деятельности и предвосхищают результат записывают тему урока | Личностные: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: Целеполагание, Познавательные: Использование имеющихся знаний, выдвижение гипотез Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | стремление к совершенствованию речи и культуры в целом, понимание смысла поставленной задачи | |
3. Актуализация опорных знаний | фронтальная беседа Расшифровка аббревиатуры на доске: фольклор, унт, коллективное творчество, фольклорист, фольклористика) фольклор + ист фольклор + ист +ик а | - Расшифруйте аббревиатуру :УНТ (называют фольклором) 1) почему устное народное творчество бывает именно устным? (объясни) 2) что значит народное? (Любое фольклорное произведение создается не одним человеком или группой людей, а всем народом) . Как можно представить себе процесс коллективного народного творчества? (фольк +лор) как пчелы создают соты и мед, люди создают совершенные творения, по крупицам собирая мудрую мысль и поэтическое слово. Процесс продолжается (и сейчас создаются произведения фольклора, соответствующие современной жизни). | устные ответы в форме минимонолога с опорой на ключевые слова | Личностные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков , синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов Коммуникативные: Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю | интуитивное представление решения задачи, использование источников информации, умение выдвигать гипотезу |
4. Работа над новой темой, открытие нового знания | чтение текста учебника и дополнительного текста о загадке Визуальная опора: Сходство Краткость Ритмичность Рифмованность Отражение народной мудрости Различие Законченное суждение Нет законченного суждения народная мудрость образное выражение Всегда поучительна речевая характеристика | рассказывает об особенностях (см. приложение) , подводит учащихся к формулировке определений: Пословица – это краткое изречение (законченное предложение), в котором высказывается суждение (мысль) о жизненных явлениях или дается им оценка. Поговорка – это оборот речи (незаконченное предложение), который придает высказыванию выразительность, делает его красочным и точным. Загадка – это краткое иносказательное наименование или описание предмета (явления), содержащее в себе отгадку. | чтение статьи в учебнике Пытаются сформулировать самостоятельно. записывают определение в рабочую тетрадь составляют с учителем и записывают таблицу | Регулятивные: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | первичное представление об изучаемом явлении, создание алгоритмов действий, умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания, формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств |
5. Первичное закрепление | фронтальный опрос викторина | задает вопросы для контроля
Отгадайте малые жанры фольклора: (приложение 1) | ответы на вопросы в форме минимонолога с опорой на таблицу выбирают чтеца, отгадывают | Личностные: осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами, Коммуникативные:построение монолога Познавательные: осмысление изученных понятий |
усвоение понятий |
6. Информация о домашнем задании | творческое задание | Попробуй составить необычный Устав своей школы. Пусть он состоит из 10 пунктов. Каждый пункт – пословица. Какие пословицы ты отберешь? В каком порядке поместишь в Устав? (в рабочей тетради) ! Не путать пословицы и поговорки | записывают домашнее задание | Регулятивные:самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в учебном материале Личностные: развитие ответственности за качество своей работы | готовность целенаправленно использовать знания |
7. Рефлексия. Итог урока | продолжите предложения: Сегодня я узнал… | Личностные: Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке Регулятивные: Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика | самооценка на основе критериев успешности, адекватное восприятие оценки учителя |
Приложение: (Слово учителя)
По содержанию пословицы бываю разные. Одни сохраняю память о важном для народа историческом событии. («Голодный француз и вороне рад» - бегство наполеоновской армии из разоренной Москвы). Другие пословицы дают оценку жизненным явлениям. Говорят о том. Что справедливо, а что несправедливо, что правильно, а что неправильно. («Чья земля, того и хлеб» «один с сошкой, а семеро с ложкой»).
Обратим внимание на форму пословиц. Пословица состоит из двух ритмизованных частей: «Лес рубят – щепки летят». Иногда пословица напоминает маленькое стихотворение благодаря не только ритму, но и рифме: «Что написано пером – не вырубишь и топором».
