Рабочая программа по УНТ 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Учебный курс (предмет): | Устное Народное Творчество | |||
Класс: | 5а | |||
Количество часов: | 35 (1 час в неделю) | |||
Учебный год: |
| |||
Рабочая программа составлена на основепримерной программы основного общего образования по литературе и программыпо литературе 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев/ с использованием следующей учебной и методической литературы:
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Аникин В.П. | Живая вода//Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. | – М.,1987 | «Детская литература» |
2 | Бахтин В. | Детский фольклор// Энциклопедия для детей. | 1998 | «Русская литература» Ч.1. |
3 | Виноградов Г.С. | Русский детский фольклор | 1999 | « Родной язык в школе» |
4 | Меркин, С.Зинин, В.Чалмаев, | Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы | 2012 | «Русское слово» |
5 | Г.Меркин, Б.Меркин | Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс». | 2013 | «Русское слово» |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов.
Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок.
Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения учебного предмета
Ученик научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной.
Ученик получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов, в том числе и произведения Донского края, для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата | № урока | Тема урока | планируемое количество | ||||||
Устное Народное Творчество | |||||||||
1 | Фольклор — коллективное устное народное творчество. | РК | РС | ЗТ | И | С | ИТ |
| |
2 | Преображение действительности в духе народных идеалов. | ||||||||
3 | Вариативная природа фольклора | ||||||||
4 | Исполнители фольклорных произведений. | ||||||||
5 | Коллективное и индивидуальное в фольклоре. | ||||||||
Малые жанры фольклора | |||||||||
6 | Детский фольклор | ||||||||
7 | Особенности поэзии пестования. Пестушки. | ||||||||
8-9 | Колыбельные песни,приговорки, скороговорки, загадки | ||||||||
10 | Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). | ||||||||
11 | Самостоятельная работа « Общая характеристика УНТ» | + | |||||||
Русские народные сказки. Былины. | |||||||||
13 | Сказки как вид народной прозы. | ||||||||
14 | Нравоучительный и философский характер сказок. | ||||||||
15-16 | Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические) | ||||||||
17-18 | Собиратели сказок. (Обзор.) | ||||||||
19 | Контрольная работа «Сказка. Виды народной сказки» | + | |||||||
20 | «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. | ||||||||
21 | Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. | ||||||||
22 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | ||||||||
23-24 | Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. | ||||||||
25 | «Журавль и цапля». Сказка о животных | ||||||||
26-27 | «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. | ||||||||
Теория литературы | |||||||||
28-29 | Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). | ||||||||
30-31 | Сказочные формулы. | ||||||||
32 | Сравнение | ||||||||
33 | Самостоятельная работа « Изобразительно-выразительные средства в УНТ» | + | |||||||
34 | Итоговый тест по Устному Народному Творчеству | + | |||||||
35 | Анализ письменных работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...