Конспект урока по литературе "Помещичья Русь в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Горлач Ирина Алексеевна

Целью данного урока является закрепление знаний учащихся  посредством презентации среднесрочных проектов о помещике Манилове, о Коробочке, Ноздрёве, Собакевиче. Литературоведческая пауза предполагает актуализацию знаний о юморе, сатире, приёмах комического, жанре "Мёртвых душ". Этап рефлексии - эссе по выбору учащихся. К уроку прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ

С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ТЕХНОЛОГИИ

«ОРГАНИЗАЦИЯ   ПРОЕКТНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Тема: Урок защиты проектов  «Помещичья Русь в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», 20 февраля 2019 г.

Цель:  закрепление знаний по теме  «Система образов поэмы «Мертвые души». Образы помещиков и чиновников и средства их создания».   4 - ый урок по теме «Н.В.Гоголь»

Предметные задачи, развитие УУД:

познавательные:

-  создать условия  для развития  у обучающихся осмысленного чтения, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание),  учиться создавать проект, маршрутную карту,  герб героя, основываясь на характеристике помещиков  поэмы «Мёртвые души»,  применять на практике полученные знания о приёмах и средствах создания комического;  

личностные:

- формирование  мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности, художественно-изобразительной; реализация потребности в самовыражении,  умение вести диалог;  умение  проводить само - и взаимооценку, формировать лидерские качества;

коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленными задачами; развитие  умения работать в группе,  с уважением относиться к мнению других;

регулятивные:

- планировать пути достижения цели,  уметь контролировать время, эмоциональное состояние, преодолевать трудности; оценивать  учебные действий в соответствии с поставленной задачей;  прогнозирование  предстоящей  работы, осуществление  познавательной  и личностной  рефлексии.

Методы обучения: словесный, наглядно–иллюстративный,  проблемный, исследовательский.

Оборудование: ПК,  мультимедийный проектор, книги, творческие проекты учащихся,

презентация урока,     раздаточный материал,  песочные часы,  листки достижений.

песочные часы,  раздаточный материал.

Форма организации урока: урок применения знаний на практике, группы,  консультанты в группах.

Планируемый результат:  в результате проектной деятельности сформировать представление об образах помещиков, авторской позиции, средствах её выражения; подготовить к восприятию следующих глав поэмы, включить учащихся в познавательную  деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения нового знания.

        Ход  урока

1 Слово учителя.  Погружение в тему

                                                      Но нет пощады у судьбы тому, Чей благородный гений

                                                  Стал обличителем толпы, Её страстей и заблуждений.

         Питая ненавистью грудь,  Уста вооружив сатирой,

        Проходит он тернистый путь   С своей карающею лирой.

        Со всех сторон его клянут,  И, только труп его увидя,

                                                      Как много сделал он, поймут,  И как любил он – ненавидя!

 Под этим стихотворением Н.А. Некрасов поставил дату: «В день смерти Гоголя, 21 февраля 1852 года»

2 Мобилизующий этап урока.  Целеполагание.

              В каком  лиро-эпическом произведении Н.В.Гоголь со всей силой сатирика обрушился на пороки человеческие?  «…один за другим у меня следуют герои, один пошлее другого», - писал Гоголь в 1846 году.  (поэма «Мёртвые души»)        

             Каковы задачи урока? Ответы учеников: защитить творческие проекты, рассмотреть художественные образы помещиков (Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича) в поэме, выявить порочность жизни героев, губительное влияние на общество крепостного права, поделиться впечатлениями о поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

3 Актуализация.  Литературоведческая  пауза Работа в группах (диалог) под руководством консультантов, время подготовки 1 минута.  

                1 группа  В чем особенность жанра «Мёртвых душ»? (у Пушкина «Евгений Онегин» - роман в стихах, поэмой обозначил «Мёртвые души» сам писатель, это прозаическая поэма, так как в произведении много авторских лирических отступлений, раздумий о людях,  о будущем России, всюду слышится голос писателя). В 1836 году Гоголь называет «Мертвые души» поэмой. «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, - писал Гоголь Погодину из Парижа,- и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа  ни на повесть, ни на роман, длинное, длинное, в несколько томов, название ей «Мертвые души». Если Бог поможет выполнить мне мою поэму, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем». Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы. Первая часть (1-й том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (2-й том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей (3-й том) изобразить их в «раю». Законченным оказался только 1-й том.

                    Кто подсказал Н.В Гоголю сюжет «Мёртвых душ»? (А.С.Пушкин) В 1831 году Гоголь на вечере у Плетнева был представлен Пушкину. Однажды поэт рассказал Гоголю об одном плуте-чиновнике, который за бесценок скупил у помещиков мертвые души, числившиеся по спискам живыми, а затем, заложив эти души, получил большую сумму денег и разбогател. Поэма «Мёртвые души» - плод многолетней работы писателя, которому он посвятил 17 лет.

