Концептуальные основы нового школьного учебника «Литература» 11 класс в 2-х частях под редакцией В.В.Агеносова, А.Н. Архангельского, Н.Б.Тралковой (Издательство «Дрофа» М., 2014 год).
статья по литературе (10 класс)
Учебник, о котором я сегодня буду говорить, - это продолжение УМК по литературе 10-11 класс издательства «Дрофа» под редакцией В.В.Агеносова 2014г., учебник для 11 класса, обеспечивающий преподавание по программе литературного образования В.В.Агеносова, А.Н.Архангельского, Н.Б. Тралковой, и соответствует программе по литературе и требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Концептуальные основы нового школьного учебника «Литература» 11 класс в 2-х частях | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Концептуальные основы нового школьного учебника «Литература» 11 класс в 2-х частях под редакцией В.В.Агеносова, А.Н. Архангельского, Н.Б.Тралковой (Издательство «Дрофа» М., 2014 год).
«Для многих учебник остается
первой и последней филологической
книгой, которую они держат в руках».
Г. Сухих.
Из опыта апробации учебника.
Я, Чеботарёва Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ № 7» Родионово-Несветайского района Ростовской области. Стаж работы в данной школе 29 лет, общий педагогический стаж 45 лет. Имею высшую квалификационную категорию с 2002 года, звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации», победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации 2008 г., имею много грамот и наград за работу с одаренными детьми, победителями муниципальных и призёрами региональных олимпиад по литературе.
Учебник, о котором я сегодня буду говорить, - это продолжение УМК по литературе 10-11 класс издательства «Дрофа» под редакцией В.В.Агеносова 2014г., учебник для 11 класса, обеспечивающий преподавание по программе литературного образования В.В.Агеносова, А.Н.Архангельского, Н.Б. Тралковой, и соответствует программе по литературе и требованиям ФГОС.
Следует отметить, что методические и дидактические принципы построения учебника несколько отличаются от учебников, по которым мне приходилось работать, в том числе и предыдущим изданиям автора В.В.Агеносова.
Прежде всего, хотелось бы отметить систему разноуровневых заданий, направленных на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств учеников. Учебник доступен, понятен для учащихся и является хорошим подспорьем в работе учителя. Статьи учебника вводят нас в многообразный мир художественного слова, рассказывают об основных явлениях русской литературы, о самых значительных произведениях 20 века. А главной дидактической целью их является содействие организации самостоятельной творческой проектной деятельности учащихся.
Методический аппарат учебника ориентирован на личностные метапредметные и предметные результаты выпускников основной школы. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе.
Несмотря на то, что учебник, предложенный для апробации, рассчитан на углубленный уровень обучения, учащиеся моей сельской школы успешно ориентировались в предложенных заданиях. Основная масса учащихся безболезненно пропускала избыточный материал, выходящий за пределы утвержденного Стандарта, и при этом не испытывала интеллектуального дискомфорта, не чувствовала себя ущербной, потому что установка на целостное представление о литературном процессе позволяет избегать излишней детализации и давать общесистемное представление о предмете. Гуманитарно-ориентированный ученик, пользуясь данным учебником и читая дополнительные главы, знает предмет не лучше, а именно полнее, детальнее.
Ведь недаром в 2014/2015 учебном году пять моих выпускников выбрали для сдачи ЕГЭ литературу, а три учащихся 11 класса явились победителями и призёрами муниципальной олимпиады по литературе этого года.
Так же как и предыдущий учебник для 10 класса под редакцией А.Н.Архангельского, тексты учебника для 11 класса достаточно ясны, доступны, дают предельно краткую, но ёмкую биографию писателя, его творческую индивидуальность, показывают его художественный мир. Вся учебная деятельность в нем – не зубрёжка, а пони мание, не репродукция, а научное обоснование, не «тоска зелёная», а эмоциональное потрясение при встрече с русским словом, яркой личностью.
Работая с этим учебником, учащиеся наблюдают за словом, изобразительно-выразительными средствами языка, сопоставляют героев, события, авторские позиции, обобщают, делают выводы, пишут сочинения, готовят презентации, проекты.
Чем ещё хорош учебник? Принципом построения обычных и усложненных заданий, который приводится через все главы. Вопросы и задания даны непосредственно после каждой микротемы, каждого раздела, что активизирует учащихся и помогает учителю построить урок так, чтобы работа с учебником и текстом шла во взаимосвязи. А это, конечно же, облегчает и подготовку учителя к урокам и помогает учащимся более детально отвечать на вопросы, используя материал учебника. Для учащихся не будет новостью, что станет предметом беседы на уроке. Это очень важно. А разделы по литературной критике и литературоведению дают возможность поиска учащимися единомышленников интерпретации текста и подготовке к сочинению.
Что ещё хотелось бы отметить? Хорошо, что в монографических главах дается подробный анализ двух-трех произведений того или иного писателя, несколько основных стихотворений поэта. Такая целевая установка направлена на обучение школьников методике анализа прозаического и поэтического текстов.
Разделы «Художественный мир писателя (поэта)», «Способы проявления авторской позиции», помогают не только увидеть отношение писателя (поэта) к происходящему, но и научиться видеть позицию автора, что очень важно при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.
Покажу на примерах, как мне помогает структура данного учебника в работе.
