рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 8 КЛАССА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа имеет целью:
- формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
- освоение текстов художественных произведений;
- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
- осмысление литературы как особой формы освоения культурных традиций;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
- освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольных работ и уроков развития речи.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» являются:
Познавательная деятельность: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность: самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Место и роль учебного предмета
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской программы по литературе к учебному комплексу для 8 класса (Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (Y-IX классы). Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой М.: Дрофа. 2007г). Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по литературе (Программы для общеобразовательных учреждений: Литература 5-9 кл: развернутое тематическое планирование по программе под ред. Т.Ф.Курдюмовой/составитель Т.Ф.Курдюмова ориентирована на использование учебника: Литература. 8 класс.
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- практических работ (развитие речи);
- классных сочинений;
- домашних сочинений;
- уроков внеклассного чтения;
- контрольных работ (или тестирование).
Количество часов, отводимых на изучение данного курса
Содержание | Кол-во часов |
Литература и время | 2ч. |
Устное народное творчество. История в УНТ. | 6ч. |
Из древнерусской литературы. История ДРЛ. | 4ч. |
Историческое прошлое в литературе 19 века. | 38ч. |
Историческое прошлое в лирике поэтов 19 века. | 3ч. |
Историческое прошлое в литературе 19,20 века. | 15ч. |
ИТОГО: | 68 |
Формы контроля знаний и умений и их количество
Программой предусмотрено проведение:
- практических работ (развитие речи)-
- классных сочинений –
- домашних сочинений -
- уроков внеклассного чтения –
- контрольных работ (или тестирование)-
Сведения об учебно – методических материалах, используемых при составлении и реализации рабочей программы
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Коровина В.Я., Журавлев В. П.,И., Коровин В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2008. | Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 кл. - М.: Просвещение, 2004 | Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 2002, 2003. |
Регионально – национальный компонент
Возрождение национальной культуры народов Российской Федерации является неотъемлемой частью процесса формирования гражданского общества и становления правового государства.
С национальной политикой в сфере образования тесно связано развитие национально- регионального компонента.
Национально - региональный компонент в программе по русской литературе имеет цели: обогатить личность ученика посредством обращения к национальной культуре; воспитать личность, уважающую культуру и национальные традиции других народов.
Задачи:
- повысить интерес школьников к литературе Бурятии;
- ознакомить с культурой народов региона;
- способствовать воспитанию чувства гордости к культурным ценностям народов Бурятии.
Национально-региональный компонент построен на сочетании тематического и историко-литературного принципов.
Круг чтения определяется выбором наиболее известных имен литературы Бурятии и тематикой произведений литературы и устного народного творчества.
Важными критериями отбора произведений являются доступность и соответствие возрастным интересам учащихся.
В программе разнообразие фольклорных и литературных жанров: пословицы, романы, поэмы, стихотворения, документальные и драматические произведения. В подраздел “Теория литературы” включены менее известные жанры - хождения и улигеры.
Национально - региональный компонент дает познания об обычаях и традициях бурятского и семейского народов, представление о связи бурятских и русских сказок, бурятских и эвенкийских героических эпосов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
- иметь общее представление о развитии литературы в Бурятии;
- знать имена наиболее известных поэтов и писателей и уметь характеризовать их творчество;
- знать содержание изученных произведений, уметь формулировать своё отношение к прочитанному;
- характеризовать главных героев произведений;
- писать отзывы и рецензии на прочитанные произведения;
- выразительно читать наизусть стихотворения на выбор;
- знать произведения устного народного творчества.
8 класс
Тема в программе Национально – региональный компонент
1.Народные песни
Бурятские народные песни (переводы). Семейские песни. Жанрово - тематические циклы: бытовые, солдатские, свадебные, хороводные, плясовые и шуточные песни.
2.Русская старина Разнообразие песенных мотивов.
Сибирская живая старина. Исторические предания бурятского народа. Из «Байкальских преданий»: «Матушка Гулы». Семейная генеология. Предание о покровительнице многих бурятских родов.
Прозаические фольклорные жанры семейских. Предания об исторических лицах (об Аввакуме) и событиях, об истории заселения и освоения края. Генеологические предания.
3.Русская литература XIX века. А. Пушкин «Во глубине сибирских руд»
Ч. Цыдендамбаев. Главы из романа «Доржи, сын Банзара»: «Буря мглою небо кроет», «Старый знакомец» (Историческое прошлое. Декабристы в Сибири); «Смелая сказка» (связь со сказкой Пушкина «О Попе и его работнике Балде»); «Алеша Аносов» (связь с поэмой «Руслан и Людмила»).
4. М. Горький
Х. Намсараев - одни из первых бурятских писателей. Обзор творчества. Повесть «Цыремпил». Широкая панорама бурятской жизни. Осмысление темы дореволюционного прошлого.
5. XX век. Литература родного края
Андрей Румянцев «Певцы родной земли».Очерки о бурятских поэтах Ц. Д. Дондокове, Д. Улзытуеве, М. Шиханове. Николай Дамдинов. Очерк жизни и творчества. Сборник стихов «На этой планете». Жизнь нашего современника. Лирический герой.