                2 группа Сатира – это … (Сати́ра  является заимствованием через фр. Satire из (лат. satira) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказмаиронии (спрятанная насмешка), гиперболыгротескаллегорияпародия и др)

                Юмор -  это… ( Добрый смех, легкая незлая насмешка, добродушное высмеивание слабых сторон человека. Способность ума весело реагировать на явления окружающей среды,  шутливо замечать и доброжелательно показывать недостатки человеческой природы.)

              3 группа Приёмы комического. (Приёмы: несоответствие – возвышение низкого,   снижение высокого, манеры недopазумения – это слова воспринимаются и употребляются слушающим совершенно в другом значении, ирония, сравнение, градация, контраст, комическое преувеличение (гипербола), умаление (литота). Привести примеры.

               4 группа Средства создания комического: метафopы, сравнения, уподобления, оксюмopон, синонимы, антонимы, пpoклятия, ругательства, одобрения, похвалу, вульгаризмы, пpoфессионализмы, "говopящие" имена и фамилии, названия титулов и др.)

Привести примеры

4         «Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь или нехозяйственная — мимо их! - с горечью замечал в лирическом отступлении 3 главы.  Так ли это? Какими пороками отягчены герои поэмы?

ЗВУЧИТ «Грустный  вальс  Сибелиуса»

              Презентация проектов, творческих заданий под  руководством консультантов, которые определяют степень участия каждого в создании проекта и его презентации.  

                1 группа.   Проект о  помещике Манилове. ( 2 глава)  

 Каковы последствия хозяйствования Маниловых?  Какие художественные  приёмы использует  Н.В Гоголь при создании характера помещика? Роль детали.  Типичность образа.  «Маниловщина». Знать литературный тип, понятие о герое и антигерое.  Антропонимы как часть характеристики героев. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Есть ли вопросы к выступающим?

                2 группа.   Проект о помещице Коробочке Настасье Петровне (3 глава)  Какие  художественные приёмы использует  Н.В Гоголь при создании характеров помещика? Роль детали. Типичность образа. Знать литературный тип, понятие о герое и антигерое.  Антропонимы как часть характеристики героев. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Есть ли вопросы к выступающим?

               3 группа. Защита маршрутнной карты «Исторический человек…» о помещике Ноздрёве ( 4 глава)

 Театр сценка «Чичиков: - У меня к тебе просьба…- До эпизода: « Порфирий, ступай скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его, пусть их едят одно сено».

Какие художественные приёмы использует  Н.В Гоголь при создании характеров помещика? Роль детали. «Ноздрёвщина».  Типичность образа.  Какая польза России от такого  помещика? Знать литературный тип, понятие о герое и антигерое.  Антропонимы как часть характеристики героев. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Фамилия этого героя ассоциируется со словом ноздря – «одно из двух наружных носовых отверстий». От существительного ноздря образовано прилагательное ноздреватый в значении «с небольшими отверстиями, пористый», в диалектах имеется прилагательное ноздрявый – «исполненный скважин, дыр». Возможно, это намек на нравственную ущербность – «очень недурно сложенного молодца с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами, с черными, как смоль, бакенбардами», с лица которого, по словам Гоголя «так и прыскало здоровье».

Есть ли вопросы к выступающим

              4 группа.   -   помещик Собакевич (5глава), проект   на плакате. Что говорит о чиновниках, о просвещении,  о еде, о Плюшкине, об умерших крестьянах Собакевич?   Как слушает Чичикова?        Какие художественные приёмы использует  Н.В Гоголь при создании характеров помещика?  Роль детали.  Типичность образа. Знать литературный тип, понятие о герое и антигерое.  Антропонимы как часть характеристики героев. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Есть ли вопросы к выступающим?

           «… веселое мигом обратится в печальное, если только долго застоишься перед ним…»                              

5. Рефлексия.  Эссе по выбору учащихся «Правда Н.В. Гоголя о  помещичьей Руси. Что обнажил писатель, что обличает в помещиках,  над чем смеётся?», «От каких типичных  особенностей характера  помещиков  необходимо избавляться?», «Первое знакомство с поэмой «Мёртвые души».