Поговорка похожа на пословицу. Но ее нужно научиться распознавать. Сам народ в поэтической форме определил разницу между ними: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». Пословица всегда представляет собой законченное предложение-высказывание, например: «Повторенье – мать ученья». Она может употребляться в речи самостоятельно, а поговорка всегда сопровождает рассказ о чем-нибудь. Например, «как две капли», «легок на помине», «как снег на голову». Можно сказать. Что пословица – мысль, а поговорка – украшение речи. И пословица и поговорка обогащают нашу речь.
Загадка появилась вместе с человеком. Загадка – это древнейший способ познания мира. Наблюдая мир, человек замечал, как много похожего и непохожего в нем. Наверное, первые загадки были о связи человека и природы. Вот загадка о морозе и весне: «Старый дед, ему сто лет, мост намостил на всю реку. А пришла молода – весь мост размела». А вот о снеге: «Скатерть бела, весь свет одела». Очень много загадок о человеке и его деятельности: «У двух матерей по пяти сыновей, всем одно имя» (рука) или: «Мужик идет из лесу, зеркало за поясом» (лезвие топора). Такой прием, когда мы называем предмет или явление не так как обычно, а другими словами, называется иносказанием. Любая загадка построена на иносказании.
Иносказания бывают разные. Мы уже видели примеры иносказательных наименований (мороз – дед, снег – белая скатерть). Другой пример: «Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто. Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги». Здесь болото не называется другим словом, а описывается настолько подробно и точно, чтобы мы могли догадаться. Описана может быть и деятельность того, о ком загадка: «Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он и не знает». Итак, иносказательное наименование и иносказательное описание – два основных приема при составлении загадки.
Загадка – вопрос, выросший из наблюдения. Загадка не требует вопросительной формы и вопросительных слов, потому что она всегда скрытый вопрос, обращенный к миру: почему ты такой? Например, загадка о зиме: «Хоть сама – снег и лед, а уходит – слезы льет». В ней человек задумывается о великом таинстве мира – смене времен года и состояний природы. Когда человек загадывает загадку другому, он делится с ним своим наблюдением над миром, ищет общий язык, проверяет, насколько точно его наблюдение. Загадка – это всегда диалог: как вопрос имеет ответ, так в загадке есть отгадка.
В разные времена загадки служили способом испытания человека, частью ритуала, например свадьбы, проверкой ума и сообразительности. Загадка не исчезнет, пока человек будет мыслить. (Современные загадки: «Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает».)
Викторина
1) Киса, кисонька, коток,
Киса - серенький хвосток,
Приходи, киса, ночевать,
Приди Васеньку качать… (колыбельная песня)
2) Матушка – репка,
Уродись крепка,
Капуста - виласта.
Будь пудаста! (закличка)
3) А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился. (небылица)
4) Ехали, ехали
В лес за орехами,
По кочкам, по ямкам,
Бух, и провалились. (потешка)
5) Скачет галка по ельничку,
Бьёт хвостом по березничку.
Наехали на галочку разбойнички,
Сняли они с галки синь кафтан.
Не в чем галочке по городу гулять,
Плачет галка, да негде взять… (прибаутка)
6) Потягунчики, порастунчики!
Роток – говорунюшка,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки. (пестушка)
7) Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной. (приговорка)
8) Раз, два – упала гора,
Три, четыре – прицепило,
Пять, шесть – бьют шерсть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять – деньги весить. (считалка)
9) Ласковое слово слаще мёда. (пословица)
10) Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятое – стуло,
Чтоб тебя раздуло!
На шестое - колесо,
Чтоб тебя разнесло. (дразнилка)
11) Семь пятниц на неделе. (поговорка)
12) Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
13) Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку!.
Кашка масленька!
Бражка сладенька.(потешка)
14)Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела, головой вертела. ( прибаутка)
15) Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
16) Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.(Скороговорка)
17) Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.(ЗАКЛИЧКА)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
Внеклассное мероприятие по литературе...
Фольклор. Малые жанры фольклора.
Урок позволяет познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...
технологическая карта урока Литературы Малые жанры фольклора"" 5 класс
технологическая карта урока Литературы Малые жанры фольклора"" 5 класс...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...
Русский фольклор. Малые жанры фольклора
Русский фольклор. Малые жанры фольклора. 5 класс...