Возьму тему по творчеству М.А. Булгакова (учебник часть1 стр. 383-389.) кроме краткой, емкой биографии писателя, в которой перечислены наиболее значимые вехи в творчестве, дана и интересная информация о памятнике на могиле писателя, связанная с Н.В.Гоголем. Неслучайно сразу же после раздела «Художественный мир писателя» задан вопрос учащимся: «Подумайте, почему М.Булгаков считал себя учеником Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина». А затем вопрос: «Какие темы и проблемы волновали писателя?»
Затем идет анализ романа «Мастер и Маргарита» с его композиционной структурой, системой внутренних соответствий в рамках романа, жанром и его нравственным потенциалом, темой судьбы и личной ответственности, образом Маргариты и темой творчества в романе. Заключает анализ раздел: «Смысл финала романа», что очень важно для понимания всего замысла писателя.
А затем идут вопросы по роману, далее предложены темы для семинара, темы для проектной деятельности, исследования, темы сочинений.
Всё это помогаем мне в организации процесса осмысления, усвоения текста и погружения в текст.
При изучении творчества В.В.Маяковского стоит обратить внимание на задание на стр. 265.
Лаборатория читателя.
Составьте конспект фрагмента учебной статьи со слов «Таков «Левый марш»- стихотворение до слов «… что вынесены в рифму по модели»:
Тезис | Предмет анализа | Цитаты | Вывод |
Затем предложена тема проекта: «На основе ПК «ОСЗ Хронолайнер» создайте линию «Футуризм в искусстве».
И следующее за проектом исследование по поэме «Облако в штанах». Такая работа позволит учащимся погрузиться в материал учебника, приблизиться к пониманию поэтического дарования Маяковского, объяснить силу воздействия его поэзии на читателя.
Проанализирую ещё один раздел учебника (2 часть стр. 352-388) «Литература о Великой Отечественной войне второй половины 20 века». В разделе названы авторы, прошедшие дорогами войны, знающие о войне непонаслышке, и те, кто не был в писателях, но из окопов пришли в литературу. Авторы учебника показали три потока военной прозы: художественно-документальный, героико-эпический и батальонный. Затем дан краткий анализ нескольких произведений из каждого потока, названы темы и проблемы, позиции авторов, причём конкретные, названы удачи писателя и его слабые стороны в изображении событий героев, индивидуально-авторский взгляд на те или иные события войны.
В конце раздела опять даны вопросы по теме и тема семинара «Нравственный выбор человека на войне (на материале одного-двух произведений «военной прозы»)». Я провела такой семинар по произведениям Б. Васильева «А зори здесь тихие» и В.Быкова «Сотников». Во многом помогли материалы учебника и интернет-ресурсы, рекомендованные учебником на стр. 492. Также предложено авторами учебника исследование по теме «Толстовские традиции в современной батальонной прозе», темы проектов, темы сочинений и рекомендуемая литература.
Что следует особо отметить, что среди тем сочинений, предложенных авторами учебника, есть и тема, которая была заявлена в одном из пяти блоков сочинений, которую учащиеся писали 3 декабря 2014 года, как допуск к ЕГЭ: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю.Друнина). Большинство учащихся выбрали именно эту тему и справились с ней вполне успешно.
Таким образом, можно сделать вывод, что учебник «Литература» для 11 класса под редакцией В.В.Агеносова, его дидактико-методическое построение дают учителю возможность формировать целостное представление о русской литературе 20 века. Учитель, опираясь на учебник, может не только расширять кругозор ученика, развивать учебные действия, личностное восприятие, метапредметные умения, но и формировать у него гуманитарные и филологические знания. Наша же задача, учителей-предметников, учитывая особенности своих учеников, найти ещё множество не предусмотренных методических и дидактических решений, направленных на достижение поставленных перед нами целей, обусловленных ФГОС. Это дело сугубо творческое. Профессия учителя дает нам и нашим ученикам счастье самовыражения, самореализации, которое возникает при полном взаимодействии и взаимопонимании. Но… «Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется…» И если отзовется светом добра, любви и веры – за это можно всё отдать! Жаль только, что на это слово отводится 2 – максимум 3 часа в неделю.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ № 7» Чеботарёва Н.Н.
май 2015год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с преподавателями социально - политических дисциплин "Методика проведения лабораторно - практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе" (для тьюторов)
Структурно - аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе "Обществознание. Глобальный мир в 21 веке". Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и ш...
Календарно-тематическое планирование по учебнику 10 класс "Алгебра и начала анализа" под редакцией Калягин Ю.М. и другие
Календарно-тематическое планирование по учебнику 10 класс "Алгебра и начала анализа" под редакцией Калягин Ю.М. и другие...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 3 класса; УМК «Английский с удовольствием», авторы УМК: БИБОЛЕТОВА М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н., издательство: «Титул», ФГОС, 2014 год
(рассчитано на 2 часа в неделю, спланировано 68 занятий, из них 9 контрольных)№п /пРазделТема учебного занятияСроки Планируемые результатыОсновные виды учебной деятельности Учебно-метод.,Мат...
Концептуальные основы новой школы России.
Сегодня в нашу действительность вошел 21 век, и мы в постоянном поиске своего места в этом новом веке. Что правильно ориентирует о роли и месте учителя в образовательном пространстве 21 века, эт...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...