«Мёртвые души потрясли всю Россию», - вспоминал А. И. Герцен. Писатель ставил перед собой задачу – показать отсталую поместно-крепостническую Россию со всеми ее пороками и недостатками. Писатель изобличает недостатки, отрицательные стороны русской действительности. Гоголь показывает деградацию русского общества, во что превратились  души помещиков. Жизнь человека немыслима без духовных движений, а помещики бездуховны, мертвы.  Бездуховность помещиков – причина их деградации. Н.В.Гоголь  надеется на возрождение России,  что люди ужаснутся своей жизни и  пробудятся от мертвящего сна. Большую роль в этом играли мастерски созданные автором образы представителей дворянства, составлявшего основной социальный класс в стране, претендующий на величие и привилегии.   Типичность образов. Приговор обществу (крепостничество, бесцельное существование, бесхозяйственность, бесплодная мечтательность, преданность вещам, разрушительный скандализм, шулерство, глупость,  чревоугодие, обособленность от общества).

6 Взаимооценка .   Комментарии  консультантов.

7 Домашнее задание: электронный проект «Образ Плюшкина» (2  слайда каждой группе)

1 группа -  портрет, речь, обстановка дома

2 группа – семья, судьба детей

3 группа – Чичиков и Плюшкин

4 группа -  жизнь крестьян  у «заплатанного скряги»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Но нет пощады у судьбы тому, Чей благородный гений Стал обличителем толпы, Её страстей и заблуждений Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Со всех сторон его клянут, И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он – ненавидя! Н.А. Некрасов

Слайд 2

В каком лиро-эпическом произведении Н.В.Гоголь со всей силой сатирика обрушился на пороки человеческие? «…Один за другим у меня следуют герои, один пошлее другого…» Каковы задачи урока?

Слайд 3

Цель : закрепление знаний по теме «Система образов поэмы «Мертвые души». Образы помещиков и чиновников и средства их создания». Предметные задачи: познавательные: создать условия для развития осмысленного чтения, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение), речи, внимания, памяти; учиться создавать проект, маршрутную карту, герб героя, основываясь на характеристике помещиков поэмы «Мёртвые души», применять на практике полученные знания о приёмах и средствах создания комического; личностные: формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности, художественно-изобразительной; реализация потребности в самовыражении, умение вести диалог; умение проводить само - и взаимооценку, формировать лидерские качества; коммуникативные: умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленными задачами; развитие умения работать в группе, с уважением относиться к мнению других; регулятивные : планировать пути достижения цели, уметь контролировать время, эмоциональное состояние, преодолевать трудности; оценивать учебные действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование предстоящей работы, осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Слайд 4

Литературоведческая минутка (1 минута на подготовку) 1 группа В чем особенность жанра «Мёртвых душ»? Кто подсказал Н.В Гоголю сюжет «Мёртвых душ»? 2 группа Продолжить мысль Сатира – это…. Юмор - это… 3 группа Назвать приёмы комического. Привести примеры 4 группа Перечислить средства создания комического. Привести примеры

Слайд 5

«Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь или нехозяйственная — мимо их!» Так ли это? Какими пороками отягчены герои поэмы? «Грустный вальс» Яна Сибелиуса, финского композитора Что вы представили себе на фоне музыки?

Слайд 6

1 группа - Праздный мечтатель Манилов 2 группа «Коробочка Настасья Петровна» 4 группа «Экой кулак» Собакевич! 3 группа «Исторический человек» Ноздрёв

Слайд 7

Первое знакомство с поэмой «Мёртвые души» Правда Н.В. Гоголя о помещичьей Руси. Что обнажил писатель, что обличает в помещиках, над чем смеётся? От каких недостатков в человеческих характерах необходимо избавляться? РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 8

Электронный проект «Образ Плюшкина» по 6 главе (2 слайда каждой группе) 1 группа - портрет, речь, обстановка дома 2 группа – семья, судьба детей 3 группа – Чичиков и Плюшкин 4 группа - жизнь крестьян у «заплатанн о го скряги» ВЗАИМООЦЕНКА КОНСУЛЬТАНТАМИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 10 классе "Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время"

Урок - диалог в 10 классе по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"...

конспект урока "До чего же хороша в матрешке русская душа"

знакомство с декоративно-прикладным творчеством- русской матрешкой,  видами ее росписи, историей возникновения...

Конспект урока музыки во 2 классе на тему"Мелодия-душа музыки"

Схема конспекта урока музыки составлена в соответствии с требованиями аттестации и в рамках ФГОС....

Конспект урока литературы. А.Ахматова. Поэма "Реквием". 11 класс

Конспект урока литературы на тему "А.Ахматова. Поэма "Реквием". 11 класс...

Конспект урока истории «Русь в середине XII – начале XIII вв.», 6 класс

Представленный урок повторения и обобщения является заключительным в изучении раздела «Русь в середине XII – начале XIII вв.» УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токар...

Конспект урока в 5 классе «Поэма Гомера «Илиада»

Конспект урока в 5 классе «Поэма Гомера «Илиада»...