К. Карнышев «Дымчатый, в яблоках». Рассказ о взаимоотношениях людей и животного мира. Гуманнистический характер произведения.
Раиса Белоглазова «Их было четверо». Герои рассказа - подростки. Тема человеческих отношений в сложном современном мире.
Технологии обучения, механизмы формирования основных компетенций.
Технологии, используемые в практике работы (педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и методов, применяемых в обучении, а также в качестве реального процесса обучения) | |
1. Проблемное обучение | Форма активного обучения, позволяющая актуализировать знания, применить их в новой учебной ситуации. Использую при объяснении нового материала, закреплении и контроле. Реализую в форме диспута по вопросам, содержащим какое-либо противоречие, который присутствует практически на каждом уроке литературы. |
2. Технология исследовательского обучения и проектные методы обучения | Исследовательская деятельность подразумевает в первую очередь индивидуальную деятельность учащегося, что особенно важно при формировании навыков самостоятельности. Исследовательские работы учащихся могут быть представлены в форме проекта. |
3. Технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы) | Использовать наглядные опоры при анализе худ. произведений начинаю с 5 класса, когда начинает формироваться логика, доказательность суждений. С помощью схем на доске можно продемонстрировать особенности развития сюжета произведения, особенности взаимоотношений и характеры героев. |
4. Игровые технологии | Позволяют разнообразить процесс обучения и активизировать деятельность учащихся. Лучше всего использовать на этапе проверки знаний по предмету. Например: "Своя игра"(контроль знаний за I полугодие в 8 классе), урок-"Что?Где?Когда?" , урок-соревнование "Литературный КВН". |
5. Кейс-технологии | Позволяет найти нетривиальный подход к раскрытию проблемы, проиллюстрировать учебные ситуации, может быть использован на уровне элементов или стать основой для занятий в виде деловых игр типа: урок - пресс - конференция, урок - презентация писателя |
6. Современные технологии контроля и оценки | Тестирование. Используются и разрабатываются тесты по всему курсу литературы. Тестирование с применением ИКТ. |
Требования к уровню освоения конкретного предмета.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей;
- изученные теоретико-литературные понятия;
Уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
На этапе 8 класса формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения от метафоры до композиции.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах.
В основе программы курса литературы в 8 классе лежит ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие литература и традиция, поэтому основные темы курса отличаются от примерной программы, но не противоречат содержанию и требованиям программы. Часть тем изучается в 7 и 9 классах и не включены в содержание программы 8 класса.
Содержание тем учебного курса
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития Александра Невского», «Песнь о вещем Олеге», «Повесть о разорении Батыем Руси», «Преподобный Сергей Радонежский». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе..
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«Полтава», «Борис Годунов». «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Песня про купца Ивана Васильевича…».
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении. «Тарас Бульба».
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Учебно-методическое обеспечение
- «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009 г.
- Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс»
- В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс»
- Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М., 2000.
- Литература. 6 класс: поурочные разработки. Изд. 2-е. –Волгоград: Учитель,2007.
- Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы
- Мультимедиа энциклопедия.
- Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
9.http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации Коровиной В.Я.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 8 класс. М.: Просвещение, 2011.
- Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс»: Электронное учебное пособие
на СD-RОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2010.
- Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс / Сост. Е.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011.
- Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
Для учителя
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009
3 .Егорова И. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. М.: ВАКО, 2010.
Календарно – тематическое планирование уроков по литературе для 8 класса (68 часов).
№ п/п | № Урока по данной теме | Часы | Тема | Дата
|
| ||||
1 | 1 | 1ч. | Введение. Литературный процесс как часть исторического процесса. | |
2 | 2 | 1ч. | Х.К.Андерсен” Колоши счастья” как эпиграф к изучению исторической тематики. | |
II. История в У.Н.Т (6) | ||||
3 | 1 | 1ч. | Историческая народная песня “Правёж” | |
4 | 2 | 1ч. | “Петра I узнают в шведском городе” | |
5 | 3 | 1ч. | Р.к “Пугачёв пойман”- казачья песня | |
6 | 4 | 1ч. | Р.к Казачья легенда “Про пугача” | |
7-8 | 5-6 | 2ч. | Народная драма. “Как француз Москву брал” | |
III.История в ДРЛ (5ч.) | ||||
9 | 1 | 1ч. | “Начальная летопись,” “Повесть временных лет” | |
10 | 2 | 1ч. | “Повесть о разорении Рязани Батыем” | |
11 | 3 | 1ч. | “Сказание о житии Александра Невского” | |
12 | 4 | 1ч. | Роль нравственного поучения на страницах жития. | |
13 | 5 | 1ч. | Б.К Зайцев “ Преподобный Сергий Радонежский” | |
14 | 1 | 1ч. | М.Сервантес “Дон Кихот” (фрагменты ) | |
V. История на страницах произ-й XVIII века (2ч .) | ||||
1 | 1 | 1ч. | Н.М Карамзин “Марфа-посадница” прошлое в литературе XIX века (38ч) | |
IV. История на страницах эпохи Возрождения (1ч.) | ||||
16 | 2 | 1ч. | Художественный смысл финала повести. Позиция автора. | |
17 | 1 | 1ч. | А.К.Толстой “Илья Муромец,’”Правда“ | |
VI. Исторически события в произведениях. | ||||
18 | 2 | 1ч. | Г.Лонгфелло “Песнь о Гайавате.” | |
19 | 3 | 1ч. | В.Скотт “Айвенго” | |
20 | 4 | 1ч. | И.А Крылов “Волк на псарне”
| |
21 | 5 | 1ч. | А.С. Пушкин “Песнь о вещем Олеге” | |
22 | 6 | 1ч. | “Анчар” | |
23 | 7 | 1ч. | “Полтава”. Описание битвы и её главного героя | |
24 | 8 | 1ч. | “Капитанская дочка” Историческая основа повести. | |
25 | 9 | 1ч. | Формирование характера и взглядов Петруши Гринёва. | |
26 | 10 | 1ч. | Встреча с вожатым, Многозначительные обстоятельства встречи. | |
27 | 11 | 1ч. | Гринёв и Швабрин. Проблемы чести и достоинства. | |
28 | 12 | 1ч. | Падение Белогорской крепости. | |
29 | 13 | 1ч. | Зеркальные сцены в повести- два военных совета. | |
30 | 14 | 1ч. | Спасение Маши Мироновой | |
31 | 15 | 1ч. | Образ Гринёва | |
32 | 16 | 1ч. | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | |
33 | 17 | 1ч. | Образ Пугачёва в повести “Капитанская дочка” | |
34 | 18 | 1ч. | Человек и история. Частное и историческое в повести. | |
35 | 19 | 1ч. | Р.к А.С Пушкин “Казак” | |
36 | 20 | 1ч. | М.Ю. Лермонтов “Родина” Лирика поэта на тему родины. | |
37 | 21 | 1ч. | “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” | |
38 | 22 | 1ч. | Нравственные проблемы песни Романтическое изображение природы как фона событий. | |
39 | 23 | 1ч. | Р.к М.Ю Лермонтов “Два сокола” | |
40 | 24 | 1ч. | Н.В.Гоголь “Тарас Бульба” | |
41 | 25 | 1ч. | Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. | |
42 | 26 | 1ч. | Отец и сыновья Характеры главных героев повести. | |
43 | 27 | 1ч. | Мастерство Гоголя в изображении природы. | |
44 | 28 | 1ч. | РР Подготовка к домашнему сочинению по повести “Тарас Бульба” | |
45 | 29 | 1ч. | А.Дюма “Три мушкетера” | |
46 | 30 | 1ч. | А.К. Толстой “Василий Шибанов” | |
47 | 31 | 1ч. | “Князь Серебряный” | |
48 | 32 | 1ч. | Сюжет и его главные герои | |
49 | 33 | 1ч. | Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. | |
50 | 34 | 1ч. | Л.Н.Толсто “После бала” | |
51 | 35 | 1ч. | Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. | |
52 | 36 | 1ч. | Автор и рассказчик в произведении.
| |
53 | 37 | 1ч. | Время и пространство в рассказе. | |
54 | 38 | 1ч. | “Посмертные записки Фёдора Кузмича” | |
VII Историческое прошлое в лирике поэтов в XIXв. (3ч.) | ||||
55 | 1 | 1ч. | В.А Жуковский “Воспоминание,” “Песня,” “Стансы.” Давыдов “Бородинское поле” | |
56 | 2 | 1ч. | Козлов Вечерний звон” Глинка”Москва” Анухнин ”Солдатская песня о Севастополе” | |
57 | 3 | 1ч. | Р.К. А.Н. Майков “Казак” | |
VIII. Историческое прошлое в литературе XIX века (11ч.) | ||||
58 | 1 | 1ч. | Былины и их герои в произведениях XIX века Бунин, Бальмонт, Винокуров. | |
59 | 2 | 1ч. | Р.к Бальмонт “Скифы” | |
60 | 3 | 1ч. | Ю.Н. Тынянов. “Восковая персона” | |
61 | 4 | 1ч. | Подпоручик “Книже” | |
62 | 5 | С.Цвейг “Невозвратимое мгновение” | ||
63 | 6 | 1ч. | М. Алданов “Чёртов мост”(главы), “Святая Елена, маленький остров” | |
64 | 7 | 1ч. | Б.Л Васильев “Утоли мои печали” | |
65 | 8 | 1ч. | Смысл заглавия романа | |
66 | 9 | 1ч. | Л.М Леонов “Золотая карета ” | |
67 | 10 | 1ч. | История на страницах поэзии XIX века Брюсов, Гиппиус, Гумилев, Цветаева. Иванов, Кедрин. | |
68 | 11 | 1ч. | Итоги. Беседа по итогам чтения и изучения произведений истрической тематики. Рекомендации по самостоятельному чтению во время каникул. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....